Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое занятие
Целью практического занятия является формирование навыков сравнительно-правового анализа нормативных источников, умений анализировать их содержания с использованием юридической терминологии, путем применения формально-юридического метода, умения формулировать и аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию. На практическом занятии планируется работа с нормативными источниками, решение юридических задач, поэтому до занятия следует повторить теоретический материал, изученный в ходе лекции и семинара, ознакомиться с содержанием нормативных документов по теме. ПРАКТИКУМ Задание 1. Вопросы для написания эссе или устного обсуждения: 1. С какой целью были основаны первые английские колонии в Северной Америке? 2. Каковы причины конфликта между колониями и метрополией? 3. В Массачусетсе была произнесена знаменитая фраза, приписываемая Дж. Отису и ставшая девизом в борьбе колоний против Англии: «Налоги без представительства – это тирания», превратившемся в более короткий лозунг «Нет – налогам без представительства». Как Вы понимаете ее смысл? 4. Каковы политико-организационные предпосылки войны за независимость? 5. Почему французы присоединились к американцам в их борьбе с англичанами? Почему этого не сделала Россия? 6. Когда и как появилась Декларация независимости? Какие идеи она содержала? Почему в неё не включили право собственности? 7. Почему Англия признала независимость северо-американских колоний? 8. Почему войну за независимость США отождествляют с революцией? 9. Каковы внешние и внутренние предпосылки эволюции американской конфедерации в федерацию? 10. Почему Конституцию 1787 г. сопоставляют с законами механики? 11. В чем состоят причины стабильности Конституции США? Почему её относят к «живым» конституциям? 12. Как Вы думаете, чем объясняются те парадоксальные факты, что в статьях Конституции США норм о правах человека почти не содержалось, а сразу после ее принятия началась разработка Билля о правах? 13. В 1979 г. Нельсон Рокфеллер отметил: «Если бы Конгресс принял решение в законодательном порядке предоставить вице-президенту определенные полномочия, любой президент наложил бы вето на подобный законопроект». Как можно обосновать данное высказывание с точки зрения Конституции США? 14. А. Линкольн говорил: «Правительство из народа, волей народа и ради народа никогда не погибнет». Как вы понимаете данное высказывание? Почему данное утверждение считается классическим определением демократии? 15. Т. Джефферсон в 1820 году писал: «Считать судей высшими арбитрами во всех конституционных вопросах – это, разумеется, очень опасная доктрина, и настолько опасная, что может привести нас во власть олигархии … Конституция не создала еще ни одного такого суда…, в котором судьи под разлагающим действием времени и партийных пристрастий не превратились бы в деспотов». Как вы понимаете данное высказывание?
Задание 2. Решите задачи, используя Конституцию США 1787 г., Билль о правах 1791 г. Вариант 1. Дело Фурман против Джорджии. В 1872 г. Верховный Суд США рассматривал протест гражданина Фурмана против присуждения его к смертной казни на основании законов штата Джорджия. В связи с этим делом Верховный Суд признал неконституционными вообще все существующие на данный момент законы штатов, предусматривающие смертную казнь. Какими положениями Конституции США можно аргументировать это решение? 2. Гражданин США Уилкинс обратился в 1797 г. в суд с гражданским иском ценой в 45 долларов и потребовал, чтобы его дело разбиралось с участием присяжных. Обоснованно ли его требование?
Вариант 1. В 1841 г. президент Уильям Генри Гаррисон умер через месяц после вступления в должность. Вице-президент Джон Тайлер заявил, что во исполнение соответствующего положения Конституции он теперь наследует пост президента. Эта точка зрения вызвала энергичные протесты ряда сенаторов, но Тайлер настоял на своем и находился на президентском посту весь положенный последнему срок. В настоящее время большинство юристов расценивают эти события как бескровный государственный переворот. На чем основывается точка зрения Тайлера и его сторонников? Как обосновать воззрения на проблему противников Тайлера? 2. Дело Флетчер против Пека. Легислатура штата Джорджия в 1795 г. передала огромные пространства земель спекулянтам по низкой цене. Позже вскрылись факты коррупции, и состав легислатуры был обновлен. Новый состав попытался отменить уступку земель, объявив ее недействительной. К этому времени значительная часть перешла в руки новых владельцев, не принимавших участие в первоначальной сделке. Многие из новых владельцев жили за пределами штата. Верховный Суд отказал штату в праве отмены уступки земель. Какими положениями Конституции можно аргументировать решение суда? Вариант 1. Дело Лохнер против Нью-Йорка. В 1905 г. собственник пекарни опротестовал постановление муниципалитета о регулировании работы пекарен. В частности, его положение об ограничении рабочего дня с формулировкой: «Никто не должен быть принуждаем или допущен к работе более указанного времени». Верховный Суд, несмотря на свидетельства о вредных условиях труда в пекарне, признал спорное постановление противоречащим Конституции. Каким положением Конституции можно аргументировать позицию суда? 2. Гражданин США, обвиненный в 1792 г. в совершении преступления, потребовал, чтобы ему дали очную ставку со свидетелями, показавшими против него. Суд отказал ему. Правомерно ли это? Задание 3. дополнительные задачи для самостоятельной работы: 1. В решении по делу «Плесси против Фергюсона» (1896 г.) Верховный суд США признал сегрегацию, предусмотренную законодательством ряда южных штатов, конституционной. В решении по делу «Браун против комитета по образованию» (1954 г.) Верховный суд объявил нормы законов штатов, устанавливающие сегрегацию, противоречащими Конституции США. Соответствие законов каким положениям Конституции проверял Суд, рассматривая данные дела? Почему, на Ваш взгляд, по одному и тому же вопросу Судом были приняты противоположные а содержательном плане решения? 2. В начале 1863 году в одну из нью-йоркских адвокатских контор обратился Франц Шульце, эмигрант из Германии. Он объяснил, что на родине длительное время был батраком в поместье богатого прусского юнкера, но переселился в США, услышав о возможности приобрести земельный участок на льготных условиях. Адвокат ознакомил клиента с содержанием американского Закона о гомстедах 1862 года. Вправе ли и на каких условиях Франц Шульце может получить участок «свободной земли»? По истечении какого периода он может приобрести титул собственника этого участка? 3. Гражданину США Робсону, негру, в 1875 г. было отказано во включении его в избирательный список на том основании, что он цветной. Правомерны ли действия властей, проводивших регистрацию избирателей? (См. Билль о гражданских правах негров. XIV и XV поправки к Конституции США).
Задание 4. Проанализируйте содержание Декларации независимости и определите: - Какие нарушения были вменены в вину британской короне? - Какие причины отделения приводятся в Декларации? - Кто, согласно Декларации, является носителем суверенитета? - Какие права Декларация провозглашает неотчуждаемыми? - Какие политические права приобретают независимые штаты? - Предпринимались ли колонистами попытки разрешить противоречия, не прибегая к отделению от Англии? Задание 5. Проанализируйте правовой статус Сената в системе органов государственной власти в США, используя учебную литературу и нормативные источники: - На каких принципах формировался Сенат в США? - Перечислите условия, на которых гражданин США мог стать сенатором? - Какие ограничения предусмотрены Конституцией США для членов Сената? Как вы думаете, почему? - Найдите фрагмент текста Конституции, где говорится о гарантии прав личности для членов Сената. - Опираясь на знание принципов конституционализма в Великобритании, сравните положение Сената и Палаты лордов. Выделите общие черты и различия в их положении и функциях.
Задание 6. Тест: 1. «Право на жизнь, свободу и на стремление к счастью» было провозглашено: а) в Декларации независимости сША 1776 г.; б) в Статьях конфедерации США 1881 г. в) в Конституции США 1787 г.; г) в Билле о правах 1791 г. 2. Согласно Статьям конфедерации 1781 г. форма правления в каждом штате: а) определялась на Конгрессе всех штатов; б) определялась самостоятельно каждым штатом; в) определялась как республика единообразно для всех штатов; г) указанный вопрос никак не решался. 3. Конституция США 1787 г. вступила в силу: а) в 1787 г.; б) 1789 г.; в) 1798 г.; г) 1800 г. 4. Рабство в США было ликвидировано с принятием XIII поправки и конституции. a) в 1885 г; б) в 1865 г; в) в 1863 г; г) в 1862 г. 5. В каком юридическом документе сформулированы права американских граждан: a) в Конституции США 1787 г. б) в Билле о правах 1791 г. в) в Декларации независимости США 1776 г.; г) в Статьях конфедерации 1781 г. 6. Президент США по Конституции 1789 г. избирался a) всем народом; б) Конгрессом СШA; в) Палатой представителей; г) выборщиками из штатов. 7. Какая система в США позволяет нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения какой – либо из ветвей власти: a) система конституционного надзора; б) ограничения власти президента сроком 4 года; в) система «сдержек и противовесов»; г) избирательная система. 8. Первый президент США: a) Т. Джеферсон; б) Гамильтон; в) Б. Франклин; г) Дж. Вашингтон. 9. Дуализм американской конституции означал: a) структуру американской конституции. состоящей из собственно текста и Билля о правах; б) существование двухпалатного парламента (конгресса); в) разделение компетенции федерального правительства и правительства штатов; г) систему разделения властей. 10. Гомстед – акт, принятый в мае 1862 г. в СШA: a) отменял рабство; б) конфисковал землю мятежников – плантаторов; в) предоставлял каждому право на участок земли на западе США, для занятия сельским хозяйством; г) регулировал трудовые отношения. 11. Рабство в США было отменено при президенте: a) Дж. Вашингтоне; б) Т. Рузвельте; в) A. Линкольне; г) B. Вильсоне. 12. Принцип американского права «любой закон, противоречащий конституции, ничтожен» был установлен: а) Конституцией США 1787 г.; б) Законом о судоустройстве 1789 г.; в) решением Верховного Суда США по делу «Мэрбери против Мэдисона» в 1803 г.; г) Прокламацией президента Линкольна в 1863 г. 13. Поводом для начала гражданской войны 1861-1865 гг. стали: а) сецессия южных штатов; б) избрание Линкольна президентом США; в) восстание рабов в южных штатах; г) отмена рабства. 14. Двухпартийная система в США до 1824 г включала партии: а) лейбористов и консерваторов; б) демократов и республиканцев; в) федералистов и демократов; г) радикалов и либералов. 15. Легислатура штата – это: а) высшая судебная инстанция в штате; б) руководство полиции штата; в) орган законодательной власти в штате; г) партийная организация.
Рекомендуемая дополнительная литература 1.Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1996. 2. Борисюк В.И. и др. Политические институты США. История и современность. М., 1988. 3. Вельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. Л., 1982. 4. Конституция США: История и современность. М., 1988. 5. Никифоров М.А. Гражданские права и свободы в США: Судебная доктрина и практика. М., 1991. 6. Юдовская А.Ю. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII-XIX вв.). СПб, 1997. 7. Миряшева Е.В. Конституциализация штата Массачусетс как условие и объективная тенденция прогрессивного развития США // История государства и права. 2009. № 3. 8. Николаев Б.В. Содействие и противодействие расовой дискриминации в практике Верховного суда США: от «Плесси» до «Брауна» // История государства и права. 2011. № 10. Тема № 15. Революция ХVIII века и становление буржуазного государства во Франции Date: 2015-08-15; view: 2886; Нарушение авторских прав |