![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Основные концепции
Парадигма классического обусловливания. Типичный эксперимент (Pavlov, 1928, р. 104) заключался в том, что собаку закрепляли в сооружении из ремней, ограничивающих ее движения, в темной комнате, и затем включали свет. Через 30 секунд в рот собаки клали немного пищи, что вызывало рефлекс слюноотделения. Вся процедура повторялась несколько раз, и каждый раз включение света соединялось с появлением пищи во рту у собаки. Через какое-то время свет, изначально не имевший никакого отношения к слюноотделению, сам по себе начинал вызывать тот же рефлекс. Реакция собаки оказывалась обусловлена включением света. По терминологии Павлова (1927, лекции 2 и 3), появление пищи во рту было необусловленным стимулом {unconditionedstimulus); ученым не требовалось создавать специальные условия для того, чтобы животное реагировало слюноотделением на пищу. Свет, наоборот, являлся обусловленным стимулом {conditioned stimulus); его воздействие являлось результатом создания определенных условий.1 Слюноотделение при появлении пищи во рту было названо безусловным 1 Павлов использовал слова безусловный {unconditional) и условный {conditional), здесь они преобразованы в общепринятые для современной психологии термины необусловленный и обусловленный рефлексом {unconditioned reflex), а слюноотделение при включении — условным рефлексом {conditioned reflex). Сам процесс получил наименование классического обусловливания {classical conditioning). Вы, возможно, уже обратили внимание, что обусловленный стимул в этом эксперименте появлялся раньше, чем необусловленный; Павлов и его ассистенты включали свет перед тем, как положить пищу в рот собаки. Одним из вопросов, которыми задавался Павлов, был вопрос о том, является ли этот порядок наилучшим для обусловливания. Путем экспериментальных исследований, он и его студенты обнаружили, что это, действительно, так. Выяснилось, что очень трудно привязать рефлекс к обусловленному стимулу, если он появляется после необусловленного (р. 27-28). Другие эксперименты показали, что реакция вырабатывается быстрее всего, когда необусловленный стимул следует примерно через полсекунды за обусловленным (Schwartz, 1989, р. 83). Павлов также открыл еще несколько принципов обусловливания, и некоторые из них мы сейчас кратко рассмотрим. Угашение. Стимул, однажды усвоенный в процессе обусловливания, не остается таковым навсегда, независимо от обстоятельств. Как показывают эксперименты Павлова, хотя свет и можно превратить в стимул, вызывающий слюноотделение у собаки, если затем несколько раз включать свет, не сопровождая его пищей, он начинает терять свою эффективность. Слюны становится все меньше и меньше, пока, наконец, не наступает момент, когда она совсем перестает появляться. Таким образом, происходит угашение (extinction) (Pavlov, 1928, p. 297). Павлов открыл также, что, несмотря на угашение условных рефлексов, обычно существует возможность их спонтанного восстановления (spontaneous recovery). В одном из опытов (Pavlov, 1927, р. 58) собаку приучили выделять слюну в ответ на один лишь вид пищи -обусловленный стимул. (До этого слюна выделялась у собаки только тогда, когда пища попадала в ее рот.) Затем обусловленный стимул шесть раз подряд демонстрировался в течение 3 минут без подкрепления необусловленным стимулом (кормлением), и на шестой раз слюна у собаки перестала выделяться. Таким образом, реакция как будто бы пропала. Однако после двухчасового перерыва "в эксперименте демонстрация обусловленного стимула опять вызвала появление среднего количества слюны. То есть имело место спонтанное восстановление условного рефлекса. Если бы экспериментаторы и дальше продолжали «угашать» реакцию, показывая один только обусловленный стимул, не сопровождаемый связанным с ним необусловленным, эффект спонтанного восстановления должен был бы также исчезнуть. Генерализация стимула (stimulus generalization). Хотя условный рефлекс формируется при помощи одного стимула, в дальнейшем не только этот конкретный стимул способен вызывать данный рефлекс. По-видимому, выученная реакция распространяется, без дополнительного обусловливания, на некоторый диапазон подобных стимулов (Pavlov, 1928, р. 157). Например, если у собаки выработался условный рефлекс слюноотделения в ответ на звонок определенного тона, то эта собака будет так же реагировать и на звонок другого тона. Действенность подобных стимулов варьируется от степени их сходства с оригинальным обусловленным стимулом. Павлов считал, что генерализация стимулов основана на физиологическом процессе, который он назвал иррадиацией {irradiation). Обусловленный изначально стимул возбуждает определенный участок головного мозга, и затем это возбуждение распространяется на другие участки (р. 157). Дифференциация. Происходящая вначале генерализация постепенно уступает место процессу дифференциации. Если собака будет слышать звонки других тонов и не получать при этом пищи, то вскоре ее реакция станет более избирательной, т. е. собака будет реагировать выделением слюны только на звонки, наиболее близкие по тону к изначальному стимулу. Можно также активно производить дифференциацию, включая звонки различных тонов и сопровождая кормлением только звонок одного определенного тона. Это был бы пример эксперимента на дифференциацию стимулов (Pavlov, 1927, р. 118-130). Обусловливание высших порядков. И, наконец, Павлов показал, что когда реакция на обусловленный стимул закрепляется, этот стимул можно использовать уже отдельно для того, чтобы связать данную реакцию с новым, прежде нейтральным стимулом. В одном из экспериментов студент Павлова натренировал собаку так, чтобы она реагировала слюноотделением на звонок, а затем звонил в звонок (не сопровождая это пищей) и при этом показывал собаке черный квадрат. После нескольких повторов вид черного квадрата также стал вызывать у собаки выделение слюны. Такое явление называется обусловливанием второго порядка. Павлов смог также, в некоторых случаях, добиться реакции на обусловленные стимулы третьего порядка, но дальше в этом направлении ему продвинуться не удалось (р. 34). Оценка В некотором смысле основные идеи Павлова не были новыми. Еще в XVII в. Локк выдвигал гипотезу о том, что знания основываются на ассоциациях. Однако Павлов пошел дальше Локка и доказал несколько принципов ассоциативного обучения с помощью лабораторных экспериментов. Тем самым он вывел теорию научения из области чистой спекуляции. Исследования Павлова, как мы увидим дальше, не охватывают всего, что можно сказать об обусловливании; в частности, действие того типа обусловливания, который он изучал, по-видимому, ограничено небольшим количеством врожденных реакций. Однако Павлов был первым, кто поставил теорию научения на твердую научную основу. Уотсон Date: 2015-09-02; view: 376; Нарушение авторских прав |