Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Витальность





Витальность, за неимением более точного термина, является исключи­тельно важным компонентом гениальности. Одним из доказательств его зна­чения является долгожитие многих великих творцов

Поразительно информативно выступает роль именно витальности в творчестве Тициана. Речь идет не только о жизнелюбии, но и о любви к бо­гатству красок, любви к красоте.

Бесспорно унаследовав талант живописца (среди его ближайших родст­венников было восемь выдающихся художников), при наличии стимулирую­щей социальной преемственности, благоприятной среды и, вероятно, под воз­действием положительного импрессинга, Тициан все же довольно поздно, в возрасте около 50 лет, начал свой подлинно творческий путь. Но он жил и с полной силой творил до 99 лет. В 95-летнем возрасте Тициан пишет «Увенчание терновым венцом», продолжает писать все новые картины до своей случайной смерти. Неизвестно, в каком возрасте он утратил бы творческие способности, да и самую жизнь по дряхлости, потому что он умер от чумы.

Фактор витальности многих гениев отчетливо выступает в форме их долгожития и устойчивости творчества по отношению к «паспортно-старческому» возрасту.

Софокл написал «Царя Эдипа» в 90 лет.

Фирдоуси слагает «Шахнаме» до самой смерти. Умер он в 85 лет, и смерть его ускорена реальным, тяжелым оскорблением со стороны шаха Ма­гомета.

Микеланджело в 73 года становится архитектором собора Святого Павла.

Монтеверди пишет оперу «Поппея» в 75 лет.

Хокусаи создает свои картины и в 90-летнем возрасте.

В 76 лет Гете начинает вторую часть «Фауста» и заканчивает ее в год смерти.

Верди пишет в 73 года оперу «Отелло», а в 80 лет заканчивает «Фальстафа».

Вагнер к 80-ти годам создает «Парсифаля».

Беранже пишет стихи до 77 лет.

Лев Толстой творил до 82 лет, И.П.Павлов – до 87, Диоген и Демокрит – и после 80 лет, Б Шоу – до 94 лет.

Вольтер написал первую поэму четырехлетним, а последнюю – восьмидесятичетырехлетним.

Во всех этих случаях характерно, что старело тело, но творческое на­чало сохранялось за счет могучих компенсаторных механизмов.

Интересна книга Пауля Херре (НеrreР., 1939), который собрал около 1000 биографий высокоактивных наследственных властителей, президентов республик, государственных деятелей и политиков, полководцев и адмиралов, римских пап и высших церковников, композиторов и исполнителей, певцов и артистов, наконец, выдающихся женщин, сохранивших высокую работо­способность в глубокой старости. Эта книга иллюстрирована портретами ко­роля Фридриха II Прусского, Бисмарка, Мольтке, Александра Гумбольдта, Теодора Моммзена, Гете, Листа и некоторых других.

Некоторые интеллектуальные функции даже у долгожителей-творцов безусловно слабеют, однако другие достигают высшего расцвета, развивается высшая форма ума мудрость. Некоторые факты разительны!

Разумеется, отдельные примеры, даже самые разительные, но отобранные по признаку, роль которого иллюстрируется, малоубеди­тельны. Поэтому мы приведем здесь данные по длительности жизни неото­бранной группы творцов по другим источникам. Из бесчисленных примеров творческой сохранности в глубокой старости, убедительнейшего доказатель­ства необычайно стойкого психического здоровья мы ограничимся двумя противоположно-полюсными примерами: математиками и создателями скри­пок, отсылая читателя за другими примерами к книге П.Херре.

П.Мебиус (Moebius P.J., 1900) в своей книге о математическом дарова­нии показывает, что средняя продолжительность жизни 100 самых крупных математиков, астрономов и физиков-математиков составила 72 года. В связи с генетикой или социальной преемственностью любопытно, что среди этих 100 оказались четверо Бернулли, трое Кассини и двое Кавендишей. Мебиус решительно и документировано отрицает какую-либо повышенную частоту душевных болезней среди крупных математиков. В частности, Ньютон, не­смотря на то, что в 1693 году действительно страдал неврозом и бессонницей, писал в это время свои крупнейшие теологические труды. Не буду добавлять, что написание трудов по теологии в то время никак не могло служить доказа­тельством душевной болезни.

В группе крупнейших мастеров, создававших скрипки, известно не­сколько знаменитых, в том числе династия Амати, начиная с Андреа (1530-1611), сыновей Андреа Антонио (1555-1633) и Джиролимо (1556-1630) и внука Николо (1596-1684), который был учителем Гварнери и Страдивари. Все представители династии Амати работали на вершинах творчества при­мерно до 80-летнего возраста. Антонио Страдивари достиг вершин в 1710-1720 гг., когда ему было 65-75 лет, и держался на этой высоте до 85-летнего возраста. Последнюю скрипку Страдивари закончил, когда ему было 92 года.

Итак, высокая витальность гениев – факт показательный, более того, он никак не вяжется с часто возникающим вопросом о связи гениальности с психозом, о чем мы поговорим ниже, после того, как раскроем некоторые био­логические, наследственные механизмы стимуляции интеллектуальной активно­сти.

V. НЕКОТОРЫЕ НАСЛЕДСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ,







Date: 2015-09-02; view: 309; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию