Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология самопознания





Вопросы методологии самопознания в литературе пока разработаны явно недостаточно. Рассмотрим некоторые подходы к решению этого вопроса. В.Г. Маралов в книге «Основы самопознания и саморазвития» (М., 2002) выделяет способы и средства самопознания. К способам самопознания он относит: самонаблюдение; самоанализ, который связывается с расчленением черт личности или поведенческих характеристик на составные части и с установлением причинно-следственных связей; сравнение себя с некой меркой; моделирование собственной личности, представляющее собой отражение своих объективных свойств, характеристик в символах, знаках; осознание противоположностей, которое связывается с тем, что наша личность в целом и ее отдельные качества имеют положительные и отрицательные стороны, и познание других людей.

К средствам самопознания относятся: самоотчет; ведение дневника; просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы, которые позволяют сравнивать их героев с самим собой; изучение психологии; использование тестирования; индивидуальное консультирование психолога; работа в группе социально-психологического тренинга.

Само по себе выделение перечисленных способов и средств каких-то возражений не вызывает, но, на наш взгляд, о методологии самопознания оно дает явно усеченное представление. В самом деле, почему использование в самопознании диалектической методологии связывается только с осознанием противоположностей, а не с диалектическим противоречием? Разве самопознание возможно без генетического анализа, структурно-функционального и т.д.? Почему из теоретических методов используется только анализ (самоанализ) и не используется синтез (например, психосинтез Р. Ассаджоли), индукция и дедукция и т.д.? Почему для самопознания имеет значение только изучение психологии? А разве для самопознания не имеет значение изучение других наук о человеке (этики, эстетики, биологии и т.д.)?

А.А. Шевцов в книге «Введение в самопознание» (СПб., 2003), в главе о «Методе» излагает опыт собственной методологии самопознания, основой которой является опыт мазыков. По его мнению, рассмотрение себя предполагает два приема: 1) наблюдение и 2) воспоминание. Наблюдение – это смотрение на себя сейчас, а воспоминание – это смотрение на себя в своей истории, в прошлом. Общим названием для того и другого является созерцание.

Следующий инструмент самопознания – это очищение. «Очищать надо, убирая то, что явно ощущается чужим». Если человеку в процессе самопознания кажется, что очищение закончилось, то тогда надо использовать такой инструмент, как ворошение. Ворошение осуществляется через движение. Как можно разворошить сознание? Содержание сознания человека доступно нам для наблюдения, только проявляясь в телесном движении: движении телом или высказывании мысли. Движение облегчает наблюдение собственного сознания.

На наш взгляд, у А.А. Шевцова представлена методология обыденно-эмпирического самопознания и совсем отсутствует методология самопознания на теоретико-концептуальном уровне. Кроме того, представлена только методология самопознания своего прошлого и настоящего. А какова методология самопознания своего будущего? Далее. Мы не согласны рассматривать очищение себя от всего чужого в качестве инструмента самопознания. Самопознание, на наш взгляд, есть средство и условие очищения себя. При этом в одном случае для освобождения себя от чего-то чужеродного достаточно его осмысления (осознавая, например, некоторые иллюзии относительно самого себя, человек одновременно освобождается и от самих этих иллюзий), а в других случаях освобождение от чего-то чужеродного предполагает не только самопознание его, но и определенную практическую работу по изменению себя (освобождение, например, от дурной привычки и замена ее хорошей). Что же касается ворошения, то в нем на обыденном уровне представлено научно-философское положение о практике как критерии истины. Если, например, человек сомневается в истинности каких-то мыслительных образований своего сознания, то их он может проверить на практике.

Цель самопознания – получение человеком о себе истинного знания. Но достижение любой цели предполагает использование определенных средств. Средствами самопознания являются методы познания. «Лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода» (Р. Декарт, французский философ, математик, физик, физиолог. 1596 – 1650).

Какова структура методологии самопознания? Под методологией мы будем понимать совокупность всех тех методов самопознания, которые человек может использовать в процессе познания себя. Методология самопознания, на наш взгляд, включает: 1) философскую методологию в виде диалектической методологии и гносеологической методологии; 2) общенаучную методологию; 3) специально-научную методологию; 4) специальную методологию. Рассмотрим эти методологии самопознания.

 







Date: 2015-08-24; view: 861; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию