Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






У него концептуальным сознанием





Это противоречие выступает как проявление рассмотренного выше противоречия, но одновременно может рассматриваться и как относительно самостоятельное (представление о «призраках» или «идолах» впервые ввел в обиход английский философ Ф. Бэкон (1561 – 1626); призраками или идолами он называл ложные идеи, являющиеся причиной заблуждений разума). Под «призраками» или «идолами» мы будем понимать множество бытующих в социальной среде жизнедеятельности каждого человека суеверий, предрассудков, иллюзий, предубеждений, пережитков, заблуждений, мифов, которыми он в ходе естественно-повседневной жизни обрастает с раннего возраста, подобно тому, как водорослями обрастает затонувший корабль. Все «призраки» («идолы») – составляющие антикультурных множественных Я человека. Они представляют собой и определенные структуры сознания и определенные способы поведения, действия, а в целом – своеобразные микропрограммы жизнедеятельности, факторы стихийного творения человека жизненными обстоятельствами. Так как в жизни человека рассматриваемые феномены играют преимущественно отрицательную роль, то движение его к свободе, стремление к самореализации невозможно без познания их и освобождения, очищения от них.

Рассмотрим, например, такое явление, как суеверие. «Суеверие – самый страшный враг человечества» (Ф. Вольтер, французский писатель, философ. 1694 – 1778). Особенность суеверия состоит в том, что человек принимает за реальность способность некоторых явлений действительности предвещать события его жизни и определенным образом влиять на нее. Суеверие включает в себя также неосознанное допущение, что от явлений этих можно найти защиту или вступить с ними в определенный компромисс. Поэтому суеверия на поведенческом уровне часто проявляются в форме определенных обрядов: ношение талисманов, татуировки, магических жестов и т.д.

Важное место среди суеверий занимают приметы. Так, например, во многих деревнях считается, что если дорогу перебежит черная кошка или кто-то тебе перейдет дорогу с пустыми ведрами, то тебя обязательно постигнет неудача. Но этого не произойдет, если ты то место, где перебежала кошка или проходили с пустыми ведрами, обойдешь.

Психологическая основа исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи подтверждения их прочно фиксируются, а факты явной неподтверждаемости – вытесняются, во внимание не принимаются. Кроме того, человеку всегда свойственно стремление освободиться от неопределенности: заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций и т.д. Суеверия как раз и связаны прежде всего с теми ситуациями жизнедеятельности человека, где имеют место неопределенность и неуверенность, что те или иные действия непременно приведут к определенной цели. «Чем больше образ жизни человека зависит от случайностей, тем сильней он предается суеверию» (Д. Юм). Поэтому суеверия и другие «идолы» выступают как готовые формы ориентации в новых ситуациях, как стихийные регуляторы, помогающие человеку чаще всего иллюзорно преодолевать сомнения, колебания, неуверенность.

Многие «идолы» могут нанести человеку серьезный вред. Проиллюстрируем это на примере предрассудков и заблуждений в отношении мастурбации, опираясь на работу Франка С. Каприо «Многообразие сексуального опыта» (М., 1995). Мастурбация (в переводе с латинского означает натирание или трение посредством руки) – это самоудовлетворение половой потребности. В настоящее время даже в специальной медицинской литературе можно прочитать: мастурбация не является ненормальной среди детей, но всегда является таковой среди взрослых. Мастурбация – болезнь. Существующие сегодня ошибочные представления о мастурбации – остатки более ранних ошибочных мнений о ней. Еще в 1669 году врач Тиссо писал, привычка эта вызывает «общее изнурение тела, ослабление телесных чувств и душевные конфликты, потерю воображения и памяти, слабоумие, разную боль, стреляющую по всему телу, чувство того, что ты являешься лишней обузой на Земле». В конце XIX века термин «мастурбационное безумие» использовался в медицинских учебниках. В наши дни заблуждения относительно мастурбации распространены среди многих неосведомленных людей, которые их тоже распространяют.

Подобного рода предрассудки и заблуждения причиняют неисчисляемый вред, ибо в сознание 1000 и 1000 людей вселяют необоснованные страхи и беспокойства. В действительности же куда более вредным является беспокойство относительно пагубности мастурбации, чем она сама. Так, например, некоторые мужчины считают себя непригодными для женитьбы потому, что слишком злоупотребляли мастурбацией в юности. Они полагают, что этим нанесли непоправимый вред. Многие мужчины верят, что возникшая у них проблема импотенции – следствие чрезмерной мастурбации, практиковавшейся в юности. Франк С. Каприо рассказывает о пациенте с суицидальными наклонностями, вызванных ошибочным убеждением последнего о том, что он был импотентом в 40 лет в виду того, что предавался мастурбации, будучи мальчиком.


Общим заблуждением является и то, что наилучшее здоровье достигается посредством сексуального воздержания. В действительности же, как установили психиатры, воздержание во многих случаях ускоряет развитие невроза или психоза. По данным некоторых исследований фактически одинаковый процент мужчин и женщин придерживаются мнения, что мастурбация является естественной частью половой жизни и продолжают заниматься ею и после свадьбы (67% женщин, 66% мужчин). И только 12% замужних женщин и 6% женатых мужчин никогда не занимались мастурбацией.

Немало сумятицы, неуверенности, дезорганизации в жизнь человека вносят «идолы» в виде разного рода мифов. Примерами мифов являются мифы о женщинах, сочиненные мужчинами, но поддерживаемые и многими женщинами. Американский психолог Джоржия Виткин выделила 14 таких мифов: у женщин проблема с самооценкой, женщины не стремятся к высоким достижениям, женщины менее сексуальны, чем мужчины, женщины слишком эмоциональны, женщины не разбираются в технике, женщины – слабый пол, женщины – плохие начальники, женщины более романтичны, чем мужчины, женщины хотят выйти замуж, женщины транжирят деньги и некоторые другие (см.: Виткин Дж. Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами) / Дж. Виткин. СПб., 1996). Вредность мифов состоит в том, что они, выступая в виде предпосылочного знания, предопределяют и самопознание, и определенное видение себя, и познание, видение других людей (в приведенном примере видение мужчинами женщин и женщинами самих себя). «Мы видим то, – как справедливо утверждал И. Гете, – что знаем». А затем образ наших мыслей определяет образ наших действий.

Очищение от «идолов», «призраков», преодоление своих антикультурных, ложных Я, – дело непростое, требующее значительных интеллектуальных и волевых усилий. «Находясь с детства во власти своих предубеждений, люди, коснеющие в предрассудках, считают необходимым, во что бы то ни стало сохранять повязку, покрывающую их глаза, и бороться со всеми, кто пытается ее сорвать. Если их глаза, привыкшие к мраку, на мгновение открываются, то свет причиняет им боль, и они с яростью набрасываются на того, кто подошел к ним с ослепляющим их факелом» (Поль Гольбах, французский философ. 1723 – 1789). С чем связано это? Прежде всего с тем, что все эти явления коренятся в групповом сознании, часто связаны с традициями, включены в социальную коммуникацию и закреплены в языке. «При этом если от одних «призраков» человек может освободиться навсегда, то от других – только временно». Так, например, если человек может необратимо освободиться от религиозных мифов и предрассудков, навязанных ему в детстве его родителями и окружающей средой, от разного рода бытовых суеверий, социальных иллюзий, то освободиться практически невозможно от различных предубеждений, предвзятостей, стереотипов в других отношениях к миру, а точнее, освобождаясь от одних из них, он оказывается во власти других. Так, например, человек пользуется множеством без проверки усвоенных положений науки. Но кто из миллионов и миллионов людей проверял, например, закон сохранения и превращения энергии или положение о том, что S=nr2 (квадрат) и множество других знаний? К тому же ни один человек, если бы он даже захотел, не в состоянии самостоятельно проверять все усваиваемые им научные знания. Значит, принятие человеком множества знаний в качестве достоверных основывается, прежде всего, на вере, на доверии и науке. Но чем тогда научные знания отличаются от мифов? Американо-австрийский философ и методолог науки П. Фейерабенд (1924 – 1994) имел основание утверждать, что научные знания в определенном отношении тоже представляют собой мифы. В науке предвзятым может стать и сознательно выработанный взгляд ученого, когда столкнется он с новыми фактами или идеями в соответствующей области исследований. В этом одна из причин того, почему новое в науке чаще всего воспринимается в «штыки». Когда говорят, что у такого-то человека предвзятое мнение, то это означает, что данный человек, не считаясь с особенностями того или иного явления, объясняет или оценивает его, исходя из заранее установленного, готового представления.


Предвзятым может быть мнение одного человека о другом, если, например, нам кто-то высказал свое мнение о человеке, которого мы не знаем, а потом мы знакомимся с ним и невольно воспринимаем его через призму предварительно полученного мнения о нем. А мнение это может быть как адекватным, так и неадекватным. И если мнение это оставить вне контроля разума, то порою оказаться можно в весьма неприятной ситуации. Так, по преданию, один из семи мудрецов Древней Греции Периандр Коринфский (666 – 586 до н.э.) убил жену свою в припадке гнева, ударив ее, беременную, то ли ногою, то ли брошенною скамейкой, потому что поверил наговору своих наложниц, которых впоследствии сжег живыми. После учил: «Сдерживай гнев».







Date: 2015-08-24; view: 930; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию