Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раннее проявление одаренности и гениальности
Одним из доказательств решающей роли наследственности в существовании тех или иных способностей человека, являются случаи крайне раннего проявления таланта. В частности, В.Освальд (1910) среди десяти наиболее важных характеристик научного гения называет раннезрелость, а Г.Леман (Lehman H.C., 1953) показывает, что ранний возраст совершения открытий характерен вовсе не только для прежних столетий, но и для XIX века. Ограничимся пока минимумом примеров. Гассенди в 4 года читал на память стихи, в 7 лет он давал астрономические объяснения. Галлер ребенком толковал Библию. Ампер, еще не зная цифр и алфавита, вычислял при помощи камушков. Поль Бурже в 5 лет зачитывался Шекспиром и Вальтером Скоттом. Сен-Санс в 2,5 года читал ноты, в 5 лет сочинял вальсы, в 10 лет дирижировал оркестром. Ньютон уже в младших классах проявил большие способности в изготовлении воздушных змеев, ветряных мельниц и других игрушек. Майкл Фарадей, работая в книжной лавке и переплетной мастерской, уже в 14 лет постоянно читал научные труды. Юстус Либих дома повторял описанные в книгах химические опыты, и еще мальчиком достиг знаний на уровне профессора. Вот список людей (далеко не всеохватывающий), сделавших крупные открытия в возрасте до 21 года (Lehman H.С., 1953). Мэри Аннинг в 12 лет нашла первый экземпляр ихтиозавра, описанный в науке. Джейн Остин написала свою лучшую книгу в возрасте 20-21 года. Антуан Сезар Беккерель в 19 лет заметил, что свет меняет сопротивление селена (ему принадлежат классические труды по фосфоресценции и термоэлектричеству, его сын Александр – один из основоположников теории флуоресценции, а внук Антуан Анри – лауреат Нобелевской премии, открывший естественную радиоактивность солей урана). Л.Беллини в 19 лет обнаружил, что полоски на разрезе почки – трубочки, а не волокна. Ж.Бизе написал первую симфонию в 17 лет. У.Блейк написал первый сборник стихов в 12 лет. Луи Брайль, ослепший в три года, изобрел свою азбуку для слепых в 20 лет. Эразм Дарвин написал «Зоономию» в 18 лет. Лейбниц в 21 год написал важные философские и юридические статьи, Джакомо Леопарди в этом же возрасте написал выдающиеся поэмы, Маркони изобрел метод передачи сигналов по радио, Милле написал две картины, прославившие его. Мендельсон-Бартольди создал увертюру «Сон в летнюю ночь» в 17,5 лет. Мильтон в 15 лет – автор замечательного гимна. Мерфи в 12 лет стал чемпионом Нового Орлеана, а в 21 год – чемпионом мира по шахматам. Джеме Педжет открыл трихины, когда ему не исполнилось еще 21 года. Блез Паскаль в 19 лет изобрел счетную машину. У.Г.Перкин в 18 лет, пытаясь синтезировать хинин, открыл первый анилиновый краситель. А. Поп написал свои первые выдающиеся поэмы в 17 лет. Рафаэль в 20 лет создал свою первую знаменитую картину «Брак Богоматери». Д.Г.Россетти, основатель «братства прерафаэлитов», написал в 19 лет свою лучшую поэму. Россини написал оперу «Танкред» в 21 год. Шеллинг первое крупное философское произведение написал в 19 лет. Шуберт создал музыку первой песни в 17 лет, а знаменитую мелодию на слова «Лесного царя» в 18 лет. Роберт Берне лучшие поэмы и песни создал в возрасте 14-21 года. Де Кандоль в 21 год закончил четырехтомный труд по ботанике, и этот труд получил признание Кювье и Ламарка. Т.Чаттертон написал свои замечательные поэмы и баллады в 12 лет. С.Кольт изобрел в 18 лет револьвер, а в 19 сконструировал револьвер и ружье, впоследствии запатентованные. Первую фармакопею составил в 20 лет В.Кордюс. Пьер Кюри сделал первые открытия в химии в 20 лет. Г.Дэви в 20 лет доказал молекулярную теорию тепла. Де Грааф открыл в двадцатилетнем возрасте, что яйцеклетки возникают в яичниках. В 20 лет П.Эрлих изобрел метод мазков крови и усовершенствовал методы окрашивания препаратов, Л.Эйлер опубликовал диссертацию о математическом определении соотношения между длинами волн звуков, Гроттхуз опубликовал теорию электролиза. Галилей открыл правило колебания маятника в 17 лет. Галлей обнаружил солнечные пятна и затмения Марса в 19 лет. Джереми Хоррокс успел за 22 года сделать множество астрономических открытий. Джоуль сделал свое величайшее открытие экспериментально обосновал закон сохранения энергии в 21 год. Г.Кирхгоф в 21 год установил два правила для электрической цепи, носящих его имя. В 21 год Рене Леннек написал статью о разнице между перитонитом и энтеритом. Сваммердам в 19 лет первым описал эритроциты. Уильям Томсон (лорд Кельвин) к 21 году опубликовал дюжину оригинальных работ по математической физике. Т.Янг описал механизм аккомодации хрусталика в 19 лет, а в 21 год был избран членом Королевского общества М.Ю. Лермонтов – в 15 лет первая редакция «Демона» и «Испанцы», в 16 лет –«Маскарад» А.С. Грибоедов в 13 лет закончил университет, второй факультет – к 17 годам О раннем Пушкине можно писать тома. Примеры можно продолжить. Например, создатель евгеники английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон читал книги в возрасте двух с половиной лет. К четырем годам он уже знал таблицу умножения и пятьдесят строк латинской поэзии наизусть, к пяти годам декламировал с выражением поэмы Вальтера Скотта, в шесть – «Илиаду» и «Одиссею». В восемь лет его отдали в школу, в класс, где обучались 14-15-летние мальчики из обеспеченных семей. Он почти всегда был чем-то занят, никогда не бездельничал. Но справедливости ради надо отметить, что у него было семейное окружение, почти идеальное для реализации творческой одаренности. Французский писатель Франсуа Рене Шатобриан к тринадцати годам выделялся не только своей страстью к чтению, не только исключительной памятью, но и замечательной трудоспособностью Его способности были настолько поразительны, что он мог почти дословно повторить многостраничную проповедь, к которой едва прислушивался. Французский философ Огюст Конт в пятнадцать лет выдержал экзамен в Парижскую политехническую школу, а в двадцать стал одним из наипризнаннейших философов своего времени. Поражал своим рано проявившимся интеллектом французский математик и философ Дан Д'Аламбер, который в четыре года читал и решал сложнейшие задачи, а в десять его перевели из школы в колледж. В двадцать три года он стал членом Академии. Величайшее открытие Ренэ Декарта – «декартовы координаты» – было сделано им в 17-летнем возрасте. Кстати, в свои двадцать два двадцать три года, служа в армии, в промежутках между боями и походами он написал несколько блестящих философских произведений. Среди рано проявивших свою одаренность людей все же поражают примеры английского историка Томаса Маколея и писателя Дж.Стюарта Милля. Маколей чрезвычайно напугал свою мать, когда в три года, сохраняя без труда в памяти точную фразеологию, повторил прочитанную им «взрослую» книгу, а посетив музей в том же возрасте, перечислял без запинки все экспонаты в порядке их расположения Милль читал по-гречески классиков в четыре года, а в восемь – за один год выучил латынь. Уже в пять лет он мог обсуждать сравнительные достоинства и недостатки полководческой деятельности Мальборо и Веллингтона. Можно, конечно, сказать, что если бы такие сверхблагоприятные условия, какие были у большинства перечисленных выше людей, создать всем детям, то и они проявили бы столь же высокие показатели развития. Но, к сожалению, приходится констатировать, что, во-первых, даже в одной семье, где в равных условиях воспитывались будущие гении и их родные братья и сестры, все же только и именно гении вырвались к вершинам творчества и сумели проявить себя. Во-вторых, и мы об этом уже не раз упоминали, почти поголовное среднее образование, почти в сотни раз чаще получаемое высшее образование, почти в тысячи раз чаще встречающиеся вполне благоприятные условия развития, создаваемые в интеллигентных семьях в XX веке, не прибавляют значительно количества гениев. Гениальность остается явлением, в столь же равной степени зависящим как от внешних условий, так и от врожденных особенностей. И лишь сочетание оптимальных внешних условий (включающее не только детский период, но и период дальнейшего развития человека) и врожденной одаренности в совокупности может дать проявившегося гения. Date: 2015-09-02; view: 474; Нарушение авторских прав |