Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В деловом общении. Интерактивный аспект
Перейдем теперь к следующему аспекту делового общения — интерактивному. Это тот уровень анализа общения, который обозначается как микроуровень, подразумевающий изучение отдельных актов взаимодействия в рамках общения, или транзакций. Как мы уже говорили в теоретической части нашей работы, в ходе общения партнеры не только воспринимают друг друга и обмениваются информацией, но и вступают во взаимодействие, планируя совместную деятельность, обмениваясь действиями, вырабатывая как формы, так и нормы согласованных действий. При этом интеракция, или взаимодействие в деловом общении, выступает как системный процесс взаимообусловленных действий, взаимовлияний партнеров, ориентированных на обоюдное изменение мыслей, установок, эмоций, предпочтений, поведения в целом. Цели, на которые направлен этот процесс, обусловлены необходимостью обеспечения результативности общения и выработки общей стратегии деятельности. Наиболее общими характерными чертами всякого взаимодействия являются следующие: 1) включенность взаимодействия в систему: «совместной деятельности; 2) обоснованность взаимодействия межличностными отношения » непосредственными; * опосредованными; * преднамеренными; » публичными;
* длительными; * кратковременными; * невербальными.
3) цикличность взаимодействия; 4) взаимозависимость действий партнеров по взаимодействию. и совместной трудовой деятельности каждый из партнеров должен стремиться ориентироваться как на свои цели, так и на цели партнера. При этом в зависимости от степени учета партнерами во взаимодействии этих целей выделяются следующие стратегии взаимодействия: 1) сотрудничество, ориентированное на максимальное достижение 2) соперничество, ориентированное на достижение обоими партне 3) соглашение, ориентированное на промежуточное достижение 4) приспособление, ориентированное на максимальное достиже 5) избегание, ориентированное на отказ от достижения своих це Целесообразность применения той или иной стратегии зависит от следующих факторов: » конкретной ситуации общения; » стратегических целей партнеров; » актуальных задач партнеров; » способов влияния партнеров друг на друга; * психоэмоциональных состояний партнеров. Вообще стратегии влияния, воздействия на массовое и индивидуальное сознание в большой степени ориентированы на использование приемов манипуляции, выбор которых осуществляется в соответствии с задачами и целями инициатора влияния — манипулятора. Грамотный подбор психотехнологий позволяет добиваться запланированных результатов путем формирования в сознании наиболее приемлемых социальных алгоритмов. Под психотехнологиями понимают, как мы уже говорили, последовательную алгоритмизированную совокупность средств, приемов, методов и способов проведения психосоматического воздействия, направленного на решение какой-либо задачи. Насущная потребность в научно обоснованных технологиях влияния на сознание возникла в прошлом столетии, хотя отдельные исследования в области психологии убеждающего воздействия и социального влияния проводились давно. Развитие психологии позволило создать инструменты для социально-психологического воздействия, а отдельные элементы эмпирических и теоретических знаний объединить в эффективные психотехнологии. Особенно далеко продвинулись разработки, направленные на манипулирование поведением, формирование общественного мнения, установок. С их развитием убеждающая коммуникация и влияние в общении, адресующиеся к рациональной сфере сознания и основанные на логических доводах, чем дальше, тем больше превращались в коммуникацию и влияние внушающие. В особую группу социальных концепций психологического влияния и воздействия, начало которым положили классические труды В. М. Бехтерева, Г. Ле-бона, Г. Тарда, Ф. Олпорта и др., можно выделить исследования следующих групповых феноменов и эффектов: » группового давления Ф. Ирвина, М. Старра; » группового риска Р. Стоунера, Р. Кларка, Д. Яниса; » группового выбора Дж. Брема, Е. Холандера; » группового объема и состава Дж. Мейстера; » группового конформизма М. Шерифа, С. Аша; * групповой фасилитации Н. Триплета; * групповой поляризации С. Московичи, М. Заваллони, Ч. Неме Причем влияние группы, как испытывающей воздействие со стороны субъекта, находящегося вне ее, так и вследствие внутригрупповых процессов, на индивидуума, являющегося ее членом, также весьма существенно. Перечислим далее некоторые известные закономерности, эффекты и феномены межличностного взаимодействия, позволяющие использовать их при разработке психотехнологий влияния: » феномен «позитивного сдвига риска», или диффузия ответственности, — большая рискованность групповых решений в сравнении с индивидуальными — «На миру и смерть красна»;» эффект «потолка» — принятие группой не более рискованного решения, чем самым рискованным из ее членов;» эффект «поляризации риска» — руководитель минимизирует, подчиненные максимизируют риски; » феномен Grouptbinnk — деформация мышления индивидов в группе в сторону рискованность — рационализация — вера — ксенофобия — самоцензура — групповой дух; » феномен «выученного диссонанса» — снижение активности в ходе принятия решения в силу предвидения диссонанса со своими интересами — «Что мне за дело, что я с этого буду иметь»; » феномен асимметрии в оценке адекватности своих и чужих аргументов — переоценка своих и недооценка чужих — «В своем глазу бревна не видно, в чужом и соломинку»; * эффект «объема» — оптимальность объема группы для приня » эффект «состава» — оптимальность состава группы для принятия решения — средняя гомогенность; » феномен «корпоративной замкнутости» — закрытость группы от внешних влияний; » эффект асимметрии качества решений — зависимость влияния группы на качество решений от положения субъекта в группе; * феномен лидерства — явление гипертрофированного доверия » феномен избегания лидерства — стремление перекладывания полномочий на субдоминантных членов группы; » феномен «ложного согласия» — демонстрация согласия с большинством вследствие некомпетентности — «Присоединяюсь к общему мнению, я, как все»; » феномен «демонстративного несогласия» — стремление выделиться за счет несогласия для повышения статуса — «Я и тут молчать не буду»; » феномен «виртуального решателя» — уверенность, что некто появится и решит проблему — «Вот приедет барин, барин нас рассудит»; » феномен «экспансии области решения» — преувеличенное представление о роли группы в решении задач — «Всем миром осилим»; » феномен «замораживания потенциала» — блокирование механизмом иерархии проявления способностей членов — «Не отрывайся от коллектива»; » феномен «социальной фасилитации», или «публичный эффект влияния», — облегчающее влияние группы в роли зрителей на выполнение индивидуальных действий и решений; » феномен «социальной фасилитации», или «коакционный эффект влияния», — облегчающее влияние группы в роли участников на выполнение индивидуальных действий и решений; » эффект Рингельмана — снижение индивидуальной активности в присутствии группы — «Не высовывайся»; » эффект социальной блокады — блокирование индивидуальной активности в присутствии группы — «Прокрустово ложе»; » феномен «групповой поляризации» — поляризация группы на консерваторов и радикалов с большим влиянием последних на завершающих этапах; * феномен «возрастания экстремальности суждений» — увеличе » феномен «преднамеренной эскалации конфликта» — маскировка некомпетентности членов группы эскалацией напряженности; » феномен «идиосинкразического кредита» — разрешение группы на девиантное поведение пропорционально статусу и вкладу ее члена — << Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку»; * комплекс феноменов «нормативного поведения большинства Все вышеперечисленные феномены тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. При этом они могут как попутно возникать в управленческих воздействиях и в процессе совместной деятельности, так и осознанно и целенаправленно использоваться в качестве специальных способов и средств психологического влияния, механизмов воздействия на индивидуума и группу. Как правило, все вышеназванные закономерности и эффекты имеют место в ходе совместной деятельности, в частности выработки и принятия управленческих решений, индивидуального и группового характера, специфических и неспецифических, обусловленных в основном психологическими особенностями информационных процессов человека и межличностного взаимодействия. Вообще спектр группового влияния на индивидуума достаточно широк. Группы могут оказывать выраженное воздействие на своих членов в вопросах соблюдения групповых стандартов в самых разных областях, причем сила воздействия группы может превышать силу воздействия руководителя и воздейственный потенциал трудового поста. Такие методы группового психологического давления, как осуждение, презрение, остракизм, отказ в защите, переносятся субъектом тяжелее, чем методы влияния руководителя в виде принуждения, увещевания, порицания через такие санкции, как запрет, штраф, взыскание, и т. д. В последние годы получили распространение разработки, основанные на знаниях из таких областей науки и практики, как: 1) психолингвистика и суггестивная лингвистика; 2) нейро-лингвистическое программирование; 3) эриксонианский гипноз; 4) психология восприятия; 5) тендерная психология; 6) психология развития; 7) психология масс. Все они отличаются высокой продуктивностью влияния и рассчитаны, прежде всего, на подсознательное восприятие. Некоторые компоненты этих систем, применяющихся для манипулирования индивидуальным и массовым сознанием, следует рассмотреть более пристально. Для начала остановимся подробнее на типах психологического влияния, или видах воздействия, в рамках интеракции, или взаимодействия, в контексте общения. Некоторые авторы обозначают их не как виды влияния или типы воздействия [28, 80], а как воздействующие факторы и механизмы, или группы приемов воздействия [32]. Как бы то ни было, все эти разновидности психологического влияния представляют разнообразные возможности использования описанных нами в теоретической части факторов и механизмов, например вариативной интерпретации действительности. При этом целью применения неконструктивных или условно конструктивных видов влияния, как правило, является сокрытие, камуфлирование коммуникативного или интерактивного намерения. К ним относятся, прежде всего, внушение, заражение, уподобление, обесценивание, манипулирование. Выделение в отдельный тип информирования кажется нам неправомерным в силу того, что, во-первых, оно является сущностью процесса коммуникации, во-вторых, используется в качестве приема в составе разных методов воздействия. Мы, учитывая представления, и на основании работ отечественных и зарубежных авторов [28, 32, 38, 80], выделяем следующие распространенные типы психологического влияния путем воздействия в общении, в том числе деловом. 1. Убеждение. Сознательное воздействие инициатора на адресата, направленное на изменение суждения, отношения, намерения или решения. Рассматривается как обращение к собственному критическому суждению путем отбора, логического упорядочивания фактов и выводов на основании личного опыта. Средства влияния — в основном вербальные и паралингвистические. Осуществляется при помощи следующих основных техник: получения согласия на каждом шаге аргументации — техника положительных ответов; предъявления адресату четко сформулированных аргументов в адекватном темпе и понятных терминах — техника развертывания аргументации; открытое изложение позитивных и негативных сторон предлагаемого решения, позволяющее понять, что инициатор видит ограничения решения — техника двусторонней аргументации. Применяемые методы — управления активностью адресата. Направленность — на когнитивную сферу адресата. Конструктивность — высока при ясной формулировке цели влияния и выборе адекватного метода аргументации. 2. Внушение. Сознательное воздействие инициатора па адресата, направленное на изменение его состояния или отношения к объекту, предмету. Рассматривается как бесконфликтное принятие информации при снижении ее сознательного анализа и некритическом отношении с опорой на фонетико-фонологический, лексический, синтаксический, макроструктурный механизмы. Средства влияния — в основном вербальные, невербальные (весь спектр), путем стимуляции сенсорной системы, регуляции реализации потребностей и вовлечения в деятельность. Осуществляется разными методами, в том числе путем использования личного авторитета, соответствующих характеристик речи, выбора наиболее внушаемых партнеров. Условиями выступают: выбор внушаемых партнеров; личный авторитет; социальный статус; уверенность вербального и невербального поведения; создание обстановки, усиливающей суггестивное влияние; темпо-ритмальные характеристики сообщения — отчетливая размеренная речь. Применяемые методы — управления активностью адресата, модификации моделей действительности адресата. Направленность — на аффективную сферу адресата. Конструктивность — неоднозначна и зависит от типа организации и контекста воздействия. 3. Заражение. Как прямая трансляция, сознательное или бессознательное воздействие инициатора, направленное на передачу своего состояния или отношения адресату. Средства влияния — в основ- ном вербальные, невербальные (пара-, экстралингвистические, такесические, кинетические, проксемические, ольфакторные), путем стимуляции сенсорной системы, вовлечения в деятельность. Осуществляется путем вовлечения партнеров в выполнение действия, прикосновений, вступления в телесный контакт и т. д. Условиями выступают: эмпатийность; наращивание интенсивности; экспрессивность; вовлечение партнера в выполнение действий. Применяемые методы — управления активностью адресата, модификации психических состояний адресата. Направленность — на аффективную сферу адресата. Конструктивность — неоднозначна и зависит от характера и направленности передаваемого состояния и от контекста воздействия. 4. Манипулирование. Как скрытое побуждение, сознательное воз » Запугивание — как угроза наступления последствий для адресата. » Запутывание — как введение адресата в заблуждение.» Привлечение — как вовлечение адресата путем обещаний. * Поощрение — как немотивированная похвала, лесть адресату.» Эмотирование — как эмоционализация состояния адресата. 5. Принуждение. Как императивное требование, сознательное воз выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами, объявлением наказания, жестко определенных сроков или способов выполнения работы без объяснений. Средства влияния — в основном вербальные, невербальные (пара-, экстралингвистические, такесические, кинетические, проксемические), путем регуляции реализации потребностей и вовлечения в деятельность. Осуществляется путем наложения не подлежащих обсуждению запретов и ограничений, запугивания возможными последствиями. Применяемые методы — управления активностью адресата, модификации психических состояний и моделей действительности адресата. Направленность — на когнитивную, аффективную, оценочно-волевую сферу адресата. Конструктивность — неоднозначна и зависит от типа организации и контекста воздействия. Выделяется несколько форм реализации этого вида влияния. » Побуждение — как стимуляция адресата к выполнению требования инициатора путем создания разнообразной позитивной мотивации. » Увещевание — как уговаривание адресата путем создания у него инициатором понимания необходимости подчинения и признания своих ошибок. » Понуждение — как предоставление инициатором возможности выбора, для самостоятельного отказа адресата от нежелательного варианта поведения. » Игнорирование — как умышленное невнимание, рассеянность инициатора по отношению к адресату, его высказываниям и действиям, направленное на снижение самооценки, ухудшение самоотношения, дискредитацию самоидентичности партнера. Средства влияния — в основном невербальные (пара-, экстралингвистические, кинетические, проксемические). Чаще всего воспринимается и интерпретируется адресатом как признак пренебрежения и неуважения, иногда игнорирование выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером. Осуществляется путем демонстративного пропускания слов партнера, невербального поведения, указывающего на то, что присутствие партнера не замечается, молчания и избегания визуального контакта в ответ на вопрос. Применяемые методы — управления активностью адресата, модификации психических состояний адресата. Направленность — на аффективную, оценочно-волевую сферу адресата. Конструктивность — неоднозначна и зависит от целей инициатора и контекста воздействия. 7. Уподобление. Как побуждение к подражанию, способность ини 8. Расположение. Как формирование благосклонности, предъявле нитивную, аффективную, оценочно-волевую сферу адресата. Конструктивность — неоднозначна и зависит от целей инициатора и контекста воздействия. Различают, помимо высказывания благоприятных суждений, следующие формы реализации этого вида влияния. » Одолжение — как оказание услуги, уступки адресату. * Самопродвижение — как самопрезентация, самореклама инициатора. 9. Прошение, Как обращение с просьбой, обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или осуществить желания инициатора воздействия, направленное на возникновение у партнера добровольного намерения выполнить просьбу. Средства влияния — в основном вербальные, невербальные (пара-, экстралингвистические, проксемические, такесические), вовлечения в деятельность. Иногда выступает в форме увещевания, уговаривания. Осуществляется путем предложения ясных и вежливых формулировок, мотивирования, признания права адресата отказать в просьбе, если ее выполнение ему неудобно или противоречит его собственным целям. Применяемые методы — управления активностью адресата, модификации психических состояний и моделей действительности адресата. Направленность — на когнитивную, аффективную, оценочно-волевую сферу адресата. Конструктивность — неоднозначна и зависит от целей инициатора и контекста воздействия. 10. Обесценивание. Как неконструктивная критика, критическое высказывание инициатора, направленное на дискредитацию самоидентичности адресата. Рассчитано на переживание адресатом давления на него со стороны инициатора при высказывании пренебрежительных суждений о личности человека. Средства влияния — в основном вербальные, невербальные (пара-, экстралингвистические, кинетические, проксемические), вовлечения в деятельность. Осуществляется путем принижения значения его достижений, пейоративных высказываний в его адрес, осмеяния его деятельности и поступков. Особенность деструктивной критики состоит в том, что она не позволяет человеку сохранить адекватную самооценку, отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя. Применяемые методы — управления активностью адресата, модификации психических состояний и моделей действителыю- сти адресата. Направленность — на когнитивную, аффективную, оценочно-волевую сферу адресата. Конструктивность — невысо- ка вне зависимости от целей инициатора и контекста воздей- ствия, влияние патогенное, ведущее к дискредитации самоиден- тичности, коррекции самоотношения, снижению самооценки и т. д. Таким образом, мы выделяем десять основных и столько же сопут- ствующих видов психологического влияния с помощью использова- ния различных средств и методов. Следует заметить, что в процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние партнеров друг на друга, так что в большинстве случаев каждый из них одновременно является и инициатором, и адресатом влияния. Подводя итоги типологии видов психологического влияния, следует сказать, что в процессе воздействия они в основном применяются комплексно, в различных сочетаниях, вступая во взаимодействие и между собой. Понятно, что качество конечного продукта процесса психологического влияния предопределено сочетаемостью, взаимодополняемостью применяемых видов влияния. Снижение ожидаемого эффекта возможно вследствие разных причин, к числу которых относятся и разного рода диссонансы, возникающие при использовании эклектичных, внутренне противоречивых средств воздействия. Продуктивность и глубина влияния различных групп средств зависит от характера психологических механизмов, находящихся в основе производимых эффектов. Вопрос конструирования различных видов для достижения конкретных целей деятельности будет рассматриваться в дальнейшем в разделах, посвященных методам и приемам психологического влияния. Коснемся далее эффективности и особенностей двух основных типов — убеждающего и внушающего воздействия в контексте процесса психологического влияния в межличностном общении, рассмотрев их специфику несколько подробнее. Итак, эффективность убеждающего воздействия в процессе психологического влияния зависит от следующих факторов: » степени адекватности коммуникативного намерения адресата; * возможности осознания используемой инициатором аргумен * наличия общей информационной базы у инициатора и адресата; * характера социальных ориентиров. Вообще формирование идеалов, ценностей, убеждений опирается на потребность всякого индивидуума в снижении уровня субъектив- ной неопределенности, иначе говоря, в создании целостной и структурированной картины окружающей действительности. На основании использования субъектом или инициатором влияния разнообразных средств возможно успешное воздействие на объект или адресата влияния. Оно может быть направлено на формирование образа мира адресата за счет аргументации, которая апеллирует к общей для партнеров системе ценностей, стабильной рациональной или эмоциональной структуре. В таком случае результат влияния его будет зависеть от активности адресата и наличия у него адекватного коммуникативного намерения, то есть готовности адресата подвергнуться действию убеждения, быть убежденным. В свете этого понятно, почему так важен диалогический характер общения и взаимодействия в рамках воздействия, становящегося при этом, как мы уже говорили, развивающим, а не императивным или манипулятивным. При этом в процессе убеждения инициирует внешний диалог, переводимый адресатом влияния во внутренний, сам субъект влияния, побуждающий объект к такому переводу. К факторам, изменяющим эффективность убеждающего воздействия, относятся, прежде всего, социальные ориентиры и реактивное сопротивление. Проявляется это, в частности, и в том, что на отношение адресата к аргументации как средству убеждающего воздействия способна влиять как степень общности позиций партнеров, так и активность окружения,. относящегося к ним позитивно или негативно, — работы Л. Слоуна, Т. Острома, Р. Лава, Ш. А. Надирашвили. Однако «убедить рассуждениями людей, думающих иначе, нельзя, надо прежде сдвинуть их чувство, предоставив им рассуждать о том, что они правы», — заметил Л. Н. Толстой. Эффективность внушающего воздействия в процессе психологического влияния зависит от следующих факторов: * характеристик суггестора-инициатора — прежде всего, высокий » характера построения сообщения — уровня аргументированности, сочетания логических и эмоциональных компонентов; * характера отношений между инициатором и адресатом — преж » характеристик сугеррента-адресата — возраста, пола, интеллекта, осведомленности, неопределенности ситуации, уверенности в себе, психосоматического состояния. Вообще подавляющее большинство психологических влияний и воздействий строится на внушении, суггестии, на вере, без предоставления достаточной аргументации. «Люди никогда не рассуждают, а всегда верят другим, так как всякий более склонен верить, чем рассуждать», — заметил Сенека. С внушением приходится сталкиваться практически постоянно: изначально воспитание больше построено на внушении, нежели на убеждении, как, впрочем, пропаганда и агитация, независимо от их приверженности и направленности. Внушение, или суггестия, — это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого логического анализа, ни оценки. Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум и волю. Предполагается, что процесс этот зависит от степени ослабления сознательного контроля, осуществляемого по отношению к воспринимаемой информации. Объектом могут быть и большие группы людей — массовое внушение, а сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффект особенно силен тогда, когда внушаемое в целом соответствует потребностям и интересам. Разные индивидуумы обладают разной степенью внушаемости, уровнем восприимчивости к внушению, субъективной готовностью испытать внушающее воздействие и подчиниться ему. К числу усиливающих внушаемость факторов относятся: неуверенность, тревожность, робость, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического анализа. Среди ситуативных факторов внушаемости выделяются следующие: » некоторые психические состояния адресата (покоя, релаксации, аффекта, возбуждения при стрессе, утомлении, заболеваниях); » низкий уровень осведомленности, компетентности адресата в вопросе; » высокая степень значимости для адресата проблемы или инициатора; » неопределенность актуальной социальной ситуации адресата; » дефицит у адресата времени на принятие решения. Можно констатировать, что многие из перечисленных негативных факторов также свойственны большинству индивидуумов и часто характерны для обстоятельств межличностного общения. Но, естествен- но, психологические особенности субъекта зависят во многом от специфики и характера его деятельности, а потому с ее технологизацией и гуманизацией могут изменяться феномены и стереотипы общения и влияния. Тем не менее «мы думаем по внушениям природы, говорим по внушению наших учителей, но действуем по привычке», — заметил Ф. Бэкон. Поэтому, говоря здесь об интерактивном аспекте общения и взаимодействия, невозможно не упомянуть о концепции транзактного анализа Э. Берна, созданной во многом в ответ на возникшую в обществе потребность повысить эффективность психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. Исходя из нее, человек занимает в процессе общения одну из трех эго-позиций, транзакции же исходят из определенного состояния «Я» одного партнера по общению и направлены к определенному состоянию «Я» другого партнера. Эффективность взаимодействия, в том числе делового и управленческого, при этом зависит от установления параллельных транзакций. Подход, представленный транзактным анализом, предлагает регулирование действий через позиции с учетом характера ситуаций и взаимодействия, где каждый участник взаимодействия занимает одну из следующих позиций с характерной для нее стратегией взаимодействия. «Родитель. » Взрослый. » Ребенок. Таким образом, о продуктивности взаимодействия мы можем говорить тогда, когда: * транзакции носят комплементарный, взаимодополняющий характер; » участники общения адекватно понимают ситуацию; » адекватно действуют в рамках ситуации. Классификация стилей взаимодействия Э. Берна включает: ритуалы, полуритуалы и игры (сравните с официальными событиями, случайными встречами, формальными контактами М. Аргайла). Представим далее таблицу (табл. 3), описывающую основные характеристики эго-позиций, или эго-состояний человека (на основании описаний Э. Берна, Т. Харриса). А теперь остановимся подробнее на каждом из состояний, расшифровав и интерпретировав вербальные сигналы, свидетельствующие об актуальном эго-состоянии субъекта межличностного общения. Таблица 3 Основные характеристики эго-состояний
Итак, субъект коммуникации, находящийся в эго-состоянии Родитель, посылает следующие вербальные сигналы в виде слов и выражений (соответственно — вид влияния): 1) «Да я бы никогда» — осуждение, обесценивание; 2) «На вашем месте я бы» — указание, понуждение; 3) «Сколько раз я говорил» — порицание, обесценивание; 4) «Я собираюсь положить этому конец» — угроза, принуждение; 5) «Как вы посмели» — обесценивание, порицание. А также для этой эго-позиции субъекта коммуникации характерны следующие слова-оценки, основанные не на зрелом, логическом рассуждении, а на автоматических, архаичных реакциях — «Глупый, смешной, дрянной, дурацкий, ленивый, чепуха, ерунда, умница, тихо-тихо, ну и что, нет-нет» и т. д. Употребление слов «всегда и никогда» также весьма характерно для этой позиции и отражает ограниченность, закрытость для новой информации. Специфическое использование этих сигналов свидетельствует об активации Родителя. Субъект коммуникации, находящийся в эго-состоянии Ребенок, посылает следующие вербальные сигналы в виде слов и выражений (соответственно — вид влияния, противостояния влиянию или эффект взаимодействия): 1) <<А мне-то что» — уклонение; 2) «Ни за что не стану» — реактивное сопротивление; 3) «Этого я делать не буду» — реактивное сопротивление; 4) «Не хочу об этом знать» — реактивное сопротивление; 5) «Я догадался об этом», а также характерным вербальным сигна Субъект коммуникации, находящийся в эго-состоянии Взрослый, посылает следующие вербальные сигналы в виде слов и выражений (соответственно — вид влияния, противостояния влиянию или эффект взаимодействия) на основе Е. В. Сидоренко: » информационные безоценочные вопросы — «Каким образом, зачем, почему, исходя из чего, для чего»;» предметные констатации или вопросы — «Сравнительно с тем, что было предложено вами ранее»; » констатации фактов или их отсутствия — «Факты свидетельствуют»; «Неизвестно, каковы их намерения»;» выражение собственного мнения в предположительной форме — «Вероятно, мы могли бы пойти им навстречу»;» выражение собственного мнения со ссылкой на источник — «Такое впечатление, что мы стали лучше понимать друг друга». Итак, Родитель — самая ригидная часть личности, совокупность норм и требований, полученных в детстве и сохраняемых всю жизнь, а Ребенок — часть личности, сохраняющая особенности поведения в детстве. Взрослый же — часть личности, объективно оценивающая реальность, противостоящая как предубеждениям первого, так и порывам второго. Взрослому соответствуют психические состояния и поведение, наиболее адекватные ситуации. Например, во время служебного совещания Ребенок сотрудника побуждает его встать и эмоционально высказать все, что он думает о деятельности руководства организации, Родитель побуждает к обесцениванию и порицанию коллег, однако его Взрослый удерживает от подобного поведения, побуждая к аргументации, конструктивной и сдержанной критике. Как видно, высказывания из эго-позиции Взрослого — это информационные вопросы, констатация фактов и сообщения о собственном мнении, квалифицируемом в качестве мнения, а не факта. Понятно, что именно последняя позиция является наиболее продуктивной во всяком межличностном общении, тем более в деловом. Реализация же первых двух позиций означает, как правило, попытку оказать психологическое влияние манипулятивного характера, использовав одну из таких его разновидностей, как принуждение, увещевание, обесценивание, уклонение, игнорирование, прошение или продемонстрировав его эффекты и феномены. Поэтому, обозначив эго-позицию Взрослого как наиболее конструктивную и результативную, предложим ниже рекомендации по ее формированию и развитию. Практические рекомендации. Итак, Т. Харрис, развивавший концепцию Э. Берна, специально рассматривая вопрос о том, как можно развить в себе сильного Взрослого, выработал следующие рекомендации, которые мы и представим далее в своей модификации. 1. Научитесь узнавать вашего Ребенка, его уязвимые места, его 2. Научитесь узнавать вашего Родителя, его замечания, указания, 3. Будьте чутки к Ребенку в других, разговаривайте с ним, одоб 4. Выждите время, если возникла необходимость дать Взрослому 5. Выработайте собственную систему ценностей для того, чтобы принимать решения на основе этических представлений. Интересным также является подход к построению делового общения, исходя из принципов А. Адлера, адлерианской терапии, развитых в дальнейшем Т. Коттман и Дж. Уорлик, Е. В. Сидоренко и др. Диалогическое общение и развивающее, продуктивное влияние в его контексте предполагает необходимость построения демократических, партнерских отношений в процессе взаимодействия. Представим далее коротко основные принципы и техники построения партнерских отношений в деловом взаимодействии на этапе их налаживания, установления контакта. 1. Принцип концентрации внимания — «Все, что вы говорите и де Техника — констатирующие описания как словесное описание действий, воспроизведение действий и слов, отражение чувств партнера для обозначения понимания — «Вы выглядите по-настоящему сердитым, когда предъявляете ваши доводы >>. 2. Принцип поддержки самоутверждения — «Я признаю и поддер 3. Принцип открытости в общении — «Я хочу, чтобы мы доверяли Техника — открытые ответы на сложные вопросы партнера, оказывающего воздействие по типу обесценивания, принуждения, манипулирования, с использованием приемов психологической защиты и техник противостояния влиянию (см. ниже). 4. Принцип уважения права отказа — «Яуважаю твое право отве Техника — сведение количества вопросов к минимуму, прямые вопросы как способ уточнения информации — «Что ты почувствовал, когда я сделал тебе замечание?», пробные вопросы как условные гипотезы — «А может быть так, что вы вообще не собираетесь решать эту проблему?» 5. Принцип готовности к взаимодействию — «Яготов активно вза Техника — подсказывание партнером возможного и желательного ответа. 6. Принцип уважения границ — «Яуважаю ваше право обсуждать границы допустимого поведения». Техника — переговоры в обсуждении границ — «Как вы думаете, можно ли поступать подобным образом, прибегать к подобным аргументам?». Вообще на практике подавляющее большинство партнеров, вступая в общение, в том числе деловое, и рассчитывая повлиять на решение или отношение партнера, раздумывают прежде всего об информации, которую следует передать, о словах, которые они произнесут. Между тем правильнее было бы поразмышлять прежде всего о том, как произнести необходимые слова, чтобы донести информацию в полном объеме, и какими действиями их сопровождать, а также проанализировать, как это делает партнер. Конфуций заметил: «Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела». Влияние в межличностном общении и, в частности, деловом общении во многом нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей или через их посредство. Например, когда руководитель добивается от подчиненных решения важной задачи или достижения цели, он не только достигает какого-то социально значимого результата. Он также реализует собственную потребность добиваться успеха, избегать неудачи, избегать неопределенности и т. п. Во многих случаях влияние может быть направлено.на удовлетворение личных потребностей, хотя совершается оно под видом пользы для дела, для общества, для других людей. Выше были представлены различные виды влияния, большая часть из которых может быть использована независимо от дистанции власти. При этом вовсе необязательно обладать официальными властными полномочиями или быть авторитетом, для того чтобы влиять на других людей. Более того, некоторые виды влияния более эффективно используются как раз теми людьми, кто не обладает властными полномочиями. К числу таких видов влияния относятся прошение, расположение, игнорирование, манипулирование. Понятно, что все вышеизложенные методы и приемы, будучи в большинстве своем манипулятивными, обладают неоднозначным и порой патогенным влиянием на адресат воздействия. «Слова — самый сильный наркотик, который использует человечество», — сказал Р. Киплинг. Попробуем поэтому далее коротко обрисовать структуру негативного психологического воздействия в деловом общении, которую в дальнейшем проиллюстрируем конкретными примерами. Поскольку оценка психологической безопасности влияния не входила в число задач нашей работы, мы лишь конспективно изложим здесь информацию о механизмах и симптоматике неконструктивного, патогенного воздействия. Итак, нами оценивались: результаты, эффекты, патоген-ность, безопасность психологического влияния, данные о которых мы и попытались представить в виде таблиц (табл. 4 и 5). Таблица 4 Эффекты применения технологий психологического влияния в общении (стиль сообщения)
Результатом психологического влияния такого рода может стать психофизическая дезадаптация адресата: стресс, утомляемость, неадекватные реакции и т. д. Результатом психологического влияния такого рода может стать психосоциальная дезадаптация адресата: депрессия, неадекватное поведение и т. д. Таким образом, существует целый блок приемов и методов психологического влияния, действующих на психику адресата, его психические состояния и процессы негативно и деструктивно. Таблица 5 Эффекты применения технологий психологического влияния в общении (семантика сообщения)
В противовес им имеется и ряд приемов психологической самообороны, способствующих противостоянию негативному влиянию партнеров по общению, пытающихся манипулировать, оказывать психологическое давление. Ознакомимся с ними, с тем чтобы освоить и применять в дальнейшем на практике, в ежедневном общении как межличностном, так и деловом. Практические рекомендации. Итак, рассмотрим выделенные нами основные из них, наиболее распространенные. 1. Игнорирование (что-то у меня плохо со слухом) — открытое пренебрежение словами или действиями инициатора влияния. Возможная ситуация взаимодействия: реплика инициатора «Когда вы наконец вымоете окна в помещении», вид воздействия — принуждение, прошение. 2. Уклонение (ну, мне пора бежать по делам) — стремление избе 3. Отвержение (увы, ничем не могу вам помочь) — выражение не 4. Мобилизация (нет, не на того напали) — сопротивление попыт 5. Блокирование (постойте, постойте, разберемся...) — примене 6. Контраргументация (а у меня есть прямо противоположные све 7. Пренебрежение (я с детства не любил овал, я с детства угол ри
8. Преодоление (что за гадость эта ваша заливная рыба) — проти 9. Опровержение (я вижу тебя насквозь) -— обсуждение целей ини 10. Конфронтация (я объявляю вам войну) — последовательное противопоставление своих требований тем, что навязываются инициатором влияния. Возможная ситуация взаимодействия: реплика инициатора «Давай ты будешь приносить нам пальто из раздевалки, ты же самый сильный», вид воздействия — манипулирование, внушение. Повседневные ситуации делового и межличностного общения часто предполагают использование манипуляций, исходящих от партнеров и направленных на то, чтобы вызвать чувство вины, беспокойства, ощущение своего невежества, некомпетентности. Таким образом, требуется высокая компетентность в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и рационального взаимодействия партнеров в условиях, предполагающих противодействие и провоцирующих психоэмоциональную напряженность. Практические рекомендации. Представим далее техники и приемы противостояния, которые могут применяться для противодействия и ослабления негативной реакции на критику со стороны партнера-оппонента, разработанные на основе работ авторов, использующих приемы адлерианской терапии — М. Смита, Л. Фрая, С. Котлера, П. Бат-лера, Е. В. Сидоренко, Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомова и др. 1. Техника самоуточнения, прием «заигрывание пластинки» — выдерживание своей линии в разговоре, строгое следование ей через:» настойчивое озвучивание желаемого; » повторение своей мысли снова и снова, без повышения голоса, гнева и раздражения. Эффект — преодоление попыток влияния путем убеждения. 2. Техника внешнего согласия/несогласия, прием «обволакивание » соглашение с утверждением оппонента, которое является правдой: полностью, отчасти или при определенных условиях, в принципе или в общем и целом. Эффект — преодоление попыток влияния путем обесценивания. 3. Техника внешнего согласия/несогласия, прием «проявление не » прибавление реплики о своем намерении и дальше следовать выбранной линии или критических замечаний, формальных или по существу, в адрес оппонента. Эффект — преодоление попыток влияния путем заражения. 4. Техника бесконечного уточнения, прием «негативное расспра » наступательное поведение, в ответ на критику со стороны партнера, побуждающее его пояснить истинные причины и мотивы замечания; » оборонительное поведение, в ответ на критику со стороны партнера, направленное против оппонента. Эффект — преодоление попыток влияния путем принуждения. 5. Техника взвешенного согласия, прием «обезоруживающее заяв Эффект — преодоление попыток влияния путем обесценивания. 6. Техника разумного компромисса, прием «встречное движение» - Эффект — преодоление попыток влияния путем убеждения. 7. Техника самораскрытия, прием «свободное информирование» — собственного достоинства, а конечной целью коммуникации является не повышение самооценки. Эффект — преодоление попыток влияния путем убеждения. Приведем здесь конкретный пример применения разных техник психологически корректной самозащиты в ответ на попытку оказания влияния. Влияние — путем обесценивания, внушения, манипулирования с использованием неправомерного обобщения, вопрос-утверждение - «Вы вечно даете неточные и непонятные формулировки». * Противостояние — в технике бесконечного уточнения. Ответ - «Противостояние — в технике внешнего согласия/несогласия. Ответ: «Я полагаю, что иногда эта формулировка действительно может восприниматься как недостаточно точная. Согласен с тем, что кому-то она может представляться непонятной. Допускаю, что есть еще некто, кому не все в формулировке ясно. Думаю, однако, что для подготовленного и внимательного слушателя все в ней внятно. Считаю ее поэтому вполне корректной». Одним из основных моментов здесь является уклонение от спора, пререкания, конфронтации — непродуктивных способов общения. Вспомним Ювенала, который советовал: «Воздержись от спора — спор есть самое невыгодное условие для убеждения. Мнения как гвозди: чем больше по ним колотить, тем крепче они вонзаются». Таким образом, применение этих техник помогает участникам взаимодействия остаться в рациональном пространстве при обсуждении проблемы, активизируя интеллектуальную сферу обоих партнеров и уменьшая эмоциональную напряженность ситуации (см. техники снижения психоэмоционального напряжения). Практические рекомендации. И еще одна практическая рекомендация по противостоянию манипуляциям, которую дает М. Смит, все постулаты его начинаются со слов «вы имеете право»: » судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность на себя; * не оправдываться и не извиняться за свое поведение; * решать, должны ли вы брать на себя ответственность за чужие » передумать, изменить свое мнение; * быть нелогичным в решениях; » делать ошибки и отвечать за них; » признаться в своей некомпетентности; * не зависеть от отношения других; * продекларировать свою незаинтересованность. Date: 2015-09-02; view: 638; Нарушение авторских прав |