Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средства психологического влияния
Влияние посредством стимулирования сенсорной системы объекта Одними из познавательных психических процессов, имеющих непосредственное отношение к предмету нашего разговора — психологическому влиянию, наряду с восприятием, памятью, воображением и мышлением, являются ощущения. Причем именно ощущения, равно как и восприятия, находятся на переднем крае осуществляющегося воздействия. Строго говоря, сенсорика как понятие, обобщающее ощущения и восприятия, могло бы точнее всего обозначить контекст рассматриваемого нами далее воздействия. Однако в отличие от ощущения в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Поскольку образ восприятия несводим к простой сумме ощущений, мы подойдем к рассмотрению вопроса о воздействии путем сенсорного стимулирования дифференцированно. Итак, изначально ощущения возникают вследствие действия стимулов-раздражителей химической или физической природы, вызывающих нервные процессы возбуждения, на рецепторы соответствующих анализаторов. Далее, передаваясь в корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психический — ощущение, которое может иметь разные модальности или быть интермодальным. Вообще, одной из важнейших особенностей невербального влияния является его полисенсорная природа, когда воздействие осуществляется через разные сенсорные системы — слух, зрение, хемо- и терморецепцию, а также кожно-тактильное чувство. Мы далее подробно рассмотрим действие стимулов, вызывающих лишь дистантные экстерорецептивные ощущения, к которым относятся слуховые, зрительные и обонятельные, памятуя, однако, о том, что контактные, тактильные ощущения также играют существенную роль в процессе воздействия. При этом мы полагаем возможным отнесение их к факторам психологического воздействия постольку, поскольку при минимальных физическо-механических характеристиках (продолжительности, интенсивности) воздействия их на соответствующие рецепторы психологический эффект может быть несоизмерим с силой раздражителя из-за наличия определенного гештальта у объекта. То есть прикосновения, воздействуя на тактильные анализаторы в силу своей физической природы, могут иметь в основном символическое значение, возникающее путем обобщения чувственного опыта, помещенного в конкретный социо- или этнокультурный контекст. Таким образом, основой психологического влияния, оказываемого посредством таксического компонента общения как взаимодействия и интеракции, часто является именно гештальт. Выделим также еще две группы воздействующих стимулов и, соответственно, ощущений: производные от первых трех — темпоритмальные и комплексные — интер- или полимодальные. Последние две категории обозначены нами в соответствии с природой стимула-раздражителя, инициирующего физический — физиологический — психический процесс. На самом деле, вероятно, следовало бы описать здесь и воздействие контактных стимулов через интеро- и проприорецепторы, но в силу ограниченности экспериментальных данных соответствующего формата и объема нашей работы мы лишь упомянем об их присутствии. Итак, ограничимся рассмотрением пяти упомянутых стимулов. Средства психологического влияния, ориентированные на стимулирование различных анализаторов — зрительного, слухового, обонятельного, а также комплексно воздействующие на несколько анализаторов, делятся на несколько групп: ♦ визуальные стимуляторы; ♦ аудиальные стимуляторы; ♦ ольфакторные стимуляторы; ♦ темпоритмальные стимуляторы; ♦ тактильные стимуляторы; ♦ полимодальные, объединяющие все предыдущие стимуляторы.
Визуальные стимулы. Итак, начнем с визуальных стимуляторов, действующих на зрительный анализатор. Представлены визуалистическими и оптико-кинестетическими средствами общения. Рассмотрим основные группы эффектов, возникающих при этом. Все они являются следствием действия следующих ориентировочных реакций, вызванных или вызывающих: 1) неравномерность визуального фона вследствие: ♦ появления или исчезновения визуальных стимулов; ♦ отличия от стимулов, расположенных в поле зрения; 2) несоответствие видимого фрагмента изображения зрительному стереотипу вследствие: ♦ ракурса рассмотрения; ♦ отсутствия привычных фрагментов изображения; ♦ изменения темпа движения; ♦ появления объекта в непривычном контексте; 3) облегчение концентрации внимания вследствие: ♦ фиксации на движущихся объектах; ♦ светящихся точках и т. д.; 4) эмоциональную реакцию за счет физических характеристик стимулов: ♦ цвета; ♦ яркости; 5) ассоциации и эмоциональные реакции, обусловленные спецификой гештальта, связанного факторами: ♦ близости; ♦ продолжения; ♦ сходства; ♦ общей судьбы; 6) отнесение в рамках культуры стимула к конкретному смысловому контексту: ♦ с возникновением эффектов комического; ♦ связывания старого и нового контекста; 7) реакции, обусловленные символическим значением стимулов в результате восприятия в соответствии: ♦ с чувственным опытом; ♦ с символическим значением сторон тела; ♦ с фантастическими допущениями; 8) наличие сложных композиций ситуации, несущей смысловую нагрузку в конкретной культуре, задающей контекст, обеспечивающий: ♦ эмоциональную нагрузку; ♦ смысловую нагрузку; 9) включенность символов в определенный культурный контекст вследствие наличия: ♦ конкретного коллективного опыта; ♦ особой личностно значимой ситуации; 10) способность вызвать переживания, побуждающие активность. Аудиальные стимулы. Следующий вид стимулирования анализаторов — использование аудиальных средств, ориентированных на слуховой анализатор. Представлены аудиально-акустическими и акустическими средствами общения. Виды психологического влияния посредством оказания звукового воздействия могут быть следующими: 1) гетерогенность, или изменение аудиополя; 2) нарушение аудиоконтекста, добавление эмоционального компонента; 3) концентрация внимания, обусловленная спецификой аудиосигналов; 4) аудиогештальты, порождающие ассоциации и эмоциональные реакции; 5) помещение аудиостимула в конкретный контекст в рамках культуры; 6) сопоставление аудиостимула с конкретной ситуацией, наделенной смыслом для индивида; Т} эстетические переживания, порождаемые комплексным аудио-влиянием; 8) локальные переживания под влиянием аудиосигналов и их осмысление и рефлексия; 9) символические значения аудиостимулов, порождаемые: ♦ чувственным опытом индивидуума; ♦ культурой социума; 10) физические свойства аудиостимулов: ♦ высота звука; ♦ тембр звука; ♦ сила звука. Таким образом, психологическое влияние на человека посредством аудиостимулов, воздействующих на слуховой анализатор, может быть сведено к перечисленным выше формам. Темпоритмальные стимулы. Представлены аудиально-акустическими и визуально-кинетическими средствами общения. Первые две группы стимулов могут влиять на объект непосредственно и за счет специфического характера их предъявления, а именно темпа и ритма предъявления видео- и аудиостимулов, способствующих: 1) концентрации внимания в следующих ситуациях: ♦ во время суггестии и гипноза; ♦ в процессе овладения двигательными навыками; ♦ для согласования совместной деятельности; 2) изменению актуального состояния сознания; 3) усилению эмоционального заражения. Тактильные стимулы. Отдельная группа стимулов, достаточно распространенных и имеющих определенное значение как средство воздействия. Существенно отличается от всех остальных рассматриваемых здесь групп стимулов тем, что, относясь к категории контактных, а не дистантных, иногда может оказывать преимущественно психологическое воздействие. Поэтому может быть, по нашим представлениям, условно отнесена к средствам психологического влияния, поскольку характер и эффективность воздействия с ее помощью определяется, прежде всего, не физическими, а психологическими ее характеристиками. Прикосновения воздействуют на тактильные анализаторы в силу своей физической природы и часто имеют в основном символическое значение, возникающее путем обобщения чувственного опыта, помещенного в некий социокультурный или этнокультурный контекст. Основой психологического влияния, оказываемого прикосновениями, часто также является именно гештальт. Представлены тактильно-кинестетическими средствами общения: ♦ прикосновение; ♦ пожатие: ♦ поглаживание; ♦ похлопывание; ♦ ведение; ♦ объятие; ♦ рукопожатие. Прикосновение может быть средством психологического влияния в силу следующих причин: 1) характера сложившегося у объекта гештальта; 2) отнесения объектом стимула к определенной ситуации или смысловому контексту путем: ♦ сопоставления стимула с конкретной ситуацией, наделенной смыслом для индивида; ♦ помещения стимула в конкретный контекст в рамках культуры; 3) символического значения для объекта стимулов, порождаемого: ♦ чувственным опытом индивидуума; ♦ культурой социума. Ольфакторные стимулы. Отдельная группа стимулов, широко распространенных и имеющих важное значение как средство воздействия. Запахи воздействуют на обонятельные анализаторы в силу своей химической природы и часто имеют символическое значение, возникающее путем обобщения чувственного опыта, помещенного в социокультурный контекст. Основой психологического влияния, оказываемого запахами, также является прежде всего гештальт. Представлено ольфакторными средствами общения. Совокупность запахов, их композиция может быть средством психологического влияния в силу следующих причин: 1) состава летучего химического вещества, способного вызвать соответствующие ощущения; 2) внезапных изменений композиции веществ; 3) характера гештальта, сложившегося на основе композиции; 4) отнесения стимула к конкретному смысловому контексту или ситуации путем: ♦ сопоставления стимула с конкретной ситуацией, наделенной смыслом для индивида; ♦ помещения стимула в конкретный контекст в рамках культуры; 5) символического значения стимулов, порождаемого: ♦ чувственным опытом индивидуума; ♦ культурой социума. Полимодальные стимулы. В отдельную обширную группу выделим стимулы, имеющие поливалентную природу, способные воздействовать на рецепторы нескольких анализаторов сразу. Итак, стимулы, относящиеся к разным сенсорным модальностям, или интермодальные стимулы, образуют полимодальные гештальты. Именно комплексные образы этих гештальтов, генез символического значения которых тесно связан с архетипами коллективного бессознательного, и предрасполагают индивидуума к тому, чтобы испытывать некие чувства по поводу ситуации или предмета либо осмысливать неким образом явление. Психическое отражение глобальных явлений природы и конструирование картин мира происходит с помощью создания масштабных символических образований. Как нам представляется, и организующих связь впечатлений и переживаний с глубинной сущностью человека. Это интересная область, соприкасающаяся с разработками разных отраслей психологического знания от глубинной, пренатальной и трансперсональной психологии до психолингвистики, важными для понимания их роли в контексте проблематики психологического влияния. Однако, поскольку их анализ не входит в число задач данной работы, заметим только, что диагностично само по себе существование в языковой культуре целого класса метафор, а в культуре в целом — полимодальных гештальтов, воплощающих элементы чувственного опыта в контексте общей картины мира. Что касается темы психологического влияния, можно говорить о том, что полимодальные гештальты воздействуют на индивидуума в силу следующих причин: ♦ многомерности и разноплановости чувственного опыта, рождающегося в контакте с масштабными явлениями природы; ♦ переживания и осмысления связей человека с миром и природой, отражающегося в концептуальной картине мира.
Применение невербальной и вербальной знаковых систем как средств влияния Невербальные средства влияния. Тесно связанные со стимулами, ориентированными на анализаторы, невербальные компоненты общения являются весьма важными при оказании психологического влияния. Функции, которые они выполняют, очень многообразны, и это связано с несколькими причинами, к числу которых относится то, что невербальные средства общения: ♦ исторически более древние, нежели вербальные; ♦ непосредственно внешне проявляют внутренний мир индивидуума; ♦ стандартизированы и стереотипизированы; ♦ интерпретируются как знаковые; ♦ приобретают символическую нагрузку; ♦ выявляют особый смысл ситуации общения; ♦ позволяют создать системы знаков в силу своей экспрессивности; ♦ выступают в качестве исполнительного действия; ♦ образуют моторные гештальты; ♦ являются средством формирования образа через гештальт. К числу невербальных средств влияния обычно относят следующие: 1) визуально-кинетические или паравербальные характеристики, выступающие как отражение психосоматического состояния субъекта, степени его эмоциональной напряженности: ♦ тембр; ♦ темп; ♦ ритм; 2) кинетические или экспрессивно-двигательные характеристики: ♦ такесические; ♦ проксемические; ♦ тактильно-кинетические; 3)аудиально-акустические или интонационно-фонетические характеристики, связанные со смысловым акцентированием и выступающие как один из приемов фасцинации, направленной на минимизацию потерь семантической информации: ♦ акустической; ♦ ритмической; ♦ семантической. Строго говоря, только прием акустической фасцинации может быть отнесен к интонационно-фонетическим характеристикам невербального влияния, а ритмическая и семантическая, скорее, могут быть выделены в отдельную группу. Интонирование же свидетельствует только об использовании приема фасцинации. Психологическое влияние с помощью невербальных средств изучалось во множестве исследований, в том числе Н. В. Введенским, Е. А. Ермолаевой, Г. А. Ковалевым, В. С. Собкиным, Н. И. Смирновой и др., полученные результаты были обобщены В. А. Лабунской, перечислившей функции невербального поведения. На основании этих работ выделяются представляющиеся наиболее важными следующие из них: ♦ создание образа партнера по общению; ♦ манифестация психологического содержания сообщения с опережением; ♦ регуляция пространственно-временных параметров общения; ♦ поддержание оптимального уровня психологической близости в общении; ♦ камуфлирование характеристик системы «Я» личности; ♦ идентификация партнеров по общению; ♦ стратификация в социуме; ♦ обозначение статусно-ролевых отношений; ♦ выражение качества взаимоотношений партнеров по общению; ♦ формирование и изменение отношений партнеров по общению; ♦ проявление актуальных психических состояний; ♦ минимизация вербального сообщения и речевого общения; ♦ уточнение вербального сообщения; ♦ усиление эмоциональной насыщенности вербального сообщения; ♦ контролирование аффекта; ♦ нейтрализация аффекта; ♦ привнесение социальной значимости в аффективное отношение; ♦ регуляция процесса Возбуждения; ♦ облегчение и разрядка возбуждения; ♦ индикация психомоторной активности субъекта. Именно способность невербальных компонентов общения к олицетворению, выражению, обозначению, изменению, номинации, коррекции, возможность для них выступать как способ отреагирования приводит к продуктивности их использования в качестве средства психологического влияния. Следует заметить, что существует весьма интересный аспект этой темы, а именно вопрос соответствия целей психологического влияния в общении и средств, используемых для их реализации, в том числе невербальных. Как правило, в общении преобладают все же вербальные средства, а невербальные, лишь сопровождая их, остаются неосознанными, а следовательно, и не регулируются. Понятно, что продуктивность их использования при этих условиях ниже, чем она могла бы быть при целенаправленном, осознанном и регулируемом употреблении. Осознаются они лишь при следующих обстоятельствах необходимости: ♦ микширования эффекта вербального влияния; ♦ смещения акцента в сообщении; ♦ замещения речевого средства; ♦ уточнения или изменения смысла сообщения; ♦ усиления эмоциональной окраски сообщения; ♦ демонстрации различий статуса партнеров; ♦ поддержания оптимальной дистанции; ♦ маскировки намерений и проявлений. При этом ситуация противоречия задачи общения, решаемой с осознанным применением вербальных средств и неосознанных чувств, проявляемых невербально, приводит к возникновению диссонанса, который: ♦ демонстрирует намерения источника сообщения; ♦ уменьшает ценность вербального сообщения; ♦ становится причиной изменения отношений между партнерами; ♦ создает ситуацию оппозиции партнеров; ♦ снижает уровень доверия к источнику. Как видим, в таком случае невербальные средства влияния могут снизить эффективность влияния путем обесценивания сообщения, передаваемого вербально, или искажения его смысла. Подводя итоги, следует сказать, что при всей ценности и значимости невербальных средств общения и влияния они в силу не всегда возможного произвольного контроля часто привносят в общение выраженные побочные эффекты, что приводит к снижению продуктивности психологического влияния в его рамках. Вербальные средства влияния. Относятся к числу повсеместно применяемых и наиболее хорошо изученных. Именно они являются основными составляющими таких основных видов психологического влияния, как внушение, убеждение, заражение, уподобление и манипулирование. Тем не менее при всей распространенности этого средства общения и влияния следует понимать, что собственно о вербальном воздействии вне присутствия других компонентов речь идет в ограниченном числе ситуаций. Вне зависимости от того, какого рода способ вербального воздействия выбран, в нем всегда присутствует значительная доля сопутствующих невербальных элементов, в частности: 1) в случае устной речи: ♦ внешние визуальные характеристики субъекта влияния; ♦ паралингвистические компоненты его речи; ♦ экстралингвистические компоненты его поведения; ♦ проксемические компоненты его поведения; ♦ кинетические компоненты его поведения; ♦ такесические компоненты его поведения; ♦ визуалистические компоненты его поведения; 2) в случае письменной речи: ♦ особенности пространственного расположения; ♦ особенности цветопередачи; ♦ особенности графики; ♦ особенности дизайна. Помимо связи с невербальными средствами общения, вербальные сочетаются и со средствами: 1) влияния на мотивационно-потребностную сферу, в зависимости от потребностного и деятельностного контекста — статуса партнеров по взаимодействию и особенностей сферы взаимодействия; 2) привлечения к совместной деятельности. Итак, вербальные средства влияния как самостоятельно, так и в совокупности с другими средствами широко используются в практике общения, взаимодействия и воздействия. Содержание информационного сообщения, зафиксированное посредством слов, выступающих в качестве носителей определенных значений, может адресоваться: ♦ к воображению объекта; ♦ к его эмпирическому опыту; ♦ к конкретному состоянию; ♦ к актуальному переживанию. Реакция адресата на сообщение специфична и зависит от осмысления им содержания в личностном контексте, ложась в последующем в основу развития многих регуляторов его поведения. Возможен и вариант переживания адресатом сообщения когнитивного диссонанса, возникающего вследствие появления противоречий между старыми представлениями и новой информацией. Таким образом, можно выделить следующие функции вербальных средств влияния в общем контексте его целей и задач: ♦ формирование совместно с другими средствами целостного и внутренне единого комплекса средств влияния, продуктивность применения которых находится в прямой зависимости от непротиворечивости и сочетаемости его компонентов; ♦ выступление в качестве средства осознания и выражения системы «Я» индивидуума; ♦ исполнение роли элемента процесса коммуникации как передачи информации; ♦ выступление в качестве средства удовлетворения потребностей; ♦ осуществление знаковой функции в контексте других средств влияния. Последняя позиция является принципиально важной для понимания роли вербальных средств влияния в контексте общения и психологического влияния в целом. Итак, стимулы, воздействующие на анализаторы, вне зависимости от их модальности запечатлеваются не только в виде образов, но и как некие знаки, давая возможность впоследствии, оперируя ими, включать их в смысловой контекст конкретной ситуации. Поэтому в сознании индивидуума значения сохраняются в разнообразных формах, объединенных в субъективные семантические пространства, или «семантические поля», состоящие из следующих элементов: ♦ образов; ♦ символов; ♦ символических действий; ♦ знаков; ♦ вербальных форм. Подводя промежуточный итог, отметим, что при влиянии стимулов, направленных на разные анализаторы, принципиально важной является опора на знаковую, опосредующую функцию слова. Таким образом, понимание текста в качестве продукта деятельности субъекта становится основой для анализа механизма вербального влияния. Ключевое понятие текстовой деятельности, в терминологии Т. М. Дридзе, помещено в контекст деятельности общения, которая и мотивирует создание и интерпретацию сообщения для реализации коммуникативно-познавательных задач. -Предпосылки интерпретации текстов создают возможности варьирования языковых выражений, по представлениям П. Б. Паршина, В. М. Сергеева. При расхождении смыслов знаковых средств партнеров по общению варьирование выражений становится: ♦ средством речевого воздействия — при осознании субъектом и неосознании объектом; ♦ средством анализа субъекта — при осознании объектом и неосознании субъектом; ♦ средством речевого противостояния — при осознании субъектом и объектом. В связи с этим рождаются эффекты, возникающие в процессе создания и интерпретации текстов, обусловленные следующими факторами: ♦ лингвистическим уровнем, обусловленным спецификой знаковых средств; ♦ экстралингвистическим уровнем, обусловленным средствами реализации коммуникативных интенций. При анализе механизма вербального влияния невозможно обойтись без опоры на семантику. В связи с этим коротко охарактеризуем теорию речевого воздействия, основные положения которой гласят, что: ♦ субъекты взаимодействия используют разные, но отождествимые способы передачи информации, а использование разных средств для передачи конкретной информации номинируется как вариативная интерпретация действительности; ♦ существуют эксплицитный (фокусирующий) и имплицитный (установочный) компоненты информации, размещение семантической информации именно в установочном компоненте становится важным способом влияния; ♦ следствие из первых двух позиций состоит в том, что наличие разных планов содержания высказывания становится лингвистической предпосылкой вариативной интерпретации действительности. Средствами вариативной интерпретации действительности, способными играть воздейственную роль, то есть оказывать психологическое влияние, могут быть: ♦ выражения, подменяющие рациональную составляющую в построении образа эмоциональной, — метафоры, неологизмы, жаргонизмы; ♦ лексическое отражение положения доминирования-подчинения; ♦ синтаксические трансформации с изменением соотношения семантических полей; ♦ изменение порядка слов в высказываниях, перефокусирующее внимание; ♦ вопросы — установочные, риторические, в форме просьбы. Известны работы Р. Бэндлера и Д. Гриндера о мета- и трансформационных языковых моделях, но наиболее удобна классификация Ю. И. Левина, представляющая средства вариативной интерпретации действительности следующим образом: ♦ аннулирующее преобразование — умалчивание существенного; ♦ фингирующее преобразование — введение лишнего; ♦ индефинитизирующее преобразование — замена обобщенным; ♦ модальное преобразование — привнесение гипотетичности. Подводя итоги, можно констатировать, что вследствие действия механизма вариативной интерпретации вербальные средства влияния могут использоваться в целях контроля над сознанием и поведением адресата сообщения. Достигается это путем введения его в заблуждение без сообщения заведомо ложных сведений, а лишь с использованием семантических средств. В рамках освещения характера вербальных средств влияния осталось рассмотреть в контексте вариативной интерпретации действительности следующие варианты: 1) внушение — как бесконфликтное принятие информации при снижении ее сознательного анализа и некритическом отношении, согласно представлениям В. М. Бехтерева, К. И. Платонова, Т. М. Дридзе и др., с опорой на механизмы: ♦ фонетико-фонологический; ♦ лексический; ♦ синтаксический; ♦ макроструктурный; 2) убеждение — как обращение к собственному критическому суждению путем отбора, логического упорядочивания фактов и выводов на основании личного опыта. Иногда выделяется еще и информирование — как наиболее нейтральная для личности подача информации, когда внимание не фиксируется на задаче психологического влияния на человека и сохраняется иллюзия свободы определения отношения объекта к содержанию сообщения. Мы, однако, полагаем, что информирование не может быть отнесено к видам влияния, поскольку оно является сущностью процесса коммуникации, в качестве одной из составляющих общения, как контекста и способа влияния. Все эти варианты вербального влияния представляют разнообразные возможности использования механизмов вариативной интерпретации действительности. Целью их применения, как правило, является сокрытие, камуфлирование коммуникативного намерения. Однако даже в наиболее нейтральном варианте — информировании, самостоятельность объекта в определении отношения является иллюзорной, поскольку сопутствующими условиями являются такие, как [95]: ♦ недоступность разнообразных источников информации; ♦ фрагментарность ее подачи; ♦ отсутствие навыков анализа у объекта; ♦ отсутствие критической установки в отношении конкретных источников; ♦ недостаточно высокий уровень интеллекта объекта. При этом для придания конкретного направления в формировании объектом выводов субъект использует такие приемы, как [76]: ♦ обеспечение высокой плотности информации; ♦ разнообразие информации; ♦ глубина информации. Итак, делая выводы из всего изложенного выше материала, мы можем констатировать, что при использовании вербальных средств психологического влияния чаще всего задействуются механизмы вариативной интерпретации действительности, предназначенные для достижения следующих целей: ♦ скрытия коммуникативного намерения для реализации истинного, а не декларируемого; ♦ создания приемлемого образа действительности; ♦ структурирования аргументации для повышения убедительности аргументов. Подводя итоги раздела, посвященного средствам психологического влияния, следует сказать, что в процессе воздействия они, в основном, применяются комплексно, в различных сочетаниях, вступая во взаимодействие и между собой. Понятно, что конечный продукт процесса психологического влияния предопределен сочетаемостью, взаимодополняемостью применяемых средств воздействия. Снижение ожидаемого эффекта возможно вследствие разных причин, к числу которых относятся и разного рода диссонансы, возникающие при использовании эклектичных, внутренне противоречивых средств воздействия. Продуктивность и глубина влияния различных групп средств зависят от характера психологических механизмов, находящихся в основе производимых эффектов. Вопрос конструирования различных средств для достижения конкретных целей деятельности будет рассматриваться в дальнейшем в разделах, посвященных методам и приемам психологического влияния.
Date: 2015-09-02; view: 2423; Нарушение авторских прав |