Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Там же. С. 659—660ЛЕКЦИЯ 9 'По какой причине была отменена лекция от 25 июня 1963 годя· неизвестно. 2 Конт И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 659—660...'. 'Там же. С. 660.) 4Там же. 5 Адорно имеет в виду первый аргумент Канта в его попытке "сое- 3 динить воззрение на природу со свободой". (Там же. С. 418.) * 'См.: Benjamin W. Ursprung des deutschen Trauerspiels // Gesammeltc Schriften. Bd. 1, hrsg. von Rolf Tiedemann und Hermann Schweppenhauser, Frankfurt a. М., 1974, S. 215 f. ''Кант говорит о "мировом понятии" (conceptus cosmicus) как о фвяог софском воззрении, которое должно указывать "на связь всякого знанв· с существенными целями человеческого разума" (Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 684—685). В сочинении "Ответ на вопрос: что
такое Просвещение?" Кант аналогичным образом определяет "публичное пользование собственным разумом", которое всегда должно быть свободным, и только оно может дать просвещение людям (Конт И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 29). 8 Рассматривая человека, злого от природы. Кант пишет: "Но если такая склонность кроется в человеческой природе, то в человеке есть естественная склонность ко злу. И сама эта склонность морально зла, так как в конце концов ее все же надо искать в свободном произволе и, значит, она может быть вменена в вину. Это зло изначально, так как портит основание всех максим" (Конт И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М., 1980. С. 108). Этот кантовский пассаж Т. Адорно анализирует в "Негативной диалектике" (Gcsammelte Schriften. Bd. 6. 4. ΑυΠ. 1990. S. 217 f., 529 f.). "См.: Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 196. На это положение ссылается Хоркхаймер в своем изложении теоремы идентичности разума и самосохранения в книге "Диалектика Просвещения": "Самосохранение есть конститутивный принцип науки, душа таблицы категорий, даже если она выводится идеалистически, как у Канта. Само Я, синтетическое единство апперцепции, инстанция, которую Кант называет высшим пунктом, к которому должна быть прикреплена вся логика, есть поистине результат, равно как и условие материального существования" (Adomo Th. Gesammelte Schriften. Bd. 3. 2. Aufl. 1984. S. 106). См. там же его размышления о Гоббсе и о Спинозе (S. 105). "В "Основах метафизики нравственности" Кант говорит следующее: "Сохранить же свою жизнь есть долг, и, кроме того, каждый имеет к этому еще и непосредственную склонность. Но отсюда не следует, что трусливая подчас заботливость, которую проявляют большинство людей о своей жизни, имеет внутреннюю ценность, а ее максима — моральное достоинство" (Конт И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. Т. 4 (1). С. 233). "См. выше лекцию 1 от 7 мая 1963 года (с. 12—14). "Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа // Соч.: М., 1959. Т. 4. С. 317. " Valeri P. Rapport sur les prix de vertu (1934). 14 В произведении "Утренняя заря" (Кн. 1, разд. 9: "Понятие моральности морали") Ф. Ницше пишет: "Если сравнить с образом жизни всего тысячелетнего человечества, мы, нынешние люди, живем в безнравственное время: сила морали поразительно ослабела, а чувство моральности настолько утончилось и поднялось в высоту, что его можно назвать не иначе как улетучившимся (...) Моральность есть не что иное, как (или не более чем) следование нравам, каковы бы они ни были; но нравы расцениваются как унаследованные, традиционные. Там, где отсутствует обычай, нет моральности; и чем в меньшей мере жизнь определяется обычаями, тем уже круг морального. Свободный человек не обладает моралью, поскольку во всем он зависит от себя, а не от обычаев..." (Nitzsche F. Samtliche Werke. Bd. 3. 1988. S. 21 f).
|