Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по подготовке к практическому занятию





Целью практического занятия является формирования навыков работы с юридической терминологией, применения сравнительно-правового метода при анализе нормативных источников, умений аргументировать собственную точку зрения, а также формирование целостных представлений о значении римского права для развития современных правовых систем, влиянии Римского государства на дальнейшее развитие европейских государственности, закрепление общетеоретических знаний об особенностях и закономерностях государственно-правового развития Древнего Рима.

Для подготовки к практическому занятию необходимо повторить теоретический материал лекционного занятия, занести основные понятия в словарь, ознакомиться с текстом Законов XII Таблиц.

На практическом занятии предполагается решение задач, терминологический диктант, тестирование по итогам изучения 1 модуля.

При изучении первого вопроса следует понять, что Древний Рим имеет исключительное значение для изучения античной государственности в силу не только его трансконтинентального могущества, но и длительности существования, а также достаточно динамичной смены различных моделей управления. Уже для царского периода его истории было характерно сложное соотношение сил, источником которого было как быстро происходившее социальное расслоение внутри родовой организации, так и наличие многочисленных пришельцев – плебеев. «Инородным элементом» были также и выборные цари. Найдите ответ на вопросы: на что была нацелена реформа Сервия Туллия, преуспела ли царская власть в упрочении своего положения, чем закончилась борьба патрициев и плебеев в середине V в. до н. э.? Изложите структуру органов власти Римской республики в классический период ее развития. Чем она отличалась от афинской демократии? Как внешнеполитические успехи Рима деформировали республиканский строй?

Объясните, почему что в середине II – середине I в. до н. э. Римская республика входит в полосу кризиса? Против кого был направлен триумвират Помпея, Красса и Цезаря, благодаря чему преуспел Цезарь на пути к вершине власти? Когда окончательно установился режим принципата? Выясните, какую реальную власть получили императоры в Древнем Риме. Установите, в какой момент Древний Рим достигает своего кульминационного могущества, и при каких обстоятельствах начинается упадок государства. Сформулируйте вывод о различиях режима домината и режима принципата. Объясните, почему тетрархия как способ управления государством оказался гибельным для империи. В чем причины и обстоятельства падения Западной Римской империи?

Изучая второй вопрос, рассматривая факты из истории создания Законов XII таблиц, постарайтесь ответить на вопрос, для чего создавался этот правовой сборник, каково было его предназначение. Подлинный текст Законов XII таблиц не сохранился. Тот текст, которым оперируют исследователи, есть не что иное, как реконструкция основного содержания этого правового памятника, осуществленная в XVI–XVII вв. на основе приводимых в произведениях античных правоведов, историков, философов цитат из него или пересказов отдельных его норм. По доступному нам тексту Законов XII таблиц, мы можем судить об уровне правовой культуры древнеримского общества V в. до н. э. Например, о том, как формулировалось содержание правовых норм – посредством специальных юридических понятий или путем изложения конкретных случаев (казусов). О том, каким было юридическое мышление римлян в эпоху XII таблиц – оставалось оно казуистическим или уже становилось понятийным, хотя бы отчасти.

При рассмотрении третьего вопроса, следует в первую очередь определить, о каких социальных группах идет речь в тексте Законов XII таблиц. Проанализируйте правовое положение патрициев и плебееев. Далее необходимо определить правовой статус рабов, его отличия от статуса свободных (ст. 12 табл. VII, ст. 14 табл. VIII и ст. 26 табл. XII). Выясните, мог ли свободный гражданин утратить по Законам XII таблиц свою свободу и превратиться в раба. Какие лица называются в этих таблицах «подвластными», чем их правовой статус отличается от статуса раба? Охарактеризуйте правовой статус категории вольноотпущенников по Законам XII таблиц?

В четвертом вопросе следует проанализировать содержание правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения (в IV, V, VI и XI таблицах). Эти нормы отражают юридическую природу брака и семьи, оформляют взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми. Для определения юридической природы брака и семьи следует, прежде всего, рассмотреть статью 4 таблицы VI, статьи 2 и 3 таблицы IV.

Определите, какое представление о правоотношениях между супругами отражают указанные статьи? Какой характер придается в них правоотношениям между отцом и сыном? После ответа на этот вопрос необходимо обратиться к статьям, оформляющим правовое положение замужней и незамужней женщины в семье. При этом следует уделить особое внимание ст. 1 и 2 таблицы V. Юридическая природа семьи раскрывается и в тех нормах Законов XII таблиц, которые посвящены наследованию. Какой порядок наследования закрепляется в этих нормах? Как в них отражается характер древнеримской семьи? Рассмотрение данного вопроса целесообразно начинать с определения круга тех лиц или общественных образований, которые, согласно Законам XII таблиц, могут выступать в качестве субъектов права собственности.

В пятом вопросе следует остановиться понятии и видах вещных прав, на проблеме вещных прав индивидов, объяснить, почему не все индивиды могли являться обладателями вещных прав. После этого необходимо обратиться к статьям, регулирующим способы приобретения права собственности на вещь. Определите, какие разновидности вещей фигурируют в Законах XII таблиц. Следует объяснить понятие манципации, разъяснить содержание и значение процедур отчуждения вещи, выявить ограничения, налагаемые на распоряжение украденной вещью. Особое внимание обратите на порядок пользования чужой вещью.

Приступая к анализу статей, касающихся договоров, следует в первую очередь осмыслить установленный ими порядок заключения сделок. В чем смысл статьи 1 таблицы VI? Какое значение имеет произнесение слов при заключении сделки? Какова роль свидетелей данной процедуры? Далее необходимо определить, какие виды договоров предусмотрены Законами XII таблиц. Следует показать, в чем конкретно проявлялись специфические черты зафиксированных в Законах XII таблиц договоров займа и купли-продажи. При этом особое внимание должно быть уделено таблице III, ст. 18а таблицы VIII, ст. 56 таблицы VI, ст. 11 таблицы VII, ст. 1 таблицы XII и др. Проанализируйте статьи об ответственности должника за неисполнение своего обязательства по договору займа? Почему Законы XII таблиц устанавливают такую жестокую форму ответственности должника? Почему ими санкционируется столь высокая степень произвола кредитора в отношении должника, не исполняющего своего обязательства?

При рассмотрении шестого вопроса необходимо в первую очередь определить, какие виды уголовных наказаний упоминаются в Законах XII таблиц и за какие деяния они назначаются. Следует научиться отличать уголовные преступления от деликтов, то есть деяний, порождающих обязательство возместить ущерб. Какие разновидности деликтов можно обнаружить в тексте изучаемого правового памятника?

Выявите, за какие преступления данный юридический сборник устанавливает в качестве наказания смертную казнь? Как можно оценить приведенное в статье 16 таблицы VIII реконструированного текста Законов XII таблиц высказывание Цицерона, согласно которому «XII таблиц установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний»?

Следующей задачей анализа текста Законов XII таблиц должно стать выявление принципов назначения уголовных наказаний, а также обстоятельств, влияющих на характер и степень наказаний. Особое внимание при этом необходимо уделить таблицам VIII и IX, а также статье 2а и 26 таблицы XII. Рассматривая нормы, составляющие содержание указанных таблиц, следует выяснить, какое значение при определении наказания придавалось в Законах XII таблиц социальному статусу правонарушителя и потерпевшего, возрасту преступника, обстоятельствам, при которых совершалось преступление и т. д. Для правовых памятников древности типичным является назначение наказания по принципу талиона – «око за око, зуб за зуб». Знают ли такой принцип Законы XII таблиц?

Необходимо установить, известна ли рассматриваемому правовому памятнику категория вины, различаются ли в нем преступления умышленные и совершенные по неосторожности, выделяются ли стадии совершения преступного деяния, формы соучастия в преступлении.

Содержание Законов XII таблиц показывает, что в древнеримском обществе V в. до н. э. одним из самых распространенных правонарушений являлась кража. Какие меры борьбы с такого рода преступлениями предусматривались нормами сборника? Чем можно объяснить различное отношение римлян к кражам в ночное и дневное время, зафиксированное в статьях 12 и 13 таблицы VIII?

Из трудов древнеримских историков известно, что самым опасным деянием среди правонарушений римляне считали государственную измену. И это их отношение к данному преступлению отразил текст Законов XII таблиц. В чем оно проявляется?

При рассмотрении седьмого вопроса следует проанализировать все статьи первых двух таблиц рассматриваемого правового памятника, а также ст. 5а таблицы VI, ст. 156 и 22, 23 таблицы VIII, ст. 1–2, 3, 4, 6 таблицы IX, ст. 3 и 4 таблицы XII. В указанных статьях отражается характер и состав суда, фиксируются некоторые элементы процедуры судопроизводства.

В процессе анализа перечисленных статей Законов XII таблиц следует определить, с чего начиналось, согласно этим статьям, рассмотрение того или иного спора в суде, как вызывались в суд ответчики и свидетели, как добывались доказательства, какие требования предъявлялись к судьям и свидетелям, в каком порядке проходило судебное разбирательство того или иного дела. Особое внимание необходимо уделить установленным Законами XII таблиц гарантиям справедливого разрешения спора в суде. Основываясь на конкретных статьях изучаемого правового памятника, покажите, какое значение придавалось в нем суду и судебному процессу. После рассмотрения норм, регулирующих разрешение споров в суде, необходимо обратиться к статьям, в которых санкционируется самоуправство или самосуд, то есть внесудебные способы разрешения споров. Определите, в каких случаях Законы XII таблиц допускали подобные формы восстановления нарушенного права и разрешения.

 

При подготовке к практическому занятию рекомендуется составить следующие схемы, которые помогут структурировать и усвоить сложный теоретический материал:

– «Социальная структура Рима в период республики»

– «Социальная структура Рима в период империи»

– «Организация государственной власти в Риме в период республики»

– «Государственный строй Рима в период принципата»

– «Государственный строй Рима в период домината»

– «Система римского права»

 

 

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Решите казусы по Законам XII таблиц:

1. Б. положил принадлежавшее ему бревно под навес, где хранились бревна А. Последний, не зная об этом, при строительстве своего дома использовал бревно, принадлежавшее Б. Спустя два месяца Б., обнаружив это, потребовал возврата, принадлежавшего ему бревна или возмещение его стоимости. Средств на оплату бревна у А. не оказалось. Какое решение должен был вынести магистрат, руководствовавшийся при рассмотрении этого дела Законами XII таблиц?

2. Некто В. неоднократно просил своего соседа Д. срезать ветки или срубить дерево, растущее на земле Д., но всей кроной стелющееся по земле В. (это затрудняло последнему пользование его земельным участком). Д, отказывался удовлетворить эту просьбу, мотивируя это тем, что он вправе распоряжаться всем, что растет на его земле. Тогда В. срубил это дерево. Правомочны ли были его действия с точки зрения Закона XII таблиц?

3. Некая А. после смерти мужа находилась под опекой деверя. Действуя без согласия опекуна, она передала принадлежавшего ей раба в пользование брата. Спустя полтора года после этого, опекун потребовал возвращения раба в хозяйство своей подопечной. Владелец отказался выполнить это требование, ссылаясь на то, что раб стал его собственностью по давности. Как был разрешен этот спор на основе Законов ХII таблиц?

4. Законы XII таблиц, как и последующие законы, устанавливали пределы для взыскания процентов по займам. Каким образом можно было обходить эти ограничения?

5. Некто назначил раба своим наследником. Может ли раб отказаться? Можно ли сделать раба наследником без отпущения на волю?

6. Добросовестный приобретатель купил по незнанию краденую вещь. Может ли он ссылаться на истечение срока приобретательной давности?

7. А. оккупировал чужую землю, будучи уверенным, что ее собственник Н. не посмеет оказать сопротивление. Тут вмешалось третье лицо, которое, основываясь на порочности владения, заявило требование о возврате захваченной земли в первоначальное состояние. Законен ли этот иск?

8. У римского гражданина Т. три внука. Один родился от сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эмансипированного сына. Третий был рожден дочерью, состоявшей в «правильном браке». Какой из внуков находился под властью деда?

9. Флавий купил у Светония греческую амфору, найденную им на берегу моря. Спустя два года вернувшийся на родину Луций признал амфору своей и потребовал ее возвращения. Флавий отказался. Каким должно быть решение спора?

10. Луций, чтобы согреться, разжег костер рядом с полем пшеницы, принадлежавшем Флавию. С порывом ветра огонь перекинулся на поле и пшеница сгорела. Флавий потребовал от Луция возмещения убытков, но тот отказался платить. Каким должно быть решение спора?

11. Некий римский гражданин владел многими рабами, в числе которых были кузнец Стих и садовник Панфил. По завещанию наследодатель отказал «кузнеца Панфила своему внуку, а садовника Стиха своей жене». Когда была обнаружена ошибка, выяснилось, что и внук и вдова покойного хотели получить себе именно кузнеца Стиха. Как разрешить этот спор? Является ли такая ошибка основанием для признания этой части завещания

недействительной?

12.Некто Гай Марий Гратидиан купил у Гая Сергия Ораты дом, но спустя несколько лет продал его прежнему владельцу. На некоторую часть этого дома был установлен сервитут, который, разумеется, уменьшал его ценность. Когда происходила манципация, Гратидиан не упомянул о данном сервитуте. По этой причине Ората подал в суд. Адвокат Ората указывал на то, что лицо, намеренно скрывшее недостатки вещи должно быть привлечено к ответственности. Адвокат же продавца возражал, что Ората прекрасно знал о недостатках дома, собственником которого сам некогда являлся. Ответьте на следующие вопросы: (1) какого рода ответственность несет продавец, умолчавший о недостатках продаваемой вещи? (2) является ли доказательство нечестности продавца основанием для признания сделки недействительной? (3) как бы вы разрешили этот спор?

13. Подготавливая свадьбу сына, Авл Агерий попросил соседа одолжить ему десять амфор вина на месяц. Его сосед, Нумерий Негидий, согласился и предоставил ему десять амфор выдержанного хиосского вина. Через месяц Агерий вернул соседу долг в виде десяти амфор более молодого фалернского вина. Негидий отказался принимать это вино, сказав что, хотя и цена различается незначительно, он всегда предпочитал греческие вина. Агерий возражал, что соглашением качество вина не было оговорено, но только количество. Основательно ли требование Нумерия? Как разрешить этот спор?

14. Добрый, но пьяный римский юноша увидел старика, несущего тяжелую вазу. Сжалившись над стариком, он предложил ему свою помощь. Догнав старика и, несмотря на колебания последнего, юноша взял у него вазу, и, разумеется, уронил ее. Свободен ли от вины тот, кто с добрыми намерениями вмешивается в дела, которые не в силах исполнить или в которых не разбирается?

15. Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседний двор, где ею была убита овца. Возможен ли иск к хозяину черепицы? Если да, то личный или вещный? О чем будет этот иск? Каким образом будет исчисляться его сумма?

16. Луций был женат и владел небольшим поместьем в окрестностях Рима. В скором времени он решил попытать счастья на военном поприще и отправился в один из многочисленных военных походов. Случилось, однако, так, что он попал в плен и провел на чужбине довольно долгое время. Будучи выкупленным друзьями, он вернулся в свое поместье, но оказалось, что жена его в это время вышла замуж и передала права собственности на поместье своему новому мужу. Может ли Луций вернуть назад свое поместье? Может ли он вернуть себе жену?

17. Не имея собственных детей, Луций решил усыновить своего внучатого племянника и назначил его в завещании наследником всего имущества. Однако вскоре после смерти Луция его жена родила сына. Имеет ли новорожденный какие-либо права на имущество своего отца? Кто и в каких долях будет наследником?

18. Молодой ювелир Клавдий увидел у часто посещавшей его лавку 12-летней Юноны драгоценный камень. Ссылаясь на то, что этот камень выходит из моды, он упросил Юнону продать его, предложив ей крайне низкую цену. Юнона, узнав настоящую цену камня, обратилась за защитой к претору. Какие действия должен предпринять претор?

19. Отец семейства застиг свою замужнюю дочь с любовником и убил ее как прелюбодейку. Будет ли он отвечать за это деяние? Что если на месте отца семейства был бы муж этой женщины? Должен ли он был отвечать за это убийство?

20. С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг определенного положения и состояния и приобрел на свое жалование имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

21. Не имея средств, чтобы расплатиться с кредиторами, отец семейства предложил им в качестве батрака собственного (уже женатого, ведущего собственное хозяйство, но еще пребывающего под его властью) сына. Вправе ли он так поступить? Является ли такое решение отца основанием для сына потребовать эмансипации?

22. Какие из нижеперечисленных вещей, при передаче права собственности на них, необходимо было манципировать: (1) право проезда; (2) поместье (родовое имение); (3) пчелиный рой; (4) дом на италийской земле; (5) слон; (6) дом в провинции; (7) вол, (8) узуфрукт на раба?

23. Поместье Нумерия Негидия располагалось на одном берегу реки, а поместье Авла Агерия – на противоположном. Со временем река сменила русло, а старица пересохла. Теперь река не разделяла два поместья, но проходила через владения Негидия. Решив, что освободившаяся земля принадлежит ему, Агерий оккупировал русло старицы. Однако Негидий не согласился и обратился в суд. Каково будет решение суда? Чем оно должно быть обосновано?

24. Разбирая заметки своего умершего дядюшки Туллия, Марк нашел в них упоминание о кладе, зарытом в саду, который в то время принадлежал их семье. Как выяснилось, сад впоследствии был продан и новый хозяин, узнав о кладе, заявил, что клад принадлежит только ему как «новое, неизвестное доселе свойство его участка». Основательно ли такое суждение? Кому принадлежит клад?

25. Два студента, Марк и Туллий, купили в складчину раба-грека, для того чтобы он обучал их греческому языку. В скором времени Туллий решил бросить учебу и отправиться в военный поход. Для того чтобы приобрести необходимое обмундирование, он продал раба, отдав половину его стоимости Марку. Возмущенный таким оборотом дела, Марк обратился в суд, требуя вернуть ему его учителя. Как суд решит это дело? В частности, имел ли Туллий право продавать раба? Каким образом он мог обратить в деньги свою часть собственности, то есть превратить идеальную долю в реальную?

26. В результате ливневых дождей единственная дорога к имению Луция, которая пролегала через соседнее имение, пришла в негодность. Луций имел право проезда по этой дороге (сервитут), поэтому он решил, что вправе потребовать от соседа, чтобы тот отремонтировал дорогу. Основательно ли?

27. Тиций в присутствии соседей вступил в спор с Павлом. Спор кончился дракой, в ходе которой Тиций сломал Павлу руку. Какую он понесет ответственность?

28. Римский гражданин Тиберий, добросовестно считая прибившегося к его стаду мула бесхозным, завладел им. Через полгода он продал его Антонию. Вскоре объявляется действительный хозяин животного и затребовал его у Антония. Как будет решен этот спор?

29. Тиций, прибыв в Остию, сдал дорожный мешок на хранение на постоялый двор Альба Нубия. Ночью от неосторожного обращения с огнем возник пожар. Воспользовавшись обстановкой, неизвестные похитили вещи Тиция. Обязан ли Нубии возместить причиненный последнему ущерб?

30. Гай предоставил Люцию узуфрукт на 20 коров. Последний, справляя свадьбу сына, забил часть из них. Гай потребовал немедленного возвращения узуфрукта, на что получил отказ. Как решить этот казус?

 

Задание 2. Ознакомьтесь со следующими высказываниями известных римских юристов, оцените актуальность этих идей в настоящее время:

А) Помпоний: «Сомнения в пользу обвиняемого».

Б) Ульпиан:

– «Лучше оставить преступление безнаказанным, чем осудить невиновного»; – «Когда право противоречит справедливости, должно предпочесть последнее».

В) Павел: «Когда отсутствует четкое правовое предписание, желательно решать дела по справедливости».

Г) Цицерон:

– «Несправедливые законы заслуживают названия закона не более, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками»;

– «Под действие закона должны попадать все»;

– «Мы утратим не только всякий авторитет, но и самое имя «судьи», если будем судить не на основании данных следствия и приходить в суд с приговором, уже составленным у себя дома».

 

Задание 3. Подготовьте небольшие эссе (см. методические рекомендации по написанию эссе) по одному из предложенных вопросов (не более 2 страниц) или обсудите их устно на занятии:

1.Чем Вы можете проиллюстрировать высокий уровень юридической науки Древнего Рима на этапе классического права?

2.В чем состоит двойственность (дуализм) римского права? Какие системы права существовали в древнеримском государстве в VIII веке до н.э. V веке н.э.? Каковы основные источники каждой из систем права?

3.Чем публичное право отличалось от частного – по мнению римских юристов? Сопоставимо ли историческое значение римского публичного и частного права? Почему?

4.Обычаи – важнейший источник права Древнего Рима. А применяются ли обычные нормы сейчас? Следует ли применять юридические обычаи в области публично-правовых отношений? В чем преимущества и недостатки обычаев как источников права?

 

Задание 4. Заполните таблицы

«Система преступлений и наказаний по Законам XII Таблиц»

Объект преступления Вид преступления Таблица, статья наказание
1. государство      
2.религия      
3.собственность      
4.личность      
5.правосудие      
6. иные объекты      

 

«Вид договоров в римском праве (в зависимости от способа заключения)»

Вид договора Условия заключения
1.Консенсуальный  
2.Вербальный  
3.Реальный  
4.Литтеральный  

Задание 5. Проанализируйте текст договора по следующему плану (задание выполняется письменно в тетради для семинарских и практических занятий):

1. Определите вид договора. Каков его предмет? Озаглавьте документ.

2. Кто выступает сторонами договора? Каковы права и обязанности каждой из сторон по договору?

3. Когда и на какой срок заключен договор?

4. Попробуйте обнаружить пробелы (неучтенные ситуации) в договоре. Сформулируйте свои дополнения к тексту договора.

Date: 2015-08-15; view: 3175; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию