Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные субпсихопатические характеристики





Одной из важных сторон эволюционного процесса является под­чинение ряда органов, тканей и клеток организма какой-либо опреде­ленной эндокринной железе. Если такая эгида создалась, то ткани-мишени, объединенные подчинением данной железе, начинают реагиро­вать коррелированно в соответствии с усилением или ослаблением ак­тивности управляющей системы. Само подчинение идет под влиянием отбора так, чтобы создать выгодные для выживания корреляции (В. П. Эфроимсон, 1965).

Применительно к психике человека, это означает наличие корре­лированных переходов от пониженной до повышенной активности таких желез как гипофиз, щитовидная железа или различные гормонопродуцирующие ткани надпочечника. Несмотря на то, что вся эндокринная сис­тема находится в состоянии гомеостаза, будучи связана прямыми и об­ратными связями, можно наблюдать весьма широкий размах конституциональной и психической изменчивости, обусловленной в рамках нор­мы гипо– или гиперфункции той или иной железы внутренней секре­ции.

Надо сказать, что значение детерминации потенциала способно­стей при оплодотворении отходит зачастую на задний план по сравне­нию с фактом гетерогенности психической настроенности, укладываю­щейся в рамки «нормы», но накладывающей очень резкий отпечаток на личность. Из высокой роли генетической детерминированности и гетерогенности следует, что каждый коллектив (например, школьный класс) состоит из множества индивидуальностей с совершенно разными опти­мальными направлениями развития. Важнейшая задача педагога – уметь распознать в ученике субъектные особенности Рассмотрим основные характерологические типы.

Шизоидность (шизотимия) – способность к уходу в себя, к само­углублению, к игнорированию внешних событий. Этот тип может ока­заться необычайно ценным, характерологические особенности шизоид­ного типа помогают достичь величайших высот философского, матема­тического, литературного и поэтического мышления. Достаточно назвать таких шизоидов как Кант, Клейст и Гельдерлин.

Полярный к шизоидному – тип циклотимика-экстраверта, цели­ком обращенного к окружающему миру. Циклотимики общительны, до­бры, отзывчивы, порывисты, склонны к увлечениям, быстрой смене на­строений Периоды большого подъема энергии сменяются у них перио­дами относительной пассивности.

В обоих случаях и при шизоидности и при циклоидности играет значительную роль наследственная компонента. В семьях циклотимиков относительно нередки случаи маниакально-депрессивного пси­хоза, в семьях шизотимиков нередки аутизм и даже шизофрения.

Третий достаточно нередкий тип – эпилептоидный. Основные черты – необычайная аккуратность и настойчивость, целеустремленность, напористость, и при этом вязкость мышления, мелочность, неумение выделить главное, взрывчатость (зачастую по мелким поводам). Роль на­следственности демонстрируется не только тем, что в семьях эпилептоидов нередки эпилептоиды же. В этих семьях встречаются случаи эпилеп­сии, хотя и очень редко, в большинстве семей эпилептоидов клиниче­ских случаев эпилепсии все же нет.

К перечисленным выше трем типам следует добавить и истероидный тип (по-видимому, непревзойденно приспособленный к профес­сиональной деятельности на театральном, политическом и ораторском поприще, и уникальный для шамана).

Людей вышеназванных групп нельзя назвать ненормальными. К.Леонгард назвал их «акцентуированными личностями», и для нас в данное время очень важно то, что в основе той или иной акцентуации обычно лежит наследственность (пока неважно, какая доминантная, рецессивная или полигенная).

Численность этих акцентуированных личностей составляет, по­жалуй, около 10% всего населения, и проблема их оптимального воспи­тания, а тем более оптимальной расстановки в структуре общества, несомненно гораздо более важна и сложна в эпоху научно-технической революции, чем в недавнем прошлом. В современную эпоху судьбы наций и даже всего человечества оказываются все более зависящими от правильного действия сложнейшей социальной машины. Осознание су­ществования гигантского наследственного разнообразия индивидуальных психических особенностей оказывается на много порядков более важ­ным сегодня по сравнению с тем временем, когда человечество жило мелкими, слабо связанными сообществами. Мир стал единым, взаимо­связанным, и прорыв эпилептоида или, например, паранойяльной лич­ности к рычагам управления даже в какой-либо малой стране (едва ли можно отрицать наличие субклинической параноидности у Муссолини и Гитлера), может создать угрозу всей планете.

Понимать, что эпилептоидноеть, паранойяльность, циклотимичность и истероидность – это наследственно обусловленные свойства, которые не столь легко и просто корригируются средой, должны прежде всего педагоги. Но – и философы, и социологи, поскольку эти свойства нередко необычайно способствуют стремительному подъему по социаль­ной лестнице, о чем мы поговорим в дальнейшем.

Понимание наследственной гетерогенности человеческих харак­теров должно войти в мышление педагога не только как итог многолет­них личных наблюдений, но как один из исходных пунктов при работе с детским коллективом В явлении характерологической гетерогенности есть несколько разных аспектов, важных для педагогов – распознание личных особенностей каждого субъекта; подыскание соответствующей характеру личности «ниши», осторожная, требующая большого такта коррекция и направление на самокоррекцию Даже наследственно де­терминированная характерология поддается самокоррекции. Осознан­ный личностный дефект может быть преодолен, сведен до минимума.

Кроме того, внимательный педагог может найти и средовые причины той или иной акцентуацтии, поскольку не все 100% характерологиче­ских типов всегда определяются прямой унаследованной нормой реак­ции. И, наконец, еще один аспект: подготовка и ориентация субъекта на тот вид деятельности, к которому характерологически и профильно под­ходит подросток.

После выхода первой книги Э.Кречмера «Строение тела и харак­тер человека» в литературу прочно вошло представление о полярности астенической и пикнической конституции, о четком их противопостав­лении, причем этим физическим конституциям, позднее объективизи­рованным измерениями Шелдона, стал соответствовать, пусть не сто­процентно коррелированно, биполярные пары «интровертность – экстравертность», «шизоидность – циклоидность», и уже в клинически вы­раженной, психотической форме, в качестве крайнего варианта – ши­зофрения и противопоставляемый ей маниакально-депрессивный пси­хоз.

Большие статистические данные, опубликованные в свое время в подтверждение повышенной частоты шизоидности и шизофрении среди астеников и, наоборот, циклотимии и маниакально-депрессивного пси­хоза среди пикников, эпилептоидов среди «атлетов», в настоящее время приходится рассматривать с некоторым скептицизмом. Поскольку при констатации этих закономерностей не уделялось должного внима­ния возрастным изменениям конституции, превалированию промежу­точных и смешанных конституциональных типов над «чистыми», прояв­лялся некоторый волюнтаризм при классификации как самих конститу­циональных типов, так и психических заболеваний. Однако все яснее становится, что полюса соматических конституций реально существуют и, более того, учение об адаптации человека начинает устанавливать, что корреляции, на которых строится соматотипирование, носят приспособительный характер. К человеку вполне применим принцип, по которому коррелированный эволюционно-генетический либо фенотипический сдвиг по любому конституционному параметру, например, по оси "гипо-гипертиреоидность" гораздо более адаптивен, чем некорре­лированный сдвиг, который происходил бы, если бы не имело место согласованное изменение самых различных свойств при повышении или понижении активности щитовидной железы. Сказанное иллюстрируется примером адаптивности корреляции всех тех признаков роста, которые подчинены в своем развитии гипофизарному гормону роста: наследст­венная невосприимчивость тканей-мишеней к этому гормону создает пропорциональную карликовость, основу приспособления к условиям тропического леса у множества независимо друг от друга возникших карликовых племен.

Уже можно провидеть, что различные соматотипы и соответст­вующие им типы психики возникли в свое время в качестве целостных систем, адаптирующих к некоторым географическим и экологическим нишам и даже целостным типам поведения. Неисчерпаемая наследст­венная гетерогенность человечества не сводится, таким образом, к балансированному полиморфизму по тысячам белков-ферментов, в нее входит также и существование целостно, нередко мономерно наследую­щихся сомато-психотипов, типов высшей нервной деятельности. Каза­лось бы, совершенно нелепая с обычной эволюционной точки зрения связь гомосексуальности с некоторыми соматическими признаками на­чинает вырисовываться как адаптивный для вида способ постоянного вытеснения из размножения слишком узкотазых женщин и психически не очень мужественных мужчин. Препятствующие размножению тяже­лые психозы избавляют человечество от груза огромного количества му­таций, поражающих мышление и эмоциональную сферу.

Возникают выходы в практику.

При циклотимическом складе характера, тем более при гипертимной депрессии (вариант нормы) в состоянии депрессии человек дол­жен сознавать то, что его бессилие и бесплодность временны, что они сменятся подъемом, а при приливе энергии – то, что он должен растра­чивать очередной период подъема не на пустую суету, а на творчество, на отдачу. И в период депрессии (которую, разумеется, надо облегчать ингибиторами моноаминоксидазы, литием или трициклическими соеди­нениями, опять-таки, по показаниям личностной фармакогенетики), и в период подъема человек должен сознавать, что он владелец бесценного дара периодической, пусть временной, концентрации и беспредельного напряжения сил. Напоминание об этом должно стать постоянным, глав­нейшим методом активной психотерапии со стороны врачей и окру­жающих. Эти окружающие должны понимать, что ненормальная раздра­жительность в период гипоманиакального возбуждения и довольно по­стоянная при гиперурикемии (еще один источник повышенной умст­венной активности) – неизбежная оборотная стороны творческой на­пряженности и отдачи.

Очень важным условием отдачи при циклотимической возбуж­денности и шизоидной интровертности является наличие багажа знаний, умений, направленности. Учитывая ту невероятную отдачу, которую да­ли некоторые гении именно в силу своих пограничных психических особенностей, вероятно, не следует ставить жесткие барьеры при посту­плении в вуз и в самом вузе для лиц с не вполне нормальным психиче­ским профилем. Некоторые из них окупят провалы большинства.

Date: 2015-09-02; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию