Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выступление в деловом общении
Прежде всего, напомним самую общую модель коммуникативного процесса, одной из форм которого и является публичное выступление:» кто (инициатор, субъект) — коммуникатор (лектор, докладчик);» что (информация) — сообщение (лекция, доклад); * как (средства передачи) — канал (вербальный, невербальный); * кому (адресат, объект) — аудитория (сотрудники, подчиненные, » с каким результатом (критерии оценки) — эффективность (низкая, высокая). Публичное выступление (лекция, доклад и т. д.) представляет собой социально ориентированное, когда общественные отношения выражены наиболее ярко, либо групповое предметно ориентированное, когда четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, общение. В качестве средств его используются различные знаковые системы и подсистемы, подробно рассмотренные нами в первой главе, в первую очередь вербальные. Оно предполагает, прежде всего, использование внешней устной монологической речи со следующими, характерными для нее признаками: * протекание в меняющихся условиях; » относительная простота грамматической конструкции; » развернутость и связность; » тщательность отбора слов и оборотов; » предъявление высоких требований к выступающему. Публичная речь в деловом общении всегда сугубо прагматична и, как всякая коммуникация в общении, воздействует на слушателей не только вербальными средствами — словами, но и невербальными. К их числу относятся средства, принадлежащие к нескольким невер- бальным подсистемам, а именно: проксемические, визуалистические, пара- и экстралингвистические, то есть расположение, поза, визуальный контакт, интонации, паузы, темп, ритм, динамика, громкость и т. д. Все это требует от выступающего выбора адекватных средств влияния и владения соответствующими техниками, использующимися во всех видах коммуникации, о которых мы подробно говорили выше, в теоретической части. Поэтому здесь мы остановимся лишь на специфике публичного выступления в рамках деловой коммуникации. Итак, публичная речь требует в своем произнесении и подготовке соблюдения конкретных правил и следования определенной технологии, включая при этом, согласно риторическому канону, несколько этапов: * инвенция — нахождение — сбор и систематизация материала, определение направленности влияния в процессе выступления;» диспозиция — расположение — обдумывание, структурирование и комментирование материала, подбор средств влияния, способствующих повышению продуктивности воздействия речи;» элокуция — оформление — первая редакция, стилистическое оформление, формулирование выступления и заключение, выбор конкретных техник и приемов влияния; » меморио — запоминание — освоение написанного текста, в том числе и риторически, выделение мест пауз, модуляций, интонаций, определение ритма и темна, мимики и жестикуляции;» выступление — произнесение. При этом существуют различные виды речи в публичном выступлении в формате делового общения, которые могут сочетаться в рамках одного выступления. Однако при решении современных практических задач выявляется недостаточность старых подходов риторики, уделявших внимание логической выстроенное™ речи, убедительности аргументации и направленности на публичные выступления ораторов. Исходя из современных представлений, ситуация речевого общения выступает как сложное системное образование с многочисленными компонентами. Особенностью этого подхода следует считать принципиально важный поворот к коммуникативной стороне речи, когда именно взаимодействию коммуникаторов в процессе разговора и общения уделяется основное внимание. Основные используемые в процессе публичного выступления манипулятивные техники и виды психологического влияния — это: # техника увещевания и внушения; » техника введения в заблуждение и манипулирования; * техника приманивания и расположения; «техника эмоционализации и заражения; » техника запугивания и понуждения. Далее мы попробуем привести имеющиеся сведения о видах и структуре выступления в деловом общении и приемах психологического влияния, адекватных для каждого из видов публичной речи. 1. Информационная — направленная на обогащение слушателей 2. Убеждающая — направленная на доказательство или опровер 3. Призывающая — направленная на побуждение слушателей к но 4. Протокольная — направленная на представление, приветствие,
5. Торжественная — направленная на создание психоэмоциональ 6. Траурная — направленная на побуждение слушателя к пережи 7. Неформальная — направленная на объединение слушателей на Таким образом, основными правилами публичного выступления считаются следующие: » ориентация на слушателей с учетом их личностных или групповых особенностей; » наблюдение и контроль за невербальными сигналами слушателей, дающих обратную связь; * использование в выступлении широкого спектра средств влия » использование в выступлении широкого спектра видов психологического влияния, техник и приемов; » конструирование речи, создание оптимальной структуры, содержащей вступление (почему выступаю), основную часть (что было, есть, будет, должно быть, как добиться) и заключение (побуждение к действию и изменению ситуации). Надо заметить, что выступление перед большой аудиторией имеет свою специфику (см. эффекты и феномены группового восприятия). Как мы уже упоминали выше, особенностями восприятия большой группы являются: » безразличие к противоречию, связанное с «автоматичностью» мышления, наполненного стереотипами и клише; * чувствительность к актуальности предлагаемых идей, проявля «необходимость многократного воспроизведения, превращающего ид ею-понятие в идею-действие, когда люди не в состоянии рассуждать, а лишь подвергаются внушающим воздействиям. Понятно, что деловое межличностное общение не сводится только к взаимодействиям массового характера, а представлено и межперсональным общением, в рамках которого рассматриваются факты и приводится логическая аргументация. Date: 2015-09-02; view: 655; Нарушение авторских прав |