Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет №6
1. Принципы организации профессионального отбора. Под профессиональным отбором понимают процесс практического выделения из имеющихся кандидатов тех, которые способны в данных условиях обеспечивать наиболее эффективное исполнение некоторого круга обязанностей. Отбор становится актуальной задачей, если имеет место избыток претендентов или высокая стоимость профессиональной подготовки либо же если для выполнения определенной деятельности к ее субъекту предъявляются высокие требования (например, требуется наличие таких психологических качеств, как способность противостоять стрессогенным факторам, оперативно принимать ответственные решения и т. п.). Особый аспект проблемы – отбор под задачу, под руководителя, в управленческую команду, при реальной или субъективной значимости для руководителя его безопасности и т. п. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР – процедура исследования и вероятностной оценки пригодности индивида к овладению определенной специальностью. Профессиональный отбор состоит из четырех компонентов: медицинского, физиологического, педагогического, психологического. Профессиональный отбор основывается на следующих принципах: Принцип соответствия означает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей. Принцип перспективности основывается на учете следующих условий: - установление возрастного ценза для различных категорий должностей; - определение продолжительности периода работы в одной должности и на одном и том же участке работы; - возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации; - состояние здоровья. Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места работников в системе разделения труда, а также смены места приложения труда в рамках организации. Застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации. В психологическом отношении ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР – психологический отбор, состоящий из применения системы стандартных процедур обследования, соотнесенных с профессиограммой данной профессии, и математического аппарата верификации прогноза. В отборе персонала выделяют ряд последовательных шагов: 1. Оформление анкетных и биографических данных; 2. Анализ рекомендаций и послужного списка; 3. Собеседование; 4. Диагностика профессиональной пригодности, включая деловые и личностные качества; 5. Медицинский контроль; 6. Анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности; 7. Принятие решения о найме на работу. 2. Понятие о профессиональной диагностике. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА - изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функциям. Цель профессиональной диагностики состоит в обеспечении наиболее полного соответствия работника требованиям конкретного рабочего места. Профессионально важные качества работника изучаются с помощью анкетного, аппаратурного и тестового методов. Особенности диагностической работы организационного психолога Специфика диагностической работы в организации заключается прежде всего в том, что предметом изучения здесь становятся характеристики психики человека как работника, субъекта труда, профессионала (начинающего или уже состоявшегося). Поэтому психолог в работе с персоналом проводит не диагностику вообще, а профессиональную психодиагностику, цель которой, по определению Н.В. Самоукиной, заключается в том, чтобы «при помощи определенных психодиагностических средств и методов произвести объективную оценку способностей и деловых качеств человеку и разработать практические рекомендации по совершенствованию индивидуального стиля его профессиональной деятельности». Иначе говоря, первоначально психолог должен выявить и измерить те индивидуально-психологические особенности и качества личности работника, которые имеют значение с точки зрения его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе труда. Особенности диагностической работы организационного психолога определяются и ее принципами, которые заключаются в следующем: ■ в вероятностном характере диагностической оценки; ■ в зависимости результатов диагностики от осознания материалов; ■ в открытости и искренности ответов обследуемого; ■ в зависимости целей диагностики от целей развития; ■ в отсутствии оценки психодиагностических результатов как «хороших» или «плохих»; ■ в наличии в реальности смешанных психологических типов. Таким образом, как психолог, так и администрация организации, в которой он работает, должны помнить, что оценка личности, интеллекта, индивидуально-психологических особенностей человека производится с определенной долей вероятности. Точность и прогностичность результатов зависят от степени открытости человека в ходе тестирования. Как отмечает Н.В. Самоукина, «результаты психодиагностического обследования не следует воспринимать однозначно, как обычно воспринимаются отметки в школе: «хорошие» или «плохие». Психодиагностические результаты — это отражение и фиксация конкретных особенностей индивидуальности человека, которые могут быть как «сильными», или способствующими высокому психологическому качеству жизни и успешности, так и «слабыми», или препятствующими эффективному поведению. Но в том и другом случаях социальная и психологическая ценность индивидуальности человека не снижается. Выбор стиля профессиональной деятельности должен производиться с опорой на «сильные» стороны индивидуальности, которые могут компенсировать «слабые» стороны человека, как бы «затушевывать» их. Более того, часто одно и то же психологическое качество, как правило, имеет двойную функциональную природу относительно своего значения и продуктивности. А именно в одних профессиональных ситуациях одно и то же качество выступает как «сильное», а в других — как «слабое». Следует учитывать, что «чистые» психологические типы имеют место только в теоретических концепциях в виде моделей. В реальных условиях, как правило, встречаются «смешанные» психологические типы, в которых могут проявляться в более или менее выраженной форме черты и свойства как одного типа, так и другого». Методы психодиагностики в организации Организационный психолог в своей диагностической работе использует, как правило, традиционный набор методов сбора данных о субъекте: ■ наблюдение; ■ анкетирование; ■ опрос; ■ тестирование; ■ эксперимент. Особую ценность для большинства практических психологов представляет весь тестовый инструментарий. Тесты могут быть классифицированы по разным признакам, например, объективные и субъективные, индивидуальные и групповые, письменные и устные и т. д. Для целей профессиональной психодиагностики, по-видимому, целесообразно классифицировать тесты с точки зрения измеряемых ими характеристик. Можно выделить пять основных категорий тестов: 1) интеллектуальные, 2) способностей, 3) психомоторные, 4) личностные и интересов, 5) проективные.
Date: 2015-08-15; view: 962; Нарушение авторских прав |