Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Династия Медичи
Среди бурных событий, происходивших в Италии в конце Средних веков, во Флоренции накапливаются большие богатства в семье Медичи, традиционно поддерживающей народ в его борьбе со знатью. В 1366 г. Бартоломео Медичи терпит неудачу при попытке свергнуть власть знати над городом. В 1378 г. его брат Сильвестр Медичи на некоторое время становится гонфалоньером Флоренции, но его изгоняют. Однако в начале XIV века подагрик Джованни Медичи все-таки занял высшие посты во Флоренции. Четыре первых поколения Медичи – Джованни, его сын Козимо Старый («Отец отечества»), его сын – Пьетро Подагрик, внук Козимо – Лоренцо Великолепный и ряд потомков этого рода, из которого вышло три римских папы, несколько королев, много кардиналов и иных князей церкви, – наследовали подагру, которая считалась особенностью этой семьи. Именно поэтому они рассмотрены здесь, в разделе, посвященном династиям и наследованию биологических стимулов повышенной умственной активности. Козимо Старый (1388–1464), необычайно деятельный и прозорливый коммерсант, быстро создающий огромное состояние, становится приором Флоренции. Дальновидный, продолжая свои коммерческие дела, он создает в городе очень большие запасы зерна, и когда возник голод, даром раздает этот хлеб нуждающимся. Вовсе не ограничиваясь торговыми и банковскими делами, он, постоянно заботясь об украшении и укреплении города, привлекает в него мастеров, архитекторов, скульпторов и художников. Когда Козимо Старый, долго мучимый наследственной подагрой, умирает, то его власть и влияние ненадолго переходят к его совершенно инвалидизированному подагрой сыну – Пьетро Подагрику. От Пьетро, уже несколько ослабленная, власть над Флоренцией переходят к сыновьям Пьетро. Один из сыновей гибнет от удара кинжалом, а другой, Лоренцо, остается в живьк. Народ уничтожает заговорщиков, и Лоренцо Великолепный, писатель и поэт, дипломат и меценат, энергичный и талантливый жизнелюб, продолжает дело Козимо Старого и превращает Флоренцию в столицу гуманизма и центр итальянского Возрождения. Необычайно деятельный, что ему, как подагрику, и подобает, Лоренцо собирает вокруг себя лучших ученых, лучшие умы, лучших художников Италии. Он их поощряет, тем привлекая во Флоренцию новые силы. Мало кого беспокоит, что Лоренцо Великолепный при этом глубоко запускает руку в городскую казну, а богатство Медичи остается в их семье. Лоренцо организует Академию, значительно расширяет собранную дедом библиотеку. Позднее историк напишет, что Флоренция стала маяком Возрождения уже тогда, когда в Риме царило средневековое варварство. Если Козимо Старый насаждал искусство и культуру гуманизма, то Лоренцо Великолепный «выхватывал» и воспитывал с ранней юности одаренных художников и давал им все возможности для развития. Так было не только с Рафаэлем, которого Лоренцо выделил и отправил учиться живописи еще мальчиком. Так было и с Микеланджело. Вокруг Лоренцо Медичи сплотился целый синклит выдающихся умов и деятелей, может быть не менее замечательных, чем круг Перикла и Аспазии. Если мы не оперируем богатством дарований флорентийского Возрождения для доказательства гигантских скрытых потенций человеческого ума так, как это сделано нами в случае перикловых Афин, то только потому, что для Афин примерно известна численность населения, из которого отбирались гении, а в случае Флоренции Медичисов это сделать почти невозможно: ко двору Медичи собирались таланты и гении почти со всей Италии и численность населения, из которого выделились гении итальянского Возрождения, практически неустановима. Но все же назовем нескольких его близких друзей: Полициано, трех братьев Пульчи, Пико де ла Мирандолла, К.Ладино, А.Ринучини, Поджо Брачиолини, Бернардо Бонди, Берлингари, Леона Баттиста Альберти, Филиппа Брунелески, Паоло Тосканелли. Лоренцо Великолепный заказал Филиппино Липпи памятник его отцу, Филиппе Липпи. Гробницу Медичи изваял Микеланджело. Леонардо да Винчи, Гирландайо, Андреа Вероккио, Сандро Ботичелли – все они пользовались помощью и покровительством Лоренцо Великолепного, а в 1481 году с его помощью вышло знаменитое издание «Божественной комедии», иллюстрированное Ботичелли. При дворе Лоренцо жил ученый доминиканец Вес-пуччи, первый учитель Америго. Чрезвычайно важен и переворот в системе ценностей, произведенный Медичи: отныне ни один император, король, князь, герцог, граф не считался и не считал себя полноценной личностью, если вокруг него не было хоть нескольких художников, ученых, поэтов, которым он покровительствовал или, на худой конец, которым он бы помогал или дружил с ними. Система ценностей была такова, что «бешеный папа» Юлий II терпел бурные выходки Микеланджело. Бенвенутто Челлини сходило с рук то, за что другой немедленно был бы казнен. Нарушая всякий дворцовый этикет, великий император Карл V поднял с полу и подал Тициану оброненную им кисть. Заметим, кстати, что эта традиция сохранялась довольно долго у царствующих особ. Рассказывают анекдот, что когда императрица Александра Федоровна, на правах бывшей художницы, сделала пару замечаний Валентину Серову, писавшему портрет императора Николая II, Серов ответил ей довольно резко. Николай II извинился перед ней за Серова, а перед Серовым – за бестактность императрицы. Но дело не только в Возрождении, в развитии искусств и наук. Именно с Медичи начинается новая эра в политике Род Медичи, считающий подагру своим наследственным уделом, с переменным успехом удерживает власть и дальше. Сын Лоренцо, Пьеро, вступив в опасный союз с королем Франции Карлом VIII, уступает ему часть владений Флоренции, за что его изгоняют из города. Но в 1512 г. его сын Лоренцо (внук Лоренцо Великолепного) возвращает своему роду власть во Флоренции, а в 1513 г. Джованни Медичи становится папой римским – Львом X. Этот римский Медичи самым щедрым образом тратит папскую казну на празднества, архитектуру, скульптуру, живопись, пополняет казну продажей индульгенций, мало беспокоясь о том, что по этому поводу скажет в далекой Саксонии какой-то монах Мартин Лютер, не только переводящий на немецкий язык Библию и тем стабилизирующий и создающий общенемецкий язык, но и догадывающийся показать всей германской знати, сколько церковных богатств находится на их землях, и сколько из этих богатств уходит в Рим. Но это пока не имеет значения для рода Медичи. Медичи уже «традиционно» выдвигаются в кардиналы и папы римские, и племянник Лоренцо Великолепного, сын убитого Джулиано Медичи – Джулио-Джулиано – в 1523 г. стал папой Климентом VII, который навлек на Рим разграбления 1527 года, посадил правителем Флоренции своего внебрачного сына Александре. Александре Медичи правит Флоренцией тиранически, покуда его не убивает казалось бы совсем безопасное ничтожество, его племянник Лорензаччо. После убийства Александре власть во Флоренции надолго (1537–1574) захватывает Козимо I, дальний потомок первых Медичисов (потомок дочери Лоренцо Великолепного, вышедшей замуж за Джакопо Сальвиати). Козимо, ловкий политик, беспощадный тиран и вымогатель, завоевывает всю Тоскану, становится великим герцогом Тосканским и, главное, владельцем огромных богатств. Медичисы стали своеобразными «банкирами», способными дать девушкам из рода Медичи королевское приданое. Возникает традиция союзов с заранее запланированной изменой, за которую, в конечном счете, расплатился и сам Джангаллеаццо Висконти, о котором мы уже говорили. Вводится обычай, по которому французские короли вступают в брак с итальянскими принцессами, приносящими огромное денежное приданое и систему чисто итальянских интриг, заговоров и убийств. Так именно Екатерина Медичи стала матерью четырех последних Валуа (и одной из организаторов Варфоломеевской ночи). Но несмотря на все зловещее, что связано с именем Екатерины Медичи, тосканское золото перевесило, и Генрих IV, потерявший свою отравленную перед Варфоломеевской ночью мать, а во время самой ночи лишившийся адмирала Колиньи и многих лучших друзей, взял себе в жены Марию Медичи, вероятно, догадываясь, что тем самым подставляет себя под нож очередного убийцы, который отдаст власть над Францией в руки его вдовы и ее любимчиков. Так и случилось: Мария, принесшая мужу и Франции не слишком одаренного наследника Людовика XIII, по-видимому участвовала в убийстве Генриха IV. Деньги тосканских медичисов-прелатов оказывались достаточным средством и для подкупа кардиналов: еще один Медичи, Александре, становится римским папой Львом XI. И Козимо I, и его сын Франческо, сначала кардинал, а потом герцог, правивший в 1574–1587 гг., и его брат и преемник Фердинандо Медичи (правивший в 1587–1609 гг.), а затем и Козимо II, продолжали традиции меценатства по отношению к наукам и искусствам. Известно, например, что Медичи покровительствовали Галилею. Отметим, что о подагре первых трех Медичи (Козимо, Пьетро и Лоренцо) упоминает и Г.Гримм (Grimm G., 1941), сообщающий о подагре Микеланджело. О подагре Лоренцо Великолепного упоминается также в книге «Подагра» (Seze S., Ryckwert A.,1963). Подробные сведения о подагре Медичисов имеются в монографии У.Дорини (Dorini U., 1949): «Лоренцо Великолепный много раз переносил приступы мучительной болезни, которая под конец подкосила его физические силы, посреди интенсивной и разнообразной работы его сильного духа. Он страдал той наследственной болезнью своей семьи, которая погубила его отца, Пьетро, доставив ему прозвище «Пьетро-Подагрик», прозвище, которым его отличали от других Пьетро в этой семье. Лоренцо с 1477 года не пренебрегал средствами облегчения – источниками, которыми богата Тоскана… Но в январе 1492 года хронический артритизм, который в течение четырех лет давал временные боли, начал давать очень мучительные проявления… С начала апреля его состояние в ночь сильно ухудшилось и почувствовалось приближение смерти, которая наступила 8 числа этого месяца». Лоренцо Великолепному было всего 44 года. Мы не будем спорить о том, что было «в начале» – слово или дело, скорее все же всемогущее «слово и дело», но рассматривая род Медичи (и все остальные династии, собранные в этом разделе книги), не претендуя на то, что мы можем объяснить, на чем держался род в дальнейшем, потому что на одной социальной преемственности, знатности и даже богатстве «далеко не уедешь», мы можем объявить, хоть и в шутку: в начале была подагра. Date: 2015-09-02; view: 568; Нарушение авторских прав |