Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Совещание в деловом общении. Деловое совещание является общепринятой формой делового общения в организации для обсуждения вопросов и проблем
Деловое совещание является общепринятой формой делового общения в организации для обсуждения вопросов и проблем, требующих совместного осмысления и решения всеми участниками совместной деятельности и партнерами по общению. В зависимости от управленческих функций и целей выделяют следующие виды совещаний: по планированию, мотивации труда, внутрифирменной организации, контролю за деятельностью сотрудников. Все обозначенные нами выше требования к разным формам делового общения сохраняют свою правомерность и при осуществлении более формализованных контактов руководителя с подчиненными — в ходе деловых совещаний. Однако эта форма делового общения предъявляет к коммуникации ряд дополнительных требований. В процессе деловых совещаний обычно выделяют те же основные этапы, что и в беседе и переговорах, — начало совещания, передача основной информации, аргументация, нейтрализация встречных замечаний и аргументов, принятие решения. Практические рекомендации. Соответственно, существует пять основных принципов проведения деловых совещаний — для каждого этапа [51]: 1) привлечение внимания участников совещания к проблеме и мо 2) пробуждение личного интереса участников совещания к воз 3) обоснование и аргументирование всех высказываний, формули 4) раскрытие действительных позиций, интересов, сомнений всех 5) соблюдение на практике принципа максимально возможного Существует и ряд общих правил вербального, речевого общения во время совещаний, состоящих в следующем [33]: 1) профессиональность — ставить во главу угла не форму высказы 2) ясность — исходить не из того, что ясно и понятно самому ини 3) направленность — не забывать о конечных целях совещания и не 4) наглядность — привлекать понятные, доступные и эмоциональ 5) ритм — обеспечивать высокую интенсивность коммуникаций 6) повторение — формулировать ключевые положения сообщения 7) внезапность — подготовить заранее неожиданные аргументы, 8) рамки передачи — подчинять аргументацию требованию необхо 9) эффектная концовка — высказать веский аргумент по существу 10) допустимая открытость — сообщать только необходимый объем информации, умалчивая часть ее и избегая говорить всю правду. Приведем здесь одну из известных практических типологий участников совещания [48], номинации в которой столь образны, что не нуждаются в уточнении, — говорящие начистоту, мученики, каменные лица, заводилы болельщиков, ораторы, адвокаты дьявола, разрушители, любители расслабиться, государственные мужи. В заключение следует отметить, что вербальная коммуникация, речевое поведение, наряду с формой письменного распорядительства, в деловом общении является, безусловно, одной из основных форм организации совместной деятельности, то есть формой непосредственного психологического влияния на сотрудников и партнеров. Конкретные разновидности весьма разнообразны и, как правило, упорядочиваются по так называемой шкале «директивности-демократич-ности» [33]. При этом в порядке возрастания степени директивное™ эти разновидности или формы властного воздействия в управленческой деятельности образуют следующую последовательность: 1) пожелание — вид влияния прошение; 2) наставление — вид влияния внушение; 3) косвенное одобрение — вид влияния внушение, заражение; 4) намек — вид влияния внушение, манипулирование; 5) совет — вид влияния убеждение, внушение; 6) порицание — вид влияния обесценивание; 7) распоряжение — вид влияния принуждение; 8) приказ — вид влияния принуждение; 9) запрет — вид влияния принуждение; 10) категорическое требование — вид влияния принуждение. Как видим, большинство разновидностей управленческого воздействия в рамках организации исполнительских действий подчиненных соответствуют императивной стратегии и видам психологического влияния, что, впрочем, вполне оправдано спецификой управленческой деятельности. Барьеры общения, создаваемые путем высказывания определенных суждений, могут помешать эффективной коммуникации в рамках делового общения. Представим их далее [6]: 1) приказ, указание, команда — «Не говорите со мной подобным об 2) предупреждение, угроза, обещание — «Вы об этом пожалеете»; 3) поучение, указание — «Вам не следует так поступать»; 4) совет, рекомендация, решение — «Попробуйте поступить так»; 5) нравоучение, аргументация — «Посмотрите на это иначе»; 6) осуждение, критика, обвинение — «Я предупреждал, что это 7) похвала, согласие — «Я считаю, что вы правы»; 8) обобщение, унижение, брань — «Все женщины одинаковы»; 9) интерпретация, анализ, диагностика — «Теперь мне ясно, почему
10) успокаивание, сочувствие, поддержка — «Все делают ошибки»; 11) выяснение, допрос — «Кто вас надоумил?»', 12) увод от проблемы, отвлечение внимания — «Давайте поговорим Заканчивая обсуждение проблемы влияния в деловом общении, коротко остановимся на правилах завершения беседы, переговоров, совещания. Этап принятия решений и завершения делового общения предполагает решение следующих задач: » достижение основной или альтернативной цели; » обеспечение благоприятной атмосферы; * стимулирование собеседника к выполнению намеченных дей * поддержание при необходимости контактов; * составление всеобъемлющего резюме с четким выводом. Решение этих задач требует определенной логики и формы завершения делового общения. Влияние в деловой коммуникации преследовало вполне конкретные цели, главной из которых было убеждение партнера принять определенные предложения, на это должен работать и финал общения. В конце общения должна преобладать единственная мысль, выделенная и изложенная максимально ярко и убедительно. Приступать к последнему этапу следует в момент, когда предпринятое воздействие на собеседника было особенно эффективным, результат налицо и он готов к принятию предложения. Если при этом время не терпит, применяются следующие методы ускорения принятия решений и завершения делового общения: * прямое; » косвенное; » гипотетический подход; * поэтапные решения; » альтернативные решения;» ключевой вопрос. Соответственно, основные правила завершения делового общения в формате беседы, совещания, переговоров таковы:» проявление инициативы;» отслеживание реакций собеседника;» начинание всех действий с резюмирования;» ориентация на принятие решения; * соблюдение тактических тонкостей; * соблюдение общих правил. Заключение Завершая книгу, посвященную психологическому влиянию в деловом общении, следует сказать, что проблема влияния, безусловно, имеет междисциплинарный характер, вследствие чего не только психология, но и социология, менеджмент, лингвистика, педагогика и сопутствующие им области научного знания давно уже обладают колоссальным материалом, имеющим отношение к теме. Однако в число наших задач не входило создание подобия хрестоматии, словаря или справочника по вопросам использования средств психологического воздействия в управлении или деловом общении. Мы лишь выделили те основные, на наш взгляд, моменты, которые существенны для анализа причин и механизмов тех явлений, феноменов и эффектов, что возникают при применении средств, методов и приемов психологического влияния, и представили некоторые наиболее употребляемые его техники и технологии. Подводя итоги работы, надо заметить, что и в деловом общении, и в процессе управленческого воздействия средства и методы влияния в основном применяются комплексно, в различных сочетаниях, вступая во взаимодействие и между собой. При этом должно быть понятно, что результативность процесса психологического влияния, его конечный продукт предопределен как адекватностью их применения с учетом специфики ситуации и личностей партнеров, так и сочетаемостью, комплементарностью используемых средств и приемов воздействия. Уменьшение необходимого и ожидаемого эффекта возможно вследствие разных причин, к числу которых относятся и разного рода диссонансы, возникающие при использовании эклектичных, внутренне противоречивых средств воздействия. Продуктивность и глубина влияния с помощью различных групп средств, методов и технологий зависит от характера психологических факторов и механизмов, находящихся в основе производимых эффектов. Вопрос конструирования и использования различных средств и методов для достижения конкретных целей деятельности, в частности делового об- щения, решается каждым из профессионалов в соответствии с актуальными целями и задачами. Однако следует понимать, что без знания психологических закономерностей, феноменов и эффектов влияния, пренебрегая психологическими законами, невозможно добиться как желаемых результатов воздействия в процессе делового общения, так и создания оптимальных условий для развития личности, ее самоактуализации в целом. Поэтому столь важны как понимание необходимости использования конструктивных видов психологического влияния в рамках гуманистической, развивающей стратегии воздействия в диалогическом общении, так и владение эффективными психотехнологиями, наряду с умением их адекватно применять. Литература 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1998. 3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная 4. Аронсон Э. Общественное животное. — М., 1998. 5. Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории дея 6. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правиль 7. Баранов А. Я., Паршин П. Б. Языковые механизмы вариативной 8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в 9. Бехтерев В. М. Избранные произведения. — Л., 1954.
10. Блейк Р., МоутонД. Научные методы управления. — Краснодар, 11. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - 12. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1995. 13. Бодалев А. А., Шерковин Ю. А. Некоторые проблемы идеологи 14. Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. — М., 1996. 15. Брудный А. А. К теории коммуникативного воздействия / Тео
16. БрунерДж. Психология познания. — М, 1977. 17. Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. — М., 18. Бэндлер Р., ГриндерД. Семинар по НЛП. Передовые психотехно 19. Введенский Н. В., Лабунская В. А. Семиотический подход к ана 20. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1977. 21. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. 22. Гальперин Я. Г., Жданов О. И. Технология психологической са 23. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношен и и. — М., 1987. 24. Гольдварг И. А. Функциональная музыка. — Пермь, 1968. 25. Горанчук В. В. Психология делового общения и управленческих 26. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологи 27. Донцов А. И. Психология коллектива. — М.. 1984. 28. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — М., 1996. 29. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обуче 30. Ермолаева Е. А. Психосемантический анализ жестикуляций как 31. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. — М., 1994. 32. Кабачепко Т. С. Методы психологического воздействия. — М., 33. Карпов А. В. Психология менеджмента. — М., 1999. 34. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции / Современная зарубеж 35. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1998. 36. Ковалев Г. А. Психология личности. — М., 1977. 37. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии пси 38. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме. — М., 1997. 39. Кричевский Р. Л. Если вы — руководитель. Элементы психоло 40. Кунц Г., О'Доннел. Управление. Системный и ситуационный ана 41. Лабунская В. А. Невербальное поведение. — Ростов-н.-Д., 1986. 42. Лебедев В. И. Психология и управление. — М., 1990. 43. Левин Ю. И. О семиотике искажения истины / Информацион 44. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — 45. Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1974. 46. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы пси 47. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 2000. 48. Маккормак М. Секреты бизнеса для всех. Чему до сих пор не учат 49. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. — 50. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 51. Мицич П. Как проводить деловые беседы. — М., 1983. 52. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. — СПб., 1996. 53. Надирашвши Ш. А. Социальная психология личности. — Тбили 54. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 1979. 55. Общение и деятельность. — Пермь, 1981. 56. Общение и оптимизация совместной деятельности. — М., 1987. 57. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989. 58. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология кол 59. Петровский В. А. Активность / Психология. — М., 2000. 60. Пиз А. Язык жестов. — Воронеж, 1992. 61. Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. — 62. Познание и общение / Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. — М., 1988. 63. Проблемы общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М., 64. Проблемы психологического воздействия: Межвузовский сбор 65. Пронина Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы. — М., 2002. 66. Психология влияния. Хрестоматия / Сост. А. В. Морозов. — 67. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении. М., 2001. 68. Перспективы социальной психологии / Под ред. М.Хьюстон и др. 69. Психологические исследования общения / Отв. ред. Б.Ф. Ломов 70. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966. 71. Психологический словарь. — М., 1990. 72. Пугачев В. С. Руководство персоналом организации. — М., 1998. 73. Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского 74. Решетина С. Ю., Смолян Г. Л. Информационно-психологическая 75. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. - 76. Рощин С. К. Западная психология как инструмент идеологии 77. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии и педагогики. — 78. Совместная деятельность / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М., 1988. 79. Социальная психология личности. — М., 1979. 80. Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому 81. СмитДж. Тренинг уверенности в себе. — СПб., 1995. 82. Современная психология / Под ред. В. Н. Дружинина. — М., 1999. 83. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в об 84. Уманский Л, И. Психология организаторской деятельности школь 85. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без пораже 86. Франки В. Человек в поисках смысла. — М, 1990. 87. Фромм Э. Человек для себя. — М., 1992, 88. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. 89. Хрящева И. Ю. Деловое общение руководителя. — Л., 1990. 90. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. — 91. Чалдини Р. Психология влияния. — СПб., 2002. 92. Шепелъ В. М. Управленческая психология. — М., 1984. 93. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых инфор 94. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1961. 95. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980. 96. Щепаньский Я. Элементарные навыки понятия социологии. - 97. Энциклопедия афоризмов / Под ред. Э. Борохова. — М., 2000. 98. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991. 99. Язык и моделирование социального взаимодействия. — М., 1987.
100. Argyle М., Fumham, GrahanJ. A. Social situations. — L., N. Y., 1981. 101. Bales R.F. Personality interpersonal behavior. — N. Y., 1979. 102. HallE.T. Hidden dimension. - N. Y., 1966. 103. Kendon A. Studies in the behavior of social interaction. — Blooming- 104. Parsons Т., Shils E. Towards a General Theory of Action. — Cam Date: 2015-09-02; view: 480; Нарушение авторских прав |