Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы влияния посредством инициации активности объекта
Как мы уже говорили, активность субъекта обычно определяется как динамическое условие становления деятельности, ее реализации и изменения. Активность личности, как известно, детерминируется образом «Я» как причины вероятных или ожидаемых событий. К источникам активности относят те побуждения, что находятся в основе мотивации как деятельности, так и поведения, то есть: 1) потребности как основной источник активности; 2) склонности как форма проявления потребности; 3) интересы как форма проявления познавательной потребности; 4) идеалы как основа системы регуляторов потребностей в общем контексте; 5) убеждения как осознанная потребность, побуждающая к действию; 6) чувства как фактор мотивации действий и поступков. Все обозначенные источники обладают следующими особенностями: ♦ имеют тенденцию к саморазвитию; ♦ имеют внутренние взаимосвязи; ♦ выстраиваются в иерархическую систему. Основными целями психологического влияния посредством воздействия на источники активности могут быть: 1) инициации новых источников активности; 2) модификация процессов смыслообразования; 3) модификации побудительной мотивации; 4) регуляции степени опосредованности процесса. В соответствии с целями здесь могут быть выделены следующие четыре метода. Метод инициации новых источников активности, включающий приемы: 1) привлечения к деятельности путем внешнего побуждения и опоры на имеющиеся мотивы; 2) формирования ценностных ориентации путем: ♦ убеждения; ♦ подражания; ♦ привлечения к деятельности; 3) модификации способов удовлетворения потребностей. Метод воздействия на смыслообразование путем активизации или разрушения, включающий приемы: 1) побуждение через внушение и провоцирование внутреннего диалога; 2) использование ритуалов и природных факторов; 3) фиксация внимания на отсутствии временной перспективы; 4) привлечение в организованную деятельность информирования; 5) организация жизнедеятельности на фоне фрустрации и неопределенности. Метод модификации побудительной мотивации включает следующие приемы: 1) изменение значимости мотивов; 2) оптимизация условий осуществления деятельности; 3) создание: ♦ блокады для реализации принятого; ♦ предпосылок для катарсиса; ♦ отдаленной перспективы; 4) использование мотивов-доноров и феноменов сублимации и регрессии; 5) фиксация внимания на гарантированности достижения в рамках данной деятельности. Метод регуляции степени опосредованности реализации потребностей, включающий приемы: 1) на основе владения ресурсами для удовлетворения потребностей; 2) на основе привлечения к организованной деятельности. Методы влияния посредством регуляции активности объекта. Такого рода цели ставятся тогда, когда нужно сконструировать систему предпосылок для возникновения у объекта некой реакции, скорее аффективной, нежели когнитивной. Цель достигается с помощью соединения двух эмоционально оппозиционных стимулов — экспрессивного и нейтрального. Задача решается путем создания маркерного признака ситуации, то есть ее обозначения, маркировки. Отнесенность маркера к конкретной ситуации закрепляется в сознании объекта путем ассоциирования между неким аффективно окрашенным и нейтральным стимулом. Механизмами этого процесса становятся следующие: 1) внимание — непроизвольное и произвольное; 2) запоминание — непроизвольное и произвольное; 3) генерализация аффективных реакций. При постановке целей оказания психологического влияния создаются специальные условия для подобного рода ассоциирования за счет объединения нужных стимулов с факторами, изначально присутствующими в определенной установке. К контексту, условиям, способствующим формированию установок и стереотипов оценок, можно отнести следующие: ♦ обеспечивающие концентрацию внимания объекта на установлении нужной связи; ♦ гарантирующие воспроизводимость, повторяемость такой связи. Одним из приемов является разрушение стереотипных установок и оценок, который может применяться как в отношении субъекта, так и в отношении объекта, причем возможны следующие сочетания: ♦ наличие у субъекта и объекта подобных систем установок; ♦ наличие у субъекта и объекта подобных тенденций к действию на основе изменения систем установок; ♦ наличие у субъекта и объекта противоположных тенденций в опоре на имеющиеся системы установок, где субъект готов к изменениям; ♦ наличие у субъекта и объекта противоположных тенденций в опоре на имеющиеся системы установок, где субъект не готов к изменениям. Создание оптимальных обстоятельств для изменения установок или стереотипа оценок может быть представлено в форме: ♦ рассредоточения внимания и его отвлечения от того, что не соответствует имеющимся установкам; ♦ отвлечения внимания объекта от самого факта влияния. Создание благоприятных условий может состоять и в обеспечении: ♦ референтное группы; ♦ эффективности деятельности; ♦ фиксации внимания на отличии новой деятельности от старой. Итак, рассмотрим здесь методы психологического влияния на этой основе. Метод формирования и модификации операциональных установок и стереотипов, включающий приемы: 1) маркирование новых элементов — при включении в контекст ситуации, при номинации; 2) включение объекта — в повторяющуюся деятельность и референтную группу; 3) разрушение стереотипов оценок в ситуации противостояния и на фоне зашумления; 4) изменение референтной группы и основы стереотипа; 5) привлечение в иначе организованную деятельность. Метод модификации опосредующей роли и содержания групповых норм, включающий приемы: 1) создание образа удовлетворения потребностей за счет членства в группе; 2) регуляция членства в группе; 3) изменение деятельности группы за счет включения ее в более широкую общность; 4) вербальное воздействие с целью изменения групповых норм и изменения позиции лидера. Метод изменения способности лидера воздействовать на групповую норму, включающий приемы: 1) кооптация лидера в новую референтную группу для изменения диспозиции; 2) ликвидация лидера административным путем; 3) дискредитация лидера; 4) модификация деятельности группы с целью смены лидера; 5) упрочение авторитета лидера за счет формирования лучшегв имиджа и обеспечения лучшего функционирования группы. Метод изменения групповой сплоченности, включающий приемы: 1) воздействие на процесс групповой самоидентификации за счет: ♦ атрибутизации; ♦ ритуализации; ♦ мифологизации; ♦ создания представлений об избранности; 2) обеспечение: ♦ предпосылок для взаимодействия группы; ♦ условий для формирования эмоциональной основы сплоченности; ♦ организационных предпосылок для ценностно-ориентационного единства группы; 3) использование фактора внешней угрозы. Метод формирования образа «Я», модифицирующего активность объекта, включающий приемы: 1) привлечение к деятельности с фиксацией внимания на ее значимости для объекта; 2) изменение значимости деятельности в целях позитивизации образа «Я»; 3) расширение спектра деятельностей для когнитивного усложнения образа «Я»; 4) привлечение к непосильной деятельности с фиксацией на ее значимости для объекта; 5) изменение значимости деятельности в целях негативизации образа «Я».
Date: 2015-09-02; view: 349; Нарушение авторских прав |