Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статья М.И. Демкова
В педагогике цель определяется как предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Целенаправленность является важнейшей характеристикой любой деятельности, в том числе и исследовательской. Она направлена на поиск оптимальных способов преобразования существующей педагогической действительности в новое состояние, мысленное предвосхищение желаемого будущего. Цель исследования – это обоснованное мысленное представление об общих конечных и промежуточных результатах научного поиска. Важно уже в начале исследования сформулировать цель в каком-то виде. Таких формулировок может быть несколько. В ходе исследования они будут уточняться, сжиматься или расширяться. Цель как итог предвосхищения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и существующих резервов, отражает необходимые прогрессивные преобразования. Следует различать исследовательские и практические цели. Первые могут формулироваться так: выявление факторов развития…, разработка технологии…, создание системы…, разработка теоретических основ и способов управления… и пр. Исследовательская цель ориентирована на определение условий и выявление средства ее достижения. Она позволяет сформулировать практические цели, которыми не должны подменяться исследовательские. В противном случае необходимо будет признать, что научный поиск не состоялся. Исследовательская цель должна формулироваться четко, ясно, конкретно, чтобы можно было зафиксировать ее достижение. Трудно описать процесс выдвижения и формулирования гипотез. Это явление творческое, в значительной степени зависящее от личностных качеств исследователя. Он должен обладать способностью к обобщению знаний и конструированию нового, владеть умением мысленного моделирования, умением видеть проблему, иметь альтернативный, критический характер мышления, аналоговое мышление, интуицию, отсутствие боязни решать новые задачи, уверенность в успехе, уверенность в том, что проблему можно решить. Работать с мыслью, что «я ее решу, пойду тем путем, какой я вижу! Может быть, придется возвращаться назад, что-то уточнять и еще изучать – это нормально!» Если попытаться логически выстроить процесс выдвижения гипотез, то началом можно назвать анализ научных фактов, которые нельзя объяснить существующими теориями; исследователь фиксирует это как возникновение проблемной ситуации; всесторонне изучает новое явление, формулирует научное предположение о возможной причине его возникновения, одновременно определяет следствия, логически вытекающие из предполагаемой причины. На заключительной стадии происходит опытно-экспериментальная проверка соответствия этих следствий фактам действительности. Только в этом случае гипотеза признается основательной. Подчеркнем еще раз, что гипотеза строится на основе глубокой теоретической проработки и обобщении научных фактов. Они отражают многие явления, связи, отношения, их обобщения; являются продуктом идеализации, предположения, что все аналогичные явления, связи, отношения принадлежат к данному классу явлений. Научным фактом считаются многократно зафиксированные явления, связи, отношения. Не следует их путать с житейским, обыденным опытом и строить гипотезу на основе высказываний даже очень известных ученых, но не специалистов в конкретной интересующей нас области; газетных статей не очень сведущих журналистов; захватывающих всеобщее внимание телепрограмм. Это не тот уровень, на котором должно проводиться научное исследование. Итак, толчком рождения гипотезы является исходная ситуация, которая исследователя не удовлетворяет. Он обращается к исходному научному факту, фиксирует его, подвергает анализу с позиций основных положений теоретической концепции данного исследования, которые могут уточняться или конкретизироваться. Далее научный факт преобразовывается в новое состояние. Например, исследователь установил, что в ходе педагогической практики студенты не могут реализовать теорию развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Было высказано предположение: если внести коррективы в процесс теоретической подготовки студентов по педагогике, разработать новый спецкурс, то можно повысить готовность студентов к реализации названной теории обучения. Date: 2015-09-02; view: 842; Нарушение авторских прав |