Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЛЕКЦИЯ 3. 'Врач Пауль Лют (1921—1986) описывает в своей книге Александ-пийские ночи
'Врач Пауль Лют (1921—1986) описывает в своей книге "Александ-пийские ночи. Роман об одном путешествии в Египет" (Dusseldorf, Koln, 1963. S. 215—218) лекции Т. Адорно "Философская терминология", которые тот читал в зимнем семестре 1962/63 года. В своем письме Адорно от 13 мая 1963 года Лют объяснял, что "в романе предпринимается попытка изобразить мысли и чувства современных студентов". В ответном письме от 20 мая 1963 года Адорно писал Люту следующее: "Благодаря Вам я получил прекрасную возможность при рассмотрении в своих лекциях проблем вроде "непредписанной возможности" и др. отсылать студентов еще и к Вашему сочинению. Думаю, это оказало на аудиторию благоприятное воздействие. Таким образом, Вы видите, что извлеченное Вами из эмпирии моих лекций очень скоро вновь вернулось в эту эмпирию". 2 См.: Конт И. Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765—1766 гг. (Werke in 12 Bde. Bd. II. F. a. М., 1968. S. 908; Ibid. Bd. IV. S. 699). 'Т. Адорно снова имеет в виду роман Пауля Люта (см. прим. 1), который говорит о том, что студенты воспринимали содержание лекций Адорно "словно в полумгле" (S. 215 f.) и что в результате у них формировалось "замутненное" представление о диалектике: "Темнота и сокрытость начала, из которого вытекает поток диалектических противоречий, затем разрешение этих противоречий на каком-то новом уровне, который не менее туманен, чем начальный, и который сам неожиданно становится новым началом" (S. 217). О своем восприятии лекций Т. Адорно "Философская терминология" П. Лют также говорит в следующей статье: Luth Р. Brief aus einer Landpraxis // Theodor W. Adomo zum Gedachtnis. Eine Sammlung, hrsg. von Hermann Schwcppenhauser. Frankfurt a. М., 1971. S. 116—123. ^Г. Адорно приводит слова Ф. Ницше не буквально; скорее всего, он имел в виду следующую мысль Ницше из "Сумерек идолов": "Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности" (Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 560). 'Horkheimer М. Fragen dcs Hochschulunterrichtes // Gesammelte Schriften, Bd. 8. Vortrage und Aufzeichnungen 1949 bis 1973, hrsg. von Gunzelin Schmid Noerr, Frankfurt a. М., 1985. S. 393. 6 Adorno Th. Der getreue Korrepetitor. Lehrschriften zur musikalischen Praxis // Gesammelte Schriften. Bd. 15, 1976. S. 192 f. ''"Если малому дозволено рассуждать о великом" (Вергилий. Георги-ки. IV. 176). 'См. раздел 1 "Канона чистого разума" И. Канта (Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3. С. 656—660).
"Там же. См. также лекцию Т. Адорно "Критика чистого разума" Канта" от 14 мая 1959 года (Nachgelassene Schnfte, Abt. IV. Bd. 4. 1959. S. 27—29). 10 Cornelius Н. Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vemunft. Eriangen, 1926. S. 125. 11 Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 399—400. "Там же. С. 336. Диалектика, — об этом говорит Т. Адорно, — необходимо обладает характером видимости: этой теме посвящено" Введение Канта к "Трансцендентальной диалектике", где говорится об, одной "естественной и неизбежной иллюзии". См. также лекцию 5 от 281 мая 1963 года (особенно прим. 3).; "Т. Адорно практически не удостаивает оценки собственно диалектическую концепцию Канта. В своей лекции от 12 февраля 1957 года ои' указывает, что моделью диалектической логики является антиномика: "Диалектика понимается здесь не как своего рода схема философствования, | но относится непосредственно, феноменологически к самим вещам, так как Ц кантовский анализ исходит из того, что всякое понятие в своем дальнейшем развитии непременно нуждается в собственной противоположности". В разделе "Проблема видимости" своего сочинения "Негативная диалектика" Т. Адорно критически анализирует различные кантовские концепции диалектики, противоречащие одна другой: "О предметах, о которых здесь идет речь, следовало бы рассуждать не в том смысле, что одни из них просто существуют, а другие нет, но в том, чтобы воспринимать их при всей их невозможности быть реальными вещами одновременно как то, что непременно требует осмысления. В "Критике чистого разума", в главе об антиномиях, и в большинстве частей "Критики практического разума" Кант целенаправленно, или неосознанно, именно к этому второму и стремится..." (Adorno Th. Gesammelte Schriften. Bd. 6. 4. Aufl. 1990. S. 211 f). ^Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 402. ЛЕКЦИЯ 4 lKaнm И. Критика чистого разума // Соч. В 6 т. Т. 3. С. 404—405. 2Cм. лекцию 3 от 14 мая 1963 года (прим. 11). 3 Понятие "спонтанность" вводится Кантом как "способность" понятийно оформлять "полученные в результате восприятия впечатления". В дальнейшем Кант вносит уточнения: "Представление, которое может быть дано до всякого мышления, называется созерцанием. Все многообразное в созерцании имеет, следовательно, необходимое отношение к [представлению] Я мыслю в том самом субъекте, в котором это многообразное находится. Но это представление есть акт спонтанности, то есть оно не может рассматриваться как принадлежащее чувственности. Я называю его чистой апперцепцией, чтобы отличить его от эмпирической апперцепции; оно есть самосознание, порождающее представ
ление я мыслю, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании; следовательно, это самосознание не может сопровождаться никаким иным [представлением], и поэтому я называю его также первоначальной апперцепцией. Единство его я называю также трансцендентальным единством самосознания, чтобы обозначить возможность априорного познания на основе этого единства" (Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 191—192). Тезис третьей антиномии, о которой говорит здесь Адорно, обозначает "трансцендентальную свободу" как "абсолютную спонтанность причин — [способность] само собой начинать тот или иной ряд явлений, продолжающийся далее по законам природы..." (там же. С. 420). *Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 418. 5 Там же. "Там же. 7 Там же. "Там же. С. 418—420. »Там же. С. 420. "См. там же. С. 210. "Там же. С. 420. "Там же. "Там же. "Позже он высказался по этой проблеме следующим образом: "Этот действующий субъект по своему умопостигаемому характеру не был бы подчинен никаким временным условиям... Одним словом, его причинность, поскольку она рассудочна, вовсе не находилась бы в ряду эмпирических условий, которые делают необходимым событие в чувственно воспринимаемом мире. Правда, этот умопостигаемый характер никогда нельзя было бы познать непосредственно, так как мы можем воспринимать нечто, лишь поскольку оно является; но все же мы должны были мыслить его сообразно с эмпирическим характером..." (Конт И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 482—483). "Фраза "определяется, несомненно, целиком эмпирически" в рукописи опущена. Чтение восстановлено по сохранившимся пометкам на полях. ^Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 609—612. "См. выше прим. 3. WKaнm И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 419. "Там же. ^Там же. 21 Там же. С. 419—421. 12τaϊл·жe.C.42l. ^Аристотель. Метафизика. XII, 8. 1073 а; О душе. III, 10. 433 b; Физика. VIII, 5. 256 b, 13—25. ^Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. С. 421. 25 Там же.
Date: 2015-09-03; view: 311; Нарушение авторских прав |