Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по самоподготовке. Целью изучения темы является формирование целостного представления о государственно-правовых процессах в Китае в период нового времени





Целью изучения темы является формирование целостного представления о государственно-правовых процессах в Китае в период нового времени, причинах ликвидации монархии и создания республики.

Следует иметь в виду общее состояние кризиса всей политической системы Китая. Серия неравноправных договоров и массовое народное движение привели к Тайнинской (крестьянской) революции и серьезным изменениям в Цинской империи (100 дней) реформ. Эти изменения, однако, не коснулись, основ феодального строя, что в конечном итоге и привело к Синхайской революции. Проанализируйте обстоятельства прихода к власти династии Цин, выявите ее особенности, значение для развития государства и социальной структуры Китая. Выявите признаки неограниченной монархии, охарактеризуйте систему государственного управления, виды государственных органов, правовое положение основных категорий населения.

Определите причины, основные события, результаты и значение Тайпинского восстания. Изучите положения концепции «Небесного государства всеобщего благоденствия». В чем состоит смысл «крестьянского коммунизма»?

Выявите причины, содержание, инициаторов, идеологические основы и значения «Ста дней реформ». Определите причины неудачи реформ.

Установите причины Синьхайской революции, объясните причины свержения монархии, охарактеризуйте содержание первой (временной) Конституции Китая 1912 г.

 

Рекомендуется составить следующие схемы:

– «Система государственного управления в период Цинской империи»

– «Система государственного управления в Китае по Конституции 1912 г.»

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.

2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009.

3. История буржуазного конституционализма. XIX век. М., 1986.

4. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2000.

 

Тема № 19. Возникновение буржуазного права и его развитие в XIX – начале XX вв. Буржуазные революции и становление национальных правовых систем

Вопросы для самоподготовки:

1. Основные принципы и идеологические основы развития права в XIX – начале XX вв.

2. Сравнительная характеристика англо-американской и романо-германской (континентальной) правовых семей.

3. Гражданское право в XIX – начале XX вв.

4. Трудовое и социальное законодательство в XIX – начале XX вв.

5. Уголовное право и процесс в XIX – начале XX вв.

Основные понятия: правовая система, правовая семья, преемственность в праве, правовой партикуляризм, юридический прецедент, нормативный правовой акт, рецепция права, английское общее право, английское право справедливости, права человека, право собственности, кодификация, пандектная система кодекса, презумпция невиновности, состязательный процесс, фелония, мисдиминор, гражданская смерть.

 

Рекомендации по самоподготовке

Целью изучения темы является структурирование знаний о правовых системах и правовых семьях, сформировавшихся в мире к началу XX века, об особенностях ведущих правовых семей: англо-американской и романо-германской, о значении кодификаций XIX века доля развития отраслевого права Западной Европы и стран Востока, о новом для правовой истории явлении – юридической глобализации и региональной унификации; формирование навыков анализа научной и учебной литературы, умений аргументировать отстаивать свою точку зрения, вести учебную дискуссию.

При подготовке на первый вопрос охарактеризуйте значение буржуазных революций для развития западного права. Выявите соотношение преемственности и новых принципов права. Определите значение теории естественного права, раскройте сущность концепции прав человека. Какие юридические гарантии неприкосновенности частной собственности, юридического равенства, свободы личности предусматривались новым законодательством? Какое значение имел провозглашенный принцип законности для формирования государственных правовых систем? Проанализируйте процесс преодоления правового партикуляризма и создания национальных правовых систем.

При подготовке на второй вопрос следует выявить особенности системы английского права, роль преемственности в развитии прецедентного права. Перечислите основные характеристики англо-американской правовой системы и раскройте их значение: судебное правотворчество, отсутствие рецепции римского права и кодификаций и т.д. Проанализируйте особенности эволюции общего права, права справедливости и статутного права в период утверждения и развития капитализма. Охарактеризуйте процесс становления буржуазного права во Франции, Германии. Выявите сущность и причины коренной перестройки правапод влиянием Великой французской революции. Объясните, почему нормативный правовой акт стал основным источником континентального права? Каковы причины и общеевропейское значение широкомасштабной кодификации. Почему так велико было влияние римского права? Выявив основные характеристики англо-американской и романо-германской правовых систем, осуществите их сравнительную характеристику. Желательно сделать это в виде таблицы:



«Сравнительная характеристика англо-американской и романо-германской правовых семей»

Критерии сравнения Англо-американская правовая семья Романо-германская (континентальная) правовая семья
1. Основной источник права    
2.Влияние римской правовой традиции    
3. Отраслевое деление права    
4. Деление права на публичное и частное, материальное и процессуальное    
5. Наличие кодификаций    
6. Пример правовых систем, входящих в данную правовую семью    

 

При подготовке на третий вопрос следует сначала определить предмет и метод гражданского права. Далее проанализируйте особенности развития гражданского права в отдельных странах. При характеристике английского гражданского права объясните понятия «реальная» и «личная» собственность, а также способы их защиты. Выявите роль института доверительной собственности (траст). Назовите основные виды договоров и деликтов. Проанализируйте законы о компаниях. Определите особенности развития основных институтов семейного и наследственного права. Особое внимание уделите развитию гражданского права во Франции, утверждению принципов буржуазного гражданского права в годы Великой французской революции. Охарактеризуйте Гражданский кодекс 1804 года (кодекс Наполеона) и его историческое значение. Определите значение Торгового кодекса 1807 года. При анализе германского гражданского права остановитесь на характеристике Австрийского гражданского уложения 1811 года, Саксонского гражданского уложения 1863 года, Германского гражданского уложения 1900 года. Определите, какое влияние на развитие германского гражданского права оказали собственная правовая традиция, римская правовая традиция, французское гражданское законодательство.

При подготовке на четвертый вопрос необходимо выявить причины формирования таких новых отраслей права как трудовое право, а также причины принятия социального законодательства в большинстве государств, переживших революционные события в данный период. Проанализируйте английское трудовое право, в частности: принудительное регулирование условий труда, легализацию профсоюзной деятельности, фабричное законодательство XIX века, закон «О социальном страховании» 1911 года. При анализе трудового и социального законодательства Франции основное внимание обратите на закон Ле-Шапелье 1791 года, а также на особенности правового регулирования трудовых отношений в XIX веке, на причины узаконивания рабочих синдикатов и экономических забастовок. Характеризуя трудовое и социальное законодательство Германии, объясните причины отмена запрета на создание профсоюзов, необходимость законодательного ограничение продолжительности рабочего времени, введения отдельных видов социального страхования в конце XIX века. Проанализируйте антитрестовское законодательствоСША и его применениев трудовых отношениях. Делая вывод, определите общие черты трудового права и социального законодательства западных стран, его идеологическую направленность.


При подготовке на пятый вопрос определите предмет уголовного и уголовно-процессуального права, характерные черты уголовного права и процесса в средние века. Проанализируйте английское уголовное право и процесс. Определите, что такое фелония и мисдиминор? Выявите особенности эволюции системы наказаний, изменения в процедуре рассмотрения уголовных дел; расширение прав обвиняемого, правовой статус суд присяжных. Объясните, каким образом проявилось влияние гуманистических идей эпохи Просвещения в Уголовном кодексе Франции 1791 года, Уголовном кодексе Наполеона 1810 года, Уголовно-процессуальном кодексе 1808 года. Какое значение имела кодификация французского уголовного права и процесса на развитие европейского права в целом? Проанализируйте систему преступлений и наказаний по Уголовному кодексу 1810 года. Выявите влияние французского уголовного права на германское уголовное законодательство. Охарактеризуйте общие положения Уголовного кодекса Пруссии 1851 года и Уголовного уложения Германской империи 1871 года. Выявите особенности реализации принципа федерализма в германском уголовном праве. Сравните тенденции развития уголовного права в западных и восточных государствах. Объясните причины влияния европейского права на развитие японского уголовного права. Дайте характеристику Уголовного кодекса Японии 1880 года и Уголовного уложения 1907 года. Объясните сущность доктрины судебного усмотрения в японском праве.

 

Рекомендуется составить схемы:

– «Классификация национальных правовых систем»

– «Кодификация Наполеона»

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. М.: Юрид.лит., 2003.

2. Давид Р., Спинози Ж. К. Основные правовые системы современности. М., 2009.

3. Клочков В.В. Идея и институт собственности в английском праве раннего нового времени // История государства и права. 2010. № 12.

4. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л., 1986.

5. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). Учебник. М., Юристъ. 2009.

6. Саломатин А.Ю., Макеева Н.В. Модернизация уголовной политики в странах Западной Европы (конец XVIII –XIX вв.): сравнительно-правовое исследование // История государства и права. 2010. № 8.

7. Сигалов М.К. Традиционное исламское правопонимание // История государства и права. 2011. № 8.

8. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.


9. Фоков А.П. Франция: кодификация гражданского законодательства (историко-правовой аспект) // История государства и права. 2009. № 11.

10. Цвейгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительной правоведение в сфере частного права: В 2х т. Т.1. М., 1995.

 

Раздел 4. История государства и права
новейшего времени

№ темы тема количество и виды занятий
для студентов озо 5 лет обучения для сокращенной формы обучения
  Развитие буржуазного государства в Соединенных Штатах Америки - 1 практическое занятие (2 часа)
  Развитие буржуазного государства в Великобритании. Развитие государственно-монополистического капитализма - -
  Развитие буржуазного государства в Германии 1 практическое занятие (2 часа) 1 практическое занятие (2 часа)
  Развитие буржуазного государства во Франции - -
  Развитие государства в Китае в XX веке 1 практическое занятие (2 часа) -
  Развитие буржуазного государства в Японии - -
  Развитие права в XX веке 1 практическое занятие (2 часа) -

Тема № 20. Развитие буржуазного государства в Соединенных Штатах Америки

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Система органов государственной власти США (по Конституции США 1787 г.) и ее развитие в XX веке.

2. «Новый курс» Рузвельта: причины, содержание, значение.

3. Правовая система США: основные источники, реализация принципа федерализма.

Основные понятия: разделение властей, система сдержек и противовесов, президентская республика, «новый курс», кодекс честной конкуренции, социальное страхование, правовая система, правовая семья, федерализм в праве, трудовое право.

Рекомендации по самостоятельной подготовке

Целью изучения данной темы является формирование целостного представления о процессах формирования государственной системы США в XX веке, об изменениях во взглядах на функции и сущность государства, формирование навыка самостоятельного изучения историко-правового материала, умений структурировать и анализировать информацию.

При изучении первого вопроса необходимо кратко охарактеризовать последствия первой мировой войны для американской экономики и государственной системы, которые проявились в расширении государственного контроля над производством и распределением, в принудительном картелировании ряда отраслей промышленности, в усилении власти президента и создании административных военно-регулирующих государственных органов. Назовите основные органы государственной власти в США по Конституции 1787 года, выявите изменения в статусе высших федеральных органов власти. Проанализируйте развитие американского государства в рамках буржуазных парламентских форм и политического плюрализма, учета изменений соотношения социально-политических сил в стране. Определите значение монополии двухпартийной системы: республиканцев и демократов. Как реализуется принцип негласного финансирования партий частными лицами и корпорациями? Подумайте, почему развитие американской государственности происходит без изменения основ конституционной структуры? Каким образом проявляется централизация государственной власти? Почему происходит расширение полномочий федеральных органов. Почему произошел отказ от доктрины двойного федерализма? Что такое имманентные (подразумеваемые) права федеральной власти? Почему была принята Программа «нового федерализма» (1981 – 1991 гг.)? Удалась ли попытка децентрализации государственного управления? Отдельное внимание уделите вопросу о правовом статусе и реальных полномочиях президента США. Объясните причины роста полномочий президента страны. Почему произошло наделение президента не предусмотренными конституцией США функциями в сфере экономики и социальных отношений? Как происходит вторжение президента в конституционные права конгресса, его законодательную деятельность? Каким образом происходит расширение прав президента за счет делегированного законодательства? Проанализируйте три типа государственных учреждений: департаменты (министерства); национальные агентства; многочисленные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации; порядок назначения высших должностных лиц; деление аппарата управления на гражданскую и правительственную службы.

При рассмотрении второго вопроса следует проанализировать основные формы и методы чрезвычайного регулирования экономики и социальных отношений в условиях проявления мирового экономического кризиса 1929 -1933 годов в США. Выявите отличия курса Рузвельта от предыдущей экономической политики американского государства. Охарактеризуйте систему законодательных мер в области банковского дела, национальной экономики, промышленности и сельского хозяйства, уменьшения безработицы, организации общественных работ, прогрессивного налогообложения. Проанализируйте цели и способы реализации социальных программ. Определите значение государственного регулирования трудовых отношений, создания службы занятости, законодательного закрепления прав профсоюзов на забастовку, заключения трудовых соглашений. Необходимо помнить, что в рамках «нового курса» была предпринята попытка комплексного регулирования социальных и трудовых отношений, государство выступило в качестве третьей стороны в отношениях между трудящимися и предпринимателями, используя методы социального партнерства, арбитража и государственного принуждения. Необходимо проанализировать законы Нориса-Лагардия, Вагнера о социальном страховании, о справедливом найме рабочей силы и т.д. Необходимо отметить усиление антипрофсоюзной направленности послевоенного законодательства, его стремление не допустить политизации профсоюзов, создать механизм пресечения незаконных забастовок, установить государственный контроль над профсоюзами и интегрировать их в государственный механизм социального регулирования. Особое внимание обратите на законы Тафта-Хартли, Лэндрама-Гриффина и др. Подводя итоги, сделайте вывод об итогах «нового курса», его влиянии на последующее развитие американской государственности.

При подготовке третьего вопроса определите место правовой системы США в англо-американской правовой семье. Выявите отличия американской правовой системы от английской правовой системы. Кратко охарактеризуйте историю формирования американского права. Проанализируйте источники права США, определите соотношение прецедента и нормативного акта. Какое значение для становления американского права имела Конституция США? Какое значение имеет обычай и право справедливости? Сохраняется ли влияние английской правовой традиции на американское право? Дайте характеристику основных признаков американского права: двухуровневое правовое развитие (принцип федерализма); главенствующее положение федеральной Конституции; наличие судебного контроля за конституционностью законов; сохранение приоритетной роли судебной практики наряду с интенсивным развитием отраслевого законодательства; динамичность американского прецедентного права. Проанализируйте особенности кодификаций в США. Сделайте выводы о современных тенденциях в развитии американского права.

 

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Ознакомьтесь с текстом Закона Шермана 1890 г. Проанализируйте его содержание, используя следующий план:

а) цель принятия закона;

б) субъекты, на которых распространяется действие закона;

в) ограничение конкуренции и его правовое регулирование согласно закону;

г) ответственность лица, признанного виновным в нарушении конкуренции;

д) основания применения Закона Шермана против профсоюзов.

Задание выполняется письменно в тетради для семинарских и практических занятий.

Задание 2. Вопрос для устного обсуждения, написания эссе. Из всех речей президента Гувера наиболее известна произнесенная в Нью-Йорке 22 октября 1928 г. Ознакомьтесь с ее основными положениями и объясните «идейные» причины бездействия Правительства и Президента США в годы Великой депрессии (1929-1933):

«Сегодня я не буду касаться множества вопросов, которые уже не раз обсуждались, а предлагаю обсудить некоторые из самых важных принципов и идей, которые должны, но моему мнению, лежать в основе деятельности Правительства Соединенных Штатов.

Я хочу пояснить свою позицию в отношении этих принципов, поскольку они восходят к самым корням американской жизни, прослеживаются в каждом решении нашего правительства. Я хотел бы рассказать вам, как велико влияние расширения роли правительства в бизнесе на нашу систему самоуправления и нашу экономическую систему. Но еще важнее ее влияние на жизнь простого человека. Это влияние на права и свободы не только тех, кто остался за пределами разросшегося бюрократического аппарата, но и тех, кто вошел в него.

Когда федеральное правительство начинает заниматься бизнесом, правительства штатов немедленно лишаются права контролировать и облагать налогами этот бизнес. Когда правительство штата начинает заниматься бизнесом, оно немедленно лишает городские власти права облагать налогами и контролировать этот бизнес. Бизнес требует централизации, самоуправление требует децентрализации. Для того чтобы наше правительство преуспело в бизнесе, оно должно фактически стать деспотией, что немедленно приведет к разрушению самоуправления.

Влияние этого процесса на наше экономическое развитие было бы более разрушительным. Развитие бизнеса зависит от конкуренции. Новые методы и новые идеи являются продуктом проявления духа авантюризма, индивидуальной инициативы и индивидуальной предприимчивости. Без авантюризма не может быть прогресса. Ни одно правительство не имеет права спекулировать и рисковать деньгами налогоплательщиков. Но еще более важно то, что лидерство в бизнесе должно достигаться путем развития способностей и личных качеств, что может происходить лишь в атмосфере свободной конкуренции. Бюрократический аппарат ликвидирует конкуренцию. Нет сомнения, что политический выбор является слабой основой для выбора лидеров предпринимательской деятельности. А как насчет тех, кто находится за пределами бюрократического аппарата? Какое влияние оказывают на их жизнь правительство и еще сотни тысяч чиновников?

Их возможности немедленно оказываются ограниченными, так как эти люди не принимают участия во многих сферах деятельности. К тому же правительство не терпит в среде своих клиентов свободы ответных действий конкурентов, которые обычны в частных корпорациях. Бюрократический аппарат не способствует развитию духа независимости. Он распространяет в нашей повседневной жизни дух подчиненности, изменяя характер нашего народа, приучая его не к мощному сопротивлению ему, а к покорному подчинению несокрушимому могуществу.

Бюрократический аппарат всегда стремится к распространению своего влияния и своей власти. Вы не можете предоставить правительству власть над повседневной трудовой жизнью народа без предоставления ему одновременно власти над его душой и помыслами. Любое расширение власти правительства означает, что с целью защиты от политических последствий допущенных им ошибок, правительство будет стремиться к установлению все более внимательного контроля за отечественной прессой и политическими взглядами. После кончины свободной промышленности и свободной коммерции свобода слова живет недолго.

Я твердо придерживаюсь таких взглядов, поскольку во время войны имел практический опыт в области государственной деятельности и контроля. Я был свидетелем многочисленных неудач правительства в сфере бизнеса не только у себя в стране, но и за рубежом. Я видел его тиранию, его несправедливости, подрыв им тех самых инстинктов, которыми наш народ руководствуется в своем стремлении к прогрессу. Я был свидетелем отсутствия движения вперед, снижения уровня жизни, угнетенного состояния духа у людей, трудящихся в этой системе. В основе моих возражений лежит не теория или неспособность признать несправедливость, либо злоупотребление, я просто знаю, что использование таких методов ударило бы по самим корням американской жизни и разрушило бы саму основу американского прогресса.

Наш народ вправе знать, можем ли мы продолжать решать наши сложные проблемы, не принося в жертву нашу американскую систему. Я знаю, что можем. Мы уже продемонстрировали, что наша система способна откликнуться на новые веяния, на сложные ситуации в нашей экономике и бизнесе. Мы уже продемонстрировали, что мы можем сохранить нашу демократию, как и подобает хозяину в своем ломе, можем сохранить равенство возможностей и личную свободу.

Одной из серьезных задач правительства является выяснение пределов его вмешательства в торговлю и промышленность и того, что правительство оставляет на долю индивидуальных усилий. Одинаково важно, чтобы бизнес не вмешивался в деятельность правительства, а правительство – в дела бизнеса. Идеальной системы не существует. У нас были злоупотребления в области предпринимательской деятельности, по поводу которых негодует каждый законопослушный гражданин. Я настаиваю на том, что, судя по результатам, наша система превосходит все другие и сохраняет основные элементы свободы.

Благодаря нашей системе, Америка стала страной широких возможностей для тех, кто не получил при рождении никакого наследства. И не только потому, что она богата ресурсами и славится своей промышленностью, а потому, что сохраняет свободу инициативы и развивает предприимчивость. Россия располагает природными ресурсами, сравнимыми с нашими. Ее народ столь же трудолюбив, как и наш, но у нее не было благословенных 150 лет жизни при нашей форме правления и нашей социальной системе. Мудрость наших отцов-основателей, заключавшаяся в том, что прогресс должен быть суммой прогресса свободных личностей, получила развитие в результатах деятельности унаследовавших их власть великих лидеров страны. Президенты Джексон. Линкольн, Кливленд, Маккинли, Рузвельт, Вильсон и Кулидж неукоснительно соблюдали эти принципы. Придерживаясь принципов децентрализации власти, самоуправления, строго соблюдаемого права, равенства возможностей и свободы личности, наша американская система обеспечила народу и стране степень благополучия, которая не имеет аналогов в мире. Она позволяет нам надеяться ликвидировать нищету и страх перед нуждой намного быстрее, чем этого когда-либо ранее добивалось человечество. Доказательством того является прогресс последних семи лет. Он дает ответ тем, кто просит нас отказаться от системы, с помощью которой мы добились всего этого.

Нам еще предстоит дальнейший путь к прогрессу, который созвучен нашей американской системе, – укреплению нашего индивидуализма путем сокращения, а не расширения вмешательства правительства в бизнес.

Я хочу сказать еще кое-что о том, что является, по-моему, выдающейся чертой всей нашей политической, экономической и социальной системы, о равенстве возможностей. Мы следуем этому идеалу в нашей жизни в гораздо большей степени, чем какое-либо другое государство в мире. Равенство возможностей – это право каждого американца, богатого или бедного, рожденного за границей или здесь, независимо от расы, веры иди цвета кожи, достичь такого положения в жизни, которого он достоин благодаря своим способностям и личным качествам. Нам следует и впредь проводить в жизнь этот идеал, причем не только в сферах экономики и политики. Первыми шагами в достижении равенства возможностей должно быть создание такого положения, когда в Америке не окажется ни одного ребенка, не обладающего уже при рождении возможностью жить (и не живущего!) в здоровых условиях, не имеющего всех возможностей подучить всестороннее образование в наших институтах, не освобожденного от вредного для здоровья труда, не имеющего намерения добиться успеха в жизни в полном соответствии со своими способностями.

Равенство возможностей, с моей точки зрения, требует равных возможностей для людей во всех уголках нашей страны. В последние несколько лет определенные группы наших граждан отставали от других в движении вперед. Они не обладали такими же возможностями. Я имею в виду, в частности, тех, кто занят в текстильной и угольной промышленности, в сельском хозяйстве. Сотрудничая с нашим правительством, мы можем помочь им в решении этих проблем. В области сельского хозяйства нам понадобится исходный капитал для оказания им помощи, но мы предлагаем самим гражданам управлять своими хозяйствами самостоятельно, а не перепоручать это дело правительству...».

 

Задание 3. Вопрос для устного обсуждения, написания эссе.

Для выхода из сельскохозяйственного кризиса был принят закон о помощи фермерам и учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Этот орган «регулировал» цены на сельскохозяйственные продукты, устанавливал объем производства. Поощрялось сокращение фермерами посевных площадей. В результате этой политики в США были перепаханы миллионы гектаров земли, засеянной хлопчатником и пшеницей, были уничтожены миллионы голов скота, сожжены огромные запасы зерна. И это делалось в то время, когда в стране насчитывались миллионы безработных, не имевших средств к существованию. В 1933 году была учреждена также Администрация сельскохозяйственного кредита, которая предоставила кредит главным образом крупным фермерам на сумму в 2 млрд. долларов. Мероприятия правительства Рузвельта в области сельского хозяйства способствовали его концентрации и разорению мелких фермеров.[6]

Широко известно высказывание Рузвельта по поводу данной реформы: «Можно обманывать немногих длительное время, можно обманывать многих недолго, но нельзя обманывать всех всегда, бывают времена, когда нельзя нарушать правила и принципы, но бывают и другие времена, когда опасно соблюдать их».

Как Вы понимаете данное высказывание президента Рузвельта, объясните причины проведения аграрной реформы.

 

Задание 4. Вопрос для устного обсуждения, написания эссе. Ознакомьтесь с инаугурационной речью президента Ф. Рузвельта, сформулируйте основные идеи «нового курса», определите возможные угрозы для конституционного строя.

Ф. Рузвельт. Инаугурационная речь 4 марта 1933г.: [7]

«Я уверен, что мои дорогие соотечественники-американцы ждут, что, вступая в должность президента, я обращусь к ним с прямотой и решимостью, как того требует нынешнее положение нашей страны. Сейчас самое время говорить правду, всю правду, открыто и смело...

Но все-таки беды пришли к нам не от материального недостатка… наши беды не сравнимы с испытаниями, которые наши предки одолели, ибо верили и не страшились, за что мы должны быть им весьма благодарны. Природа по-прежнему приносит щедрые дары, а человеческие усилия их преумножают. Изобилие у самого нашего порога, но мы не можем воспользоваться его щедрыми дарами в силу их недоступности. Происходит это главным образом потому, что те, кто отвечал за обмен плодами рук человеческих, потерпели провал из-за собственного упрямства и собственной некомпетентности, признали свое поражение и вышли из игры. Деятельность бесчестных менял осуждается судом общественного мнения, люди не приемлют ее ни умом, ни сердцем.

Правда, они пытались, но действовали отжившими свой век традиционными методами. Потерпев неудачу с кредитом, они лишь предложили ссужать больше денег. Им известны лишь правила поколения корыстолюбцев. Это недальновидные люди, а недальновидные люди обречены на гибель…

Счастье заключается не просто в обладании деньгами, – оно в радости свершений, в творческом волнении. В безумной погоне зa мимолетной прибылью больше нельзя забывать об этой радости и о моральном стимулировании труда. Эти мрачные времена будут оправданны, если научат нас, что наше истинное предназначение не прислуживать кому-то, а жить самим себе и нашим собратьям.

Признание ложным такого мерила успеха, как материальное богатство, идет рука об руку с отказом от ложного убеждения, что государственная должность и высокое политическое положение измеряются лишь мерилом поста и личной выгоды. Надо покончить с тем образом действий в банковском деле и в бизнесе, который слишком часто превращал священный долг в подобие бессердечного и своекорыстного проступка. Неудивительно, что доверие тает, ибо оно зиждется только на честности, чести, на нерушимости обязательств, на ревностной защите, на бескорыстной деятельности, а без всего этого оно существовать не может.

Однако восстановление требует не только нравственных перемен. Страна просит действий, и действий немедленных. Наша величайшая первоочередная задача – вернуть людям работу. Эта проблема окажется вполне разрешимой, если мы подойдем к ней разумно и смело. Частично ее может решить прямая мобилизация силами самой власти, взявшейся за эту задачу так, как мы действуем в чрезвычайных военных условиях, но, в то же время, направив рабочую силу на осуществление в высшей степени необходимых проектов по стимулированию и реорганизации использования наших природных ресурсов.

Вместе с тем мы должны откровенно сказать о перенаселенности наших промышленных центров и, занявшись перераспределением в национальном масштабе, постараться наделить землей тех, кто лучше всех готов ее использовать. Справиться с этой задачей могут помочь решительные действия по повышению цен на сельскохозяйственную продукцию, а одновременно и покупательной способности по отношению к продукции, производимой в городах. Этому может помочь эффективное предупреждение нарастающей трагедии разорения в результате лишения права выкупа закладной на наши небольшие дома и фермы. Этому может помочь требование к федеральной власти, властям штатов и местным властям немедленно и резко сократить свои расходы. Этому может помочь унификация выплат пособий, сегодня нередко раздробленных, неэкономичных и неравных. Этому может помочь государственное планирование и контроль над всеми видами транспорта, связи и прочих услуг явно общественного характера. Этому можно помочь многими способами, но никогда не поможешь одними разговорами. Мы должны действовать, и действовать быстро.

Наконец, вновь берясь за работу, мы нуждаемся в двух гарантиях защиты от старых зол. Должен быть установлен строгий контроль над всей банковской, кредитной и инвестиционной деятельностью. Должен быть положен конец спекуляциям с чужими деньгами и обеспечена адекватная требованиям, но здоровая валюта.

Таковы направления атаки. Теперь я изложу перед новым конгрессом на специальном заседании детальные меры для ее проведения и попрошу немедленного содействия нескольких штатов.

Этой программой действий мы призываем самих себя навести порядок в собственном национальном доме и сбалансировать доходы с расходами. Хотя наши международные торговые связи крайне важны, в данный момент и при данных потребностях они отходят на второй план перед лицом создания здоровой национальной экономики. В практической политике я предпочитаю ставить первостепенные вещи на первое место. Я не пожалею сил для возрождения мировой торговли путем международной экономической реорганизации, но критическая ситуация у себя дома не может ждать завершения решения этой задачи. Главная идея, задающая направление этим особым способам национального возрождения, не является узконациональной. Она в первую очередь подчеркивает взаимозависимость разнообразных факторов во всех частях Соединенных Штатов, напоминая о старом и вечно важном проявлении американского пионерского духа. Это путь к возрождению. Это самый прямой путь. Это крепчайшая гарантия прочности возрождения.

Мы готовы и согласны подчинить свою жизнь и свое достояние дисциплине, открывая возможность для руководства, нацеленного на большое благо. Это я и хочу предложить, заверяя, что большие цели пробудили в нас священное чувство долга, подобное тому, которое пробуждается во время вооруженной борьбы.

При форме власти, унаследованной нами от предков, вполне возможно действовать таким образом и с такой целью. Наша Конституция столь проста и практична, что всегда можно ответить на чрезвычайные требования, переставляя акценты и меняя порядок слов, не утратив сути. Будем надеяться, что нормального баланса исполнительной и законодательной власти окажется вполне достаточно для решения стоящей перед нами беспрецедентной задачи. Но, возможно, какое-то беспрецедентное требование жизни и необходимость неотложных действий заставят нас временно отойти от нормально сбалансированного государственного процесса.

По своей конституционной обязанности я готов рекомендовать меры, которые могут потребоваться раненой стране в раненом мире. В пределах своих конституционных полномочий я постараюсь добиться быстрого принятия этих или иных подобных мер, которые может разработать конгресс с его опытом и мудростью.

Однако в том случае, если конгресс не сумеет принять один из этих двух курсов, и в том случае, если страна по-прежнему останется в чрезвычайном критическом положении, я не уклонюсь от ясного, предначертанного долгом курса. Я буду просить у конгресса единственный оставшийся инструмент решения кризиса – широких властных полномочий для борьбы с чрезвычайной ситуацией, столь же неограниченных, как полномочия, которые мне были бы даны в случае фактического вторжения иноземного врага.

За оказанное мне доверие я расплачусь соответствующей моменту отвагой и преданностью. Это минимум того, что я обязан сделать. Наша цель – гарантировать полноценную и стабильную жизнь страны…».

Задание 5. Заполните таблицу, используя учебную литературу и нормативные источники:

«Новый курс» Ф. Рузвельта

Направление реформирования Нормативные акты Цель реформы Результаты
Реформы финансовой сферы      
Реформы в промышленности      
Реформы в аграрной политике      
Реформы в социальной политике      

Задание 6. Дополнительные задания(для устного обсуждения, написания эссе):

Объясните содержание указанной поправки XVIII к Конституции США, причины принятия, а затем отмены в 1951 году[8]:

Раздел 1. Через год после ратификации настоящей статьи производство, продажа и перевозка алкогольных напитков, ввоз и вывоз их с целью потребления на территории Соединенных Штатов и на всех территориях, подпадающих под юрисдикцию Соединенных Штатов, запрещаются.

Раздел 2. Конгресс и отдельные штаты обладают совместной компетенцией по обеспечению действия настоящей статьи посредством принятия соответствующего законодательства.

Раздел 3. Настоящая статья не вступает в силу, пока она не будет ратифицирована в качестве Поправки к Конституции легислатурами отдельных штатов в соответствии с положениями Конституции в течение семи лет после того, как Конгресс представит ее штатам

 

2. В своем исследовании «Три новых курса» («Three New Deals») немецкий культуролог Вольфганг Шифельбуш высказывает следующую идею: между программами Рузвельта, Муссолини и Гитлера наблюдается удивительное сходство, которое выразилось в общем для всех трех стран беспрецедентном вмешательстве государства в экономическую и общественную жизнь своих граждан, милитаризме, антилиберальной идеологии, пропаганде и во многом другом. Согласны ли Вы с данным утверждением, обоснуйте свою точку зрения.

Задание 7. Тест.

1. «Новый курс», призванный вывести США из кризиса, был разработан при президенте:

а) Ф. Рузвельте; б) Т.Рузвельте; в) К Кулидже; г) Г.Гувере

2. Избирательные права в США женщины получили:

а) в 1918 г.; б) в 1920 г.; в) в 1921 г.; г) в 1929 г.

3. Для преодоления кризиса сельского хозяйства в США «Новый курс» предусматривал:

а) механизацию производства;

б) создание коллективных фермерских хозяйств;

в) меры по повышению цен на сельскохозяйственную продукцию;

г) снижение цен и расширение продаж сельскохозяйственной продукции.

4. «Кодексы честной конкуренции» в период «Нового курса» предусматривали:

а) принудительную ликвидацию монополий;

б) ужесточение антимонопольного законодательства;

в) добровольное ограничение предпринимателями своей деятельности;

г) административное регулирование вопросов производства и сбыта продукции.

5. Закон Вагнера был принят:

а) в 1933 г.; б) в 1935 г.; в) в 1938 г.; г) в 1947 г.

6. На общефедеральном уровне признание прав профсоюзного движения закрепил закон:

а) Вагнера; б) Тафта-Хартли; в) Вэника – Джексона; г) Норриса-Лагардия.

7. Возрастной ценз избирателей в США был снижен до 18 лет:

а) в 1962 г.; б) в 1964 г.; в) в 1971 г.; г) в 1975 г.

8.Федеральная резервная система в США была создана:

а) в 1913 г.; б) в 1918 г.; в) в 1929 г.; г) в 1933 г.

9. В целях укрепления доверия населения и упрочения банковской системы США в 30-е годы 20 века:

а) создается Федеральная резервная система;

б) денежные вклады переводятся в золото;

в) вводилось страхование вкладов;

г) устанавливаются государственные гарантии вкладам.

10. Централизация власти в США в 30-е годы 20 века привела:

а) к бесправию Конгресса;

б) к расширению прав федеральных органов и президента;

в) к преобразованию федерации в унитарное государство;

г) к передаче полномочий правительства администрации президента.

11. Впервые ответственность за состояние экономики страны была возложена на президента США:

а) 1787 г. Конституция США;

б) 1935 г. Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера);

в) 1935 г. Закон о социальном страховании;

г) 1946 г. Закон о занятости.

12. Автор доктрины «ответственности государства за судьбы своих граждан», возникшей в первой половине XX века в США:

а) президент США Т. Рузвельт;

б) президент США Ф.Рузвельт;

в) президент США Гувер;

г) Вудро Вильсон.

13. XIX поправка к Конституции США (1920 г.) устанавливала:

а) избирательные права женщин;

б) порядок вступления в должность президента страны;

в) отмену ограничения избирательных прав «в связи с неуплатой налогов»;

г) запрет расовой дискриминации.

14. Доктрина «двухстороннего федерализма» в США означает:

а) разграничение предметов ведения: вопросы совместного ведения федерального центра и штатов и вопросы в ведении только штатов;

б) сферы деятельности национального правительства и штатов разграничиваются, но торговля между штатами регулируется в соответствии с Конституцией федеральным Конгрессом;

в) отрицание разграничения предметов ведения между штатами и центром: все вопросы только в ведении федерального центра;

г) отсутствие разграничения предметов ведения, в каждой конкретной ситуации проблема решается индивидуально.

15. В 1954 году сегрегация была признана противоречащей Конституции США. Такое решение принял:

а) президент США; б) Конгресс США;

в) Верховный Суд США; г) граждане США на референдуме.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Бернам У. Правовая система Соединенных Штатов Америки. М.: Новая юстиция, 2007.

2. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1996.

3. Давид Р., Спинози Ж. К. Основные правовые системы современности. М., 2009.

4. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М., 1998.

5. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). Учебник. М., Юристъ. 2009.







Date: 2015-08-15; view: 736; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.062 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию