Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феномен психологического влияния и характеристики воздействия. Воздействие вообще в психологии понимается как целенаправленный перенос движения, информации или других агентов от одного участника взаимодействия к другому
Воздействие вообще в психологии понимается как целенаправленный перенос движения, информации или других агентов от одного участника взаимодействия к другому. Психологическое воздействие, трактуемое в контексте философской категории взаимодействия, представляется отражающим процессы воздействия различных объектов друг на друга в их взаимной обусловленности, взаимопереходе и порождении одним объектом другого. В современной психологии существуют различные определения, отражающие разные подходы к психологическому воздействию. Так, Г. А. Ковалев понимает под воздействием процесс, реализуемый в ходе взаимодействия двух систем, результатом которого является изменение в состоянии или структуре хотя бы одной из них. Е. В. Сидоренко определяет психологическое влияние как воздействие на психическое состояние, чувства и мысли людей с помощью исключительно психологических средств. Т. С. Кабаченко полагает воздействие психологическим, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату происхождение и, отражаясь им, изменяет психологические регуляторы активности человека, как внешне-, так и внутренне ориентированной. Последнее определение, использующее понятие активности при описании сути воздействия, будучи наиболее точным, может рассматриваться как основное. Предпосылки и условия для применения психологического воздействия в целях решения профессиональных задач имеются во многих видах трудовой деятельности, что вызывает повышенный интерес к данной проблеме. В связи с этим существуют многочисленные направления работ в контексте психологического воздействия: 1) изучение роли психологических механизмов, на которых основываются поведенческие проявления; 2) изучение факторов воздействия, способных вызвать определенный психологический эффект; 3) изучение профессионального воздействия: ♦ в психокоррекционной деятельности; ♦ в психотерапевтической деятельности; 4) изучение особенностей воздействия в разных сферах общественной практики: ♦ управлении; ♦ образовании; ♦ рекламе; ♦ пропаганде; ♦ воспитании; 5) изучение воздействия в особых обстоятельствах: ♦ при преступных посягательствах; ♦ при военных действиях. Как видим, несмотря на активную разработку разных направлений психологии воздействия, целостность и единство в ней отсутствуют, не существует и обобщенной концепции психологического воздействия. Именно поэтому теоретическая значимость и практическая ценность таких исследований разного уровня и направленности для профессионалов во многих сферах деятельности весьма высока. Итак, признав актуальность и востребованность проблематики психологического воздействия, остановимся подробнее на рассмотрении явления психологического влияния как феномена общественной практики. Рассмотрение любого явления предполагает прежде всего его классификацию, основаниями для которой в случае психологического воздействия могут стать различные аспекты. В качестве оснований для классификации психологического воздействия могут выступать, в частности, следующие признаки взаимодействия: 1) стратегии взаимодействия [74]: ♦ манипулятивная — подсознательное стимулирование в обход внутреннего контроля; ♦ императивная — поддержание уже имеющихся когнитивных структур; ♦ развивающая — ориентация на изменение личности в процесс се диалога; 2) результат взаимодействия и тип реакции [4]: ♦ подчинение — как желание заслужить одобрение воздействующего; ♦ идентификация — как желание походить на воздействующего; ♦ интернализация — как освоение ценностей воздействующего; 3) контактность воздействия: ♦ контактное — когда имеется непосредственный контакт между сторонами взаимодействия; ♦ дистантное — когда непосредственный контакт отсутствует; 4) открытость воздействия: ♦ открытое — когда факт наличия воздействия не маскируется, либо на нем фиксируется внимание; ♦ скрытое — когда факт и источник воздействия скрываются, замалчиваются; 5) непосредственность воздействия: ♦ прямое — когда воздействующий действует на индивида прямо и непосредственно; ♦ косвенное — когда воздействие не ориентировано на конкретных людей в определенный отрезок времени; 6) произвольность воздействия: ♦ произвольное — когда воздействующим предполагается вызвать определенный психологический эффект; ♦ непроизвольное — когда заранее его возможные результаты не планируются воздействующим; 7) длительность воздействия: ♦ кратковременность; ♦ долгосрочность. Таким образом, важными параметрами, по которым можно различать воздействие, являются его характер — субъект-субъектный или субъект-объектный, характер воздействия во времени и время взаимодействия — единичное или длительное, и уровень отражения информации — сознательный или бессознательный. При этом процесс психологического воздействия может осуществляться как со стороны индивида или группы, так и со стороны социальных институтов. Понятно, что в зависимости от воздействующего агента, характер воздействия будет иметь определенную специфику, зависящую от применяемых средств. Некоторые авторы, в частности Т. С. Кабаченко, выделяют еще и такой феномен психологического воздействия как «воздейственный потенциал трудового поста», составляющими которого являются: ♦ заданные цели и представления о результатах труда; ♦ заданный предмет труда; ♦ система средств труда; ♦ система трудовых функций; ♦ система прав трудящегося; ♦ система условий труда. Понятно, что профессиональная деятельность на «трудовых постах», предполагающих наличие возможности осуществления комплексного психологического воздействия, требует отдельного пристального рассмотрения и изучения. Поэтому к проблеме воздействия в рамках профессиональной деятельности мы еще вернемся в соответствующей главе, подробно остановившись на особенностях, методах и приемах психологического влияния в контексте делового общения. Для того чтобы продолжить разговор и перейти непосредственно к сущности, средствам и методам психологического воздействия, прежде всего следует определиться с терминологией, уточнив понятийный аппарат психологии влияния или воздействия. Таким образом, необходимо выяснить, что мы понимаем под терминами: средства, приемы, методы и технологии влияния или воздействия. Итак, выбирая из двух номинаций, остановимся на определении «влияние», которое представляется нам более мягким и одновременно более широким, нежели «воздействие». Воздействие, несущее в себе оттенок категоричности, сводит весь спектр понятий, имеющих отношение к предмету обсуждения, к категориям, связанным в основном с императивными стратегиями влияния и субъект-объектными отношениями. Кроме того, употребление термина «воздействие» заставляет автоматически рассматривать именно интеракции, сводя все многообразие процесса общения к интерактивной стороне и упуская из виду коммуникативную и перцептивную его стороны. Помимо этого, если мы определяем общение, в контексте которого и осуществляется влияние, как особую форму активности субъекта, а не только как один из видов деятельности, вполне естественно было бы уйти от понятия воздействие при взаимодействии. К тому же именно убеждение в рамках диалогического подхода, реализующее развивающую стратегию влияния, являясь наиболее прогрессивным и наиболее адекватным интер- субъектной природе человеческой психики, несет главную нагрузку в области влияния. В то время как внушение, имеющее монологический характер и находящееся в манипулятивной либо императивной парадигме, становится основным понятием при использовании термина «воздействие». И, наконец, термин «воздействие» в психологии имеет определенную устойчивую смысловую нагрузку «целенаправленного переноса движения и информации от одного участника взаимодействия к другому», что выводит из сферы понимания некоторые виды влияния, например косвенное. Таким образом, мы полагаем более корректным использование термина «психологическое влияние», по крайней мере, в контексте данной работы. Термин «воздействие» мы будем в дальнейшем применять, когда речь будет идти, прежде всего, об интерактивной стороне общения, регулятивно-коммуникативной функции общения и субъект-объектном взаимодействии. Итак, мы определяем психологическое влияние как внешнее воздействие субъекта влияния на психоэмоциональное и психосоматическое состояние объекта влияния путем применения только психологических средств, направленное на когнитивную, аффективную и оценочно-волевую сферу его личности, которое отражается им и приводит к изменению регуляторов его активности и параметров деятельности. ♦ Существенным моментом является наличие у объекта влияния возможности ответить на него с помощью использования также исключительно психологических средств и временного интервала для выработки плана и реализации ответных действий. ♦ Целенаправленность, по нашим представлениям, не является непременным условием и необходимой характеристикой психологического влияния. ♦ Результатом, или продуктом, процесса психологического влияния становится изменение характера и степени значимости, направленности, выраженности проявлений активности объекта психологического влияния. ♦ При этом объект влияния начинает выступать и может рассматриваться в качестве субъекта ответной реакции, выражающейся в деятельности, изменении состояния, поведения, отношения, представлений, мыслей, чувств, переживаний, поступков и т. д. Таким образом, психологическое влияние, исходящее от субъекта, даже будучи изначально субъект-объектным, начиная с момента получения обратной связи от объекта может быть рассмотрено и как субъект-субъектный процесс. Далее нам следует определиться с понятиями противостояния влиянию, а также номинировать субъекта и объекта влияния в рамках их взаимодействия. Итак, противостояние психологическому влиянию есть сопротивление объекта влияния, выражающееся в противодействии его попыткам субъекта влияния, произвести изменения регуляторов его активности и параметров деятельности. Осуществляется путем воздействия на когнитивную, аффективную или оценочно-волевую сферу его личности. ♦ Субъект влияния, или его источник, один из партнеров по общению, который инициирует воздействие и предпринимает попит -ку влияния на объект, — инициатор. ♦ Первоначальный объект влияния, или его реципиент, один из партнеров по общению, на которого направлена первая попытка воздействия, предпринятая его источником, — адресат. ♦ В качестве субъекта влияния, его инициатора, могут выступать как индивидуум и группа лиц, так и социальные институты — от государства до организации. ♦ В качестве объекта влияния, его реципиента или адресата может также выступать как индивидуум, так и группа лиц. ♦ В процессе общения направленность и характер психологического влияния могут быть изменены, когда в зависимости от стадии или этапа этого процесса меняются позиции субъекта и объекта, характер отношений между ними, а также стратегия, вид, формы и методы применяемого воздействия. ♦ Таким образом, одним из критериев наличия психологического влияния может являться производимый им посредством применения определенных технологий психологический эффект. Такие технологии, представляющие из себя совокупность средств воздействия на психику, обозначаются как психотехники, или психотехнологии. Итак, базовое понятие, которое обозначает совокупность средств, с помощью которых и достигается продуктивность психологического влияния, — это понятие технологии влияния. Под технологией мы будем понимать эффективный алгоритм решения задач психологического характера, способствующий достижению социального результата. Примерами распространенных психотехнологий могли бы стать следующие: 1) кооптация лидеров — путем привлечения неформального лидера к сотрудничеству с формальной структурой; 2) партиципация авторитетов — как имитация привлечения авторитетных персон к принятию решения для минимизации их оппозиционной деятельности; 3) имитация критики — как симуляция самокритики представителями системы управления для разрядки психоэмоционального и социального напряжения; 4) канализация настроения — с целью снижения уровня психоэмоциональной напряженности в социуме путем: ♦ перефокусировки внимания на другого субъекта; ♦ формирования нужного образа этого субъекта; ♦ усиления возбуждения социальной группы; ♦ провоцирования действий группы в отношении субъекта; ♦ доведения деятельности группы до логического конца. Таким образом, можно утверждать, что психотехнологии, или технологии психологического влияния, разрабатываются в ответ на социальный запрос или имеющуюся актуальную потребность общества. Способ реализации определяется спецификой потребности, особенностями адресной группы — объекта потенциального влияния, а также временным ресурсом и арсеналом существующих в распоряжении субъекта влияния средств. Результатом применения психотехнологии, адекватной ситуации должен стать определенный социальный эффект. Всякая технология может быть реализована путем проведения конкретных мероприятий, поэтапных действий, целенаправленно, планомерно и последовательно осуществляемых в течение некоего временного интервала. Как мы видели на примере применения психотехнологии канализации настроения, каждый следующий этап реализации технологии обеспечивает выполнение очередной задачи, достижение промежуточной цели, работающей на конечный результат. Промежуточными целями психологического влияния, оказываемого на объект, могут быть следующие: ♦ создание определенных психосоциальных установок; ♦ формирование необходимых образов; ♦ создание определенного представления; ♦ нагнетание или ослабление эмоциональной напряженности; ♦ пробуждение или блокирование активности; ♦ инициирование определенного психоэмоционального состояния; ♦ привлечение или отвлечение внимания. Поочередно решаемые в процессе оказания влияния задачи могут ставиться в отношении следующих характеристик объекта влияния: ♦ психических процессов; ♦ мотивов и потребностей; ♦ психосоциальных установок; ♦ психоэмоциональных и психосоматических состояний; ♦ психологических феноменов и т. д. Что касается способов достижения тактических целей и решения промежуточных задач на каждом из этапов процесса психологического влияния, то они привязаны к конкретной задаче и могут быть обозначены как методы психологического влияния. Следующей характеристикой, от которой зависит решение конкретной задачи очередного этапа психологического влияния, являются условия ее осуществления. Так, тактика решения задачи может быть различной в зависимости от следующих условий: ♦ соотношения реальных и желательных характеристик объекта; ♦ специфики характеристик личности объекта влияния; ♦ типа отношений между субъектами взаимодействия; ♦ состояния субъекта, в отношении которого решается задача. Таким образом, претворение в жизнь в условиях конкретной ситуации определенного метода влияния можно обозначить как проведение приемов психологического влияния. Теперь, определившись с понятиями технологий, методов и приемов психологического влияния, попробуем выделить те факторы, которые вызывают искомый субъектом влияния психологический эффект. Факторы, посредством которых может оказываться то или иное психологическое влияние, выделялись разными авторами по различным основаниям. Как правило, это две, реже три группы факторов, или средств влияния (воздействия), в которые всегда входят вербальные и невербальные. Наиболее подробная и скрупулезно проработанная классификация была осуществлена Т. С. Кабаченко. Итак, к числу факторов, способствующих продуктивному психологическому влиянию в определенных условиях посредством применения методов при использовании соответствующих приемов, относятся следующие группы факторов: 1) факторы внешнего влияния, направленные на следующие анализаторы: ♦ зрительные; ♦ слуховые; ♦ обонятельные; ♦ температурные; ♦ тактильные; 2) факторы вербального влияния, порождающие определенные особенности восприятия и задействующие механизмы: ♦ лингвистические; ♦ паралингвистические; 3) факторы невербального влияния, задействующие характеристики: ♦ мимические; ♦ такесические; ♦ акустические; ♦ кинетические; ♦ проксемические; ♦ оптические; ♦ ольфакторные; 4) факторы, регулирующие уровень удовлетворения потребностей и мотивов объекта влияния; 5) факторы, способствующие вовлечению объекта влияния в специально организованную деятельность. Итак, говоря о средствах психологического влияния, можно выделить пять основных групп факторов влияния, обозначаемых далее как средства: вербальные, невербальные, а также средства, направленные на стимулирование разных модальностей, регулирование мотивационно-потребностной сферы, привлечение к совместной деятельности. Таким образом, алгоритмизированная система средств влияния составляет прием, совокупность приемов влияния образует метод. Эффективный алгоритм влияния, то есть сочетание, последовательность и ритм применения средств, приемов и методов психологического влияния для решения определенной задачи представляет собой психотехнологию. Таким образом, выбор алгоритма получения необходимого результата, а также дальнейшая оценка продуктивности психологического влияния и удовлетворительности достигнутого эффекта может производиться на основании адекватности использованных средств, методов, приемов и технологий влияния. Date: 2015-09-02; view: 510; Нарушение авторских прав |