Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогика Баухауза в контексте реформ художественного образования в Германии первой трети XX века
Распространенное мнение о том, что Баухауз целиком порывает с традицией и начинает в своей области с нуля, не учитывает той исторически обусловленной взаимосвязанности процессов, которые нашли свое отражение в образовании новой художественной школы. Сам Гропиус неоднократно подчеркивал, что Баухауз - это не эксперимент, а результат закономерного социально-исторического развития общества. И говоря о генеалогических, духовно-исторических основах школы, указывал на Рескина, Морриса, вал де Вельде, Ольбриха, Беренса и Матеуса, о которых уже шла речь выше. Выступая в Ландтаге Тюрингии при обсуждении бюджетных расходов 9 июля 1920 года Гропиус, аргументируя необходимость финансирования школы, заявил: «На основании несомненных фактов я здесь четко и ясно доказал то, что совершается в Баухаузе, в непрерывном и логичном развитии должно происходить и уже происходит по всей стране, и я доказал, что Баухауз означает продолжение развития традиций, а не разрыв с ними»75. Гропиус также настаивал, что Баухауз - не просто оригинальная идея, однажды пришедшая кому-то в голову, а осуществление «типичных для времени идей социального переустройства», в том числе, и в области реорганизации художественной школы. В 1977 году в архиве Баухауза в Берлине прошла выставка «Реформы художественной школы 1900-1933»76. На ней были представлены различные документы тех лет, посвященные проблемам преобразования художественной в Protokol der 83. Sitzung des Thiiringischen I ^ndtages von 9.7.1920 // H. M. Wingler. Das Bauhaus. KOln. 2002. S. 52. ■ Hans M. Wingler (Hrsg.), Kunstschulreform 1900-1933, Berlin 1977. 52 школы. На их основании можно говорить об определенных тенденциях, которые отчетливо просматриваются в реформах образования того времени. Поскольку единого документа, строго регламентирующего процесс реформирования, как это было, например, в Советской России, не существовало, поэтому осуществить преобразования в момент Первой мировой войны или особенно в первые послевоенные годы, в период разрухи, жестко придерживаясь единой программы, не представлялось возможным. В этот период реформы в Германии непосредственно коснулись всего нескольких школ: школы Обриса в Мюнхене, художественной школы во Франкфурте, Академии искусств и художественных ремесел в Бреслау, Берлинской школы Реймона, объединенных государственных школ искусства и художественных ремесел в Берлине, Берлинской школы Иттена. В этих школах были сделаны попытки изменить прежнюю систему образования и привести ее в соответствие с новыми требованиями времени. В некоторых из них процесс реформирования начался еще до создания в 1919 году Баухауза, в некоторых шел параллельно. Нам кажется, что было бы уместным привести здесь ряд высказываний непосредственных организаторов и участников этих преобразований, чтобы прояснить те цели и задачи, которые эти реформы преследовали, и какой характер они носили. В этом мы, в первую очередь, будем опираться на книгу известного немецкого искусствоведа В. Ветцольдта «Размышления о реформе художественной школы», которая была издана в 1921 году в Лейпциге, и которую в том же году частично перевел на русский язык и прокомментировал Кандинский (рукопись перевода хранится в Российском архиве литературы и искусства в Москве). Его статья «К реформе художественной школы» была опубликована в 1923 году в журнале «Искусство» уже после его отъезда в Германию. Помимо этого, мы считаем целесообразным привлечь тексты самого Гропиуса, так как он являлся не только сторонником и идеологом реформ, но одним из немногих, кому эти реформы удалось провести в жизнь. Основное содержание преобразований касалось нескольких принципиальных позиций. 1. Первая позиция. Общие антиакадемические тенденции «Художественные академии должны быть ликвидированы или преобразованы. Надо заметить, что за последние 50 лет никто не осмелился сказать это прямо»77 (Боде); «Академия как профессиональная школа отвергнута. Она стала не в состоянии обучить и воспитать современно мыслящего художника»78 (Ветцольдт); «Организация и методика академий производит поистине впечатление средневековых в сравнении с новыми специальными школами... Со времени да Винчи в Италии и Дюрера в Германии искусство перестало быть тончайшим цветком чисто ремесленных усилий, а стала рождаться на основе теоретически-научного образования. Началось злосчастное онаучивание академий, устранение которого должно стать одной из первых задач реформы художественной школы»79 (Ветцольдт); «Академия утратила связь с жизнью, для нее искусство стало лишь предметом роскоши... Она лишила индустрию и ремесло творческих людей, что, в свою очередь, повлекло за собою их дальнейшую изоляцию»80 (Гропиус). 2. Вторая позиция. Поскольку старая академическая система утратила 11 W.von Bode. Die deutsche Kunsterziehung der Zukunft, in: Der Tag - modeme illustrierte Zeitung. Berlin, 8.1.1920. ~* W. Waetzoldt. Gedanken zur Kunstschulreform. Leipzig 1921. S.I5. 79 W. Waetzoldt. Gedanken zur Kunstschulreform. S.34. w В.Грониус. Идея и структура Баухауза (1924) // Границы архитектуры. С.231. Date: 2015-09-02; view: 638; Нарушение авторских прав |