Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава IX. Субъекты международного права 3 page
Правопреемство государств в отношении государственных архивов. Основные нормативные положения, регулирующие правопреемство государств в отношении государственных архивов, закреплены в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Государственные архивы применительно к правопреемству означают совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государств принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей (ст. 20). По общему правилу датой перехода государственных архивов является момент правопреемства государств, и такой переход происходит без компенсации, если об ином не достигнуто соглашение между заинтересованными государствами или нет решения соответствующего международного органа (ст. ст. 22 и 23). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство-преемник государственные архивы государств-предшественников переходят к государству-преемнику (ст. 29). При передаче части территории одного государства другому государству, либо отделении части или частей государства, либо разделении государства переход государственных архивов от государства-предшественника к государству-преемнику по общему правилу регулируется соглашением между ними (ст. ст. 27, 30 и 31). В случае же отсутствия такого соглашения применяются специальные положения Конвенции. Так, при передаче части территории одного государства другому государству: a) часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства государств, должна находиться в распоряжении государства, которому передается указанная территория, переходит к государству-преемнику; b) часть иных государственных архивов государства-предшественника, имеющая отношение исключительно или главным образом к территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику. При отделении части или частей государства либо разделении государства: a) часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства государств, должна находиться на этой территории, переходит к государству-преемнику; b) часть иных государственных архивов государства-предшественника, имеющая непосредственное отношение к территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику. В случае образования нового государства из зависимых территорий: a) архивы, принадлежащие территории, являющейся объектом правопреемства государств, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству; b) часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства государств, должна находиться на этой территории, переходит к новому независимому государству; c) часть иных государственных архивов государства-предшественника, имеющая отношение исключительно или главным образом к территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к новому независимому государству (ст. 28). Вопрос о правопреемстве в отношении государственных архивов после распада СССР был решен подписанием Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР от 6 июля 1992 г. По условиям Соглашения закрепляется принцип целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур бывших Российской империи и Союза ССР, которые хранятся в государственных архивах, находящихся за пределами их территорий. Стороны взаимно признают осуществленный в соответствии с их национальным законодательством переход под их юрисдикцию государственных архивов и других архивов союзного уровня, находящихся на их территории. В случае, когда отсутствует возможность физического выделения комплекса документов, каждая из сторон имеет право доступа к ним и получения необходимых копий. Правопреемство государств в отношении государственных долгов. Основным международно-правовым документом, регулирующим правопреемство государств в отношении государственных долгов, является Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Государственный долг в контексте правопреемства означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом (ст. 33). Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику (ст. 39). При передаче части территории одного государства другому государству, либо отделении части или частей государства, либо разделении государства переход государственных долгов от государства-предшественника к государству-преемнику по общему правилу регулируется соглашением между ними. В случае же отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст. ст. 37, 40 и 41). Когда государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное с учетом связи между государственным долгом государства-предшественника, связанным с его деятельностью на территории, являющейся объектом правопреемства государств, и имуществом, правами и интересами, которые переходят к этому новому независимому государству. При этом указанное соглашение не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, и осуществление этого соглашения не должно подрывать основ экономического благосостояния нового независимого государства (ст. 38). Правопреемство в отношении государственного долга бывшего СССР стало одним из актуальных вопросов, требующих своего разрешения во время распада СССР в 1991 г. По Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г. и Соглашению о дополнениях к нему от 13 марта 1992 г. союзные республики приняли на себя обязательство по участию в погашении государственного внешнего долга СССР и его обслуживанию в согласованных сторонами долях, определяемых в единых агрегированных показателях. Однако в связи со сложной ситуацией, сложившейся с выплатой и обслуживанием долга на основе долей, Российской Федерацией Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1993 г. N 459 <1> был предложен способ урегулирования вопроса о правопреемстве. Государствам - республикам бывшего СССР было предложено заключить двусторонние соглашения, по условиям которых Российская Федерация принимала на себя обязательства по выплате доли союзных государств во внешнем долге СССР, а взамен этого данные государства передавали Российской Федерации свои доли во внешних активах СССР. В течение 1992 - 1994 гг. между Российской Федерацией и государствами - участниками Содружества Независимых Государств были подписаны соглашения об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР. -------------------------------- <1> САПП РФ. 1993. N 21.
§ 6. Международная правосубъектность народа
Современное международное право закрепляет широкий круг прав народов, содержащихся в различных конвенционных и резолютивно декларативных актах. Безусловно, самым важным, но не единственным является право всех народов на равенство и самоопределение. Будучи базовым, право народов на равенство и самоопределение дало толчок становлению и развитию других прав народов. К таковым относятся: право на мир, право на существование, право на природные ресурсы, право на среду обитания и др. Они закреплены в ряде международных актов различного уровня. Сегодня принцип права народов на самоопределение является одним из императивных норм-принципов международного права и, следовательно, его уважение со стороны других государств должно рассматриваться как обязательство erga omnes <1>. Данный принцип закреплен в ряде основополагающих международных актов, таких как Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г. и др. -------------------------------- <1> См. гл. VI настоящего учебника.
Зарождение и развитие принципа права народов на самоопределение пришлось на окончание Второй мировой войны и последующие после этого десятилетия, которые характеризуются как крушение колониальной системы. Важным этапом данного процесса стало принятие Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. В соответствии с основными международными документами правом на самоопределение обладают все народы <1>. Содержание права на самоопределение в соответствии с документами ООН включает в себя право народа свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. В связи с этим выделяют "внешнее" самоопределение, которое предполагает право народа определять свой политический статус в международном плане, и "внутреннее" - право народа определять свой политический, экономический и социальный строй. При этом решение всех вопросов реализации данного права должно осуществляться без вмешательства со стороны других государств. -------------------------------- <1> Общепринятого и нормативно закрепленного понятия "народ" до сих пор нет. Исходя из множества определений, "народ" можно определить как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую общность людей, отличающихся от остальных единым языком, относительно стабильными особенностями культуры и психологии, а также осознанием своего единства и фиксированным самоназванием.
Внутреннее самоопределение народа в самом общем виде означает право народа определять свой общественный и государственный строй, право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и руководить экономической жизнью своей страны, право самостоятельно решать вопросы, касающиеся культуры, образования, религии и т.д. Замечания общего порядка от 23 августа 1996 г. N 21 "Право на самоопределение", принятые Комитетом по ликвидации расовой дискриминации, созданным в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., разграничивая самоопределение на внутреннее и внешнее, устанавливают, что внутреннее самоопределение предполагает связь с "правом каждого гражданина участвовать в управлении публичными делами на любом уровне" (п. 4). В этом смысле наивысшей формой реализации внутреннего самоопределения является автономия, предполагающая широкое участие самоопределяющегося народа в определении вопросов общественного и внутригосударственного устройства, экономики, культуры и социального развития. Внешняя сторона права на самоопределение может быть реализована в различных формах: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству либо объединение с ним или установление любого иного политического статуса. При этом важным условием осуществления права народа на внешнее самоопределение и признания его субъектом международного права является наличие органов, представляющих такой народ на международной арене. Примерами таких органов в разное время были Организация освобождения Палестины (ООП), Организация народа Юго-Западной Африки (СВАПО), Африканский национальный конгресс (АНК), Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО) и др. Если осуществление принципа права народов на самоопределение путем создания независимого государства абсолютно оправдано в отношении народов колониальных и зависимых территорий и играет ключевую роль в обретении такими народами независимости, то реализация данного принципа неприменима к народам многонациональных государств. В частности, об антиколониальном характере права на самоопределение свидетельствует п. 1 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., согласно которому подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире. Реализация народом права на самоопределение не должна вести к нарушению прав других народов и разрушать политическое единство и территориальную целостность независимого многонационального государства. Согласно положениям п. 6 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г. всякая попытка, направленная на частичное или полное разрушение национального единства и территориальной целостности страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. В Уставе ООН и Заключительном акте СБСЕ 1975 г. говорится об уважении территориальной целостности государства со стороны других государств и воздержании от угрозы силой и ее применения, а также от любых несовместимых с целями и принципами Устава ООН действий, направленных против территориальной целостности государства. Следовательно, территориальная целостность относится к сфере межгосударственных отношений и нацелена на защиту территориальной целостности государства, прежде всего, от других государств. Однако самоопределяющийся народ представляет собой народ, находящийся на стадии построения своего государства, и тем самым он может рассматриваться как наделенный определенными правами и обязанностями по данному принципу. Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 г. при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте других принципов. В этом смысле указанная Декларация, раскрывая содержание принципа равноправия и самоопределения народов, прямо закрепляет: "Ничто в вышеприведенных абзацах не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств... Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". Декларация о принципах международного права 1970 г. предусматривает, что территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу ООН, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею (абз. 8). Территория колоний и несамоуправляющиеся территории не рассматриваются как часть территории управляющего ими государства в международно-правовом контексте. Поскольку территория колонии (равно как и несамоуправляющаяся территория) не обладает статусом территории государства-метрополии, то, следовательно, в процессе осуществления самоопределения народа на территории колонии не нарушается территориальная целостность государства-метрополии. Таким образом, при любых формах внешнего самоопределения народа колонии или несамоуправляющейся территории не происходит нарушение принципа территориальной целостности государства-метрополии. Совершенно иначе обстоит дело в случаях сепаратизма. Любой сепаратизм - это попытка определенной группы, проживающей на территории независимого государства и не находящейся под колониальным или иностранным господством, осуществить сецессию (отделение), как правило, силовыми методами. Является ли сепаратизм нарушением принципа территориальной целостности государства? В широком смысле можно ответить положительно на данный вопрос. Поскольку пытающаяся отделиться территория не рассматривается как "отдельная и отличная" от территории государства, то попытка ее отделения прежде всего посягает на территориальную целостность существующего независимого государства в конституционно-правовом, государственно-правовом смысле и, безусловно, является нарушением внутреннего законодательства самого государства. Однако попытка других государств поддержать сепаратизм либо признать сепаратистов или их государственность является нарушением основополагающих принципов международного права (например, невмешательства во внутренние дела) и в том числе принципа территориальной целостности. В отличие от самоопределения сепаратизм не имеет международно-правовой основы. Таким образом, сепаратизм не имеет ничего общего с самоопределением, а сами сепаратисты не являются субъектами права на самоопределение. Подтверждением сказанного являются Замечания общего порядка N 21 "Право на самоопределение", которые также связывают внешнее самоопределение исключительно с освобождением народов от колониализма и запретом покорения и эксплуатации народов (п. 4). Такое же понимание права на самоопределение содержится, в частности, в п. 2 Венской декларации и Программе действий, принятой в 1993 г. на Второй конференции по правам человека. Международная практика также свидетельствует о неприменимости права на самоопределение путем отделения к народам многонациональных государств. В частности, Совет Безопасности ООН своими Резолюциями 541 от 18 ноября 1983 г. и 550 от 11 мая 1984 г. заявил о неправомерности создания Турецкой Республики Северного Кипра и призвал не признавать ее. В Уставе ООН и других документах не раскрывается понятие "народ". В этой связи нередко на практике часто происходит отождествление народов, обладающих правом на самоопределение, и более или менее компактно проживающих национальных меньшинств, которые обращаются к праву на самоопределение с целью защиты своих прав, а чаще всего для прикрытия своих сугубо сепаратистских намерений, поддерживаемых, как правило, другими государствами из соображений этнической близости и (или) политических интересов. Принцип права народов на самоопределение к национальным меньшинствам неприменим. Они не обладают правом на самоопределение, так как к ним применяется не ст. 1 Международных пактов 1966 г., а ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., согласно которой лицам, принадлежащим к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, "не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком". Замечания общего порядка N 23 "Права меньшинств", принятые Комитетом по правам человека 8 апреля 1994 г., созданным в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., в п. 3.1 определили, что "Пакт проводит различие между правом на самоопределение и правами, защищаемыми по статье 27". Исходя из смысла п. 3.2 указанных Замечаний, удовлетворение прав, относящихся к ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., не должно наносить ущерб суверенитету и территориальной целостности государства. Международное право возлагает на государства обязательства не по обеспечению самоопределения для меньшинств, а по сохранению их индивидуальности и недискриминации лиц, к ним принадлежащих <1>. -------------------------------- <1> См.: Журек О.Н. Самоопределение народов в международном праве // Советское государство и право. 1990. N 10. С. 102.
Как и национальные меньшинства, коренные народы также не обладают правом на внешнее самоопределение. Принятая 13 сентября 2007 г. Резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, провозглашая широкий круг прав коренных народов, в том числе и на "внутреннее" самоопределение, в то же время устанавливает форму и пределы реализации такого права. В частности, согласно п. 1 ст. 46 указанной Декларации ничто в ней не может толковаться или рассматриваться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности и политического единства суверенных и независимых государств. Таким образом, народы (нации) являются субъектами современного международного права, будучи носителями прав и обязанностей непосредственно в силу норм международного права, а осуществление права на самоопределение является основным и наиболее ярким выражением их правосубъектности. В осуществление своих международных прав, и прежде всего права на самоопределение, некоторые народы посредством своих органов участвуют в международных переговорах, заключают международные договоры, получают статус наблюдателей при международных организациях либо полноправных членов при региональных организациях. Например, Организация освобождения Палестины (ООП) имеет статус члена Лиги арабских государств и Африканского союза, участвует в международных конференциях, является стороной некоторых договоров.
§ 7. Правосубъектность международных (межправительственных) организаций
Под международной межгосударственной (межправительственной) организацией (ММПО) понимается объединение государств, которому присущи следующие признаки: договорная основа организации, т.е. международное соглашение государств о создании организации, определяющее ее функции и полномочия; наличие постоянных органов; подчиненность ее учреждения и деятельности международному праву. Правосубъектность международных организаций происходит из общего критерия субъекта международного права, хотя и имеет свои специфические особенности, что проявляется в происхождении, характере, объеме и способе прекращения ее правосубъектности. Международные организации являются субъектами международного права в первую очередь и непосредственно в силу обладания международными правами и обязанностями, закрепленными в их учредительных документах и различных международно-правовых документах. Реализуя свои права и обязанности, международные организации вступают в определенные отношения как с государствами-членами, так и с государствами-нечленами. Кроме того, они обладают определенным комплексом привилегий и иммунитетов, которые закреплены в различного рода соглашениях о привилегиях и иммунитетах, например в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Генеральной конвенции о привилегиях и иммунитетах специальных учреждений 1947 г., Уставе ООН (ст. 105), Уставе Совета Европы (ст. 40), Генеральном соглашении о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г. (ст. 1) и др. Международные организации участвуют в разрешении различных споров, возникающих у международных организаций с другими субъектами международного права, например ООН, в соответствии с гл. VI Устава. Так же они сами выступают в качестве органов, при помощи которых разрешаются споры. Наряду с этим в рамках международных организаций могут функционировать судебные органы (Международный суд ООН, специальные суды для разрешения конкретного спора и др.). Современные международные организации все больше участвуют в международном нормотворчестве (от содействия государствам в заключении многосторонних договоров до принятия ими самостоятельных односторонних решений, содержащих обязательные правила поведения для их адресатов) и в обеспечении выполнения принятых норм. Являясь самостоятельными участниками международных отношений, международные организации обладают как способностью нести международно-правовую ответственность за правонарушения, так и правом предъявлять свои претензии к отдельным государствам. Международные организации, будучи созданными для выполнения определенных задач, имеют закрепленные в учредительном акте цели и функции. Поэтому правосубъектность международных организаций носит функциональный характер. Объем международных прав и обязанностей у международной организации ограничен условием выполнения задач, достижения целей, осуществления функций. В этой связи международные организации, в отличие от государств - универсальных субъектов международного права, являются ограниченными, производными субъектами международного права. По сфере деятельности и составу участников международные организации могут быть универсальными (ООН, МАГАТЭ, ВОЗ и др.) или региональными (СНГ, Африканский союз, Лига арабских государств, Организация американских государств, Шанхайская организация сотрудничества, ЕврАзЕС и др.). Динамика развития международных отношений начиная со второй половины XX в. и международная действительность последних десятилетий ознаменовались возникновением, эволюцией и прочным установлением в международном праве такого феномена, как наднациональная организация. Под понятием "наднациональность" понимается предоставление межправительственной организации ее учредителями права обсуждать какие-либо вопросы, которые традиционно считаются относящимися к компетенции государств, и принимать по ним решения обязательного характера без согласия заинтересованной стороны или сторон. При этом происходит медленный процесс перерастания межгосударственных отношений во внутригосударственные. Подобный прецедент в настоящее время наблюдается в истории эволюции Европейского союза, а дальнейшие перспективы европейской интеграции во многом будут зависеть от реализации и дальнейшего развития положений Лиссабонского договора от 13 декабря 2007 г. Международно-правовой статус СНГ вытекает из его правовой природы как региональной международной межгосударственной организации.
§ 8. Международная правосубъектность государствоподобных образований
В практике межгосударственного общения в качестве участников существовали и в настоящее время существуют образования, отличные от других субъектов международного общения. Это особые политико-территориальные или политико-религиозные единицы, которые в международно-правовой литературе именуются вольными городами или государствоподобными образованиями. История существования государствоподобных образований уходит корнями в историю, примером тому были города Ганзейского союза в эпоху Средневековья. Позднее согласно Венскому трактату 1815 г. Краков был провозглашен "вольным, независимым и совершенно нейтрализованным" городом под покровительством России, Австрии и Пруссии; он просуществовал до 1846 г. Особый статус "свободного государства" был установлен для Данцига (Гданьска) Версальским мирным договором 1919 г., который сохранялся вплоть до 1939 г. Из истории современности примером государствоподобного образования является Западный Берлин, созданный в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Обладая в силу указанного международного акта особым международно-правовым статусом, Западный Берлин поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Однако в соответствии с тем же международным актом он не обладал правом заключения международных договоров, а представительство интересов Западного Берлина в международных организациях и на конференциях осуществляло правительство ФРГ, равно как и консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР имел генеральное консульство в Западном Берлине. Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г. действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной ФРГ. К современным государствоподобным образованиям со специальным международным статусом можно отнести Святой престол (Ватикан) как официальный центр Римско-католической церкви и с некоторыми оговорками Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными благотворительными функциями. Государство Град Ватикан (Stato della Citta del Vaticano), площадь которого составляет 0,44 кв. км, а население - около одной тысячи человек, было образовано в 1929 г. на основании Латеранских соглашений между Святым престолом и Италией. Ватикан является центром Римско-католической церкви и одновременно резиденцией ее главы - папы римского. В настоящее время международно-правовой статус Ватикана определен Соглашением 1984 г. между Италией и Святым престолом. В Ватикане располагается Римская курия - церковное правительство, состоящее из конгрегаций (департаментов, соответствующих статусу министерства в светском государстве), трибуналов и секретариатов, в административном аппарате которых работают свыше 3 тысяч человек, в основном духовные лица. Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты государственной власти. Он также является крупным владельцем капиталов и держателем акций ряда компаний и банков, имеет собственную недвижимость в Италии, Испании, Германии и в ряде латиноамериканских стран. Важный источник доходов Ватикана составляют также взносы национальных Католических церквей, производство и продажа почтовых марок, монет, сувениров. Date: 2015-08-24; view: 515; Нарушение авторских прав |