Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выступление в деловом общении





Прежде всего, напомним самую общую модель коммуникативного процесса, одной из форм которого и является публичное выступление:» кто (инициатор, субъект) — коммуникатор (лектор, докладчик);» что (информация) — сообщение (лекция, доклад);

* как (средства передачи) — канал (вербальный, невербальный);

* кому (адресат, объект) — аудитория (сотрудники, подчиненные,
слушатели, студенты);

» с каким результатом (критерии оценки) — эффективность (низ­кая, высокая).

Публичное выступление (лекция, доклад и т. д.) представляет собой социально ориентированное, когда общественные отношения выраже­ны наиболее ярко, либо групповое предметно ориентированное, когда четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельно­стью, общение. В качестве средств его используются различные зна­ковые системы и подсистемы, подробно рассмотренные нами в первой главе, в первую очередь вербальные.

Оно предполагает, прежде всего, использование внешней устной монологической речи со следующими, характерными для нее призна­ками:

* протекание в меняющихся условиях;
» сокращенное количество слов;

» относительная простота грамматической конструкции;

» развернутость и связность;

» тщательность отбора слов и оборотов;

» предъявление высоких требований к выступающему.

Публичная речь в деловом общении всегда сугубо прагматична и, как всякая коммуникация в общении, воздействует на слушателей не только вербальными средствами — словами, но и невербальными. К их числу относятся средства, принадлежащие к нескольким невер-


бальным подсистемам, а именно: проксемические, визуалистические, пара- и экстралингвистические, то есть расположение, поза, визуаль­ный контакт, интонации, паузы, темп, ритм, динамика, громкость и т. д. Все это требует от выступающего выбора адекватных средств влияния и владения соответствующими техниками, использующимися во всех видах коммуникации, о которых мы подробно говорили выше, в теоре­тической части. Поэтому здесь мы остановимся лишь на специфике публичного выступления в рамках деловой коммуникации.

Итак, публичная речь требует в своем произнесении и подготовке соблюдения конкретных правил и следования определенной техноло­гии, включая при этом, согласно риторическому канону, несколько этапов:

* инвенция — нахождение — сбор и систематизация материала, определение направленности влияния в процессе выступления;» диспозиция — расположение — обдумывание, структурирование и комментирование материала, подбор средств влияния, способ­ствующих повышению продуктивности воздействия речи;» элокуция — оформление — первая редакция, стилистическое оформление, формулирование выступления и заключение, вы­бор конкретных техник и приемов влияния;

» меморио — запоминание — освоение написанного текста, в том числе и риторически, выделение мест пауз, модуляций, интона­ций, определение ритма и темна, мимики и жестикуляции;» выступление — произнесение.

При этом существуют различные виды речи в публичном выступ­лении в формате делового общения, которые могут сочетаться в рам­ках одного выступления.

Однако при решении современных практических задач выявляется недостаточность старых подходов риторики, уделявших внимание ло­гической выстроенное™ речи, убедительности аргументации и направ­ленности на публичные выступления ораторов. Исходя из совре­менных представлений, ситуация речевого общения выступает как сложное системное образование с многочисленными компонентами. Особенностью этого подхода следует считать принципиально важный поворот к коммуникативной стороне речи, когда именно взаимодей­ствию коммуникаторов в процессе разговора и общения уделяется основное внимание. Основные используемые в процессе публичного выступления манипулятивные техники и виды психологического влия­ния — это:


# техника увещевания и внушения;

» техника введения в заблуждение и манипулирования;

* техника приманивания и расположения;
» техника лести и поощрения;

«техника эмоционализации и заражения;

» техника запугивания и понуждения.

Далее мы попробуем привести имеющиеся сведения о видах и струк­туре выступления в деловом общении и приемах психологического влияния, адекватных для каждого из видов публичной речи.

1. Информационная — направленная на обогащение слушателей
новыми знаниями и представлениями. Виды используемого пси­
хологического влияния — расположение, убеждение, внушение,
заражение. Условия — актуальность темы. Цели и задачи — про­
буждение интереса, удовлетворение запросов. Формы — повест­
вование, описание, объяснение.


2. Убеждающая — направленная на доказательство или опровер­
жение утверждения, возбуждение у слушателей новых чувств,
формирование определенного отношения. Виды используемого
психологического влияния — расположение, убеждение, внуше­
ние, заражение. Условия — актуальность темы и наличие инте­
реса аудитории. Цели и задачи — удовлетворение интереса, об­
суждение проблемы, демонстрация возможных путей решения,
обозначение разных вариантов действий. Формы — объяснение,
аргументация.

3. Призывающая — направленная на побуждение слушателей к но­
вому действию или прекращению прежнего. Виды используе­
мого психологического влияния — расположение, убеждение,
внушение, увещевание, понуждение, заражение, манипулирова­
ние. Условия — актуальность темы и быстрота ее изменения
вслед за событиями. Цели и задачи — отождествление представ­
лений оратора и слушателей, актуализация мотивов и потребно­
стей слушателей, пробуждение активности. Характеристики -
краткость, эмоциональность, экспрессивность, конкретность.

4. Протокольная — направленная на представление, приветствие,
выражение благодарности, признательности. Виды используе­
мого психологического влияния — расположение, убеждение,
внушение. Цели и задачи — представление, приветствие, выра­
жение благодарности. Характеристики — формальность, крат­
кость, лаконичность.


 

5. Торжественная — направленная на создание психоэмоциональ­
ного подъема, повышение настроения. Виды используемого пси­
хологического влияния — расположение, убеждение, внушение,
заражение. Характеристики — формальность, краткость, лако­
ничность.

6. Траурная — направленная на побуждение слушателя к пережи­
ванию чувства скорби, возникновение ощущения утраты. Виды
используемого психологического влияния — внушение, заражение.
Характеристики — формальность, краткость, эмоциональность.

7. Неформальная — направленная на объединение слушателей на
неформальной основе, повышение групповой сплоченности.
Виды используемого психологического влияния — расположе­
ние, убеждение, внушение, заражение, манипулирование. Харак­
теристики — эмоциональность, оригинальность, экспрессив­
ность, конкретность, благожелательность.

Таким образом, основными правилами публичного выступления счи­таются следующие:

» ориентация на слушателей с учетом их личностных или группо­вых особенностей;

» наблюдение и контроль за невербальными сигналами слушате­лей, дающих обратную связь;

* использование в выступлении широкого спектра средств влия­
ния, вербальных, невербальных, экстра- и паралингвистических;

» использование в выступлении широкого спектра видов психо­логического влияния, техник и приемов;

» конструирование речи, создание оптимальной структуры, содер­жащей вступление (почему выступаю), основную часть (что было, есть, будет, должно быть, как добиться) и заключение (по­буждение к действию и изменению ситуации).

Надо заметить, что выступление перед большой аудиторией имеет свою специфику (см. эффекты и феномены группового восприятия). Как мы уже упоминали выше, особенностями восприятия большой группы являются:

» безразличие к противоречию, связанное с «автоматичностью» мышления, наполненного стереотипами и клише;

* чувствительность к актуальности предлагаемых идей, проявля­
ющаяся в реакции лишь на то, что вызывает ее непосредствен­
ный интерес;


«необходимость многократного воспроизведения, превращающе­го ид ею-понятие в идею-действие, когда люди не в состоянии рассуждать, а лишь подвергаются внушающим воздействиям.

Понятно, что деловое межличностное общение не сводится только к взаимодействиям массового характера, а представлено и межперсо­нальным общением, в рамках которого рассматриваются факты и при­водится логическая аргументация.








Date: 2015-09-02; view: 655; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию