Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Извлечения: Папирус из Оксиринха от 66 года н.э





Договариваются между собой Трифон, сын Дионисия, сына Трифона, по матери сын Тамунии, дочери Оннофрия, и Птоломей, сын Паврисиона, сына Птоломея, по матери сын Офелуты, дочери Теона, ткач; оба жители города Оксиринха. Трифон отдает Птоломею своего несовершеннолетнего сына Тоониса от матери Сараевты, дочери Апиона, на срок один год от сего числа, (причем Тоонис обязывается) услужать и делать все, что ему прикажет Птоломей в отношении своего ткацкого ремесла, насколь сам Птоломей его знает. В течение этого срока мальчик получает одежду и пищу от Трифона, на счет коего относятся и все налоги, причитающиеся с мальчика; в возмещение чего Птоломей ежемесячно уплачивает ему пять драхм в счет питания и за весь срок договора двенадцать драхм в счет одежды. При этом Трифону не разрешается забрать своего мальчика от Птоломея до истечения срока договора; а сколько дней в течение (этого срока) ученик не будет работать, на такое же количество дней он его оставит сверх срока или же уплатит за каждый день одну драхму серебром; за отнятие мальчика до срока он уплачивает неустойку в сто драхм и столько же в казну. Такой же неустойке подлежит Птолемей, если он не обучит мальчика. Договор об обучении. В 13 г. Нерона Клавдия Цезаря Германика императора, в месяц август 21.

 

Задание 6. Вопросы для дискуссии:

1. Перечислите и раскройте основные причины образования государства в Риме.

2. Почему Римом правили этруски, хотя большинство населения было из других племен?

3. Чем патриции отличались от плебеев? За что плебеи боролись с патрициями? Почему плебеи постепенно добились своих целей? Почему борьба плебеев с патрициями обострилась после крушения царской власти и установления республики?

4. Кто в Риме мог стать членом сената? Каковы были обязанности и права сенаторов?

5. Кто участвовал в народном собрании Рима? Какие вопросы там решались?

6. Кто и как выбирал в Риме консулов и преторов? Кто мог быть избран на эти две разные должности?

7. Каковы были обязанности и права преторов и консулов Рима? Почему нужны были эти две разные должности?

8. Кто и как выбирал в Риме народных трибунов? Каковы были их права и обязанности?

9. Для чего нужна была в Риме должность цензора? Чем отличались его обязанности от задач современного цензора?

10. Что означает слово «республика»? Какой была Римская республика в 500 году до н. э. демократической или аристократической? Изменилось ли это состояние государственного строя к 200 году до н. э.?

11. Для чего в Риме были нужны два консула? Почему их иногда заменяли одним диктатором?

12. Мог ли римский патриций стать трибуном? Если да, то каким образом? Зачем это ему было нужно?

13. Каков смысл слов «народный трибун»? Какие еще были трибуны и чем о них отличались народные трибуны? Кто исполнял отдельные обязанности народных трибунов до того, как появилась эта должность?

14. Известно, что римские магистраты не получали заработной платы, но многие римляне стремились занять эти посты, даже подкупали избирателей ради этого. Почему?

15. Как была устроена римская система гражданства и союзничества? Какую пользу она приносила римлянам?

16. Почему римляне смогли объединить Италию в границах одного государства, а ни греки, ни этруски не смогли этого сделать?

17. Что было легче для римского плебея: стать всадником, сенатором, консулом, трибуном или патрицием? Как он мог этого добиться?

18. Как римляне становились сенаторами: по наследству, по богатству, в результате выборов? Было ли это звание наследственным и пожизненным? Можно ли было его лишиться? Если да, то как и за что?

19. Какие из сословий и учреждений римской республики Аристотель отнес бы к аристократии, какие – к демократии, какие – к монархии?

20. Перечислите и раскройте основные причины кризиса и падения римской республики.

21. В чем состоит отличие военных диктатур позднереспубликанского периода от экстраординарных магистратур ранней римской республики?

22. Чем знаменит Л.К. Сулла? Что он сделал в целях установления единоличной власти в Риме?

23. Какому римскому сословию принадлежал лозунг «Хлеба и зрелищ»? Что он означал?

24. Кто и когда установил имперские порядки в Риме?

25. Соответствовало ли римское государство периода принципата общеимперским признакам?

26. Чем различался смысл слов «император», «цезарь» и «август» в эпоху империи?

27. Сравните между собой два периода: принципат и доминат. Установите их общие и особенные черты.

28. Перечислите и раскройте основные реформы императора Диоклетиана. В чем состоит историческое значение «эры» Диоклетиана?

29. Каковы основные причины разделения римской империи на восточную и западную?

30. Перечислите и раскройте основные причины кризиса и падения западной римской империи.

31. Какое право римляне называли то квиритским, то гражданским, то цивильным? В чем состоит смысл данных слов?

32. Какой из источников права играл доминирующую роль в системе источников права древнейшего периода? Свой ответ обоснуйте.

33. Каково историческое соотношение правового обычая и закона? Свой ответ обоснуйте на римском историко-правовом материале.

34. Назовите характерные черты римского обычного права. Какие из них были унаследованы Законами XII таблиц?

35. Перечислите и раскройте наиболее важные признаки Законов XII таблиц. В чем состоял патриархальный характер данных Законов?

36. Какая форма судебного процесса была характерна для Законов XII таблиц?

37. Перечислите и раскройте наиболее важные признаки римского права классического периода. Какие изменения произошли в системе источников римского права данного периода?

38. Осветите вклад преторов и виднейших юристов Рима в процесс развития источников права.

39. Что означает словосочетание «голое право»? Какой смысл заключен в словах «природное право»?

40. Каково историческое соотношение классического и постклассического права в Древнем Риме?

 

Задание 7. Тест на закрепление теоретических знаний о государстве и праве Древнего Рима:

1.В истории государства Древнего Рима выделяют три периода. Время с 509 по 27 гг. до н.э. называется:

a) царский период; б) период республики; в) период империи;

г) трибунат; д) период тиранов.

3. Комиции в Древнем Риме – это:

a) советы старейшин; б) куриатные собрания; в) патриции;

г) объединения триб; д) объединения центурий.

4. В Древнем Риме в царский период должность рекса была:

a) выборной; б) назначаемой; в) наследственной;

г) вольнонаемной; д) получаемой от патрициев.

5. Люди, у которых кроме потомства ничего не было, в Древнем Риме назывались: а) плебеи; б) патриции;; в)комиции; г) всадники; д) пролетарии

6. Реформа Сервия Туллия, проведенная в Древнем Риме, выполнила триединую задачу, но при этом не:

a) разрушила родоплеменной строй патрициев;

б) включила плебеев в состав римского народа;

в) совершенствовала и укрепила структуру военного ополчения;

г) разделила свободное население по территориальному принципу;

д) установила республиканский строй

7. Гражданство в Риме приобреталось указанными способами, кроме:

a) рождения от римлянина и римлянки (или от римлянки, не состоящей в браке);

б) усыновления чужестранца римским гражданином;

в) отпущения на волю раба;

г) переселения на территорию Рима;

д) пожалования римского гражданства целым народам или отдельным лицам.

8. Рабы, отпущенные на волю, в Риме назывались:

a) латины; б) перегрины; в) вольноотпущенники; г) рабы; д) граждане.

9. Жители завоеванных Римом территорий за пределами Лациума назывались:

a) латины; б) перегрины; в) вольноотпущенники; г) рабы; д) граждане.

10. Совокупность должностных лиц Римской республики называлась:

a) сенат; б) народные собрания; в) магистратура; г) нобилитет; д) принципат

11. Кризис Римской республики завершился заключением «Союза трех», среди которых не было:

a) Помпея; б) Красса; в) Гая Юлия Цезаря; г) Суллы.

12. Основы политического строя, носившего название принципат, окончательно утвердил:

a) Помпей; б) Красс; в) Гай Юлий Цезарь; г) Октавиан Август; д) Сулла.

13. Период римской империи, характеризующийся неограниченной властью императора, власть которого поддерживалась крупными латифундистами, называется:

a) период принципата; б) кризисный период; в) период домината;

г) республиканский период; д) архаический период.

14. Лишение какого состояния считалось средством ограничения статуса, приводящим к лишению права вступить в законный римский брак и заключать различного рода сделки:

а) лишение состояния гражданства; б) лишение семейного статуса;

в) лишение права занимать высокие государственные должности;

г) лишение состояния свободы.

15. Какие основные черты характеризовали брак cum manu:

а) нахождение жены под властью мужа на положении дочери;

б) сохранение за женой самостоятельности по вступлению в брак;

в) наличие раздельного имущества супругов;

г) оставление приданого жены в ее собственности.

16. На кого распространяло свое действие ius gentium (право народов):

а) На перегринов, а также на их взаимоотношения с государственными органами;

б) на перегринов, а также на их взаимоотношения с римскими гражданами.

в) на римских граждан, а также на их взаимоотношения с государственными органами;

г) на государственные органы, а также на их взаимоотношения с римскими гражданами и перегринами.

17. Положение ребенка, рожденного от свободной женщины и раба в Древнем Риме:

А) он становился свободным по достижении 25 лет;

б) он рождался свободным;

в) он считался вольноотпущенным; г) он рождался рабом.

18. Отличие формулярного процесса от легисакционного:

А) особой ритуальностью и составлением преторской формулы;

б) упрощением процедуры рассмотрения дела и составлением судьей особой формулы;

в) упрощением процедуры рассмотрения дела и составлением преторской формулы;

г) предельным формализмом, составлением особой формулы.

19. Что в римском праве обозначалось термином «пекулий»:

а) имущество, находящееся во владение латина;

б) имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в самостоятельное управление рабом;

в) имущество, находящееся во владении колона;

г) имущество, находящееся во владении перегрина.

20. Реституция – это:

а) изъятие имущества из чужого владения;

б) восстановление в первоначальное положение;

в) изъятие вещи из незаконного чужого владения;

г) устранение помех при пользовании вещью.

21. Кем выносятся интердикты (запрещения) о немедленном прекращении каких-либо действий, нарушающих общественный порядок и интересы граждан?

а) претором; б) судьей; в) народным собранием; г) решением сената.

22. Каково было положение ребенка, рожденного от рабыни и свободного:

а) он рождался рабом; б) он рождался свободным;

в) он становился свободным по достижении 25 лет;

г) он считался вольноотпущенным.

23. Частное право в Древнем Риме охраняло:

а) интересы перегринов и латинов; б) общие интересы Римского государства;

в) интересы народов, населяющих провинции Рима;

г) интересы отдельных лиц.

24. Вещный иск в римском праве:

а) иск, охраняющий право лица от нарушений строго определенного лица (лиц);

б) иск, решение по которому приобретает юридически обязательную силу при рассмотрении в будущем другого дела;

в) иск, обеспечивающий введение наследника во владение наследственным имуществом;

г) иск, защищающий право собственности (и некоторые другие вещные права) против любого лица, нарушающего это право.

25. Виды гражданского процесса, известные римскому праву:

а) легисакционный, формулярный, магистратский публичный;

б) легисакционный, формулярный и экстраординарный;

в) легисакционный, экстраординарный, магистратский публичный;

г) формулярный, экстраординарный, муниципальный.

26. Манципация как способ установления права собственности означала

а) определенный обряд в присутствии 5 свидетелей и весовщика;

б) нотариальное удостоверение сделки;

в) получение преторского разрешения;

г) регистрацию сделки в муниципальных комициях

28. Договоры купли-продажи и найма в Древнем Риме относились к…

а) реальным; б) безымянным; в) консенсуальным; г) вербальным.

29. Обстоятельством, освобождающим от ответственности в римском праве был(а):

а) случай; б) небрежность; в) непреодолимая сила;

г) простая неосторожность.

30. Магистратуры в Римской республике замещались по всем перечисленным принципам, кроме:

a) выборность; б) коллегиальность; в) неответственность;

г) срочность; д) безвозмездность.

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1.Аннерс Э. История европейского права. М., 1995.

2. Гиро Поль. Быт и нравы древних римлян. Смоленск, 2000.

3. Кудинов О. А. Римское право: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2005.

4. Муромцев С. А. Избранные труды по римскому и гражданскому праву. М.: ЦентрЮрИнфор, 2004.

5. Покровский И.А. История римского права. М., 1998.

6. Аксенова О.В. Римско-правовая категория «iustitia»: историко-лингвистическое осмысление // История государства и права. 2010. № 21.

7. Разуваев Н.В. Элементы дуализма царской власти в раннем Риме // История государства и права. 2011. № 7.

8. Руденко В. Н. На пути к беспристрастному правосудию: (о роли жребия в судебной системе Древнего Рима) // Российский юридический журнал. 2012. № 5. С. 209-219.

9. Слободян С.А. Естественное начало существования физического лица по римскому праву // История государства и права. 2011. № 23.

10. Савельев В. А.Владение в римском классическом праве и современное законодательство // Журнал российского права. 2013. № 1. С. 87-95.

 

РАЗДЕЛ 2. История государства и права
средних веков

№ темы тема количество и виды занятий
для студентов озо 5 лет обучения для сокращенной формы обучения
  Государство франков 1 лекция (2 часа) 1 лекция (2 часа)
  Феодальное государство и право во Франции - -
  Феодальное государство в Германии - -
  Феодальное государство и право в Англии - -
  Феодальное государство и право в Византии - -
  Феодальное государство и право Китая - -

 

Тема № 7. Государство франков. Салическая правда

Вопросы для самоподготовки:

1. Государство салических франков: периодизация, основные институты.

2.Общая характеристика Салической правды.

3. Правовое положение основных групп населения по Салической правде.

4. Правовое регулирование имущественных отношений по Салической правде.

5. Преступления и наказания по Салической правде.

6. Суд и судебный процесс по Салической правде.

Основные понятия: аллод, аффатомия, бенефиций, варварские правды, вассалитет, вергельд, викарий, герцог, иммунитеты, иммунитетная грамота, колоны, композиция, литы, майордом, марка, маршал, ордалий, принцип майората, пфальцграф, раннефеодальная монархия, рахинбург, сервы, скабины, соприсяжники, тезаурарий, тунгин, центарии, судебный поединок, состязательный процесс.

 

Date: 2015-08-15; view: 935; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию