Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы модификации психических состояний объекта. Уровень активности индивидуума выражается, в том числе, и через его психосоматическое и психоэмоциональное состояние
Уровень активности индивидуума выражается, в том числе, и через его психосоматическое и психоэмоциональное состояние, проявляющееся также в характеристиках адекватности отражения, контроля, регуляции и коммуникативных свойствах. В основе всего комплекса вышеназванных качеств находятся два основных состояния — сознания и психики. Содержанием сознания как высшего уровня психического отражения и саморегуляции является динамическая структурированная система образов — умственных и чувственных. Сознание, будучи обусловленным внешними независимыми факторами, описывается следующими характеристиками: 1) активностью; 2) направленностью на предмет; 3) способностью к самонаблюдению; 4) мотивационно-ценностным характером; 5) различной степенью ясности. В предыдущем разделе мы коснулись тех аспектов влияния, которые направлены на высший уровень сознания — самосознание, образ «Я», «Я-концепцию» личности, а также ее компоненты, в частности мотивационно-потребностную сферу и ценностно-ориентационное пространство личности. Однако и последняя из перечисленных нами выше характеристик сознания, а именно степень его ясности, вполне может явиться мишенью психологического влияния. В свете этого соображения промежуточной целью и задачей психологического влияния может стать создание предпосылок для возникновения измененного состояния сознания. Существуют различные концепции изменения состояния сознания, одна из которых принадлежит Ч. Тарту, полагающему, что, в случае ели один из психофизиологических процессов, лежащих в основе сознания, изменится, вся система также подвергнется переменам. Поэтому любая модификация состояния сознания вполне может быть достигнута посредством изменения различных процессов. Стадии вхождения в измененное состояние сознания описываются Ч. Тартом, который в своей теории выделил следующие: ♦ дестабилизация начального состояния; ♦ переструктурирующая стадия перехода; ♦ стабилизация нового состояния. На стадии дестабилизации возможно использование физиологического, химического и психологического факторов влияния, к последним из которых относятся: ♦ сенсорная депривация; ♦ визуально-ритмические; ♦ аудиоритмические На стадии переструктурирования, как правило, необходимо действие дополнительного сигнала, который может быть как спонтанным, случайным, так и заданным в целях оказания психологического воздействия. Психические состояния как одна из основных форм проявления психики, наряду с психическими процессами и психическими свойствами личности, будучи отражением воздействий извне и изнутри, являются фоном для всякой деятельности. Понятно, что влияние на психические состояния объекта — одно из основных направлений психологического влияния вообще. Интерес и творческий подъем, убежденность и сомнение, апатия и угнетенность, переживаемые личностью, существенно сказываются на ее активности, определяя такие ее характеристики, как степень, направленность и динамика. Существенными при этом становятся такие особенности психических состояний: ♦ уровень активности; ♦ эмоциональные компоненты состояния; ♦ возможность волевой регуляции состояния; ♦ оптимальность состояния для деятельности; ♦ внешние проявления состояния. В связи с вышеизложенным психическим состояниям в практике психологического влияния всегда уделялось большое внимание, в особенности управлению массовыми процессами. Поэтому и спектр методов и приемов, направленных на оптимизацию состояний в рамках оказания психологического влияния, весьма широк и разнообразен, хотя не всегда ставится эта цель, задача может быть противоположной — формирование негативных состояний объекта. Во всех случаях состояние становится некой результирующей особенностей жизнедеятельности, прямо связанной с характеристиками мотивационно-потребностной сферы. Соответственно, одним из наиболее часто применяемых вариантов влияния становится создание угрозы для удовлетворения потребностей, порождающей состояние фрустрации и переживания подавленности, напряженности. При определенной ориентации со стороны субъекта влияния переживаемые эмоциональные состояния могут явиться источником активности, имеющей деструктивную направленность, проявляющуюся в виде агрессии. Одним из случаев использования фрустрации для инициации неоптимального состояния является, например, фиксация внимания на ненадлежащем исполнении обязательств, социальных, религиозных или культурных. В разных типах культур существуют системы социальных обязательств с ясной иерархией, и их неисполнение заставляет индивидуума испытывать чувство вины как явной, так и скрытой. Провокация переживания вины по причине неисполнения обязательств может применяться для: ♦ получения властного ресурса в манипулятивных целях; ♦ создания предпосылок для побуждения личностного роста; ♦ снижения волевого потенциала социума. Выделим следующие пять основных методов оказания влияния этим способом. Метод создания предпосылок для дестабилизации состояния, включающий приемы: 1) дестабилизация через физические и химические факторы — голод, бессонница, утомление, температура, гипервентиляция, психоделические вещества, ароматические вещества; 2) дестабилизация через психологические факторы: ♦ сенсорная депривация; ♦ аудиальиый темпоритм; ♦ визуальный темпоритм. Метод переструктурирования состояния, включающий приемы: 1) обеспечение предварительного настроя; 2) переструктурирующее воздействие химических веществ. Метод оптимизации условий и характера деятельно сти, включающий приемы гуманизации: ♦ труда; ♦ предметной среды; ♦ социальной среды. Метод формирования негативных состояний, включающий приемы: 1) фиксация внимания на: ♦ неисполнении обязательств; ♦ угрозе удовлетворения потребностей; ♦ противоречии интересов; i 2) создание реальной угрозы удовлетворения потребностей; 3) вовлечение в ситуацию сопереживания. Метод оптимизации состояния, включающий приемы: 1) отреагирования через переживание физической боли, физическое напряжение, катарсис: ♦ вербальное; ♦ внешнее проявление эмоций; ♦ символическое действие; ♦ фантазирование; 2) переосмысление ситуации; 3) разрядка напряженности через использование инвектив и изменение исполняемых ролей; 4) снижение эмоциональной напряженности за счет демонстрации сопереживания; 5) оптимизация состояния за счет: ♦ мышечной релаксации; ♦ визуализации позитивной установки; ♦ аудиостимулов; ♦ фокусировки на дыхании; ♦ идентификации с носителем искомого состояния; ♦ самовнушения; 6) включение в деятельность, приносившую удовлетворение ранее. Таким образом, мы закончили краткое описание методов психологического влияния и перечня приемов, используемых для его практической реализации. Последние главы были посвящены характеристике факторов, принятых за основу для классификации методов, соответствующих им приемов и применяемых алгоритмов психологического влияния. Как видим, достижение сугубо практических результатов при помощи психологического влияния в основном осуществляется путем комбинации разнообразных его средств, методов и приемов и их алгоритмизации. Их совокупность может быть большей или меньшей, включающей все группы и разновидности средств, или основываться лишь на некоторых из них и быть выстроенной с помощью одного или самых разных алгоритмов. На самом деле приведенные обобщенные модели средств, методов и приемов психологического влияния, конечно, не исчерпывают огромного многообразия задач, которые могут возникать перед субъектом влияния в разных ситуациях. Нами была представлена только попытка описания на основании множества имеющихся классификаций, феноменологии и типологий [ 11,12,93, 26,42, 76,9,83,36,37,32,28,80] средств, методов и приемов психологического влияния. Таким образом, мы представили в первой части нашей работы некоторые общие теоретические основы психологии влияния, знания которых необходимы для глубокого понимания сути происходящих при попытках его осуществления процессов. В силу специфичности условий реализации в каждом конкретном случае при описании методов и изложении приемов влияния главная наша задача заключалась в выявлении самого общего их алгоритма. Понятно, что приводимые обобщенные и схематизированные модели методов влияния не могут охватывать всего многообразия приемов, способствующих достижению определенных целей в конкретных, зачастую весьма специфических обстоятельствах воздействия. При описании методов и приемов нами принималось во внимание то, что профессиональным психологам хорошо известны факторы и механизмы, находящиеся в основе представляемых моделей, представителям же иных профессий для понимания лежащих в их фундаменте закономерностей необходимо обращаться к специальной литературе либо довольствоваться предложенными общими представлениями. Ограниченность объема публикации не позволила конкретизировать и детализировать многие понятия, определения и феномены, заставив ограничиться лишь самыми общими описаниями и схемами. Стремясь максимально широко охватить все известные формы и разновидности психологического влияния, мы были вынуждены лишь коротко, конспективно обозначить большинство из них, часто ограничиваясь только перечислением. Основными задачами для нас были систематизация, структурирование и предъявление в максимально удобной для восприятия и осмысления форме имеющихся теоретических знаний и представлений и практических сведений. Цель определения параметров и условий оптимального способа реализации соответствующих методов и приемов не ставилась в рамках теоретической части. Следует учитывать также и то, что специфика и алгоритмы применения различных форм влияния различны в зависимости от конкретной деятельности и могут быть определены лишь в контексте актуальной ситуации, в зависимости от ставящихся целей и решаемых задач. Профессионалы применяют на практике соответствующие методы и приемы, исходя из своих профессиональных знаний и опыта или опираясь на рекомендации специалистов, осведомленных о конкретных обстоятельствах и проблемах. На самом деле, разделив в целях удобства изучения всю работу на две большие части — теоретическую и практическую, мы поставили себя тем самым в довольно непростое положение. Дело в том, что совершенно необходимое, на наш взгляд, развернутое теоретическое обоснование проблемы психологического влияния требовало сугубо научного подхода и применения традиционно используемых в психологической науке методов анализа заявленной темы исследования с опорой на существующий понятийный аппарат. В то же время, следуя и далее заявленной логике исследования, мы были бы вынуждены чрезмерно расширить рамки нашего труда, что невозможно по объективным причинам. К тому же продолжение теоретизирования излишне затянуло бы процесс ознакомления с книгой читателя, ищущего в ней не только основные сведения о природе, феноменах и характеристиках психологического влияния, но и практических примеров и рекомендаций. Поэтому далее, в последующих главах, для того чтобы сделать более доступной полученную информацию, понятными изложенные выше сведения и удобными для применения описанные технологии, мы представим упрощенную классификацию. Приблизив ее в основной, практической части нашей работы, к реальной практике профессиональной деятельности, мы снабдим описание большинства упоминающихся техник, методов и приемов практическими рекомендациями и подробными объяснениями. При этом специфика и алгоритм использования методов и приемов будут переданы через наиболее типичные примеры их реализации на практике. Теперь, для того чтобы перейти непосредственно к обсуждению специфики, закономерностей и технологий влияния в деловом общении, следует уточнить само это понятие. Итак, деловое общение имеет внешнюю цель, лежащую вне взаимодействия субъектов, и служит способом организации и оптимизации разных видов предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д. Особенности делового общения заключаются в следующем: партнер всегда выступает как значимый другой, партнеров отличает взаимопонимание в вопросах дела, основной задачей является продуктивное сотрудничество. При этом профессиональное взаимодействие возможно лишь в ситуациях, предполагающих прагматические цели и конструктивность решений, наряду с готовностью партнеров к адекватному поведению и деловому сотрудничеству. Надо сказать, что в деловом общении и организации управленческой деятельности коммуникативные процессы играют важнейшую роль. Связано это с самой природой делового общения, с его субъект-субъектным характером, предполагающим тесные и постоянные контакты между партнерами, сотрудниками, руководителем и подчиненными. Деловое общение и совместная деятельность являются двумя основными и равнозначимыми понятиями, характеризующими процесс управления, однако их широта заставляет различать ряд аспектов. К ним относятся: функции общения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная), поведение партнеров, направленное на реализацию функции, психологические явления, закономерности и эффекты, возникающие в ходе делового общения и межличностных контактов и, наконец, механизмы обеспечения общения, то есть собственно процессы коммуникации, интеракции и перцепции. Деловое общение, коммуникация — это наиболее очевидная, явно представленная внешне сторона управленческой деятельности, непосредственная ее практика. Психология коммуникаций и, в частности, психология вербального, речевого поведения давно стали отдельными областями психологии управления и делового общения. Постепенно начинает выделяться в самостоятельную сферу исследований и психология влияния и управленческих воздействий в деловом общении. Ни одна из сторон управленческой деятельности не изучена так пристально, как коммуникативная, ни о какой другой сфере не написано такое огромное количество книг, от строго научных, академических, до сугубо практических, научно-популярных. Однако для психологической характеристики управленческой деятельности и деятельности делового общения основное значение имеет не внешняя сторона коммуникации, перцепции, интеракции, а те психические процессы, явления и закономерности, которые находятся в их основании и обеспечивают коммуникативное поведение партнеров по деловому общению и руководителей. Именно эти вопросы и были подробно освещены нами в предшествующей главе, далее мы намерены придать их рассмотрению большую практическую направленность, сохранив при этом научность. Естественно, в рамках делового общения, помимо вербальных, используется и большая часть спектра невербальных средств воздействия, а именно пара- и экстралингвистических, кинетических, проксемических, визуалистических или оптических. При рассмотрении содержания различных составляющих общения: коммуникации, социальной перцепции и интеракции, — в теоретической части нами были даны характеристики средств, методов и приемов, обеспечивающих эффективную реализацию коммуникативной, перцептивной и интерактивной функций общения. Далее мы изложим наиболее общие правила и требования, которые необходимо соблюдать для продуктивного воздействия на партнеров по деловому общению и подчиненных в рамках управленческой деятельности, и рассмотрим конкретные технологии влияния. С теоретической и практической точек зрения наиболее важны правила и требования, следование которым обеспечивает продуктивность делового общения и соблюдение которых повышает эффективность психологического влияния в его процессе. Прежде чем перейти к их рассмотрению, определим основные формы делового общения, или средства управленческой деятельности. Всю сферу коммуникативного поведения в деловом общении и управленческой деятельности можно подразделить на несколько следующих видов [33]: 1) параллельные коммуникации, сопутствующие выполнению всех иных функций и задач; 2) беседы, как индивидуальные, так и коллективные; 3) деловые переговоры; 4) деловые совещания; 5) публичные выступления; 6) речевые исполнительские действия как форма непосредственного воздействия на подчиненных. Другие авторы, делающие акцент на управлении персоналом, выделяют следующие формы делового общения, обозначаемые ими как «средства руководства» и воздействия [72]: 1) информирование — как передача целенаправленных сведений, относящихся к его заданию и воздействующих на его поведение; 2) индивидуальная беседа и обсуждение — как формы делового общения, способствующие лучшему информированию, в виде товарищеской, служебной беседы и аттестационного собеседования; 3) конференция — как деловая встреча, сопровождающаяся обменом информацией, необходимой для реализации определенных целей; 4) переговоры — как попытка многих участников достичь заранее определенных целей; 5) жалоба — как канал обратной связи с целью устранения неблагополучного состояния с помощью инициирования соответствующих действий руководства; 6) признание и похвала — как форма выражения одобрения в случае высоких трудовых достижений; 7) критика и порицание — как форма управленческого воздействия при низких трудовых показателях и нарушениях организационного порядка. Вне зависимости от способа классификации формы делового общения и воздействия, включенные в выполнение всех функций и задач управления и совместной трудовой деятельности, предъявляют требования, прежде всего, к вербальным характеристикам общения. Перечислим основные из них: ♦ требования к культуре речи как соблюдению лингвистических норм и оптимальной информационной насыщенности сообщения; ♦ предварительная формулировка сообщений в идеальном плане; ♦ требования к лаконичности и структурной простоте построения фраз; ♦ требования к адекватному эмоциональному фону сообщения; ♦ требования к сочетанию вербальных и невербальных средств коммуникации и воздействия; ♦ требования к адекватности сообщения особенностям адресата. Выполнение указанных требований становится одним из основных условий коммуникативной компетентности руководителя, или партнера по деловому общению, проявляющейся в ситуациях, когда именно межличностное общение выступает главной формой организации взаимодействия в трудовой деятельности, в частности при проведении бесед и переговоров. Далее мы и займемся рассмотрением основных особенностей психологического влияния в рамках разных форм делового общения и в различных его аспектах — коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Date: 2015-09-02; view: 332; Нарушение авторских прав |