Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности самопознания





Каковы закономерности самопознания? В.Г. Маралов в самопознании как процессе фиксации в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, их всестороннем анализе, оценке и принятии выделяет общие закономерности: степень осознанности – неосознанности, целенаправленности самопознания как осознанного процесса, разную насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути, принципиальную незавершенность самопознания и специфические закономерности: прохождение самопознанием в своем развитии двух этапов: первый этап «Я – другие», второй – в рамках системы «Я – Я»; зависимость самопознания от многих сформировавшихся качеств, в частности от таких, которые определяют направленность личности (например, экстраверсии и интроверсии), разную способность разных людей к самопознанию (см.: Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. С. 28 – 32).

С подходом В.Г. Маралова к выделению закономерностей самопознания мы в целом согласны. Однако их набор, на наш взгляд, нуждается в расширении, а некоторые из них – в уточнении. Прежде всего следует отметить, что такие закономерности, как степень осознанности, целенаправленности, насыщенности, принципиальной незавершенности, зависимости от способности присущи любому виду человеческого познания (научного, технического, педагогического и т.д.), а не только самопознанию. Что же касается самопознания, то в нем они лишь специфически проявляются.

1. Принципиальная незавершенность или относительность самопознания и ее причины нами были рассмотрены при раскрытии содержания понятия «Я-энигматическое».

2. Что же касается степени осознанности – неосознанности самопознания, то эта закономерность есть проявление относительного характера познания самого самопознания. Кроме того, в той мере, в какой процесс самопознания осознается, он является целенаправленным. Иначе говоря, так как целенаправленность неотделима от осознанности, то вряд ли следует целенаправленность выделять в качестве особой закономерности самопознания.

3. Разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути также есть проявление общей закономерности – разной насыщенности познавательной активности человека вообще в разные периоды жизни. Так, например, первый период жизни человека характеризуется доминированием познавательной деятельности (учеба в школе, колледже, вузе), а во втором периоде доминирующим становится трудовая деятельность, но и в это время человек периодически занимается познавательной деятельностью (посещает, например, курсы повышения квалификации и т.д.). Можно также указать на всплеск познавательной активности человека в состоянии вдохновения. Что же касается активизации самопознания, то она связана, как отмечает В.Г. Маралов, с событиями, когда необходимо принимать ответственные решения: выбирать место учебы, работы, супруга или супругу и т.д. В этих ситуациях самопознание функционирует активно, позволяя человеку за короткий промежуток времени получать столько о себе информации, сколько он не получал за годы жизни до этого. Многие из этих периодов хорошо известны и изучены в психологии, сюда относятся: кризис 3-х лет, когда впервые ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности, формируется первоначальная социальная система Я, возникает непреодолимое желание заявить о себе, утвердиться – вспомним знаменитое детское «Я сам!»; кризис 7-летнего возраста, когда ребенок начинает осознавать себя как субъекта учения и у него возникает потребность оценивать себя как ученика; кризис подросткового возраста. Подросток открывает многое в своем Я уже в контексте взаимодействия с социальным окружением, со сверстниками, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм поведения на взрослые. Существуют кризисы и у взрослых людей, например: кризис 30 лет; кризис зрелого возраста, кризис, связанный с уходом на пенсию. Во всех этих случаях идет переосмысление жизни, фиксирование сложившегося образа Я, определение перспектив саморазвития на будущее, происходит оценка достижений и неудач.

4. Способность человека к самопознанию, с нашей точки зрения, также является проявлением его способности к познанию вообще. Так как самопознание в решающей мере зависит от уровня познания человеком природы и общества, степени овладения знаниями естественных и общественных наук, то можно предположить, что способность человека к самопознанию в решающей мере зависит от уровня развития его способности к познанию вообще. Сама же по себе результативность самопознания непосредственно зависит от силы сознательной мотивации к самопознанию и степени владения его методологией.

5. К закономерностям самопознания, которые являются проявлением закономерностей познавательной деятельности человека вообще, относятся также взаимосвязь чувственного и рационального самопознания, взаимосвязь эмпирического и концептуального самопознания и взаимосвязь предметного самопознания, оценочного и проектного.

6. Что же касается специфических закономерностей самопознания, то они, на наш взгляд, связаны, прежде всего, с этапами его развития. На первом этапе самопознание осуществляется в системе «Я – другие», а на втором – в системе «Я – Я». С одной стороны, начиная с раннего детства, человек находится в системе межличностных отношений, другие люди постоянно познают его (производят о нем предметное, оценочное и проектное знание), и вольно или невольно он в той или иной мере принимает произведенное другими знание о нем и руководствуется им. С другой стороны, ребенок сам приобретает опыт познания других, в начале опираясь на произведенное ими о нем знание, а затем и формируя его самостоятельно. Через сравнение себя с другими он постепенно начинает постигать собственное Я, у него формируется первоначальное представление о себе, затем и первый опыт создания образа Я через осознание своего отличия от других. На втором этапе соотнесение знаний о себе происходит уже в рамках системы «Я – Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, сформированными в разное время при различных обстоятельствах. Здесь он анализирует собственную деятельность, ее результативность, особенности своего взаимодействия с людьми, собственные черты личности и поведенческие характеристики и т.д. То есть самопознание начинает работать как самостоятельный процесс, способный обнаруживать, фиксировать, анализировать, оценивать и принимать познаваемое в себе. Что же касается первого этапа – познание человеком себя на основе познания его другими (Я-зеркальное), то оно сохраняет свой потенциал до конца жизни, однако, как правило, опосредуется самостоятельным познанием человеком себя.

Вторая специфическая закономерность самопознания связана с зависимостью его от экстраверсии и интраверсии. Если самопознание экстраверта ориентировано, прежде всего, на познание себя во внешнем мире, на отражение его событий и их переживание, то самопознание интраверта, наоборот, ориентировано на внутренний мир и его события, для него значимо осмысление своих мыслей и переживаний, внутренний диалог с собой. Разумеется, это не означает, что экстраверт не способен к самопознанию внутреннего мира, а интраверт – к самопознанию себя во внешнем мире. Речь идет о приоритетах, которые выбирает человек в зависимости от экстраверсии – интраверсии.


Date: 2015-08-24; view: 1534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию