Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рекомендации по самоподготовке. Целью изучения темы является получение теоретических знаний о характерных чертах развития основных этапов феодальной монархии на примере Германии
Целью изучения темы является получение теоретических знаний о характерных чертах развития основных этапов феодальной монархии на примере Германии, системе организации власти и управления средневековой Германии на разных исторических этапах, об основных источниках, понятиях, институтах, особенностях средневекового права Германии; формирование умения применять основные приемы и способы познания историко-правовых событий, использовать имеющуюся информацию для получения новых знаний, умения осуществлять сравнительный анализ нормативных источников, формулировать и обосновывать свою точку зрения по государственно – правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями, решать юридические казусы. Начать изучение первого вопроса следует с характеристики территориального строения Германии как самостоятельного феодального государства. Затем уместно выделить на два больших этапа развития Германии (деление является условным): – становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X– ХII вв.); – феодальное государство в период территориальной раздробленности в Германии (XIII – начало XIX вв.). Рассматривая первый этап, необходимо раскрыть следующие ключевые моменты: 1) особенности сословной структуры, разграничив правовое положение сословий; 2) особенности становления и развития раннефеодальной монархии. Исследуйте вопрос об изменении положения органов управления, чиновничьего аппарата, объясните, почему королевская власть по своим полномочиям находилась в прямой зависимости от политической ситуации в обществе, а королевский двор был узким по своему составу, при этом важнейшую политическую роль играли собрания знати. Выявите изменения в системе местного управления – с XII в. начинается постепенный процесс разложения системы королевской администрации на местах, в частности, королевские чиновники (графы) превращаются в наследственных ленников и создают собственный аппарат управления своими владениями, защищенный привилегиями и иммунитетами от вмешательства центральной власти. Обратите внимание на такие особенности функционирования механизма государства в XII в. как: а) уменьшение зависимости центрального и местного аппарата Германии от императора; б) учет политических интересов и привилегий князей. Объектом самостоятельного исследования должна выступить военная организация, основанная на ополчениях феодалов. Отдельное внимание необходимо уделить рассмотрению политического дробления империи, подчеркнув, что решающим этапом оформления нового качества империи был период 1220-1250 гг. правление короля Фридриха II Гогенштауфена. Проанализируйте государственную систему империи в период ХIV-ХV вв., статус императора, съездов феодалов (рейхстагов). Период XIII-XIV вв. характеризовался тем, что Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных. Одновременно завершается оформление системы сословий и сословного представительства. Следует объяснить такую особенность сословной структуры как дробность и отсутствие единства в масштабе всего государства. Необходимо разграничить имперские сословия или чины (щиты), которые существовали в империи (имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов); земские сословия – в княжествах (дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов). Необходимо указать, что подобное социальное расслоение привело к образованию трех различных групп: городская верхушка (патрициат), средняя часть населения городов, полноправные мастера (бюргерство), подмастерья, поденщики, неимущие горожане (городской плебс). Рассматривая политическое развитие Германии, необходимо раскрыть следующие моменты: – центральный аппарат империи во главе с императором, который только формально осуществлял государственную власть, а фактически центральный аппарат находился под контролем курфюрстов; – в этой связи следует уяснить изменения статуса органов власти и управления (например, указать, что император избирался узкой коллегией князей – курфюрстов, утратил положение главы церкви и перестал наделять епископов и аббатов церковными полномочиями); Рассматривая статус рейхстага, следует подчеркнуть, что его структура окончательно оформилась только в XIV веке. В частности, рейхстаг структурно состоял из трех коллегий (коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов); Одним из направлений характеристики феодального государства в период феодальной раздробленности является изучение эволюции территориальных единиц империи и местной власти. Изучите понятия отдельных «княжеских» государств, политической автономии отдельных корпораций (городов, их союзов, религиозных объединений и др.); особого статуса имперских и вольных городов и др. В заключение вопроса необходимо рассмотреть соперничество за политическое верховенство в империи двух наиболее крупных абсолютистских государствах – Пруссии и Австрии. Отдельно проанализируйте взаимоотношения церкви и государства, установите значение реформации в развитии государства в Германии в средние века. Изучение второго вопроса следует начать с истории принятия и причин создания Золотой Буллы. Объясните, почему документ получил такое название? Отметьте значение данного документа как законодательного акта Священной Римской империи. Определите период действия Золотой буллы (1356 – 1806 гг.), выясните, какое событие повлекло прекращение действия Золотой Буллы. Объясните, почему именно этим документом и как был закреплен политический распад империи. Почему Булла признавала полный суверенитет князей в их владениях, узаконивала войны между феодалами, вновь запретила союзы городов? Разъясните статус коллегии курфюрстов. Почему ведущая роль в рейхстаге отводилась архиепископу Майнцскому? Какие правомочия императорской власти перешли к князьям-курфюрстам? Насколько сузилась сфера имперской власти по сравнению с законами Фридриха II? Каким образом проходили выборы в коллегию курфюрстов, и какими полномочиями она пользовалась. Осветите права курфюрстов в своих владениях и ограничение власти императора. Объясните, какое политическое значение имело внешнее сохранение империи? Изучение Саксонского зерцала рекомендуется осуществлять по плану: 1) общая характеристика Саксонского зерцала; 2) формы землевладения; 3) сословия и ленное право; 4) суд и процесс по Саксонскому зерцалу. Саксонское зерцало как памятник, подводивший своеобразный итог развитию феодальных отношений в Европе, отражает во всей полноте всю гамму феодальных отношений. Характеризуя источники Саксонского зерцала необходимо выявить следы заимствований римского права, проследив формы взаимодействия последнего с так называемым Landrecht – «земским правом». Что побудило Эйке фон Репкова создать Саксонское зерцало? Каким целям призван был служить этот трактат? Из каких частей состоит Саксонское зерцало? Что представляет собой земское право, с одной стороны, и ленное право, с другой? В чем заключаются различия между ними? Есть ли какая-нибудь взаимосвязь между земским и ленным правом? Прослеживается ли эта взаимосвязь в тексте Саксонского зерцала? Если да, то в чем она выражается. Особое внимание обратите на статью 14 книги 1 части I Саксонского зерцала. Данная статья показывает, что правовое регулирование ленных отношений по земскому праву отличается некоторыми особенностями по сравнению с правовым регулированием данных отношений в сфере ленного права. Характеристику вещного правацелесообразно начать с определения термина двойной или «расщепленной» собственности. По этой теории единое право собственности было расщеплено на каждой ступени феодальной лестницы между вассалом и сеньором. Особо следует подчеркнуть целевое предназначение этой теории. Следует в то же время помнить, что сама терминология Саксонского зерцала (Земское право III 83 §2-3, II 44 §3 и др.) нередко противопоставляет лен понятию собственности. Однако следует учитывать, что во всех этих случаях речь идет о так называемых аллодах, противопоставленных феодам (Земское право II 43 §1, 44 §3, I 38 §2, I 8 §1, 34 §1, 52 §1). Раскройте различия между институтом наследственной земельной собственности и леном. Особо обратите внимание на §2 статьи 38 книги 1 части I Саксонского зерцала и сопоставьте ее с нормами статей 8 и 34 книги 1 части I, с одной стороны, и нормой, изложенной в §2 статьи 9 этой же книги. При более детальном анализе института лена следует определить круг субъектов ленного права, раскрыть содержание правомочий и обязанностей, вытекающих из обладания леном, выявить способы приобретения лена, выделить разновидности данного института. Саксонское зерцало проводит различия между духовными и светскими ленами. Согласно §1 статьи 60 книги 3 части I, «император передает в лен все духовные княжеские лены при помощи скипетра, все светские знаменные лены он передает при помощи знамени. Ни один знаменный лен он не может оставлять вакантным более года и дня». В чем заключается смысл указанных различий между двумя видами ленов? Рассмотрите вопросы регулирования в памятнике прав на чужие вещи, например, чинш и др. правомочия (Земское право I 54 §2-3, III 77 §1-2). Определите, какие способы обеспечения исполнения обязательств по договорам предусматривает Саксонское зерцало? Сопоставьте положения Земского права I 3 §2 и Ленного права I 1-9. Далее, следует проследить, как в памятнике проводится грань между благородными и свободными, но не благородными. Проанализируйте юридическое положение таких групп населения, как чиншевики, арендаторы, министериалы, крестьяне и др. Результатом анализа должен стать вывод об опосредовании феодальными отношениями сословной структуры саксонского (германского) общества. Выявите взаимосвязь норм процессуального права с нормами материального права, что в самом памятнике прослеживается достаточно четко. Охарактеризуйте такую особенность суда, как четкая структура судебной власти, копирующая структуру феодального общества. Необходимо показать ссылками на конкретные положения Саксонского зерцала сословность процесса, его инквизиционные черты, а также указать на пережитки старого варварского общества, встречающиеся в памятнике. Проанализируйте разграничения сферы юрисдикции церковного и светского судов (см.§1 статьи 87 книги 3 части I). Обратите внимание на то, что допускается повторное рассмотрение дела, уже рассмотренного в светском суде, в суде церковном или наоборот, хотя в Саксонском зерцале говорится о том, что никто не платит штраф дважды за одно и то же правонарушение. Однако, в случае, если правонарушитель нарушил мир, он платит за свое преступление отлучению от церкви, он платит штраф и по решению светского суда и по постановлению суда церковного (§4, статьи 53 книги 1). При анализе статей Саксонского зерцала, посвященных королевскому суду, особое внимание следует уделить §1 статьи 26, статье 33, §2 статьи 52 книги 3 части I. В чем заключаются зафиксированные в тексте Саксонского зерцала отличия королевского суда от других категорий судов? Как образуется и действует, согласно нормам Саксонского зерцала, суд графа, суд пографа? Каковы рамки их юрисдикции? Что представляет собой ленный суд, согласно нормам Саксонского зерцала? Какова его организация? Каков порядок рассмотрения дел в ленном суде, согласно нормам, изложенным в главе 2 части II Саксонского зерцала? В конце следует осветить проблему шеффенского суда, раскрыв его природу. Каролина – судебник 1532 года, ярко воплотивший в себе характер и формы рецепции римского (уголовного) права и процесса в эпоху позднего средневековья, который способствовал не только унификации норм германского права, но и оказал громадное влияние на развитие права в других европейских странах, в частности, на формирование науки уголовного права и процесса. При изучении рекомендуем следовать следующему плану: 1) история создания Каролины, общая характеристика памятника; 2) основные виды преступлений и наказаний; в) процесс по Каролине. Начать необходимо с анализаисторической обстановки в Германии накануне принятия Каролины. Рассмотрите вопрос о влиянии норм обычного права, норм римского права на уголовное право Германии, проследите их взаимосвязь. Следует дать общую характеристику памятнику, показать его отличительные черты, внутреннюю систематику и т.п. Самостоятельно систематизируйте преступления согласно Каролине по принятой в науке схеме (по объекту). При этом необходимо дать анализ каждого вида преступления. Наказания следует сгруппировать по видам, начав с наиболее тяжелых: квалифицированная смертная казнь и т.д. На основании анализа текста памятника необходимо определить частоту применения смертной казни и её виды, привести примеры неопределенных санкций, отсылающих к усмотрению законоведов. Какие факторы предписывает Каролина принимать во внимание при назначении наказания? Какие обстоятельства могут служить основанием для смягчения наказания или полного освобождения от ответственности за совершение преступления? Что понимается в Каролине под правомерной необходимой обороной? При каких условиях лицо, совершившее убийство в состоянии необходимой обороны, освобождается от наказания за него? Раскройте понятие крайней обороны. Объясните, почему инквизиционный процесс стал господствующей формой рассмотрения уголовных дел в практике светских и церковных судов Германии, что нашло отражение и в Каролине. Какие принципы лежат в основе инквизиционного процесса, закреплённого нормами Каролины? Обратите внимание на основные черты инквизиционного процесса. Рассматривая наиболее характерную черту обвинительного процесса – принцип состязательности сторон, найдите ответ на вопрос: присутствует ли состязательность в инквизиционном процессе, описанном в Каролине? Обвинительному процессу свойственна гласность. Имеются ли элементы гласности в инквизиционном процессе? Какова цель судебного процесса, согласно Каролине? На основании документа рассмотрите стадии инквизиционного процесса. Первую стадию инквизиционного процесса составляет процедура предварительного общего расследования (дознание). Как она описана в Каролине? Из каких действий данная стадия состоит? Какова её цель? Какие обстоятельства являются, по нормам Каролины, основанием для возбуждения уголовного дела и начала предварительного общего расследования? Обратите внимание на задачи дознания. Вторая стадия инквизиционного процесса – это специальное расследование. Какие действия должны предприниматься на этой стадии уголовного процесса, согласно Каролине? В чём состоит назначение специального расследования? Проанализируйте основные задачи общего расследования. Какие виды доказательств описывается в Каролине? Какие способы доказывания считаются допустимыми? Одной из характерных черт инквизиционного процесса является пытка. Какая роль отводится пытке в судебном процессе в Каролине? При каких условиях она применяется, согласно правилам данного уложения? Какое значение имеют сведения, полученные под пыткой? Какое значение придаёт Каролина признанию обвиняемого в совершении преступления? Третья стадия инквизиционного процесса – специальное расследование – выработка, составление и оглашение приговора. Какие правила для указанной стадии процесса устанавливает Каролина? Какие возможные варианты приговора указаны в уложении? Четвёртой стадией являлось проведение судебного заседания. Охарактеризуйте основные задачи судебного заседания.
При подготовке в целях систематизации знаний рекомендуется составить следующие схемы: -»Периодизация истории государства Германии в средние века» – «Социальная структура Германии в X-XIII веках» – «Социальная структура Германии в XIV-XVI веках» – «Государственный строй Германии в X-XIII веках» – «Государственный строй Германии в XIV-XVI веках» – «Источники германского права в средние века» – «Структура Саксонского зерцала» – «Система преступлений по Каролине» – «Стадии судебного процесса по Каролине»
Рекомендуемая дополнительная литература 1.Аннерс Э. История европейского права. М., 1995. 2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. 3. Конринг Г. О происхождении права Германии // Антология мировой правовой мысли. Том 2. М.1999. 4. Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков. СПб, 2003. Date: 2015-08-15; view: 493; Нарушение авторских прав |