Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аномалии по половым хромосомам
Литература: Основная: 1.Учебник "Биология" в 2х томах под ред. В.Н. Ярыгина, 2008, т. 1. 2.Учебник «Биология с общей генетикой», А.А. Слюсарев, 2011. 3.Лекции по биологии. Дополнительная: 1.Чебышев Н.В. Биология, М., 2005. 2.Косых А.А., Родина Н.Е Задачи по общей и медицинской генетике, Киров, 2001.
Методические указания подготовлены: доцентом кафедры, к.б.н. Родиной Н.Е., зав.кафедрой, проф. Косых А.А. ___________________________________________ Методические указания утверждены на заседании кафедры № 10 от «02.04.2012». Зав. кафедрой: ________________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра биологии Методические указания для студентов 1 курса Специальность лечебное дело к практическому занятию по дисциплине биология Тема: Методы изучения генетики человека. Этапы и возможности генеалогического, близнецового и биохимического методов. Цель занятия: Познакомиться с генеалогическим, биохимическим и близнецовым методами изучения наследственности человека; показать их значение для диагностики, прогнозирования и профилактики наследственных болезней. Овладеть принципами составления и анализа родословных, научиться определять роль наследственности и среды в формировании признака. Задачи: 1.Разобрать принципы и возможности генеалогического метода в генетике человека. 2.Освоить принцип составления и анализа родословных на примере патологических признаков человека. 3. Овладеть навыками решения ситуационных генетических задач с использованием данных генеалогического и близнецового методов. Студент должен знать: А) до изучения темы: 1. Особенности человека как объекта генетических исследований. 2. Принципы и возможности использования генеалогического и близнецового методов. 3. Принципы составления родословных. Б) после изучения темы: a. Принципы и возможности медико-генетического консультирования. Студент должен уметь: 1. Составлять и анализировать родословные. 2. оценивать роль среды и генотипа в формировании фенотипа. Содержание занятия: 1.Вводный контроль. Проводится в виде тестовых заданий. Тестовые задания включают 10 вариантов по 5 вопросов. 2.Беседа по теме занятия: 1. Каковы задачи генетики человека? 2. Трудности, связанные с изучением наследственности человека. 3. Каковы основные задачи медицинской генетики? 4. С какой целью используется клинико-генеалогический метод? 5. Как составляются и анализируются родословные? 6. На примере родословных, представленных на таблицах, разобрать принципы составления и анализа родословных; сделать заключение о вероятности появления признака у детей. 7. Дайте характеристику близнецового метода. Его этапы. 8. Как определить коэффициент Хольцингера? 9. О чем он свидетельствует? 10. Возможности биохимических методов. Практическая работа: Работа 1. Используя таблицы, разобрать принципы и значение генеалогического метода, научиться составлять родословные. Записать в альбом алгоритм анализа родословной. Генеалогический метод представляет собой прослеживание нормального или патологического признака внутри рода или семьи с указанием типа родственных связей. В медицинской генетике этот метод обычно называют клинико-генеалогическим, так как речь идет о выявлении патологических признаков с помощью приемов клинического обследования. Он является наиболее универсальным методом в генетике человека и поэтому широко применяется в практике. Клинико-генеалогический метод включает два этапа: 1. Составление родословной. 2. Ее генеалогический анализ. Составление родословной таблицы начинается с пробанда. Им может быть как больной, так и носитель определенного признака, наследование которого необходимо изучить. Клинико-генеалогический метод применим в том случае, если известны прямые родственники (предки) пробанда по отцовской и материнской линиям в ряду поколений и имеется достаточное число потомков в каждом поколении. Братья и сестры пробанда называются сибсами. При составлении родословных таблиц используют условные обозначения, предложенные Г. Юстом в 1931 году: -мужчина; - женщина; -пол не выяснен; - брак = - родственный брак
- однояйцевые близнецы - разнояйцевые близнецы
- умерли в постнатальный период
Фигуры в родословной располагаются по поколениям. Каждое поколение занимает отдельную строку и обозначается слева римской цифрой. Арабскими цифрами нумеруются члены одного поколения слева направо в порядке рождения. После составления схемы родословной (обычно достаточно 3-5 поколений) переходят к ее анализу. Клинико-генеалогический метод позволяет: 1. Установить наследственный характер признака; 2. Определить тип наследования признака; 3. Определить вероятные генотипы членов родословной; 4. Оценить экспрессивность и пенетрантность аллеля; 5. В случае менделирования признака определить вероятность его появления у потомства (генетическая профилактика). Date: 2015-09-02; view: 812; Нарушение авторских прав |