Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И проектного самопознания
Вопрос о проектном самопознании достаточно полно нами будет рассмотрен в отдельной части этой книги. Разговор об уровнях же самопознания мы завершим анализом их взаимосвязи. Необходимость этого диктуется, с одной стороны, логикой нашего рассмотрения уровней самопознания, а с другой – существованием в литературе по этому вопросу спорных подходов, нерешенных проблем. Итак, с нашей точки зрения, самопознание индивида включает в себя предметное самопознание, оценочное самопознание и проектное самопознание. Предложенная выше последовательность рассмотрения уровней самопознания выступает как его собственная логика. В ней находит свое выражение то, что без предметного самопознания оценочное самопознание невозможно в принципе, поскольку, чтобы что-то оценивать в себе (например, результаты своей деятельности), надо располагать объективным знанием об этом что-то (результатах деятельности). Разумеется, самооценка предполагает и знание должного (идеалов, норм и т.д.). При этом оценочное концептуальное самопознание является таким же рациональным познанием, как и предметное самопознание, связанное с самоописанием и самообъяснением (в сферу этого самопознания могут входить и самооценки человека, которые являются результатом его самооценивания и из которых он исходит в своей жизнедеятельности), а его результатом в идеале должно быть объективное оценочное знание о себе. При этом объективная рациональная самооценка не только не исключает, а наоборот, как отмечалось, продуцирует определенное эмоциональное отношение к себе (чувство удовлетворения или неудовлетворения собой). Далее. Результаты предметного и оценочного самопознания – соответствующие знания – выступают основанием самопроектирования, которое также относится к самопознанию. Если предметное и оценочное самопознание связаны с отражением Я-реального человека (его прошлого и настоящего), то особенностью проектного самопознания является то, что оно непосредственно нацелено на познание его будущего, то есть не того, что было или что есть, а того, что может и должно быть в его жизни. Целью проектного самопознания является построение Я-идеального. Но сказанным диалектика уровней или видов самопознания не исчерпывается. Их диалектика выражается также в том, что, во-первых, осуществление оценочного самопознания может потребовать возврата к предметному самопознанию, а осуществление проектного самопознания может потребовать возврата к предметному самопознанию или оценочному или к тому или другому одновременно с целью либо уточнения каких-то знаний, либо получения новых, во-вторых, концептуальное самопознание в качестве собственного момента включает в себя оценочное и проектное самопознание (так, например, концептуальное самопознание человеком сущности своего нравственного Я в принципе невозможно без постановки цели этого самопознания, определения средств их достижения и оценки полученного результата). Аналогичным образом оценочное самопознание включает в себя проектное самопознание. Из сказанного следует, что логика самопознания предполагает не только прямые связи между видами самопознания, но связи обратные или даже объемные. В свете сказанного, некоторые подходы к трактовке познания человеком себя, существующие в литературе, нам представляются спорными. Рассмотрим некоторые из них. Так, например, по мнению В.Г. Маралова, мерой взаимодействия между Я как субъектом познания и Я как объектом познания является самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе (самооценивание), с одной стороны, и саморегулирование и самоконтроль – с другой (см.: Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. С. 20). Очевидно, что в этом подходе самопознание и самооценивание противопоставляются. При этом самопознание автором фактически понимается как предметное самопознание (связывается с знанием о том, каков я есть, то есть какими я обладаю качествами, свойствами и т.д.). Что же касается саморегулирования и самоконтроля, то они непосредственного самоотношения к самопознанию не имеют, хотя с ним и связаны. Саморегулирование и самоконтроль деятельности обеспечивает не сам по себе процесс познания, а его результат, определенное содержание сознания, полученное в процессе познания знания. Но результатом какого познания является это знание? Прежде всего проектного познания, а точнее, проектного самопознания. Но в схематическом изображении структуры самопознания В.Г. Мараловым оно даже не упоминается. Правда, в схематическое изображение автором структуры Я-концепции включается и идеальное (представление о том, каким бы я хотел быть), но как оно связано с самопознанием человека, автором не поясняется. Кроме того, следует учитывать и то, что регуляция человеком деятельности может осуществляться как стихийно, так и сознательно. Сознательная саморегуляция возможна только на основе самосознания, Я-концепции и выступает в виде самоуправления человека. При этом самосознание, выполняющее функции сознательного самопознания (самоотражения) и самоуправления, является неотъемлемым свойством личности. Еще И. Кант зафиксировал фундаментальную связь самосознания и личности: «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность». Противопоставление самопознания и самооценивания, с одной стороны, и самопроектирования и самопрогнозирования – с другой, имеет место и в ряде других работ. Так, например, как уже отмечалось, Г.К. Чернявская в книге «Трудный путь к самому себе» выделяет 3 блока внутреннего движения личности к самореализации: когнитивный, поведенческий и регулятивный. В когнитивный блок она включает, наряду с другими элементами, также самопознание и самооценку, а третий, регулятивный блок связывает с целеполаганием. Вследствие этого самопознание противопоставляется и самооцениванию, и самопроектированию (целеполаганию). А.Я. Голубчиков в автореферате своей докторской диссертации «Самоопределение индивида (социально-философский анализ)» в развернутом генетическом самоопределении индивида выделяет взаимосвязь самопознания, самопроектирования, саморегуляции и самореализации, противопоставляя тем самым самопознание и самопроектирование и фактически вне поля зрения оставляя самооценку. Более продуктивным, на наш взгляд, является подход, в котором выделяется предметное самопознание, оценочное самопознание и проектное самопознание, так как это позволяет целостно раскрыть диалектику самопознавательной деятельности человека и его самореализации или практической деятельности.
Date: 2015-08-24; view: 645; Нарушение авторских прав |