Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феномен психологического влияния и характеристики воздействия. Воздействие вообще в психологии понимается как целенаправ­ленный перенос движения, информации или других агентов от одного участника взаимодействия к другому





Воздействие вообще в психологии понимается как целенаправ­ленный перенос движения, информации или других агентов от одного участника взаимодействия к другому. Психологическое воздейст­вие, трактуемое в контексте философской категории взаимодейст­вия, представляется отражающим процессы воздействия различных объектов друг на друга в их взаимной обусловленности, взаимопе­реходе и порождении одним объектом другого. В современной пси­хологии существуют различные определения, отражающие разные подходы к психологическому воздействию. Так, Г. А. Ковалев по­нимает под воздействием процесс, реализуемый в ходе взаимодей­ствия двух систем, результатом которого является изменение в со­стоянии или структуре хотя бы одной из них. Е. В. Сидоренко определяет психологическое влияние как воздействие на психическое состояние, чувства и мысли людей с помощью исключительно психологиче­ских средств. Т. С. Кабаченко полагает воздействие психологическим, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату происхождение и, отражаясь им, изменяет психологические регуляторы активности человека, как внешне-, так и внутренне ориентированной. Послед­нее определение, использующее понятие активности при описании сути воздействия, будучи наиболее точным, может рассматривать­ся как основное. Предпосылки и условия для применения психоло­гического воздействия в целях решения профессиональных задач имеются во многих видах трудовой деятельности, что вызывает повы­шенный интерес к данной проблеме. В связи с этим существуют мно­гочисленные направления работ в контексте психологического воз­действия:

1) изучение роли психологических механизмов, на которых осно­вываются поведенческие проявления;

2) изучение факторов воздействия, способных вызвать определен­ный психологический эффект;

3) изучение профессионального воздействия:

♦ в психокоррекционной деятельности;

♦ в психотерапевтической деятельности;

4) изучение особенностей воздействия в разных сферах обществен­ной практики:

♦ управлении;

♦ образовании;

♦ рекламе;

♦ пропаганде;

♦ воспитании;

5) изучение воздействия в особых обстоятельствах:

♦ при преступных посягательствах;

♦ при военных действиях.

Как видим, несмотря на активную разработку разных направлений психологии воздействия, целостность и единство в ней отсутствуют, не существует и обобщенной концепции психологического воздейст­вия. Именно поэтому теоретическая значимость и практическая цен­ность таких исследований разного уровня и направленности для про­фессионалов во многих сферах деятельности весьма высока. Итак, признав актуальность и востребованность проблематики психологи­ческого воздействия, остановимся подробнее на рассмотрении явле­ния психологического влияния как феномена общественной практики.

Рассмотрение любого явления предполагает прежде всего его клас­сификацию, основаниями для которой в случае психологического воз­действия могут стать различные аспекты. В качестве оснований для классификации психологического воздействия могут выступать, в ча­стности, следующие признаки взаимодействия:

1) стратегии взаимодействия [74]:

♦ манипулятивная — подсознательное стимулирование в обход внутреннего контроля;

♦ императивная — поддержание уже имеющихся когнитивных структур;

♦ развивающая — ориентация на изменение личности в процесс се диалога;

2) результат взаимодействия и тип реакции [4]:

♦ подчинение — как желание заслужить одобрение воздействую­щего;

♦ идентификация — как желание походить на воздействующего;

♦ интернализация — как освоение ценностей воздействующего;

3) контактность воздействия:

♦ контактное — когда имеется непосредственный контакт меж­ду сторонами взаимодействия;

♦ дистантное — когда непосредственный контакт отсутствует;

4) открытость воздействия:

♦ открытое — когда факт наличия воздействия не маскируется, либо на нем фиксируется внимание;

♦ скрытое — когда факт и источник воздействия скрываются, замалчиваются;

5) непосредственность воздействия:

♦ прямое — когда воздействующий действует на индивида пря­мо и непосредственно;

♦ косвенное — когда воздействие не ориентировано на конкрет­ных людей в определенный отрезок времени;

6) произвольность воздействия:

♦ произвольное — когда воздействующим предполагается выз­вать определенный психологический эффект;

♦ непроизвольное — когда заранее его возможные результаты не планируются воздействующим;


7) длительность воздействия:

♦ кратковременность;

♦ долгосрочность.

Таким образом, важными параметрами, по которым можно разли­чать воздействие, являются его характер — субъект-субъектный или субъект-объектный, характер воздействия во времени и время взаи­модействия — единичное или длительное, и уровень отражения ин­формации — сознательный или бессознательный. При этом процесс психологического воздействия может осуществляться как со стороны индивида или группы, так и со стороны социальных институтов. По­нятно, что в зависимости от воздействующего агента, характер воздей­ствия будет иметь определенную специфику, зависящую от применя­емых средств.

Некоторые авторы, в частности Т. С. Кабаченко, выделяют еще и такой феномен психологического воздействия как «воздейственный потенциал трудового поста», составляющими которого явля­ются:

♦ заданные цели и представления о результатах труда;

♦ заданный предмет труда;

♦ система средств труда;

♦ система трудовых функций;

♦ система прав трудящегося;

♦ система условий труда.

Понятно, что профессиональная деятельность на «трудовых по­стах», предполагающих наличие возможности осуществления комп­лексного психологического воздействия, требует отдельного при­стального рассмотрения и изучения. Поэтому к проблеме воздействия в рамках профессиональной деятельности мы еще вернемся в соответ­ствующей главе, подробно остановившись на особенностях, методах и приемах психологического влияния в контексте делового общения.

Для того чтобы продолжить разговор и перейти непосредственно к сущности, средствам и методам психологического воздействия, прежде всего следует определиться с терминологией, уточнив поня­тийный аппарат психологии влияния или воздействия. Таким обра­зом, необходимо выяснить, что мы понимаем под терминами: средства, приемы, методы и технологии влияния или воздействия. Итак, выби­рая из двух номинаций, остановимся на определении «влияние», ко­торое представляется нам более мягким и одновременно более ши­роким, нежели «воздействие». Воздействие, несущее в себе оттенок категоричности, сводит весь спектр понятий, имеющих отношение к предмету обсуждения, к категориям, связанным в основном с импера­тивными стратегиями влияния и субъект-объектными отношениями. Кроме того, употребление термина «воздействие» заставляет автома­тически рассматривать именно интеракции, сводя все многообразие процесса общения к интерактивной стороне и упуская из виду комму­никативную и перцептивную его стороны. Помимо этого, если мы оп­ределяем общение, в контексте которого и осуществляется влияние, как особую форму активности субъекта, а не только как один из видов деятельности, вполне естественно было бы уйти от понятия воздей­ствие при взаимодействии. К тому же именно убеждение в рамках диалогического подхода, реализующее развивающую стратегию влия­ния, являясь наиболее прогрессивным и наиболее адекватным интер- субъектной природе человеческой психики, несет главную нагрузку в области влияния. В то время как внушение, имеющее монологиче­ский характер и находящееся в манипулятивной либо императивной парадигме, становится основным понятием при использовании термина «воздействие». И, наконец, термин «воздействие» в психологии имеет определенную устойчивую смысловую нагрузку «целенаправленного переноса движения и информации от одного участника взаимодей­ствия к другому», что выводит из сферы понимания некоторые виды влияния, например косвенное. Таким образом, мы полагаем более корректным использование термина «психологическое влияние», по крайней мере, в контексте данной работы. Термин «воздействие» мы будем в дальнейшем применять, когда речь будет идти, прежде всего, об интерактивной стороне общения, регулятивно-коммуникативной функции общения и субъект-объектном взаимодействии.


Итак, мы определяем психологическое влияние как внешнее воздей­ствие субъекта влияния на психоэмоциональное и психосоматиче­ское состояние объекта влияния путем применения только психоло­гических средств, направленное на когнитивную, аффективную и оценочно-волевую сферу его личности, которое отражается им и при­водит к изменению регуляторов его активности и параметров деятель­ности.

Существенным моментом является наличие у объекта влияния возможности ответить на него с помощью использования так­же исключительно психологических средств и временного ин­тервала для выработки плана и реализации ответных действий.

Целенаправленность, по нашим представлениям, не является не­пременным условием и необходимой характеристикой психоло­гического влияния.

Результатом, или продуктом, процесса психологического влия­ния становится изменение характера и степени значимости, на­правленности, выраженности проявлений активности объекта психологического влияния.

♦ При этом объект влияния начинает выступать и может рассмат­риваться в качестве субъекта ответной реакции, выражающейся в деятельности, изменении состояния, поведения, отношения, представлений, мыслей, чувств, переживаний, поступков и т. д. Таким образом, психологическое влияние, исходящее от субъек­та, даже будучи изначально субъект-объектным, начиная с мо­мента получения обратной связи от объекта может быть рассмотрено и как субъект-субъектный процесс.

Далее нам следует определиться с понятиями противостояния вли­янию, а также номинировать субъекта и объекта влияния в рамках их взаимодействия.

Итак, противостояние психологическому влиянию есть сопротивле­ние объекта влияния, выражающееся в противодействии его попыткам субъекта влияния, произвести изменения регуляторов его активности и параметров деятельности. Осуществляется путем воздействия на ког­нитивную, аффективную или оценочно-волевую сферу его личности.

Субъект влияния, или его источник, один из партнеров по обще­нию, который инициирует воздействие и предпринимает попит -ку влияния на объект, — инициатор.

Первоначальный объект влияния, или его реципиент, один из партнеров по общению, на которого направлена первая попытка воздействия, предпринятая его источником, — адресат.


♦ В качестве субъекта влияния, его инициатора, могут выступать как индивидуум и группа лиц, так и социальные институты — от государства до организации.

♦ В качестве объекта влияния, его реципиента или адресата может также выступать как индивидуум, так и группа лиц.

♦ В процессе общения направленность и характер психологиче­ского влияния могут быть изменены, когда в зависимости от ста­дии или этапа этого процесса меняются позиции субъекта и объекта, характер отношений между ними, а также стратегия, вид, формы и методы применяемого воздействия.

♦ Таким образом, одним из критериев наличия психологического влияния может являться производимый им посредством приме­нения определенных технологий психологический эффект. Та­кие технологии, представляющие из себя совокупность средств воздействия на психику, обозначаются как психотехники, или психотехнологии.

Итак, базовое понятие, которое обозначает совокупность средств, с помощью которых и достигается продуктивность психологического влияния, — это понятие технологии влияния. Под технологией мы бу­дем понимать эффективный алгоритм решения задач психологического характера, способствующий достижению социального результата.

Примерами распространенных психотехнологий могли бы стать сле­дующие:

1) кооптация лидеров — путем привлечения неформального лиде­ра к сотрудничеству с формальной структурой;

2) партиципация авторитетов — как имитация привлечения авто­ритетных персон к принятию решения для минимизации их оп­позиционной деятельности;

3) имитация критики — как симуляция самокритики представите­лями системы управления для разрядки психоэмоционального и социального напряжения;

4) канализация настроения — с целью снижения уровня психоэмо­циональной напряженности в социуме путем:

♦ перефокусировки внимания на другого субъекта;

♦ формирования нужного образа этого субъекта;

♦ усиления возбуждения социальной группы;

♦ провоцирования действий группы в отношении субъекта;

♦ доведения деятельности группы до логического конца. Таким образом, можно утверждать, что психотехнологии, или тех­нологии психологического влияния, разрабатываются в ответ на со­циальный запрос или имеющуюся актуальную потребность общества. Способ реализации определяется спецификой потребности, особенно­стями адресной группы — объекта потенциального влияния, а также временным ресурсом и арсеналом существующих в распоряжении субъекта влияния средств. Результатом применения психотехнологии, адекватной ситуации должен стать определенный социальный эф­фект.

Всякая технология может быть реализована путем проведения конкретных мероприятий, поэтапных действий, целенаправленно, планомерно и последовательно осуществляемых в течение некоего временного интервала. Как мы видели на примере применения психо­технологии канализации настроения, каждый следующий этап реали­зации технологии обеспечивает выполнение очередной задачи, дости­жение промежуточной цели, работающей на конечный результат.

Промежуточными целями психологического влияния, оказываемого на объект, могут быть следующие:

♦ создание определенных психосоциальных установок;

♦ формирование необходимых образов;

♦ создание определенного представления;

♦ нагнетание или ослабление эмоциональной напряженности;

♦ пробуждение или блокирование активности;

♦ инициирование определенного психоэмоционального состояния;

♦ привлечение или отвлечение внимания.

Поочередно решаемые в процессе оказания влияния задачи могут ставиться в отношении следующих характеристик объекта влияния:

♦ психических процессов;

♦ мотивов и потребностей;

♦ психосоциальных установок;

♦ психоэмоциональных и психосоматических состояний;

♦ психологических феноменов и т. д.

Что касается способов достижения тактических целей и решения промежуточных задач на каждом из этапов процесса психологического влияния, то они привязаны к конкретной задаче и могут быть обозна­чены как методы психологического влияния.

Следующей характеристикой, от которой зависит решение конкрет­ной задачи очередного этапа психологического влияния, являются ус­ловия ее осуществления. Так, тактика решения задачи может быть раз­личной в зависимости от следующих условий:

♦ соотношения реальных и желательных характеристик объекта;

♦ специфики характеристик личности объекта влияния;

♦ типа отношений между субъектами взаимодействия;

♦ состояния субъекта, в отношении которого решается задача.

Таким образом, претворение в жизнь в условиях конкретной ситуа­ции определенного метода влияния можно обозначить как проведе­ние приемов психологического влияния.

Теперь, определившись с понятиями технологий, методов и приемов психологического влияния, попробуем выделить те факторы, которые вызывают искомый субъектом влияния психологический эффект. Фак­торы, посредством которых может оказываться то или иное психоло­гическое влияние, выделялись разными авторами по различным осно­ваниям. Как правило, это две, реже три группы факторов, или средств влияния (воздействия), в которые всегда входят вербальные и невер­бальные. Наиболее подробная и скрупулезно проработанная класси­фикация была осуществлена Т. С. Кабаченко. Итак, к числу факторов, способствующих продуктивному психологическому влиянию в опреде­ленных условиях посредством применения методов при использова­нии соответствующих приемов, относятся следующие группы факторов:

1) факторы внешнего влияния, направленные на следующие ана­лизаторы:

♦ зрительные;

♦ слуховые;

♦ обонятельные;

♦ температурные;

♦ тактильные;

2) факторы вербального влияния, порождающие определенные особенности восприятия и задействующие механизмы:

♦ лингвистические;

♦ паралингвистические;

3) факторы невербального влияния, задействующие характеристики:

♦ мимические;

♦ такесические;

♦ акустические;

♦ кинетические;

♦ проксемические;

♦ оптические;

♦ ольфакторные;

4) факторы, регулирующие уровень удовлетворения потребностей и мотивов объекта влияния;

5) факторы, способствующие вовлечению объекта влияния в спе­циально организованную деятельность.

Итак, говоря о средствах психологического влияния, можно выде­лить пять основных групп факторов влияния, обозначаемых далее как средства: вербальные, невербальные, а также средства, направленные на стимулирование разных модальностей, регулирование мотивационно-потребностной сферы, привлечение к совместной деятельности. Таким образом, алгоритмизированная система средств влияния со­ставляет прием, совокупность приемов влияния образует метод. Эф­фективный алгоритм влияния, то есть сочетание, последовательность и ритм применения средств, приемов и методов психологического вли­яния для решения определенной задачи представляет собой психотех­нологию.

Таким образом, выбор алгоритма получения необходимого резуль­тата, а также дальнейшая оценка продуктивности психологического влияния и удовлетворительности достигнутого эффекта может про­изводиться на основании адекватности использованных средств, ме­тодов, приемов и технологий влияния.







Date: 2015-09-02; view: 510; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию