Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение понятий в трудах Вахтерова и Днепрова
Основные понятия
| В.П. Вахтеров
| Э.Д Днепров
| Гармоничное воспитание
| Вахтеров считает вполне достаточным для объяснения целесообразности прогрессивного развития живого объективных данных эволюционной теории, а также субъективного стремления к развитию, присущего каждому индивиду. Даже существование таких нецелесообразных явлений, как бессознательные действия, уродства и несовершенства, не могут опровергнуть всеобщность телеономии. Развитие, всегда предполагает наличие несовершенства. В противном случае прогресс должен будет прекратиться в силу своей объективной бесполезности.
| Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.
| Дидактоцентризм
| «Ребенок – вот цель, а государство, семья, школа – только средства. И все средства должны быть направлены на то, чтобы... каждому ребенку было обеспечено полное и гармоничное развитие всех его дарований...» Даже учитель в такой системе оценок Вахтерова, несмотря на его постоянную заботу об учителях, которых он называл «главными архитекторами здания народного образования», понимается лишь как «тот, кто призван защищать право ребенка на развитие». «Ведь помощь следующему за нами поколению в его стремлении к развитию, – говорил Вахтеров, – составляет столь высокую задачу, что перед ней бледнеют все остальные
| Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминание и воспроизведение формальных знаний, проверка, контроль, оценка. Такой урок с жесткой структурой и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности и, поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника.
| Образовательное общество образовательное общество
| Противопоставление «старой» и «новой» школ и, следовательно, «старой» и «новой» методик. Это было обусловлено неудовлетворенностью со стороны представителей педагогической мысли работой школы. Её сословный характер явился причиной разграничения ступеней школы, лишая тем самым учащихся возможности дальнейшего обучения, но наибольшее недовольство педагогов и ученых вызвало состояние образовательного процесса в школе, который базировался исключительно на догматических методах преподавания, требовавших механического заучивания и запоминания со стороны учащихся учебного материала. В.П. Вахтеров рассматривал образование, как систему, как процесс и как результат. Образование - это средство физического, умственного, нравственного развития ребенка. В своих работах педагог раскрыл значение всеобщего образования для экономического и. культурного подъема России, В.П. Вахтеров ратовал за систему образования, которая базировалась на таких принципах, как всеобщности, обязательности и бесплатности обучения.
Педагог говорил об образовании как о ценности, которая состоит из трех взаимосвязанных блоков: ценность государственная, ценность общественная и ценность личностная.
| новая демократическая и гуманистическая концепция развития всех уровней отечественного образования, системы его управления, экономического и кадрового обеспечения.Долгое время
последовательно продолжал отстаивать идеалы демократизации образования, необходимость всяческой поддержки общественной составляющей в его развитии. «Национальной доктрине образования в РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года, говорится об «...обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры, воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».
| самоопределение
| это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека.
| навыки социально-личностного
самоопределения учащихся будут сформированы, если создать
художественно-эстетическую среду, где в условиях комплексного
взаимодействия общего и дополнительного (художественно-эстетического)
образования за счет сочетания возможностей общего образования,
педагогического потенциала искусства и условий социума учащиеся получат,
во-первых, возможность выбора собственной образовательной стратегии на
всех ступенях обучения, что актуализирует навык персональной
ответственности, отбор критериев для выбора, самоанализ; во-вторых,
психолого-педагогическое сопровождение собственного образования с учетом
специфики каждой ступени обучения, что обеспечит учащимся навыки
самообразования, сотрудничества в «паре» и группе и т.п
| человекообразующая функция педагогического процесса
| Всестороннее гармоническое развитие деятельности организма должно быть общей целью образования и воспитания. Это уже актологическая позиция: физическое воспитание есть «воспитание через физическое», а не воспитание «физического» в человеке.
| Человекообразующую функцию современное образование выполняет плохо. В последние годы стало ясно, что российское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека, способного к переустройству общественной жизни, сохранению культуры, экологии, правопорядка. Философские и социально-психологические исследования фиксируют тенденцию понижения качества человека, особенно его нравственной устойчивости, способностей к выживаемости, культурному обустройству собственной жизни. Отмечается повышение уровня тревожности, агрессии молодежи. В школьной среде стали массовыми явления дезадаптации и деиндивидуализации личности. Социально-педагогическая защита детства, гуманизация и гуманитаризация образования все еще остаются добрыми пожеланиями, не воплотившимися в практике массовой школы.
Конечно, такое положение дел не может быть объяснено только снижением качества образовательной деятельности. Оно обусловлено трудностями социально-экономической ситуации, отсутствием финансирования, политической нестабильностью, непрекращающимися локальными войнами, межнациональными конфликтами, разрушением поликультурной сферы, общей атмосферой бездуховности жизни большинства населения страны.
| • школа как социокультурный институт
| обновление и расширение содержания обучения в народной школе, за активные методы, способствующие развитию самостоятельного мышления ребенка. Его учебные пособия строились по звуковому аналитико-синтетическому методу, обеспечивая развитие речи ребенка и приобретение прочных орфографических навыков.
| Установка на опережающую образовательную политику и опережающее развитие образования
В основу современной образовательной реформы были положены базовые принципы: демократизация образования; его многоукладность, многообразие, вариативность; народность и национальный характер; регионализация образовательной системы; открытость образования. Другие пять принципов обеспечивали “внутренние”, собственно педагогические условия полноценной жизнедеятельности образовательной системы: гуманизация образования, его гуманитаризация; его дифференциация; развивающий, деятельностный характер образования; его непрерывность.
|
1.3 К.Д. Ушинский: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества»?
1. - С мнением К. Д. Ушинского можно согласиться. Педагогическая концепция В.П. Вахтерова - это педагогика развития, причем в самом широком смысле - и как развитие индивидуума, и как биологическое развитие, и как исторический процесс. Она базировалась на принципах признания уникальности сущности ребенка, соблюдения его права на познание и усвоение истинно человеческого и себя как истинную индивидуальность, совпадение интересов с общечеловеческими и нахождение простора для развития своей истинной природы, предотвращения источников, способных провоцировать ребенка на асоциальные проявления. Он видел в необходимости сделать ребенка единомышленником и заинтересованным соратником педагога.
Как подчеркивал Э.Д. Днепров, гуманизация - это ключевой момент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.
Центральная проблема образования - развитие ребенка рассматривается с разных позиций, и хотя в работах критиков доперестроечной школы фиксировалась ее обезличенность, тем не менее, школа как социальный институт, давая знания и формируя умения, сама по себе всегда имела развивающий эффект. Другое дело, что в своем воспитательном компоненте образование было глубоко идеологизированно, но сам процесс освоения знаний в любом случае развивал интеллект и воспитывал волю учащихся. Конечно при этом "поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития его способностей, для его личностного самоопределения" (Э.Д. Днепров). Но сами по себе условия могут оказать такое влияние только при наличии специальной программы, направленной на формирование развития личности ребенка. В силу этого, проблемы личностного развития, собственно психологического анализа изменения образовательной парадигмы стали выступать в качестве насущных.
Date: 2015-09-02; view: 2208; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|