Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценочное самопознание
После описания и объяснения различных событий своей жизни, многообразных проявлений своих множественных Я в прошлом и в настоящем у человека возникают вопросы о том, в какой мере он реализовал или реализует свое Я-сущностное, а в какой нет, что в его жизни является подлинным, правильным, хорошим, а что неподлинным, неправильным, дурным, в какой мере его Я-реальное соответствует его Я-идеальному, как относиться к многообразным оценкам его другими людьми, референтной группой, коллективом. На все эти вопросы человек получает ответы благодаря такой форме концептуального самопознания, как самооценка. Концептуальная самооценка – это всегда осмысленная, рациональная оценка, осуществляющаяся на научной основе. Самооценка – это одновременно процесс оценивания себя и его результат. Что является основанием самооценки? Самооценка, с одной стороны, опирается на предметные знания о себе, полученные человеком в процессе самоописания и самообъяснения, а с другой – на существующую в обществе систему ценностей (идеалов, норм, эталонов, образцов и т.д.), на систему личностных смыслов, на наличные оценки человека другими людьми, группой и ожидаемые от них оценки в будущем. При этом содержание самооценки зависит, во-первых, от принятия или непринятия существующих в обществе ценностей, во-вторых, от содержания оценок человека другими, которые могут быть адекватными, неадекватными или в разных отношениях адекватными и неадекватными, в-третьих, от отношения человека к оценкам его другими: одна ситуация, когда человек признает в свой адрес справедливую критику и совсем другая, когда он эту критику не признает, воспринимает ее в штыки. Таким образом, концептуальная самооценка – это осознанное соотнесение человеком предметного знания о себе со знанием о должном, существующем на разных уровнях: на уровне общества, на уровне социальной группы и на уровне самого индивида – субъекта самопознания. Но кроме оценки человеком себя на концептуальном уровне, существует также оценка себя на уровне иррациональном, в виде непосредственных эмоций и чувств, вызываемых теми или иными его действиями, поступками, проявлениями. Оценка эта представляет собой непосредственное переживание удовлетворения или неудовлетворения самим собой в том или ином отношении, она может выступать в виде суждения, констатирующего то, что человеку в себе нравится, а что не нравится, но без ответа на вопрос «Почему?», то есть без обоснования (например, непосредственное переживание и констатация неудачи в своей профессиональной деятельности без осознания ее причин и определения своего отношения к ней). Но концептуальная и непосредственная оценка человеком себя – не абсолютные противоположности. Дело в том, что непосредственное эмоциональное реагирование часто предшествует концептуальному оцениванию, которое может с первым в определенном отношении или полностью совпадать или не совпадать (чувства могут быть истинными, но могут и обманывать). В свою очередь, на основе концептуального оценивания формируется соответствующий мир эмоций, который может определять непосредственное реагирование человека. Если, например, человек убежден в том, что людям надо делать добро, то, неожиданно оказавшись в ситуации, которая требует добродетельного действия, он не пускается в длительные рассуждения нравственного характера, а по непосредственному побуждению тут же делает доброе дело и испытывает от этого удовлетворение. Поэтому концептуальную и непосредственную оценки себя следует рассматривать как своеобразные диалектические противоположности. Виды концептуальных самооценок достаточно разнообразны. С точки зрения охвата объекта самооценки можно выделить общую оценку индивида, которая определяет уровень самоуважения человека в целом, целостное принятие или непринятие себя и частные самооценки, характеризующие отношения к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов своей деятельности; по временной отнесенности можно выделить ретроспективную, актуальную и прогностическую самооценку; по особенностям строения – конфликтную и бесконфликтную самооценку (это означает, что человек оценивает себя в том или ином отношении неоднозначно, то есть видит в этом отношении и положительное, и отрицательное и тем самым одновременно и одобряет, и осуждает себя); по устойчивости – стабильную и неустойчивую самооценку; по уровню: высокую, среднюю и низкую; по реалистичности – адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка выступает в виде завышенной или заниженной самооценки. Неадекватная самооценка – это искаженная, ошибочная самооценка. Именно поэтому она выступает одним из источников трудных состояний души и жизнедеятельности человека в целом. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе соответственно снижается. При этом высокая самооценка может быть адекватной и неадекватной. У человека с завышенной самооценкой притязания обычно достаточно высокие. Вследствие этого у него наблюдается снисходительное отношение к окружающим, самоуверенность, высокомерие, неуважение и даже грубое отношение к другим. Коротко говоря, при завышенной самооценке индивида оценка им других, как правило, занижается: «Мы почитаем всех – нулями, А единицами себя» (А.С. Пушкин). Однако у людей с завышенной самооценкой реальные возможности, как правило, высоким притязаниям не соответствуют (противоречие между «могу» и «хочу»). Поэтому цели и результаты деятельности у таких людей чаще всего не совпадают. Вследствие неудач возникает стрессовое состояние, повышается тревожность, появляется неуверенность. А это, в свою очередь, сказывается на отношении человека к другим людям, которые достигают успеха, и может проявляться, например, в зависти. Зависть же, как известно, выражается либо в стремлении отрицательно оценивать возможности и результаты деятельности других людей, либо принижать их без должных на то оснований. Далее. Собственные неудачи и неадекватное восприятие других людей ведут к тому, что во внутреннем мире человека воцаряется отрицательный эмоциональный фон, что весьма негативно сказывается на его познавательной деятельности (на решении творческих задач), эстетическом отношении к миру (в таком состоянии человек просто не способен воспринимать красоту жизни, природы), на отношении его к семье, на здоровье. И человек начинает видеть вокруг себя только дурное, бессмысленное, безобразное, что в конечном счете ведет к депрессии и невротическому состоянию. Поэтому люди с явно завышенной самооценкой часто в жизни терпят крах, несчастливы, и жить им трудно. Человек с заниженной самооценкой обычно ставит перед собой более низкие цели, чем те, которых может достигнуть, преувеличивает значение своих неудач, недостатков. Такой человек заведомо считает себя хуже других. По мнению Ф. Зимбардо, человек с низкой самооценкой всегда выглядит потерянным. Он, как правило, более пассивен, внушаем и менее популярен. Такие люди чрезмерно чувствительны к критике, полагая, что она свидетельствует об их неполноценности. Но и комплименты они принимать не умеют («Ну что вы, я вовсе не таков. Вы, наверное, так говорите, просто чтобы сделать мне приятное»). Поэтому неудивительно, что исследователи отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого самооценка высокая (см. Зимбардо Ф. Формирование самооценки / Ф. Зимбардо // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2006. С. 282 – 283). Человеку с заниженной самооценкой также свойственны: нерешительность, боязливость, застенчивость. При этом в исследованиях установлена жесткая корреляция: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой; там, где самооценка адекватна, нет и речи о застенчивости. В различных исследованиях одиночества установлена прямая связь между низкой самооценкой и глубоким одиночеством. Выделяют две основные точки зрения на то, каким образом самооценка влияет на одиночество. Согласно первой, причиной одиночества является внутреннее психическое самоотчуждение. Сторонники второй точки зрения считают, что низкая самооценка сопровождается системой установок и поведением, которые затрудняют удовлетворительное социальное взаимодействие и, таким образом, создают предпосылки для одиночества (см.: Пепло Л. Одиночество и самооценка / Л. Пепло, М. Мицелии, Б. Морали. // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2006. С. 274). Низкая самооценка человека обычно отражается и на его внешнем виде: голова у него втянута в плечи, походка нерешительная, глаза он отводит в сторону, хмур и неулыбчив. Неспособность человека с заниженной самооценкой справиться с теми или иными жизненными ситуациями, уход в свои недостатки и жизненные неприятности ведет к возникновению комплекса неполноценности, к стойкой уверенности человека в собственной ущербности как личности. Людям с заниженной самооценкой, как и с завышенной, жить трудно. За субъективизм в самооценке человек всегда расплачивается страданиями. Продуктивной является только объективная, адекватная самооценка личности, так как она, во-первых, обеспечивает нормальный уровень притязаний (притязания в этом случае определяются реальными способностями и возможностями человека), во-вторых, трезвое отношение к своим успехам и неудачам, к оценкам себя окружающими и ожиданию их оценок, в-третьих, сочетание в самооценках устойчивого и изменчивого. Причина последнего – новая информация о себе, оценка окружающих, смена критериев (например, человек начал к себе относиться строже). Роль самооценки как аксиологического отношения к себе в жизнедеятельности индивида огромна. Самооценка – это своеобразная квинтэссенция самопознания, ибо от нее зависит и определение подлежащих удовлетворению индивидом потребностей, и определение необходимых для этого возможностей (ресурсов), и определение своих ценностных ориентаций и мотивации деятельности. Самооценкой определяется и то, от чего индивид намерен отказаться в своей жизни (отрицательные привычки, черты характера и т.д.) и что сохранить и развить. Поэтому самооценка выступает одним из оснований самовоспитания индивида. Без критической самооценки самовоспитание не возможно в принципе. Существенно также отметить то, что самооценкой определяется не только отношение индивида к самому себе или самоотношение, но и отношение индивида к другим людям, к коллективу и отношение других людей, коллектива к индивиду (Я-зеркальное). Самооценка выполняет также определенную защитную функцию, обеспечивая определенную стабильность и автономность личности. Так, например, если кто-то на человека клевещет или оценивает его явно необъективно, то он совершенно естественно должен отстаивать свое достоинство. Но если самооценка при выполнении этой функции не сообразуется с изменившимися условиями (например, при обнаружении кем-то ошибок в нашей самооценке или в связи с изменением критериев оценки в какой-то нашей деятельности), то она превращается в тормоз развития личности. В заключение следует отметить, что самооценка выступает не только как относительно самостоятельный этап или уровень самопознания индивида. Самооценка также является, во-первых, связующим звеном при переходе самопознания от познания Я-реального (предметного самопознания) к познанию своего будущего (к проектному самопознанию), во-вторых, аспектом этих видов самопознания, в-третьих, неотъемлемой стороной самоуправления процессом самореализации проекта, в-четвертых, инструментом определения степени соответствия полученного результата поставленным целям. Коротко говоря, самооценка в известном смысле есть атрибутивная сторона деятельности каждого человека.
Date: 2015-08-24; view: 944; Нарушение авторских прав |