Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Влияние детско-родитеаьских отношений на формирование личности ребенка





 

 

Вопросы взаимодействия ребенка с окружающими актуальны не только в условиях детского сада, но и внутри семьи. Современным родителям не хватает времени на общение с собственным ребенком, а порой не достает и соответствующих знаний и умений, необходимых для полноценного общения и понимания ребенка.

Одной из наиболее распространенных причин откло­нений в развитии ребенка являются нарушенные семейные отношения — неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком. Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются такие обра­зования личности ребенка, как самоотношение и самооценка (образ «Я»). Поскольку отношения внутри семьи и за ее пределами взаимосвязаны, то проблемы в отноше­нии к себе, к другим людям могут проявляться у ребенка в виде эмоциональных переживаний, нарушении соци­альной адаптации или даже в виде болезни.


Психология развития ребенка показывает, что факторы, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотно­шения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, способны привести к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим.

В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняю­щегося поведения (A. Roe, M. Siegelman, 1963; Е. S. Schefer, 1965). Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправиль­ных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация.

Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо с ним обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.

Так, дети, воспитанные в детских учреждениях, без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым. Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности — неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений (J. Bowlby, 1979).

Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» — с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности (D. Winnicot, 1965).

На психическое развитие ребенка оказывают влияние не только нарушения семейного воспитания. Разные стили ухода и обращения с ребенком начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.

А. Болдуин выделил два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и, одновременно, верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективно­сти в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказывается, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризуются умеренно выражен­ной способностью к лидерству, агрессивностью, стрем­лением контролировать других детей, но сами же с трудом поддаются внешнему контролю. Они отличаются также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверст­никами, однако им не присущи альтруизм-, сензитивность и эмпатия.


Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствитель­ность, неагрессивность, отсутствие любознательности и оригинальности мышления, бедная фантазия.

Д. Боумрин в цикле исследований попытался вычле­нить совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы де­тей: компетентные, избегающие и незрелые.

Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с развитым самоконтролем собственно­го поведения, умением устанавливать дружеские отноше­ния со сверстниками.

Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со свер­стниками, избегающие новых ситуаций.

Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

Автор выделил также четыре параметра изменения родительского поведения, ответственные за описанные паттерны детских черт.

1. Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них.

2. Родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости, родители стараются, чтобы дети реализовывали свой потенциал.

3.Способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение, с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми.

4.Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к ребенку.

Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к со­циальной зрелости, общения и эмоциональной поддерж­ки, то есть оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демок­ратичностью и принятием. Родители избегающих и незрелых имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, по сравнению с родителями незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособны к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости.

Из анализа литературы следует, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль, социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.


Изучение детей с аномалиями развития и делинквентным поведением также подтверждает решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, в том числе и аномальных. Достаточно продолжительное пагубное влия­ние среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитания способствует развитию личности ребенка по психопатическому или невротическому типу. Так, В. Й. Гарбузов с соавторами (1977) выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагирования, сочетающееся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно правиль­ного типа поведения. Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — «кумир семьи», «маленький», «смысл жизни» — культивирование внимания всех членов семьи.на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии разви­тия (А. Е. Личко, 1974; Э. Г. Эйдемиллер, 1980) [52].

 







Date: 2015-09-02; view: 697; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию