Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по подготовке к практическому занятию. При подготовке ответа на первый вопрос необходимо выявить основные причины революции, определить ее характер и основные этапы





При подготовке ответа на первый вопрос необходимо выявить основные причины революции, определить ее характер и основные этапы. Объясните, какое влияние оказала на развитие революционных событий идеология эпохи просвещения. Далее следует дать краткую характеристику каждому этапу революции, обращая внимание на такие вопросы, как форма правления и государственный режим. Объясните причины ликвидации монархии. Выявите положительные и отрицательные стороны якобинской диктатуры. Как высчитаете, почему Наполеону удалось восстановить монархию? В выводе сформулируйте основные итоги французской революции и ее общемировое значение.

При подготовке ответа на второй вопрос следует сначала дать общую характеристику законодательства буржуазной революции, выявить основные направления в развитии законодательства, назвать основные документы, показать их историческое значение. При ответе на вопрос о содержании, принципах и сущности «Декларации прав человека и гражданина 1789 года» следует определить цели и исторические условия принятия Декларации. На основе анализа положений Декларации необходимо выявить, как понимались естественные и неотчуждаемые права человека, рассмотреть совокупность гражданских прав и свобод, уделить внимание гарантиям этих прав. Необходимо попытаться дать определения понятий «свобода», «гражданин», «нация», «закон», «права человека», а также охарактеризовать принципы будущего государственного устройства: суверенитет народа, разделение властей, право на участие в управлении, право на революцию и т.д. Следует установить значение Декларации как для государственно-правовой системы Франции, так и для международного права.

Анализ Конституции 1791 года необходимо начать с истории ее принятия, Особое внимание уделите понятию «национальный суверенитет». Сравните его с понятием «народный суверенитет», «государственный суверенитет». Определите, каким образом был реализован принцип разделения властей по данной Конституции. Охарактеризуйте пределы власти парламента, короля и правительства, судей. В выводе сформулируйте, какая форма правления и какой государственный режим были установлены во Франции по Конституции 1791 года?

Анализ законодательства периода якобинской диктатуры следует начать с перечисления основных признаков диктатуры и особенностей действия закона в условиях репрессивного режима. Выявите и охарактеризуйте принципиальные отличия Декларации 1793 года, ее радикально-революционный характер. Принципы, провозглашенные в Декларации, были реализованы в Конституции 1793 года, закрепившей «народный суверенитет», всеобщее избирательное право, республиканскую форму правления. Необходимо раскрыть организацию власти, стадии законодательного процесса, выявить различия между законами, утверждаемыми первичными собраниями граждан, и декретами, принимаемыми законодательным корпусом. Определите, почему и Конституция 1793 года, и Декларация прав человека и гражданина 1793 года так и не были реализованы, а имели декларативный характер?

Характеризуя Конституцию 1795 года, раскройте причины термидорианского переворота и падения якобинской диктатуры. Покажите изменения, внесенные в Декларацию и закрепленные Конституцией 1795 года. Раскройте содержание изменений в избирательном праве, сущность и организацию высших органов власти. Определите характер конституции и причины неустойчивости термидорианского режима.

При подготовке ответа на третий вопрос дайте определение понятий «политический режим», «авторитарный режим», «бонапартизм». Назовите основные признаки режима бонапартизма. Объясните, почему во Франции в результате революции сложился военный режим с единоличной властью монарха. Каким образом обеспечивалось ограничение власти монарха? Охарактеризуйте систему власти по Конституции 1799 года. Каковы обстоятельства провозглашения Наполеона императором? Каковы причины отречения Наполеона от власти? В выводе обоснуйте историческое значение империи Наполеона, а также вклад Наполеона Бонапарта в развитие европейского права.

 

При подготовке к практическому занятию рекомендуется составить следующие схемы:

– «Основные этапы Великой французской революции XVIII века»

– «Система государственных органов по Конституции Франции 1791 года»

– «Система государственных органов по Конституции Франции 1793 года»

– «Механизм якобинской диктатуры»

– «Государственный строй Франции периода Директории»

– «Государственный строй Франции периода консульства»


– «Государственный строй Франции периода империи Наполеона»

 

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Проанализируйте содержание и смысл следующих высказываний М. Робеспьера, согласитесь с мнением автора или опровергните его, аргументируйте свой ответ:

-«Сила законов зависит от любви и уважения, которые они внушают, а эта любовь, это уважение зависит от внутреннего ощущения, что они справедливы и разумны».

-Право собственности, как и все другие права, ограничено обязанностью уважать права других людей».

-«Всякое установление, не предполагающее, что народ хорош, а должностное лицо продажно, является порочным».

-«Когда правительство нарушает права народа, священнейшей из обязанностей всего народа и каждой его части является восстание».

-«Суд присяжных является совестью республики».

-Революционное правительство опирается в своих действиях на священнейший закон общественного спасения и на самое бесспорное из всех оснований – необходимость».

-«Укрощайте террором врагов свободы и, как основатели Республики, вы будете правы. Революционное правление – это деспотизм свободы против тирании».

Задание 2. Напишите эссе на тему: «Сущность и значение режима якобинского террора», используя следующие оценки значения якобинской диктатуры:

– «Историческое значение Якобинской диктатуры состоит в том, что она довела до решительной победы буржуазную революцию во Франции и отстояла её завоевания от внутренней и внешней контрреволюции, заложила революционные традиции, игравшие и играющие большую роль в революционном движении XIX-XX вв.» (Адо А.В. Якобинская диктатура // Большая советская энциклопедия, 1969-1978 гг.)

– «Якобинцы видели в государстве великую силу, которая должна подчинить себе все проявления человеческого бытия, воспитывая гражданина для своих целей, требовать от него полного повиновения, устанавливать в частной и социальной жизни все, начиная с мелочей поведения и кончая религией, которая тоже должна быть гражданской. Нежелание подчиниться общему режиму во имя государства и было признаком «инцивизма», отказа от исполнения первого условия общественного договора, заключающегося в полном отчуждении прав в пользу всех: такого человека нужно было принудить к «цивизму». Считая необходимою диктатуру для спасения отечества от внешних врагов, якобинцы видели в той же диктатуре средство всех французов сделать настоящими «гражданами» и «патриотами»... «Святое насилие»... было главным средством, употреблявшимся якобинцами... они возвели террор в систему». (Н.И. Кареев)

Задание 3. Вопросы для устного обсуждения:

1) депутат Национального собрания Петион говорил о Декларации прав человека и гражданина 1789 года: «Наша задача не ограничивается одной Францией, мы должны объявить, какие права составляют общее достояние всех людей и всех времен». Сторонником какой теории эпохи Просвещения был данный депутат? Почему депутаты Национального собрания считали, что принятая ими Декларация имеет значение не только для Франции, но и для всех остальных государств?

2) Сравните понятия «нация» и «суверенитет нации» в Конституции 1791 г. и «народ», «народный суверенитет» в Конституции 1793 г., выявите их различия, объясните причины эти различий.

3) Ш.Л. Монтескье в трактате «О духе законов» писал: «Свобода – это право делать все, что позволяют законы; даже если бы граждане и могли делать то, что законы запрещают, свободы у них не стало бы больше, поскольку это же могли бы делать и другие граждане». В каком документе Великой французской революции XVIII века эта идея нашла свое воплощение. Поясните свой ответ, опираясь на текст нормативного источника.


 

Задание 4. Заполните таблицу, используя учебники и тексты нормативных источников:

Источники Государст венный строй Глава государства и его полномочия Парламент (структура, полномочия) Правительство (порядок формирования и полномочия)
Конституция 1791 г.        
Конституция 1795 г.        
Конституция 1799 г.        
Хартия 1814 г.        
Хартия 1830 г.        
Конституция 1848 г.        
Конституционные законы 1875 г.        

Задание 5. Решение задач по вариантам.

Вариант

1.В департаменте Оверни находилась больница для бедных, содержавшаяся на проценты с капитала, завещанного богатым наследодателем. По решению Национального собрания больница была закрыта, а деньги пошли на нужды депутатов национального собрания. Правомерны ли действия депутатов? (по Конституции 1791 г.)

2. В марте 1794 г. в Комитет общественной безопасности поступил донос от «доброго патриота», что бывший священник Мерсье неуважительно отозвался о культе «Верховного существа». Какие юридические последствия наступят для Мерсье? (по законодательству Французской буржуазной революции 1789–1794 гг.)

Вариант

1.Депутат Национального собрания Этьен Моду был избран на том основании, что обещал своим землякам добиться выделения средств для починки дорог в родном департаменте. Став депутатом, он не только не приложил усилий для исполнения обещанного, но, когда соответствующие предложения были внесены другим депутатом, предложил эти деньги направить на финансирование дополнительных массовых празднеств в годовщину революции. Возмущенные жители департамента потребовали отзыва Этьена Моду. Правомерны ли их требования? (по Конституции 1791 г.)

2. В ноябре 1793 г. графиня Дюбарри, возвратившаяся из Лондона во Францию, по приказу властей Марселя была заключена под стражу. Чем руководствовались местные власти? Какое наказание может ожидать графиню Дюбарри? (по законодательству Французской буржуазной революции 1789–1794 гг.)

Вариант

1.Король заказал для королевы подвески. Придворный ювелир их сделал, однако король не оплатил заказ. Ювелир подал на короля в суд. Возможная аргументация ювелиром своих требований лично к королю. (по Конституции 1791 г.)


2. В 1792 г. работники одной из текстильных мануфактур г. Лиона прекратили работу и потребовали увеличения заработной платы. Попытки возобновить работу с помощью иногородних поденщиков были сорваны. Тогда хозяин мануфактуры обратился за содействием к городским властям. Какие меры будут приняты властями и на основании какого закона? (по законодательству Французской буржуазной революции 1789–1794 гг.)

Задание 6. Тест:

1. 14 июля 1789 г. восставшие штурмом взяли Бастилию. Этот день во Франции стал национальным праздником. Бастилия – это:

а) резиденция короля;

б) здание высшего суда;

в) здание, в котором хранилась казна;

г) тюрьма.

2. Конституционалисты (Лафайет, Сиейес, Мирабо и другие) считали, что основной задачей революции во Франции является:

а) свержение монархии;

б) установление абсолютной монархии;

в) установление конституционной монархии;

г) сохранение сословных привилегий.

3. Важнейший документ французской революции – Декларация прав человека и гражданина, был принят:

а) в 1789 г.; б) в 1790 г.; в) 1791 г.; г) 1792 г.

4. Согласно Декларации прав человека и гражданина, неприкосновенным и священным было признано право:

а) на безопасность; б) на свободу; в) собственности; г) на свободу слова.

5. Закон Ле-Шапелье 1791 г. содержал запрет:

а) на забастовки; б) на свободное передвижение по территории Франции;

в) на участие в выборах для заключенных;

г) на выезд за пределы Франции.

6. Согласно Конституции 1791 года суверенитет принадлежал:

а) народу Франции; б) королю;

в) Национальному собранию; г) Верховному суду.

7. Интересы мелкой, отчасти средней буржуазии, ремесленников, крестьянства выражали:

а) фельяны; б) жирондисты; в) якобинцы; г) роялисты.

8. Людовик XVI был свергнут, Франция объявлена республикой:

а) в 1789 г.; б) в 1790 г.; в) 1791 г.; г) 1792 г.

9. Парижская коммуна – это:

а) орган самоуправления в Париже;

б) оппозиционная партия;

в) здание, где заседали революционеры;

г) учредительное собрание.

10. Феодальные пережитки юридически были окончательно ликвидированы в период:

а) империи Наполеона I; б) правления жирондистов;

в) правления якобинцев; г) термидорианской республики.

11. Рабство во французских колониях было отменено в период:

а) империи Наполеона I; б) правления жирондистов;

в) правления якобинцев; г) термидорианской республики.

12. Директория – высший орган исполнительной власти, действовавший в период:

а) империи Наполеона I; б) правления жирондистов;

в) правления якобинцев; г) термидорианской республики.

13. Наполеон Бонапарт был провозглашен императором Франции:

а) в 1790 г.; б) в 1799 г.; в) 1802 г.; г) 1804 г.

14. В результате реставрации монархии Бурбонов во Франции в 1814г. была установлена форма правления:

а) абсолютная монархия;

б) легитимная конституционная монархия;

в) сословно-представительная монархия;

г) президентская республика.

15. Конституционные основы монархии в 1814 г. устанавливались Хартией, которая:

а) являлась октроированным конституционным актом;

б) была принята всеобщим голосованием;

в) была принята на заседании Палаты пэров;

г) была принята на заседании Палаты депутатов.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Боботов С.В. Наполеон Бонапарт – реформатор и законодатель. М., 1998.

2. Карлейль Т. История французской революции. Ч.1. М., 1989.

3. Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983.

4. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. 2-е изд. Л., 1989.

5. Туган-Барановский Д.М. Происхождение режима Наполеона I. Саратов, 1986.

6. Юдовская А.Ю. Эволюция права в государствах Европы и Америки (XVII-XIX вв.). СПб, 1997.

 

Тема № 16. Объединение германских государств и создание Германской империи

Вопросы для самоподготовки:

1. Общая характеристика германских государств в первой половине XIX века. Обоснование необходимости объединения Германии.

2. Процесс объединения Германии: планы, способы, этапы, результаты. Роль Пруссии.

3. Конституция Германской империи 1871 года.

Основные понятия: конституционная монархия, империя, диктатура, авторитарный режим, разделение властей, рейхстаг, бундесрат, канцлер, юнкер, контрассигнатура.

 







Date: 2015-08-15; view: 2406; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию