Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды психологического влияния и техники противостояния им. «Что нужно для увлечения толпы?





«Что нужно для увлечения толпы? Что нужно для убеждения боль­шей части людей? Страстный и пылкий тон, частые, выразительные мановения, слова быстрые и громкие. Но для малого числа образован­ных рассудительных слушателей... — для тех нужны мысли и доводы, которые надобно уметь представить, оттенить, расположить. Уметь поражать слух — не довольно; должно уметь действовать над душой, уметь тронуть сердце, говоря с рассудком», — писал К. Н. Батюшков.

Итак, как мы убедились, проблема психологического влияния может быть расценена как одна из фундаментальных в психологии, в частно­сти психологии делового общения. Она определяет как целевую пер­спективу, так и прикладной потенциал социальной психологии, прежде всего применимостью ее к социальной практике, в частности практике делового общения и управленческого воздействия. Эффектом и про­дуктом процесса психологического воздействия относительно челове­ка является изменение его характеристик: потребностей, установок, отношений, способностей, деятельности, поведения в результате вза­имодействия этого человека с другим или коммуницирующей с ним системой. Если конкретизировать это положение, то по отношению к психологическим эффектам процесса делового общения, и управле­ния в частности, необходимо обеспечить организацию такого рода воздействий, которые бы способствовали продуктивности общения в рамках совместной трудовой деятельности. В идеале воздействия в контексте делового общения должны были бы способствовать все­стороннему развитию личности, формированию ее высоких деловых качеств, раскрытию ее творческого ядра и ресурсного потенциала по­стоянного самосовершенствования, формированию навыков опти­мального социального и профессионального поведения. Однако как теория, так и практика делового, и не только, общения показывают, что далеко не всякое воздействие может оказывать позитивное и конструктивное влияние. Основные проблемы как раз и связаны с недо­статочной выраженностью или отсутствием у партнеров по общению и совместной деятельности знаний и навыков эффективной организа­ции процессов межличностного взаимодействия. Причем характерно отсутствие знаний как правил и законов психологии делового обще­ния, так и умений правильной инструментовки психологических воз­действий в соответствии с индивидуальными характеристиками дру­гой личности, а также навыков личного соучастия в этом процессе. В рамках данной работы на примере анализа основных стратегий психологического воздействия мы попытаемся выделить основные принципы их организации. Мы определим психологическую эффек­тивность каждой из данных стратегий, которые имеют широкое рас­пространение в практике делового общения при реализации отноше­ний между партнерами.

Итак, как мы уже говорили, вся психология, в особенности пси­хология социальная, в том числе и психология делового общения, во многом представляет собой ответ на вопрос о сути, факторах, меха­низмах, эффективности психологического влияния. Психологическое влияние рассматривается при этом в контексте восприятия, коммуни­кации и взаимодействия, с точки зрения разных подходов к объясне­нию детерминант этого процесса. Поэтому при определении принципов разработки психологии влияния как научно-практической проблемы вполне логичным и обоснованным является обращение к традициям в изучении психических явлений в целом. При этом условно выделяют­ся три основные парадигмы, посредством которых пытались объяс­нить закономерности психологических реальностей и соотнести их с имеющимися подходами в практическом использовании стратегий межличностного воздействия. В этой связи любая современная кон­цепция психологического влияния или воздействия может быть пред­ставлена следующим образом [36, 37, 74] (табл. 1).

Реализация характерной для реактивного подхода императивной стратегии происходит чаще всего там, где человек в силу обстоя­тельств обладает ограниченными возможностями для осуществле­ния самостоятельного выбора поступков или решений. В социальной практике такая стратегия может быть уместной и эффективной в эк­стремальных ситуациях, где требуется принятие оперативных и важ­ных решений в условиях временного дефицита, а также при регла­ментации иерархических отношений между людьми в «закрытых» организациях (например, военных или военизированных, силовых

 

Таблица 1 Основные подходы к изучению психологического влияния

Характери- Объектная, Акциональная, Личностная,
стики или реактивная, или интенцио- или интер-
концепций парадигма нальная, субъектная,
    парадигма парадигма
Теоретическая Бихевиоризм Когнитивная Гуманистиче-
база   психология ская психо-
      логия
Позиция Человек — пас- Человек — Человек —
  сивный объект объект внешних субъект меж-
  воздействия влияний и пси- личностных
  внешних усло- хического ма- отношений
  вии и их про- нипулирования и взаимодей-
  дукт   ствии
Стратегия Императивная Манипуля- Развивающая
воздействия   тивная  
Подход Монологический Монолад и- Диалогический
    ческии  

 

структурах). Она реализует функции контроля поведения и устано­вок человека, их подкрепления и направления в необходимое русло и принуждения по отношению к объекту воздействий. Однако использова­ние императивных воздействий, осуществляемых без учета актуальных состояний и отношений другого человека, условий межличностных коммуникаций, приводит чаще всего к побочным, неожиданным и да­же отрицательным психологическим последствиям. Акционалънъш подход к организации воздействия по своей внутренней сути в прин­ципе может вести к таким же, а иногда к еще худшим психологиче­ским последствиям, нежели реактивный подход, несмотря на призна­ние активности и индивидуальной избирательности психического отражения, провозглашаемой в рамках данного подхода. Императив­ную и манипулятивную стратегии воздействия можно отнести к одно­му и тому же взгляду, где человеку отводится в основном пассивная роль. Это оборачивается объектностью, одномерностью в разработке содержания практических рекомендаций относительно организации взаимоотношений между людьми. Они чаще всего носят обезличен­ный, «технологический» характер и, естественно, не могут учитывать

всего богатства реальных человеческих связей и уникальности лич­ностного содержания каждого. Буквальное или неумелое следование такого рода рекомендациям в межличностном общении, в частности в деловом общении, может самым негативным образом сказываться на характере социального функционирования личности. Однако мо­нологическому подходу к человеку противопоставляется так называе­мая диалогическая традиция, основанная на вере в позитивность и коллективистскую направленность человеческой природы. Здесь главными являются выступающие в качестве предпосылок и условий | совместной деятельности людей:

♦ моральность;

♦ креативность;

♦ конструктивность;

♦ активность.

Основными нормативами и принципами ее являются: эмоциональ­ная и личностная открытость партнеров по общению, психологиче­ский настрой на актуальные состояния друг друга, диалогичность. Будучи адекватным интерсубъектному, межличностному характеру природы психики человека, диалог наиболее релевантен, уместен для организации максимально продуктивных контактов, в частности де­ловых, между людьми. Он определяет психологическое содержание развивающей стратегии воздействия, оптимальной при организации взаимоотношений между людьми как в целом, так, конечно же, и при реализации задач делового общения, в том числе психологического воздействия в его рамках.

Date: 2015-09-02; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию