Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектическая методология самопознания





Высшим уровнем методологии самопознания является диалектическая методология, принципы и методы диалектики, основывающиеся на учении о бытии, на теории диалектики. «Я не могу полагать, что диалектический метод, которому я следую, не допускает ещё значительного усовершенствования, многочисленных улучшений в частностях, но в то же время я знаю, что он единственно истинный» (Г. Гегель, немецкий философ. 1770 – 1831). Исходным и основным принципом самопознания является принцип объективности познания. Он требует признания человеком своей жизни, своего индивидуального бытия как чего-то наличного, реального, существующего самого по себе. Поэтому в процессе самопознания его субъекту запрещается приписывать себе как объекту познания то, что ему не присуще и лишать его того, что ему присуще. «Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно» (Г. Гегель). Принцип объективности познания неразрывно связан со многими нравственными качествами человека. Что значит, например, быть честным, совестливым, правдивым? А ничто иное, как быть объективным. Ясно, что без наличия у человека этих качеств достижение им о себе самом истинного знания просто невозможно.

Реализация принципа объективности осуществляется через принципы противоречивости, системности, развития, детерминизма и континуальности пространства и времени.

Принцип противоречивости. Впервые в истории философии этот принцип сформулировал Гегель: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Противоречие – это отношение единства, взаимополагания и взаимного отрицания, «борьбы» противоположностей.

Вся жизнь каждого человека, начиная с появления его в этом мире и вплоть до ухода в мир иной, есть непрерывный процесс возникновения и воспроизведения определенных жизненных противоречий и в той или иной форме разрешения или не разрешения их. Это противоречия с миром и внутри него самого. В основании всех экзистенциальных, жизненных противоречий человека лежат определенные потребности (желания) и способы их удовлетворения. При этом все жизненные противоречия могут разрешаться либо через ориентацию человека на борьбу противоположностей, либо на единство (сотрудничество, партнерство, соборность), либо на обособление друг от друга. Если разрешение того или иного существенного в жизни человека противоречия, неудовлетворение значимой потребности затягивается, то возникает такое трудное душевное состояние, как фрустрация (в переводе с латинского – обман, тщетное ожидание).

Методика реализации принципа диалектической противоречивости включает: познание противоположностей в каких-то явлениях своей индивидуальной жизнедеятельности, выявление между противоположностями соотношения их единства и отрицания, раскрытие причин и условий, определивших то или иное отношение между противоположностями, прогнозирование тенденции изменения противоположностей и их отношений в будущем, определение путей разрешения противоречия.

Принцип системности. Жизнь каждого человека всегда в той или иной мере имеет системный характер, ибо каждый человек объективно включен в разного рода подсистемы бытия (ритмы природы, трудовой коллектив и т.д.). И включенность эта всегда осуществляется в какой-то последовательности, которая с большей или меньшей степенью регулярности воспроизводится. Так, например, взрослый человек одну часть суток находится в быту, в семье, другую – на работе, а в промежутке между ними пользуется общественным транспортом, покупает в магазинах товары, посещает театр, участвует в политической жизни страны и т.д. Так как жизнь каждого человека все время подвергается «атакам» со стороны внешних и внутренних случайностей (неожиданная встреча друга, неожиданное заболевание и т.д.), то порядок, регулярность в ней всегда опосредуется хаосом, беспорядком, иррегулярностью. Системное самопознание или системный анализ себя предполагает, прежде всего, познание всех составляющих своей жизнедеятельности (элементов, частей, качеств), связей между ними (структуры), смысла, значения каждого вида активности, количественной и качественной определенности разных видов активности и меры в их соотношении (определение приоритетов), а также познание своей целостной жизнедеятельности с точки зрения соотношения в ней упорядоченного и беспорядочного, хаотического, случайного.

Принцип развития. Реализация этого принципа в самопознании выступает как генетический анализ своей жизни (он включает в себя и исторический анализ), как познание изменений в ней во времени: в прошлом, настоящем, будущем. Основными составляющими этого познания являются: осмысление основных этапов, стадий, фаз нашего жизненного пути, особенностей переходов от одних к другим, определение социальной направленности своей жизни сегодня (прогрессивная – регрессивная, восходящая – нисходящая, продуктивная – непродуктивная или застой, стагнация). Принцип развития ориентирует человека на превращение своей жизни в процесс жизнетворчества, в постоянное самосовершенствование.


Принцип детерминизма. И устойчивое, упорядоченное, и неустойчивое, случайное в жизни человека, и все изменения в ней всегда обуславливаются определенной совокупностью фактов. Поэтому принцип детерминизма в самопознании выступает как детерминационный или факторный анализ. Методика реализации этого принципа в самопознании предполагает следующие шаги: а) выявление того, на сколько это возможно, всей совокупности факторов, участвующих в возникновении, существовании и изменении (прехождении) тех или иных периодов нашей жизни, ее событий, процессов; б) вычленение в совокупности этих факторов, факторов внутренних и внешних, необходимых (закономерных) и случайных, объективных и субъективных; в) выявление факторов причинных (производящих) и непричинных, сопутствующих (кондициональных, функциональных и др.). Познавательная специфика принципа детерминизма состоит в том, что он ориентирует на объяснение явлений своей жизни, связан с ответом на вопрос «Почему?»: «Почему у меня такой неуравновешенный характер?», «Почему так часто в жизни меня преследуют неудачи?» и т.д.

Но из того, что все в жизни человека детерминировано, отнюдь не следует, что все в ней и предопределено. Поэтому глубоко был неправ римский император и философ Марк Аврелий (121 – 180), утверждавший: «Что бы ни случилось с тобой, оно определено от века. Либо царит неминуемая судьба и непреодолимая закономерность, либо милостивое провидение, либо безличный случай». Здесь детерминированное отождествляется с предопределенным. В действительности, в жизни каждого имеет место как предопределенное, так и не предопределенное. Предопределенное связано прежде всего с Я-инвариантным человека (задатки, темперамент и т.д.), он не выбирает своих родителей, пол и т.д. Непредопределенное связано с объективным существованием случайностей, а также с наличием в любой жизненной ситуации спектра потребностей и возможностей, определяющих способность человека выбирать. Если бы в жизни человека все было предопределено, то он был бы только игрушкой жизненных обстоятельств и ни за что бы ни отвечал. Но поскольку человек обладает способностью выбора, то он в границах объективно заданных потребностей и возможностей может себя творить сам, быть хозяином своей судьбы.

Детерминационное самопознание выступает основанием самопроектирования человека, то есть конструирования своего Я-идеального.

Принцип континуального пространства и времени. Каждый объект реального мира, включая и человека, характеризуется определенными пространственно-временными параметрами. Благодаря своему телу каждый человек занимает определенное место в пространстве и вследствие этого находится в отношении сосуществования с другими явлениями мира (людьми, вещами и т.д.).


Далее. Вся жизнь человека складывается из отдельных действий, которые имеют определенную длительность. Сменяя друг друга, эти действия выстраивают его жизнь в определенную последовательность. А та и другая в их единстве определяют временные параметры человеческой жизни. Так как пространственно-временные характеристики жизни человека неотделимы друг от друга, то они образуют определенное единство, континуум (в переводе с латинского означает непрерывное). На этой основе и сформулирован принцип континуальности пространства и времени как принцип самопознания. Важно отметить, что принцип континуальности пространства и времени вообще является одним из оснований такого принципа познания, как принцип конкретности истины. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность истины определяет рассмотрение любых явлений в конкретных условиях пространства и времени. Так, например, утверждение «Этот человек плохо себя чувствует» лишено смысла без учета того, где и когда он так себя чувствует.

В самопознании принцип континуальности пространства и времени ориентирует на учет в жизни человека пространственных и временных параметров в их органической взаимосвязи: где, когда, в течение какого времени и в какой последовательности происходили, происходят или будут происходить события его жизни. Этот принцип явился основанием выделения нами особого вида множественных Я, который кратко был назван «темпоральные множественные Я».

Принципиально важно осознать то, что пространство и время, с одной стороны, выступают как некие внешние, призрачные измерения индивидуального бытия человека, а с другой – заключают в себе глубочайший жизненный смысл, входят в определение смысла жизни. «В самом деле, если смерть человека неизбежна, то есть жизнь конечна, то имеет ли жизнь его смысл?» «Есть ли в жизни человека нечто такое, что не обессмысливалось бы фактом его смертности и делало бы человека не только смертным, но и бессмертным?» Кроме того, в проектировании человеком своего будущего интегрируется все содержание его прошлой и настоящей жизни. А через проекты своего будущего и их реализацию он приобретает над пространством и временем власть и управляет своей жизнью. Борьба за жизнь – это борьба за власть, прежде всего над временем путем структурирования его в целеполагании. Потеря власти над временем – это потеря смысла жизни, переживаемая в виде скуки, тоски, отчаяния, ведущих нередко к самоубийству.

Роль диалектической методологии в самопознании выражается прежде всего в его диалектизации.

До систематического изучения диалектики, диалектической философии в вузе или самостоятельно мышление молодых людей (имеются в виду прежде всего те из них, кто окончил среднюю школу) имеет в значительной мере метафизический характер. Это мышление неопосредованными противоположностями по принципу черно-белой логики (я или этот человек только хороший или только плохой). Но сознание указанных молодых людей – не сплошная метафизика, она содержит и элементы стихийно-диалектического мышления. Источник его – изучение в средней школе различных наук, содержание которых в большинстве случаев «пропитано» диалектикой (свет – единство частицы и волны, атом – единство ядра и электронов, функционирование организма – единство процессов ассимиляции и диссимиляции и т.д.); изучение художественной литературы, в которой жизнь человеческая воспроизводится в единстве таких противоположностей, как целостность и дискретность, предстает во взаимосвязи, противоречивости различных Я художественных героев; в той или иной мере усвоенный из обыденного сознания здравый смысл, ориентирующий на внешний учет единства противоположностей («нет худа без добра» и т.д.), а также интуитивно-стихийный поиск «золотой середины» при столкновении мнений, принятии решений.


Метафизичность мышления ведет к тому, что все многообразные явления окружающего мира, с которыми взаимодействует человек в своей жизни, и он сам, предстают перед ним либо только как тождественные (все люди воры, обманщики и т.д.), либо только как различные, либо только как нечто устойчивое, неизменное, либо только как нечто изменчивое, но во всех случаях лишенное внутренней противоречивости. Для метафизически мыслящего человека такие, например, утверждения, как «этот стол есть стол и не есть стол», «движущийся автомобиль одновременно и покоится», «я остался тем же и я изменился», порой представляют собой неразрешимые ребусы. Но чаще всего явления окружающего мира в метафизическом восприятии воспроизводятся как ставшие, застывшие. Что же касается непрерывно происходящих в них изменений, то они либо не замечаются, либо воспринимаются преимущественно как нечто призрачное. Примеры. В той местности, где человек живет (деревня, город), он каждый день видит одни и те же дома, улицы, виды транспорта, одних и тех же людей, одни и те же лес, холмы, звезды и т.д. Это непрерывно воспроизводящееся восприятие одних и тех же явлений превращает его представления о них в монолитные, застывшие, непоколебимые психогносеологические образования внутреннего мира. Отвернитесь, уважаемый читатель, от чтения этой книги и воспроизведите в своей памяти дом, в котором вы живете многие годы, и вы увидите, что образ вашего дома представляет собой нечто совершено прочное, твердое, как бы существующее от века. Такими же предстают в нашем сознании и образы множества других вещей и явлений, многих и многих людей, с которыми мы длительное время взаимодействуем (или взаимодействовали) в определенных условиях жизни (наши родители, учителя, соседи, соученики и сокурсники и т.д.). Все подобные психогносеологические образования мы будем называть метафизическими структурами сознания.

Метафизические структуры сковывают развивающееся сознание человека, связывают крылья воображению, творчеству. Для продуктивной творческой работы необходимо, чтобы разнообразные чувственно-наглядные образы находились, так сказать, в «свободном» состоянии, что позволяет им естественно, непроизвольно вступать в разнообразные взаимосвязи между собой и с теоретическим концептуальным сознанием. Если же чувственные образы одеты в броню «метафизических одеяний», то они похожи на птиц в клетках, на влюбленных, насильно разъединенных и размещенных в отдельно закрытых помещениях. В этом случае они не только не способны вступать в ассоциативные связи между собой, но также не способны обслуживать, питать и теоретическое концептуальное познание. Коротко говоря, работа чувственных и концептуальных гносеологических образов в одной «упряжке» становится либо невозможной, либо весьма затруднительной.

Метафизические структуры – это скрытая психическая энергия человека, подобно находящейся под землей нефти, это значительный резерв его творчества. Но как извлечь эту энергию и использовать ее в своей жизни? Для этого нужно, во-первых, познать свои метафизические структуры посредством описания тех предметов, явлений к которым они относятся, во-вторых, осуществить диалектизацию гносеологических образов этих предметов и явлений, то есть осмыслить их под углом зрения диалектической методологии.

Проиллюстрируем диалектизацию на примере дома, в котором автору в первый период его жизни пришлось прожить около четверти века (дом находится в поселке Татарбунары Одесской области). Задача состоит в том, чтобы метафизический образ дома преобразовать в диалектический, перевести его из «окостеневшего» состояния в состояние «текучее», «плазменное».

Дом невысокий и кажется, как бы вросшим в землю. Фасадом он выходит на улицу. Стены дома каменные, очень толстые, крыша черепичная. Дом состоит из жилой и хозяйственной частей. В жилой части одна наружная дверь и четыре окна, выходящие во двор, две сравнительно небольшие комнаты, разделенные маленькими коридорами и кухней. Пол в доме земляной. Комната, находящаяся со стороны хозяйственного помещения, от кухни отделена печкой. Описанный здесь дом предстает в моем сознании как нечто совершенно тождественное себе, застывшее, лишенное всякого изменения. Диалектизация образа дома предполагает осуществление ряда таких познавательных действий, которые позволили бы в тождественности дома увидеть различие, в неизменности его – изменяющееся. «Все действительное, – отмечал Г. Гегель, – содержит внутри себя противоположные определения и, следовательно, познание, а точнее, определение предмета в понятиях означает познание как конкретного единства противоположных определений». Изменение дома непрерывно происходит под воздействием, по крайней мере, двоякого рода факторов: с одной стороны, природных (дождь, снег, ветер, перепады температур, изменение состава воздуха и др.), а с другой – социальных (в ходе использования дома, колебаний земли вследствие все время проезжающих по улице возле дома тракторов, автомашин, мотоциклов, в результате изменений в почве возле дома, где одно время росли большие шелковицы, потом персики, яблони и смородина, а сейчас растут мощные кусты вьющегося виноградника). Следовательно, существующий в моем сознании образ совершенно неизменного дома является во многом неадекватным, ибо устойчивость дома все время медленно, но неуклонно разрушает «крот» количественных изменений, то есть дом в самом себе содержит отрицание себя, является себе равным и неравным. И если дом не ремонтировать, то со временем он разрушится совсем, прекратит свое существование, перейдя из состояния бытия в состояние небытия, в ничто.

Далее. Надо представить себе и то время, когда дома не было вообще, и на его месте была обычная целинная земля, где паслись стада овец, и когда он строился и был построен. Из сказанного очевидно, что тождественность, неизменность дома относительна и в том плане, что он есть результат процесса строительства, становления дома. Наконец, представить себе нужно и то время, когда дома не станет вообще и на его месте появится, например, современный двухэтажный коттедж или какой-то другой дом.

Так как метафизические гносеологические образы опираются на прочные нервные связи, то в одноактном процессе диалектизации заменить их на подвижные, свободные гносеологические образы практически не удается. Поэтому после проведения первичной диалектизации метафизических образов необходимо продолжать «атаковать» их категориями диалектики и в дальнейшем. Так, например, когда всплывает образ описанного выше дома, то я произношу про себя слова: взаимодействие, противоречие, изменение, развитие, детерминация, диалектика, старое и т.д. Вследствие такой работы тяжеловесность, неподвижность, безжизненность метафизических образов постепенно меняется, и со временем наступает такой момент, когда эти образы становятся легкими, подвижными, свободными и перестают властвовать над человеком не только гносеологически, но и психологически и физиологически. Вследствие этого происходит освобождение, очищение сознание человека, его психики от своеобразных психологических шлаков, что, с одной стороны, создает дополнительные возможности для его творческого развития, а с другой – создаются условия для «собирания» себя в единое целое, формирования относительно целостного образа своего Я-исторического.

Указанную работу необходимо вести непрерывно со всеми образами окружающих нас явлений, включая и образы самого себя, во всех тех случаях, когда они спонтанно всплывают в нашем сознании. Но для этой работы различные гносеологические образы следует актуализировать и сознательно и планомерно осуществлять их диалектическое преобразование. Можно включать в эту работу и образы вновь воспринимаемых явлений и процессов своей текущей жизни. Пример. Студент назначил студентке на определенное время свидание. Ждет, но студентка приходит только через 30 минут или не приходит вообще. Если студент воспринимает это явление только непосредственно, он сразу начинает думать о том, что студентка изменила к нему свое отношение. Если же он налагает на образ этого явления принцип детерминизма, то мыслить он будет совсем по-другому. Он сразу же подумает о том, что каждое явление детерминируется многочисленными факторами: необходимыми и случайными, внешними и внутренними и т.д. Да, студентка могла не прийти на свидание, т.к. она изменила к студенту свое отношение, но она могла опоздать или совсем не прийти и в силу других причин: например, из-за образовавшейся в городе пробки; вследствие того, что от матери пришла телеграмма, согласно которой девушке нужно было встречать ее на вокзале примерно в то же время. Следовательно, прежде чем принимать какое-либо решение, надо выяснить причину опоздания девушки на свидание или ее неявку вообще. Мысленное наложение диалектических принципов на указанные образы переводит их из непосредственного гносеологического состояния в опосредованное и проблематизирует их, является источником вопрошания человека. Ведь когда мы на тот или иной познавательный образ (образ себя самого, другого человека или образ дома и т.д.) налагаем, например, понятия «детерминизма» или «противоречия», то в этих познавательных процедурах уже в определенной форме содержатся вопросы, какими факторами детерминируется соответствующее тому или иному гносеологическому образу явление и каковы его противоречия. Когда мы указанные образы освобождаем от их метафизической «брони», «расплавляем» привычное, то вопросы фактически становятся уже неизбежными. Так, например, без применения к описанному нами выше дому принципа развития вряд ли может возникнуть вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах возник этот дом.

В самопознании человека и в его творческой самореализации диалектическая методология играет роль исключительную.

1. Она позволяет освобождать не только чувственные образы своего сознания от метафизических шлаков и делать их способными стимулировать творческий процесс, но и включаться в этот процесс в качестве одного из его факторов. Борьба с метафизическими структурами сознания должна продолжаться всю жизнь, ибо параллельно с освобождением от одних метафизических структур сознания все время стихийно идет формирование других (повторяющееся восприятие одних и тех же объектов внешней среды обитания и одних и тех же собственных действий). И если эта работа прекращается или не ведется вообще, то тогда сознание покрывается разнообразными метафизическими «одеяниями», подобно тому, как корабль, лежащий долго под водой, покрывается ракушками. Вследствие этого происходит интеллектуальное «старение» (человек в 30 лет может быть интеллектуальным «стариком», а в 50–60 лет – интеллектуально «молодым»). Поэтому постоянная диалектическая обработка своего жизненного опыта является замечательной школой развития диалектического мышления, способом преобразования мертвого восприятия мира в его живое восприятие, рассудочного сознания в диалектический разум, безразличия к миру и жизни в ненасытную любознательность.

2. Диалектическая методология научает все в мире и в самом себе, в реальной жизни и в сознании воспринимать, видеть в его противоречивости, в единстве устойчивого и изменчивого, в обусловленности и развитии, формирует такое замечательное свойство человека, как познавательная открытость в отношении к любым объектам познания. Разумеется, эта работа нелегкая, но благодарная. Причем с возрастом, в силу того, что объем жизненного опыта все время растет, выполнять эту работу становится все труднее. Тем не менее, диалектическая методология не только в студенческие годы, но и в зрелом возрасте и даже в пожилом в той или иной мере способна сохранить или вернуть удивительное качество «почемучки», или, выражаясь словами А. Маслоу, «открытость ощущениям» и ничем не ограниченные спонтанность и экспрессивность.

3. Так как диалектическая методология нацелена на целостное познание объектов, на познание и определение меры в соотношении их противоположностей, то она является также одним из оснований эстетического восприятия окружающего мира, способом открытия его красоты и производства ее в общественной и индивидуальной жизни. Объясняется это тем, что красота неотделима от целостности, меры, гармонии в отношениях между противоположностями и их чувственных образов.

4. Диалектическая методология является не только основой самопознания человека, но и его познания в целом, а также в конечном счете основой продуктивного построения целостной жизнедеятельности, творческой самореализации. Ведь как человек мыслит, так он и действует (подр. о диалектической методологии см.: Байлук В.В. Человекознание. Кн. 4. Глава 2. Базовые методологические принципы творческой самореализации педагога и студента / В.В. Байлук. Екатеринбург, 2003).

 







Date: 2015-08-24; view: 797; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию