Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ от 31.10.1995 N 12-П
"ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ СТАТЬИ 136 КОНСТИТУЦИИ РФ"
| Тема и правовые категории
| Конституция РФ
|
| Субъект обращения в Суд
| представителей Государственной Думы Федерального Собрания, направившей запрос в КС РФ, - В.Б. Исакова и О.О. Миронова
|
| Основания рассмотрения дела Судом
| Поводом к рассмотрению дела,
явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания о толковании статьи 136 Конституции РФ.
Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании статьи 136 Конституции РФ, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о толковании этой конституционной нормы относительно наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к Конституции РФ.
|
| Предмет рассмотрения
| толковании статьи 136 Конституции РФ.
|
| Позиция субъекта обращения
|
|
| Позиция противоположной стороны
|
|
| Итоговый вывод суда, содержащийся в резолютивной части решения
| КС РФ постановил:
1. Из установленной Конституцией РФ процедуры принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции РФ. Положение статьи 136 Конституции РФ о том, что поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований статьи 108 (часть 2) Конституции РФ об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ; кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ.
2. Законодатель вправе урегулировать порядок направления принятых поправок для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ, порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения поправок, а также вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.
3. Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
|
| Мотивы принятого судом решения
| 1. Конституция РФ определяет в статье 136, что поправки к главам 3 - 8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Порядок принятия федерального конституционного закона установлен статьей 108 (часть 2) Конституции РФ, которая закрепляет необходимость одобрения такого закона большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.
2. Вместе с тем, процедура принятия поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ существенно отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона.
Во-первых, круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции РФ, установленный статьей 134 Конституции РФ, не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы, установленным статьей 104 Конституции РФ.
Во-вторых, согласно статье 136 Конституции РФ для вступления поправок в силу требуется их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
3. Согласно статье 76 (часть 1) Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральный закон не может быть формой принятия конституционной поправки, так как в силу прямого указания статей 136 и 108 Конституции РФ для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов.Кроме того, в отношении федерального закона Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального конституционного закона, распространенный статьей 136 Конституции РФ на процедуру принятия поправок.
В то же время поправки к Конституции РФ не могут приниматься и в форме федерального конституционного закона, так как статья 108 (часть 1) Конституции РФ прямо указывает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.. Использование формы федерального конституционного закона сделало бы невозможным внесение в главы 3 - 8 Конституции РФ поправок, не относящихся по своему содержанию к тому кругу вопросов, которые должны быть регламентированы федеральными конституционными законами. Кроме того, в отличие от поправок федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ, не может изменять ее положений, а также не может стать ее составной частью.
4. Глава 9, в том числе статья 136, Конституции РФ предусматривает специальное регулирование по вопросу о поправках, дополняющее установленные статьей 76 (часть 1) Конституции РФ формы реализации законодательных полномочий в сфере ведения РФ.
Таким образом, положения статьи 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.
|
| Особые мнения
|
| 3) ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 137 КОНСТИТУЦИИ РФ
1.
| Тема и правовые категории в решении КС
| Тема: статус субъектов РФ, Президент РФ.
Категории:
-субъект и форма правового акта о включении в ст.65 К* РФ нового наименования субъекта.
-требования к новому наименованию субъекта.
-полномочия Президента РФ по включению изменений в текст К* РФ.
| 2.
| Субъект обращения в Суд
| Государственная Дума Федерального Собрания
| 3.
| Основание рассмотрения дела Судом.
| Обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ.
| 4.
| Предмет рассмотрения.
| Ч. 2 ст. 137: включение нового наименования субъекта в статью 65 К* РФ
| 5.
| Позиция субъекта обращения.
| Представитель заявителя полагает, что указанное изменение может вноситься актом Президента РФ
| 6.
| Итоговый вывод Суда
| 1. Изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции РФ включаются в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент РФ использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции РФ.
Не является изменением наименования субъекта РФ в смысле части 2 статьи 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, РФ в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава РФ или конституционно-правового статуса ее субъекта.
|
| Мотивы принятого решения
| 1. В силу статьи 73 Конституции РФ решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов РФ.
2. Изменения статьи 65, которые связаны с принятием в Российскую Федерацию и образованием в ее составе нового субъекта, с изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона.
3. Новое наименование субъекта РФ, по смыслу части 2 статьи 137 Конституции РФ подлежащее включению в статью 65 Конституции РФ в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, РФ в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава РФ или конституционно-правового статуса ее субъекта.
4. Президент РФ обязан обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке статей 136 и 137 Конституции РФ.
5. Новое наименование субъекта РФ включается в статью 65 Конституции РФ указом Президента РФ о приведении наименования субъекта РФ в тексте Конституции РФ в соответствие с решением субъекта РФ
| 8.
|
|
| 4) ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РФ.
Тема и правовые категории:
Основы конституционного строя.
- общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ;
- коллизионные правила действия международных источников в правовой системе РФ.
Положения Верховного Суда РФ.
1. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (часть 1 статьи 17 Конституции РФ).
2. Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы. Частью правовой системы РФ являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства.
3. Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах РФ" положения официально опубликованных международных договоров РФ действуют в РФ непосредственно.
4. Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах РФ" (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для РФ.
5. Международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами РФ в тех случаях, когда норма Уголовного кодекса РФ прямо устанавливает необходимость применения международного договора РФ.
6. Неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ может являться основанием к отмене или изменению судебного акта.
7. В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод постановления в отношении РФ, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти РФ, в том числе и для судов.
8. При рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
9. В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, имеет право на суд, созданный на основании закона.
10. Согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое лицо, подвергнутое аресту или задержанию, имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда.
11. Согласно Конвенции никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
5) ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС РФ от 1 декабря 1999 г. N 17-П ПО СПОРУ О КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕЗИДЕНТОМ РФ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПОЛНОМОЧИЯ ПО ИЗДАНИЮ АКТА О ВРЕМЕННОМ ОТСТРАНЕНИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РФ ОТ ДОЛЖНОСТИ В СВЯЗИ С ВОЗБУЖДЕНИЕМ В ОТНОШЕНИИ НЕГО УГОЛОВНОГО ДЕЛА.
1..
| Тема и правовые категории в решении КС РФ.
| - полномочие по изданию правового акта, кот. Генеральный Прокурор РФ отстраняется от должности только в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела на время проводимого расследования.
-Акт о временном отстранении Генерального Прокурора от должности
-Принцип разделения властей
- Неприкосновенность
- принцип равенства граждан перед законом при осуществлении уголовного преследования.
| 2.
| Субъект обращения в Суд
| Совет Федерации
| 3.
| Основание рассмотрения дела Судом.
| Обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности соответствующего полномочия.
| 4.
| Предмет рассмотрения (оспариваемое или толкуемое положение нормативного акта)
| Предметом разрешаемого в данном деле спора является полномочие по изданию правового акта, которым Генеральный прокурор РФ отстраняется от должности только в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела на время проводимого расследования.
| 5.
| Позиция субъекта обращения
| По мнению Совета Федерации, отстранение Генерального Прокурора от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела должно осуществляться Советом Федерации по представлению Президента РФ, и, следовательно, Президент РФ был не вправе издать названный акт.
| 6.
| Итоговый вывод Суда, содержащийся в резолютивной части решения.
| В соответствии с Конституцией РФ к компетенции Совета Федерации не относится полномочие по изданию акта об отстранении Генерального прокурора РФ от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела.
Исходя из Конституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности, необходимость которого обусловлена возбуждением в отношении него уголовного дела, обязан издать Президент РФ.
| 7.
| Мотивы принятого решения.
| 1. Генеральный прокурор РФ в случае возбуждения в отношении него уголовного дела отстраняется от должности на время расследования, что и предусмотрено абзацем вторым пункта 1 статьи 42 и статьей 54 Федерального закона "О прокуратуре РФ».
2. Отстранение Генерального прокурора РФ от должности на время расследования является обязательным последствием возбуждения в отношении него уголовного дела. Однако в любом случае должен быть издан соответствующий акт об отстранении Генерального прокурора РФ от должности.
3. конституционно - правовой статус Совета Федерации и его компетенция, закрепленная в Конституции РФ, а также конституционные принципы организации прокуратуры РФ и уголовного судопроизводства исключают наличие у Совета Федерации полномочия по временному отстранению Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.
- Президент РФ на основании и во исполнение указанных предписаний не только вправе, но и обязан - в отсутствие иного регулирования - издать акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности.
- в связи с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора РФ, Совет Федерации должен быть незамедлительно проинформирован о таком решении
| 8.
| Особое мнение судьи по решению.
| Особое мнение В. О. Лучина.
принятие акта об отстранении от должности Генерального прокурора РФ на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела входит в компетенцию Совета Федерации, а к компетенции Президента РФ относится внесение предложения по этому вопросу. Президенту РФ не принадлежат полномочия по временному отстранению от должности Генерального прокурора РФ на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела.
|
Date: 2015-08-24; view: 1717; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|