Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эра X. Майера и Мис ван дер Роэ





Дессау-Берлин (1928-1933)

С уходом Гропиуса весной 1928 года начинается новый период в развитии Баухауза, который Кролль определял как период дезинтеграции. Гропиус, изнуренный постоянной организационной работой, уставший от непрекращающихся нападок со стороны консервативной прессы, предпочел оставить работу в Баухаузе и заняться архитектурным проектированием в Берлине. Его уход был тяжелым испытанием для института, главным создателем и идеологом которого он являлся на протяжении почти десяти из четырнадцати лет его существования.

Новым директором Баухауза становится швейцарский архитектор Ханнес Майер (1889-1954). Социально ангажированный, не склонный к эстетизму, он ставит перед собой задачу придать педагогической концепции Баузауза социальный характер. О его взглядах позволяет судить статья


«Баухауз и общество», опубликованная в газете-журнале Баухауза в 1929 году:

«Что строить, что конструировать - для нас едино. И то и другое -общественное событие. В качестве Высшей школы формообразования Баухауз-Дессау не художественный, а социальный феномен. Наша деятельность является социально обусловленной, и круг наших задач определяет общество. Разве не требуются сегодня в Германии нашему народу школы, парки, дома? Сотни тысяч квартир?... Как творцы мы слуги нашего народа... Конечная цель всей нашей работы объединение всех жизнеобразующих сил для гармоничного развития общества»74.


Ханнес Майер. 1929-1930


73 Переводы книг серии ««Bauhausbiicher» в России были изданы значительно позднее: В. Гропиус «Границы архитектуры» в 1971 г., В. Кандинский «Точка и линия на плоскости» в 2001 г., IT. Клее «Педагогические эскизы» в 2005 г.. На это были свои объективные причины. Но то, что они издаются и по сей день, говорит о том, что главные идеи Баухауза не потеряли свой актуальности до настоящего времени.


74 Н. Meyer. Bauhaua und Gesellschaft, in: Bauhaus 1 (1929), S.I.


Так Баухауз под руководством Майера окончательно отказывается от первоначальной идеи создания единой художественной школы, объединяющей все виды изобразительного искусства. Преобладающей становится идея о необходимости удовлетворения современных жизненно необходимых потребностей. В связи с этим главные интересы Майера сконцентрировались на недавно созданной архитектурной мастерской, которую он возглавил еще при Грониусе.

Архитектурный отдел (так стала называться мастерская) при Майере по своему значению в Баухаузе занял центральное место, но не в том интегративном смысле как это было заявлено в манифесте его основания, а как обособленный от других мастерских (за исключением мастерской, занимающейся отделочными работами) специальный отдел. Столь же изолированными оказались и Свободные живописные классы. Этот факт воспринимается как парадоксальный. Но, возможно, на этом этапе развития разъединение было необходимо. Оно послужило более углубленному осознанию отдельными мастерскими своих функций. И если «единства искусства и техники» при Майере не получилось, то сама идея Гропиуса впоследствии была подхвачена многими художественными школами и, в конечном счете, привела к появлению нового по своей форме дизайнерского образования.

В 1930 году Майер вынужден был покинуть Баухауз. На его место приходит Мис ван дер Роэ (1886-1969). В 1908-1911 годы он, как и Гропиус, работал ассистентом Беренса. После окончания Первой мировой войны он пришел к мысли о возможности сочетания стального каркаса и стеклянных плоскостей, как главного средства художественной выразительности в архитектуре. Но экономическое положение не позволило реализовать его проекты, многие из них остались лишь на бумаге. Известность ему принесло строительство поселка Веркбунда в Штуттгарте.

Баухауз под руководством ван дер Роэ окончательно превращается в архитектурную академию с несколькими дизайнерскими отделами. При этом


надо отметить, что коллектив педагогов и студентов работал четко и слаженно. Обучение стало осуществляться в процессе выполнения реальных промышленных заказов. Часть учебных программ было переориентирована на подготовку студентов к созданию образцов массовой продукции. То, чего с таким трудом добивался Гропиус, происходило без излишнего напряжения.

Мис ван дер Роэ. 1932

В 1932 году социал-демократы терпят поражение на выборах, вследствие чего Баухауз лишается своей поддержки в лице Хессена и срочно вынужден искать себе новое местопребывание. Следующим и последним местожительством Баухауза становится Берлин. Как частная художественная школа он размещается в одном из бывших зданий завода.

Осенью 1933 года по распоряжению национал-социалистов Баухаз был закрыт, почти одновременно с Немецким Веркбундом. Но идеи, которые


50

послужили их созданию, остались жить. После окончания Второй мировой войны Немецкий Веркбуид был восстановлен и продолжил свою деятельность в Дюссельдорфе. Как, впрочем, и Баухауз, который возрождался неоднократно - вначале в Америке, а затем в Германии в Ульме была открыта Высшая школа формообразования, провозгласившая себя наследницей Баухауза. Ее возглавил бывший выпускник Баухауза, ученик Гропиуса и Кандинского к тому времени уже известный немецкий архитектор и дизайнер М. Билл.








Date: 2015-09-02; view: 811; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию