Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы самопознания





На каждом из выделенных уровней эмпирического и концептуального самопознания используются определенные методы познания. Основными методами эмпирического уровня самопознания являются самонаблюдение, эксперимент и самотестирование. Самонаблюдение – наблюдение, объектом которого является собственная жизнедеятельность человека во всех формах ее проявления. Самонаблюдение в себя включает наблюдение человека за своим внутренним миром в настоящее время (за своими мыслями, чувствами, волей и т.д.) и называется интроспекцией (с латинского – гляжу внутрь, всматриваюсь). Своеобразным проявлением интроспекции является ретроспекция (с латинского – смотрю назад). Ретроспекция – это припоминание и анализ лично наблюдавшихся и пережитых событий, собственных действий и переживаний; рассказ о них.

Самонаблюдение также включает в себя наблюдение за своими действиями, за своим поведением (за воздействием, например, на объект деятельности посредством того или иного орудия труда, за поведением на улице и т.д.). В сферу самонаблюдения входит и восприятие, созерцание человеком тех результатов, тех следствий, которые он своей жизнью вызывает во внешнем мире (реакция, например, окружающих на тот или иной его поступок, созерцание сделанной вещи и т.д.). Своеобразным объектом самонаблюдения являются и фотографии человека, его дневниковые записи, каким-то образом оказавшиеся у него письма его кому-то, воспоминания о нем других. Несколько перефразируя слова немецкого философа К. Маркса, можно сказать, что результаты нашей деятельности – это, в известной мере, «раскрытая книга наших сущностных сил, чувственно представший перед нами мир нашего сознания, нашей психологии». Вследствие этого по тому, что сделал человек, он может судить о том, каков он.

Несколько условно мир сознания или внутренний мир индивида можно назвать субъективным миром, мир его реальных действий в реальном мире – назвать миром поведения, практической деятельности, а мир отделившихся результатов деятельности, следствий ее – назвать миром Я-отраженного (Я-зеркальное – лишь часть этого Я, так как оно связано только с отражением человека в сознании других людей).

Существенно отметить то, что самонаблюдение будет обеспечивать его субъекта достоверной информацией, если будет вестись за всеми указанными мирами. Если же самонаблюдение будет ограничиваться только каким-то одним из выделенных миров, то оно не только не может дать исчерпывающей исходной информации, но не гарантирует и от искажений. Так, самонаблюдение за своим внутренним миром оказаться может искаженным уже самим актом наблюдения хотя бы потому, что практически каждый человек гораздо в большей мере склонен фиксировать внимание на светлых состояниях своей души, чем на темных. Кроме того, человек не может наблюдать за теми явлениями своего внутреннего мира, которых он не осознает (за бессознательным). Последние обнаруживаются только в действиях.

Не является гарантом от искажений и ограничение самонаблюдения только миром реальных действий, поведения. Поэтому широко распространенное представление о том, что о «человеке судить надо только по его делам» отнюдь не бесспорное, верным оно является лишь в конечном счете. Примеры. Человек может преследовать эгоистические цели, а выдавать себя за добродетеля, дела человека в силу разных причин могут далеко не полностью раскрывать его интеллектуальный потенциал (неудачи на ранних этапах деятельности) и т.д.

Нельзя полагаться и только на самонаблюдение своего Я-отраженного, так как оно, представленное, скажем, в оценках человека другими людьми, может быть, как отмечалось, далеко не однозначным.

Таким образом, получение в процессе самонаблюдения относительно полной и достоверной информации возможно только при условии наблюдения за всеми указанными мирами, так как их результаты не только взаимодополняют, но и корректируют друг друга.

Важным методом самопознания является также эксперимент, включающий и самонаблюдение. Эксперимент над собой может проводиться, во-первых, с целью получения о себе определенной информации (человек, например, в процессе профессионального самоопределения может пробовать себя в ряде видов деятельности, чтобы понять в каком из них в наибольшей мере обнаруживаются его способности), во-вторых, с целью проверки определенных идей, проектов своей деятельности на предмет их истинности. Первого рода эксперимент – поисковый, второго рода – проверочный.

В самопознании может использоваться и самотестирование, базирующееся на применении тестов способностей, тестов интеллекта, тестов личности и тестов достижений. Но для использования тестов необходимо знать правила безопасного тестирования.

Необходимо, прежде всего, иметь в виду, что все психологические тесты и даже лучшие из них, на овладение которыми психолог-профессионал тратит несколько лет, имеют вероятность правильного диагноза не выше 80%. Это значит, что из 100 человек обоснованное заключение может оказаться только у 80 или, что тоже самое, заключение по каждому испытуемому верно только на 80%. А где взять остальные 20%? Только в непосредственном самопознании! Сомнения, неопределенность, личный опыт – все это золотой фонд самопознания, без которого никакие научные знания не могут найти полезного применения. Естественно, что для более простых тестов надо ожидать еще меньшую вероятность. А самая низкая – у тех, которыми пользуются уличные шарлатаны, скоропалительно дающие диагноз души.

Далее. Результаты одного теста должны быть дополнены и проверены другими тестами и самонаблюдением. Но даже и подтвержденному таким образом результату лучше относиться с известной долей скептицизма, как к первичному предположению, плану дальнейшей работы по самопознанию.

И, тем не менее, тесты необходимо использовать, так как они содержат значительный потенциал самопознания. Они помогают человеку тем, что расширяют область наблюдаемых явлений, на которые он мог бы обратить внимание, дают предположения и гипотезы, которые не могут возникнуть в рамках обыденного сознания и здравого смысла, скованного предрассудками и стереотипами (см.: Энциклопедия практического самопознания / сост., предисл. и коммент. А.И. Красила. М., 1994. С. 35 – 36).

Познавать себя на эмпирическом уровне – значит описывать себя (описание себя может осуществляться как в мысленной форме, так и в письменной). Так, например, студент, познавая свою учебу в вузе, может описать: свое отношение к тем или иным преподавателям и сокурсникам, то, как он конспектировал лекции и готовился к семинарским занятиям, какими мотивами руководствовался в своей учебной деятельности и т.д.

Результатом эмпирического самопознания является получение фактов о событиях в своей жизни, многообразных проявлениях своих различных Я (например, о качествах своего нравственного Я, когнитивного и т.д.). Существенно отметить, что описание своей жизни далеко не сводится к описанию только своих непосредственных мыслей, чувств, действий. Дело в том, что жизнь каждого человека всегда протекает в трех мирах: в мире явлений природы, в мире других людей и в мире искусственных вещей (техносферы). И человек эти явления не только созерцает, но и со многими из них взаимодействует предметно. Поэтому образ Я каждого человека в его сознании всегда слит с образами природных явлений, других людей и искусственных вещей. Так, например, если кто-то будет познавать себя в школьные годы, то пред его мысленным взором появится не только гносеологический образ его самого, но и его учителей, здания школы, деревьев, которые росли на школьном дворе («березки с кленами») и образы многого другого. Вследствие этого самопознание – это всегда отделение Я от не-Я. И в этом, как отмечалось, одна из объективных трудностей самопознания. А с другой стороны, человек не может познать свое Я вне связи с не-Я, с явлениями окружающей среды, так как с ними он непрерывно вступает в познавательное и практическое взаимодействие.

Произведенное на эмпирическом уровне самопознания описание событий своей жизни, проявлений своих многообразных Я, становится затем основой концептуального уровня самопознания. Цель концептуального уровня самопознания в виде теоретического познания – объяснение событий своей жизнедеятельности, проявлений своих многообразных Я, ответ на вопрос: «Почему все, что происходило в моей жизни или происходит, происходило или происходит именно так, а не иначе? Почему я такой?» Поэтому переход в процессе самопознания от описания к объяснению есть переход от познания своей явленности себя самому себе к познанию своей сущности.

На теоретическом уровне самопознания используются фактически все философские и общенаучные методы научного познания, а также теоретические знания общественных и естественных наук о человеке в их методологической функции. Это принципы диалектической противоречивости и системности, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и идеализация, сравнение и гипотетико-дедуктивный метод, понятия этики, эстетики и т.д. Так, скажем, когда человек выделяет у себя различные деятельностные Я (Я-трудовое, Я-бытовое, Я-экономическое и т.д.), то он совершает аналитическую работу, а когда пытается скрыть взаимосвязи своих Я, то совершает синтетическую работу, когда пытается выявить свое сходство и свое отличие от других людей, то использует метод сравнения, когда с целью объяснения каких-либо явлений своей жизни выдвигает предположения, то использует гипотетический метод и т.д. Так, например, студент познавая свою учебу в вузе на теоретическом уровне, может попытаться ответить на следующие вопросы: «Почему я поступил именно в этот вуз, а не в другой?», «Почему я к тем-то и тем-то преподавателям относился так-то и так-то?», «Что мешало мне учиться на повышенные оценки?», «Почему я часто испытывал чувство неуверенности?» и т.д. Принципиально важно отметить, что самопознание начинается тогда и только тогда, когда человек относительно самого себя ставит себе самому вопросы и ищет ответы на них. Источником этих вопросов могут быть реальные жизненные проблемы человека, требующие получения им знаний о себе самом, а также полученные теоретические знания о человеке вообще. Так, к примеру, когда человек приобрел теоретические знания о совести, достоинстве, прекрасном и безобразном, памяти, то у него естественно могут возникнуть вопросы о том, каков я в этих отношениях.

Нет вопросов к себе – нет и самопознания. Вопросы к самому себе – это пусковые механизмы самопознания. При этом постановка одних вопросов и ответы на них, как правило, инициируют постановку целого веера других. Очень важна четкая формулировка вопросов, так как они предопределяют направление научного поиска. Некоторые исследователи справедливо считают, что правильно поставленный вопрос означает больше чем наполовину и решение его. Не менее важно при формулировке вопросов опираться на результаты эмпирического самопознания, на описание различных проявлений своей жизнедеятельности, на факты.

Так как каждый человек представляет собой единство универсального и уникального, общего и единичного, то теоретическое познание себя, связанное с применением общего знания к отдельному с целью получения знания об уникальном, единичном в себе – это всегда творческое познание, так как направлено на открытие себя самому себе, на превращение Я-непознанного в Я-познанное. При этом далеко не всегда человек сразу может получить ответ на свой вопрос, опираясь только на одно логическое, дискурсивное мышление. Порою ответы на вопросы, касающиеся прежде всего познания констант (способностей, темперамента и т.д.) или принятия ответственных решений могут затягиваться и приходить к человеку значительное время спустя после их постановки. В познании наступает период так называемой инкубации. В этом случае в самопознание включается эвристическая интуиция, связанная с бессознательным формированием нового гносеологического образа. И вот, порой совсем неожиданно, без всякой логики, осознания путей познания к человеку приходит решение проблемы. «Если не согрешить против логики, – отмечал А. Эйнштейн, – то вообще нельзя ни к чему прийти». Так как интуитивное познание контролироваться человеком непосредственно не может, то оно в самопознании выступает как иррациональное.

Интуитивное знание всегда является результатом сложных взаимопереходов от чувственно-наглядных образов к понятиям и от понятий к чувственно-наглядным образам. Поэтому важными стимуляторами интуиции является не только стремление к получению максимума информации по самопознанию и наук о человеке, но и интерес к художественной литературе (литературе в серии «Жизнь замечательных людей», литературе мемуарной и исповедальной), а также развитие способности к наблюдению за другими людьми и за самими собой. При этом существуют определенные различия между интуицией мужчин и женщин. Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины, чем и объясняется существование такого понятия, как «женская интуиция». Считается, что женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, язык телодвижений, фиксировать их самые мельчайшие проявления (поэтому мало кто из мужчин может обмануть своих жен). Женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей.

Любой первоначальный ответ на поставленный человеком в процессе самопознания вопрос представляет собой гипотезу, имеет гипотетический характер. А гипотеза, как известно, это всегда вероятностное знание. Чтобы вероятностное знание, полученное в процессе самопознания, превратилось в знание достоверное, стало истинным, оно должно быть обосновано логически и так или иначе подтверждено практически.

Если рассматривать роль и соотношение в самопознании интуитивного и логического, то оказывается, что они не исключают друг друга, а взаимодополняют. Логическое, дискурсивное в теоретическом самопознании предшествует интуитивному, выступая как обязательное условие формирования и проявления его (без накопления определенных знаний по самопознанию, без сознательной постановки проблемы и ряда других условий, проявление интуиции просто невозможно). Но дискурсивное одновременно дополняет интуицию и следует за ней. Интуиции достаточно для усмотрения истины, но ее не достаточно, чтобы убедить в этой истине самого себя. Для этого необходимо доказательство. Французский ученый А. Пуанкаре (1854 – 1912) справедливо утверждал: «Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства; интуиция есть орудие изобретения».

Date: 2015-08-24; view: 1267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию