Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава X. Юрисдикция в международном праве 1 page
§ 1. Понятие и содержание юрисдикции в международном праве
Первичным и одним из самых спорных вопросов в контексте изучения различных аспектов юрисдикции в доктрине международного и внутригосударственного права является определение понятия данного правового явления. Сам термин "юрисдикция" является сегодня одним из самых распространенных в юридической науке и практике, возникновение которого справедливо связывают с эпохой становления первичных государственно-правовых систем. Казалось бы, за все время его употребления в юриспруденции можно было прийти к единому пониманию его сущности. Однако, несмотря на частое использование данного термина в различных ситуациях, единого подхода в науке и практике в этом отношении до сих пор нет, что справедливо отмечают зарубежные и отечественные ученые <1>. -------------------------------- <1> Akehurst M. Jurisdiction in International Law // Jurisdiction in International Law / Ed. by W.M. Reisman. Dartmouth, 1999. P. 145.
В современном международном праве нет определения понятия юрисдикции: положения универсальных конвенций и локальных договоров пробельны в той части, которая касается употребления терминов. В большинстве международно-правовых актов, так или иначе затрагивающих юрисдикционные аспекты, термин "юрисдикция" лишен конкретного содержания и рассматривается как некие меры или мероприятия, которые государствам-участникам надлежит принять и осуществить в отношении того или иного объекта для достижения конечной цели договора. Довольно часто в международно-правовых актах юрисдикция рассматривается с точки зрения распространения суверенной власти государств-участников на какие-либо объекты или определенные участки территории, т.е. как проявление территориального верховенства. Ярким примером такого рода соглашений является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.: ст. 56 Конвенции гласит, что прибрежное государство "в исключительной экономической зоне имеет... юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях настоящей Конвенции, в отношении: а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; б) морских научных исследований; в) защиты и сохранения морской среды" <1>. -------------------------------- <1> Действующее международное право: В 3 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1999. Т. 3.
В других соглашениях юрисдикция предполагает принятие мер по противодействию транснациональным преступлениям, включая криминализацию деяния и проведение уголовно-процессуальных действий компетентными органами государств. Такие конвенции, как правило, определяют возможность осуществления уголовной юрисдикции исходя из существующих принципов действия уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц (Конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.; Международная конвенция по борьбе с захватом заложников 1979 г. и многие другие). Третий вариант касается международно-правовых актов, где юрисдикция предполагает комплекс процессуальных мероприятий, входящих в компетенцию судебных органов. Это Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. или Конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 г. Так, в процессе работы над Конвенцией о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности в Комиссии международного права ООН (КМП) специальный докладчик предложил следующее определение юрисдикции: "Термин "юрисдикция" означает компетенцию или правомочия государства-территории возбуждать судебное разбирательство, разрешать споры или выносить решения в отношении гражданских судебных споров, а также правомочия отправлять правосудие во всех его аспектах". Это определение дополнялось проектом интерпретирующих положений, раскрывающих элементы понятия "юрисдикция" (ст. 3): "В контексте настоящих статей, если не предусмотрено иное, выражение "юрисдикция", определенное в пункте 1(g) статьи 2 выше, означает: - правомочия выносить решения по спорным делам; - правомочия решать вопросы права и существа; - правомочия отправлять правосудие и принимать соответствующие меры на всех стадиях разбирательства; - также иные административные и исполнительные правомочия, которые обычно осуществляются судебными или административными и полицейскими властями государства территории" <1>. -------------------------------- <1> Из предварительного доклада об иммунитетах должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции (документ ООН A/CN.4/61 от 28 мая 2008 г.).
Как видим, в комментариях экспертов Комиссии присутствуют такие оговорки, как "в контексте настоящих статей, если не предусмотрено иное" или "для целей документа", что предполагает возможность наполнения термина "юрисдикция" новым содержанием для каждого конкретного договора. Кроме этого, специальные докладчики КМП используют и такую формулу "положения пункта... в отношении употребления терминов в настоящем проекте статей не наносят ущерба употреблению этих терминов или значению, которое они могут иметь (в других международных документах или) во внутреннем праве любого государства" <1>, которая также может служить основанием для неоднозначной интерпретации употребляемой в договорах терминологии, касающейся юрисдикционных вопросов. -------------------------------- <1> Из третьего доклада КМП об обязательстве выдавать или осуществлять судебное преследование (aut dedere aut judicare) (документ ООН A/CN.4/603 от 10 июня 2008 г.).
Отсутствует однозначное определение юрисдикции и на доктринальном уровне. Те определения, которые дают зарубежные и отечественные ученые, весьма вариативны. Скажем, иногда утверждается, что "юрисдикция как государственно-властная деятельность состоит в применении закона к юридическим конфликтам и принятии по ним правовых актов" <1>. С другой стороны, указывается, что "термин "юрисдикция" обычно применяется для обозначения компетенции судебных органов по рассмотрению гражданских, уголовных и других дел" <2>. Существует также подход, в рамках которого "юрисдикция государств - одна из наиболее спорных областей международного права, затрагивающая возможность применения внутреннего права государства к событиям и индивидам, находящимся за пределами его территории, при обстоятельствах, затрагивающих интересы других государств" <3>. -------------------------------- <1> Prisacaru V. Jurisdictiile spezial in Repablica Sozialista Romania // Bucuresti. 1974. P. 22. <2> Клименко Б.М. Основные проблемы государственной территории в международном праве: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1970. С. 8. <3> Schachter O. International Law in Theory and Practice. Dordrecht; Boston; London, 1997. P. 250.
По мнению профессора С.В. Черниченко, под юрисдикцией понимается облеченная в правовую оболочку возможность государственного принуждения. Ею можно считать определяемую государством возможность и допустимость ожидать и требовать осуществления своих правовых велений (предписаний и запретов) и обеспечивать их осуществление <1>. -------------------------------- <1> См.: Черниченко С.В. Теория международного права: В 2 т. М., 1999. Т. II. С. 114.
Анализ существующих международно-правовых исследований, посвященных различным аспектам юрисдикции, позволяет сделать вывод о том, что содержание юрисдикции рассматривается учеными с трех основных позиций. Сторонники первой из них применяют расширительное толкование определения юридической природы юрисдикции. Например, Г. Оксман считает, что "под юрисдикцией государства в самом широком ее смысле понимается законное право этого государства действовать, а значит, и его право решать, действовать ли, а если действовать, то как" <1>. М. Шоу пишет, что "юрисдикция означает правомочие государства влиять на имущество людей и человеческие обстоятельства и отражает базовые принципы государственного суверенитета, равенства государств и невмешательства во внутренние дела" <2>. -------------------------------- <1> Oxman H.B. Jurisdiction of States // Encyclopedia of Public International Law. Vol. 1. Amsterdam, 1992. P. 55. <2> Shaw M. International Law. 4th ed. Cambridge, 2003. P. 452.
Среди российских ученых подобной трактовки юрисдикции придерживается А.А. Моисеев, который утверждает, что "юрисдикция государства - это совокупность государственных прав и полномочий, позволяющих осуществлять правомерные действия государству, его государственной власти" <1>. Данное определение он обосновывает положениями ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ, которые закрепляют исключительную и совместную с субъектами РФ сферу ведения Российской Федерации. В этом понимании юрисдикция отождествляется ученым с комплексом присущих государству в лице его компетентных органов прав и полномочий. -------------------------------- <1> Моисеев А.А. Суверенитет государства в международном праве: Учебное пособие. М., 2009. С. 32.
Однако подобное расширительное толкование по существу ставит знак равенства между правовой природой юрисдикции и компетенции <1>, с чем трудно согласиться. По мнению С.В. Черниченко, несмотря на частое употребление этих терминов в качестве синонимичных, такой подход "не раскрывает всех граней этого явления" <2>. -------------------------------- <1> Восприятие юрисдикции в качестве компетенции государства прослеживается также в работе В.Л. Толстых. Подробнее см.: Толстых В.Л. Курс международного права: Учебник. М., 2009. С. 344. <2> Черниченко С.В. Теория международного права: В 2 т. Т. II. С. 112.
Термин "компетенция" (от лат. compete или competent - добиваюсь, соответствую, подхожу) понимается как "круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу" <1>, или как "совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов" <2>. Ю.А. Тихомиров к элементам компетенции относит нормативно установленные цели; предметы ведения как юридически определенные сферы и объемы воздействия; властные полномочия как гарантированную меру принятия решений <3>. -------------------------------- <1> Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9. М., 2000. С. 79. <2> Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1996. С. 137. <3> Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2005. С. 188.
Как правило, употребление этого термина связано с наделением властными полномочиями государственных органов, однако он употребляется не только во внутригосударственном значении, и, если перенести данное понятие в международно-правовую плоскость, можно сделать вывод, что компетенция - это совокупность или комплекс прав и обязанностей, которыми юридически наделен конкретный субъект внутригосударственного или международного права. В ходе функционирования Международного трибунала по бывшей Югославии встал вопрос о соотношении понятий "юрисдикция" и "компетенция". В решении Апелляционной палаты по делу Тадича судьи заметили, что существуют две правовые концепции юрисдикции: по одной из них юрисдикция имеет отношение лишь к объему судебных полномочий в предметной области, во времени, в пространстве и по кругу лиц (в этом понимании юрисдикцию лучше называть компетенцией); по второй - юрисдикция означает юридическое полномочие утверждать закон в рамках компетенции во властной манере и окончательно (юрисдикция в истинном значении слова) <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Михайлов Н.Г. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии: компетенция, источники права, основные принципы деятельности. М., 2006. С. 11.
На наш взгляд, решение вопроса о соотношении юрисдикции и компетенции государства лежит в плоскости реализации последней в основных направлениях деятельности государства. Большинство российских и зарубежных ученых подразумевают под такими направлениями функции государства, подразделяя их на внутренние и внешние. И если реализация внутренних функций государства в рамках его компетенции, как правило, связана с установлением и осуществлением юрисдикции (кроме идеологических и, отчасти, политических и экономических функций), то применительно к внешним функциям государства в сфере международных отношений термин "юрисдикция" далеко не всегда будет приемлемым. Поэтому содержание компетенции шире, чем юрисдикции. Компетенция - это сфера ведения субъекта, комплекс его прав и полномочий, тогда как юрисдикция представляет собой реализацию только правовой компетенции государства. Следующее высказывание как нельзя лучше подходит для перехода от расширительного толкования понятия юрисдикции к его ограничительному пониманию как правоприменительной деятельности государства, которого придерживаются сторонники другой точки зрения на содержание этого явления. "Юрисдикция - термин, имеющий отношение к понятию власти и употребляемый в ряде таких выражений, как "компетенция", а также в другом ряде смежных выражений, например "подсудность" <1>. -------------------------------- <1> Salmon J. (sous la direction de). Dictionnaire de droit international public. Bruxelles, 2001. P. 624.
А.П. Шергин писал, что юрисдикция - это самостоятельный вид правоприменительной деятельности государства и ее содержанием является сбор, исследование, оценка информации и принятие решения <1>. По мнению Л.В. Иногамовой-Хегай, юрисдикция - это правоприменительная деятельность государственных органов, область действия государственной власти <2>. В.И. Степаненко при характеристике влияния международных договоров на пределы действия юрисдикции замечал, что термин "юрисдикция" применяется для обозначения компетенции судебных, а также иных правоприменительных органов, и возражал против расширительного толкования этого понятия <3>. В одной из последних отечественных работ, посвященной исследованию международно-правовых аспектов юрисдикции государств, юрисдикция определяется как "возможность, которой обладает государство, с учетом его международно-правовых обязательств обеспечивать реализацию своего права путем угрозы применения или применения правового принуждения" <4>. Таким образом, в этом варианте юрисдикция рассматривается лишь как средство обеспечения принятых правовых норм <5> (исполнительная или правоприменительная юрисдикция). -------------------------------- <1> См.: Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 1979. С. 12. <2> См.: Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. СПб., 2003. С. 83. <3> Степаненко В.И. Основные направления воздействия международных договоров на советское уголовное право // Международное и внутригосударственное право: проблемы сравнительного правоведения. Свердловск, 1984. С. 88. <4> Черниченко О.С. Международно-правовые аспекты юрисдикции государств: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 8. <5> The International Legal System: Cases and Materials. Westbury; New York, 1995. P. 133.
Ограничение содержания юрисдикции лишь правоприменительным процессом обусловлено, на наш взгляд, двумя основными факторами. В первую очередь такой подход связан с вопросом ее практической реализации. Так, в контексте Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (как уже было сказано выше) из-за привязки юрисдикции к иммунитетам содержание юрисдикции рассмотрено только через призму процессуальных действий компетентных органов государства. Как следует из комментариев к проекту статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятому КМП на сорок третьей сессии в 1991 г., концепция юрисдикции "охватывает весь судебный процесс: от начала процесса или возбуждения разбирательства, вручения повесток в суд, расследования, допроса, суда, постановлений, которые могут представлять собой временные или промежуточные меры, до принятия решений о вынесении различных видов приговоров и их исполнения или приостановления и последующего освобождения от исполнения" <1>. -------------------------------- <1> Доклад Комиссии международного права о работе сорок третьей сессии // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок шестая сессия, документ ООН A/46/10 (http://www.un.org/russian/documen/convents/drafts.htm).
Этот же подход используется российским экспертом в КМП, специальным докладчиком по теме "Иммунитеты должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции", Р.А. Колодкиным. Из его предварительного доклада по теме <1> следует, что по смыслу как Конвенции, так и его конкретной темы иммунитет от юрисдикции не освобождает того, кто им пользуется, от законодательной юрисдикции и не выводит за рамки материального права государства-территории. Поскольку в проекте статей речь идет об иммунитете только от исполнительной и судебной юрисдикции, от юридического процесса, постольку и в содержание юрисдикции вкладывается лишь процессуальный аспект. -------------------------------- <1> Документ ООН A/CN.4/61 от 28 мая 2008 г.
Вторая причина отождествления юрисдикции с правоприменением отчасти связана с переводом этого термина с латинского языка. Практически во всех современных источниках происхождение слова "юрисдикция" (лат. - jurisdictio) объясняется сочетанием слов jus - право и dico - говорю и отождествляется с судопроизводством или с правосудием. Такое понимание стало сегодня традиционным в доктрине и, как правило, не оспаривается. Известный современный испанский юрист, один из крупнейших специалистов по дигестам Юстиниана и римской казуистике Гарсиа Гарридо пишет, что содержание юрисдикции заключается в "трех священных словах" (tria verba solemnia): do, dico, addico, где - do (dare) означает назначение судьи или арбитра, выбранного спорящими сторонами или магистратом, полномочие предоставить тот или иной иск или отклонить его; - dico (jus dicere) подразумевает все заявления магистрата, относящиеся к праву, которое следует применить в данном процессе; - addico (addicere) подразумевает акты, которые трактуют право в пользу одной из сторон процесса. В целом же юрисдикция рассматривается ученым как полномочия претора на организацию и участие в судебном процессе <1>. -------------------------------- <1> См.: Гарсиа Гарридо М.Х. Римское частное право: казусы, иски, институты / Пер. с исп.; отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2005. С. 159.
Вместе с тем ранее существовало и иное мнение: например, известный советский профессор И.С. Перетерский писал, что этот термин означает разрешение конфликта или применение надлежащей властью установленных правил <1>. -------------------------------- <1> См.: Перетерский И.С. Всеобщая история государства и права. М., 1945. Ч. 1: Древний мир. Вып. II: Древний Рим. С. 74.
Гораздо ранее, в конце XIX в., английский профессор Уильям Смит для раскрытия сущности и содержания юрисдикции в римском праве употреблял словосочетания officium quijus dicit и officium jus dicentis <1>, что можно дословно перевести как обязанность того, кто изрекает право, или обязанность творить право (пер. наш. - Авт.). Таким образом, ученый видел общее содержание юрисдикции в обязанности по установлению и поддержанию закона. -------------------------------- <1> Smith William. A Dictionary of Greek and Roman Antiquities, John Murray. London, 1875 (http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Poman/home.html).
Еще более неоднозначное толкование термина "юрисдикция" содержится в словаре Федора Дыдынского конца позапрошлого века, где ее содержание рассмотрено в трех основных значениях: 1) суд; расправа; судопроизводство; судебная власть; защита прав; решение дела; 2) право претора издавать постановления по спорным делам; 3) юридические эдиктальные правила, положения <1>. -------------------------------- <1> См.: Дыдынский Ф. Латинско-русский словарь к источникам римского права. 2-е изд., доп. и испр. Варшава, 1896.
Сегодня сложно утверждать, что тот или иной перевод является однозначно и единственно верным, но даже если предположить, что возникновение исследуемого термина связано прежде всего с осуществлением правосудия, необходимо обратить внимание на то, что в истоках изначального происхождения слова лежит латинский язык, поэтому для выработки его современной интерпретации кажется логичным применять этимологический подход и учитывать, что так или иначе исторический фактор затронул первичную форму и мог изменить ее значение по сравнению с существующим на данный момент. Ограничение содержания юрисдикции в доктрине международного права связано не только с пониманием этого явления как правоприменительной деятельности государства: некоторые ученые отождествляют юрисдикцию со сферой действия материального права в пространстве, во времени и по кругу лиц <1>. При этом в содержание юрисдикции вкладывается только ее позитивный аспект, и она рассматривается как возможность государства предписывать правила поведения в пределах своей компетенции (предписывающая юрисдикция). -------------------------------- <1> См., например: Князев А.Г. Проблемы действия уголовного закона в пространстве. Владимир, 2006. С. 48; Колчевский И.Б. Действие уголовного закона по кругу лиц: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 36.
Таким образом, в доктрине международного права существуют два основных взгляда на понимание юрисдикции в узком значении. В одном случае юрисдикция есть лишь определение сферы, в пределах которой государство может осуществлять правовое регулирование определенного рода общественных отношений. Сторонники этой позиции оставляют за рамками ее содержания один существенный момент - возможность обеспечения правовых норм. В то же время рассмотрение юрисдикции лишь в ретроспективном аспекте, т.е. ограничение ее содержания правоприменительной деятельностью, не соответствует объективным законам теории права, где создание правовых норм является первичным. Поэтому считаем совершенно справедливым вывод о соотношении рассматриваемых категорий, сделанный профессором С.В. Черниченко, который указывает, что сфера действия права государства - область общественных отношений, которая регулируется правом; сфера осуществления права - область реализации действующего права, а сфера юрисдикции государства - область, в пределах которой государство считает возможным и допустимым ожидать, требовать и добиваться (обеспечивать) осуществления своих правовых велений. При этом сфера юрисдикции государства частично совпадает со сферой действия и осуществления права <1>. -------------------------------- <1> См.: Черниченко С.В. Теория международного права: В 2 т. Т. II. С. 117.
Однако необходимо иметь в виду, что сфера действия права и сфера осуществления права - элементы взаимосвязанные, т.е. юрисдикция в ее полном значении есть не только возможность создания норм права и допустимость ожидания их соблюдения, но и реальная возможность обеспечения такого соблюдения, это средство, с помощью которого право делается функциональным и имеющим юридическую силу. Подобной точки зрения придерживаются сегодня многие российские ученые - А.И. Бойцов, И.И. Лукашук, Л.Н. Галенская, Ю.С. Ромашев и др. Например, И.И. Лукашук отмечает, что полная юрисдикция "означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами" <1>. Л.Н. Галенская также пишет, что ее понятие "включает в себя действие норм права в пространстве и по кругу лиц, охватывая все способы реализации права: применение, соблюдение и использование" <2>. -------------------------------- <1> Лукашук И.И. Международное право: Общая часть: Учебник. М., 1996. С. 298. <2> Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л., 1978. С. 36.
На наш взгляд, такой подход к содержанию юрисдикции является наиболее правильным и объективным, поэтому юрисдикцию государства можно определить как возможность государственных органов от имени государства осуществлять правовое регулирование общественных отношений и обеспечивать его соблюдение посредством применения механизма государственного принуждения. В то же время юрисдикция как правовое явление присуща не только государствам <1>, поэтому, проецируя это свойство на других субъектов международного права, ее можно определить как свойство субъектов международного права, обладающих властными полномочиями, выражающееся в возможности осуществлять правовое регулирование общественных отношений и обеспечивать его соблюдение посредством применения механизма принуждения. -------------------------------- <1> Подробнее об этом см. в § 4 настоящей главы.
§ 2. Классификация юрисдикции
Объем и пределы действия юрисдикции, по мнению Г. Шварценбергера, могут быть лучше всего охарактеризованы при помощи ее классификации <1>. Первым основанием классификации служит объект юрисдикции, в зависимости от которого Г. Шварценбергер выделяет персональную и территориальную юрисдикцию. Во вторую очередь критерием для разделения он ставит характер осуществления юрисдикции (ординарная и экстраординарная юрисдикция). В зависимости от пределов действия государственного суверенитета Г. Шварценбергер различает ограниченную и неограниченную юрисдикцию, и, наконец, на основании существования конкретных или абстрактных обстоятельств он выделяет потенциальную и фактическую юрисдикцию. -------------------------------- <1> Schwarzenberger G. A manual of international law. London, 1967. P. 91.
И.И. Лукашук проводит следующую классификацию юрисдикции государств: - по действию в пространстве - территориальная и экстратерриториальная; - по характеру власти - законодательная, исполнительная (административная) и судебная; - по объему - полная и неполная (автор отмечает, что государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и ограниченную - в пределах специальной экономической зоны моря и континентального шельфа, а также в отношении своих граждан за рубежом); - по объему действия права - предписывающая, судебная и юрисдикция принуждения <1>. -------------------------------- <1> См.: Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: Учебник. М., 1999. С. 38 - 39.
Подробную классификацию государственной юрисдикции на виды по различным основаниям в своем диссертационном исследовании проводит О.С. Черниченко. По мнению автора, выглядит она следующим образом: 1) законодательная и исполнительная юрисдикция; 2) юрисдикция, основанная на принципах - территориальном, активном персональном, пассивном персональном, охранительном, универсальном; 3) в зависимости от сферы регулируемых отношений - уголовная, гражданская и административная; 4) по объему - полная и ограниченная; 5) материальная и процессуальная; 6) по сфере действия - территориальная и экстратерриториальная <1>. -------------------------------- <1> См.: Черниченко О.С. Теория международного права: В 2 т. Т. II. С. 9.
Используя критерий действия норм права по кругу лиц, в доктрине традиционно выделяют персональную и универсальную юрисдикцию. Наряду с этим представляется, что возможным основанием классификации юрисдикции может послужить также характер регулируемых отношений, в соответствии с которым юрисдикцию можно разделить на административную, гражданскую, уголовную. Рассматривая вопрос международно-правового регулирования гражданской и уголовной юрисдикции государств, О.С. Черниченко выделяет несколько мнений: одни авторы не проводят существенной разницы между ними в том, что касается устанавливаемых в международном праве ограничений, другие говорят о том, что влияние международного права на гражданскую юрисдикцию минимально или равно нулю, третьи полагают, что оно отлично от влияния, оказываемого международным правом на уголовную юрисдикцию <1>. Date: 2015-08-24; view: 1028; Нарушение авторских прав |