Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 2
1 Адорно несколько отклоняется от текста Бюхнера, не искажая при этом тавтологического характера рассуждений капитана о морали. Исходным пунктом моральной оценки Войцека капитаном является спешка, с которой Войцек выполняет свою работу брадобрея: "Он постоянно куда-то торопится! Хороший человек так не бреет". Когда капитан внушает ему, что ветер может дуть с "юго-севера", это дает ему еще один повод, чтобы сказать: "Ну и глуп ты, братец, ужас как глуп!" В конце концов у капитана складывается полное противоречий представление о Войцеке: "Добрый ты человек, Войцек, но... нет в тебе никакой морали! Мораль — это когда ведешь себя морально, понял? Мораль — очень хорошее слово. А ты произвел на свет ребенка без церковного благословения..." (Бюхнер Г. Пьесы. Проза. Письма. Пер. Е. Михелевич. М., 1972. С. 187). третья часть "К генеалогии морали" Ницше посвящена теме "аскетических идеалов" в философии (Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 472—524). % "Жаргоне аутентичности" Т. Адорно критикует эту идентификацию "бытия" и "личности", которая, по его мнению, составляет ядро 8 Т. В. Адорно
философии Хайдеггера (Gesammelte Schriften. Bd. 6. Jargon Eigenuichkeit. 4. Aufl., 1990. S. 488-^90). д'| 4 В сочинении "Религия в пределах только разума" Кант характеризует | "личность" в качестве элемента определения человека "как разумного3 и вменяемого существа" (Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 96)е.| 5 В этой связи см.: Фихте И. Г. О назначении ученого. Лекция 5.1 Исследование утверждения Руссо о влиянии искусства и наук на счастье 1 человечества (Фихте И. Г. О назначении ученого. М., 1935. С. 117— 132). "i •^ак в "Сумерках идолов" Ницше называет Шиллера, включая его i в ряд "мои невозможные" в разделе "Набеги несвоевременного" (Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 594).. ', η Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990, С. 56.;, 'В лекциях зимнего семестра 1956/57 года с 11 декабря 1956 по 1 10 января 1957 г. подробно анализировалась философия морали Сократа i и Платона. Для Адорно, как и для Гегеля и Ницше, греческое мышление, начиная с эпохи софистики, "имеет главным образом практическую ': направленность" и является "рефлексией о субъекте". Как платоновское, ^ так и вообще "всякое моральное учение об идеях... на самом дедр. говорит о том, что в смысле субъективного разума, который, хотя ов всегда апеллирует к самому широкому, родовому значению, на самом деле служит выражению желаний и потребностей отдельного человека I никакое равенство между теперешней невозможностью реализовать своя! потребности и последующей их реализацией невозможно. В этом смысле | объективный разум морали представляет собой некое апоретиче<жое| понятие. Платоновское учение об идеях является, таким образом, схемоМ всей позднейшей философии морали". О "реставрационном характере"! философии Платона и о его борьбе с софистами см. лекцию от 10 января | 1957 года: "В резком противопоставлении умопостигаемого и эмпирического мира... всегда кроется известная покорность судьбе и конфор» мизм. Хорошим человеком позволяет быть лишь Бог или зависимость от идей, пребывающих на небесах. Подобное мышление озабочено тою» -ко одним вопросом: как осуществить идею в реальности?"? "Scheler М. Der Formalismus in der Ethik und die matenale Wertethik. | S. 321. См. о Штейнтале там же, прим. 2. г^ ЮSumner W. G. Folkways. A Study on the Sociological Importance ef| Usages, Manners, Customs, Mores and Morals. Boston, 1906. См. тгцс·к| Adorno Th. Einleitung in die Soziologie // Nachgelassene Schriften. Abt. № I Bd. 15. 1968. S. 65.. | "Труды Эмиля Дюркгейма по теории морали изданы в сборник! JJ "Социология и философия" (Frankfurt а. М., 1967), к которому АдорЯв написал предисловие (опубликовано также: Gesammelte Schriften, Bd. 8. S. 245—279). "Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4 (1). С. 327—328.
Date: 2015-09-03; view: 310; Нарушение авторских прав |