Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет №21. Деятельность, работа и труд: феномены и понятия. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя (по А.Н. Леонтьеву). Деятельность человека включена в систему отношений общества и является главным источником культуры и цивилизации. Характеристики деятельности: 1. предметность (воспроизведение в деятельности тех качеств, кот. заложены в предмете); 2. субъектность (субъект обладает активностью); 3. целесообразность; 4. опосредованный характер (орудия, социум) 5. социальная природа. РАБОТА — трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид порученной работнику деятельности), конкретное содержание и объем которой устанавливается трудовым договором. 1) вид и место трудовой деятельности человека; 2) осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий. ТРУД — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. Если соотносить понятия труд, учеба, игра, отдых, то надо помнить о том, что труд – это, прежде всего, целесообразная продуктивная деятельность, имеющая определенный результат. Профессиональная деятельность – это, прежде всего, трудовая деятельность. В частности, А.Н. Леонтьев связывал появление человеческого сознания с возникновением и развитием коллективного труда. При этом сам коллективный труд (по А.Н. Леонтьеву) в психологическом плане характеризуется следующим: 1. Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет трудовые операции, которые сами по себе, взятые в отдельности, бессмысленны. 2. Труд, имеющий промежуточный результат, который для отдельного человека выступает как самостоятельная цель, таким образом, появляется новая единица – отдельное трудовое действие. 3. Данная деятельность в плане психического отражения сопровождается переживанием смысла действия. 4. Развиваются речь и язык для координации коллективных действий. Развитие человека и человеческого труда сопровождалось развитием способности выбирать, а значит – планировать свою деятельность, что и послужило основой для формирования человеческого сознания и его особой трудовой субъектности. Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда: 1) образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например память, воображение); 2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я -образ» - представление себя во времени, представление себя представителем профессии, членом общества); 3) образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение). Е.А. Климовым выделены также более конкретные психологические признаки труда: 1) сознательное предвосхищение социально ценного результата; 2) сознание обязательности достижения заданного результата; 3) сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности; 4) осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях. Труд является ведущей формой человеческой деятельности. Другие виды деятельности – игра, учение, общение – связаны с трудом, из него вытекают, им порождаются. Исследования западных ученых о роли труда позволили выделить такие его функции для человека: ♦ обеспечивает положение и престиж в обществе; ♦ обеспечивает доход; ♦ обеспечивает занятость; ♦ обеспечивает социальные контакты; ♦ является хорошим способом служения обществу; ♦ интересен сам по себе и приносит радость. Исходной категорией для понятия «труд» является категория деятельности. В психологии под деятельностью понимают специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование для удовлетворения потребностей человека на основе освоения и развития наличных форм культуры. (Б.Ф. Ломов). Основные характеристики деятельности, отличающие ее от других видов активности человека: • носит созидательный, преобразующий характер, направлена на удовлетворение человеческих потребностей, но и является источником новых потребностей; • побуждается не только не столько естественными, биологическими, сколько социальными потребностями; • деятельность человека преобразует его самого – способности, умения, навыки, но также и личностные особенности – смыслы, ценности, потребности; • деятельность – продукт социально-исторического, а не биологического развития; • предметная деятельность человека не дана ему с рождения; она – прижизненное, культурно-историческое образование. Сравнительный анализ труда, игры, учения
2. Психология безопасности как отрасль психологии и область эргономики Психология безопасности – отрасль психологии и область эргономики, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в разных видах труда и профессиональной деятельности, а также пути повышения их безопасности. Объект ее исследования – различные виды профессиональной деятельности» связанные с опасностью; предмет – психические процессы, состояния и свойства человека как субъекта труда, связанные или порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность. Психология безопасности ориентирована на непосредственное решение задач оптимизации трудовой деятельности, с одной стороны, с другой – используется как отрасль психологии и эргономики для разработки более безопасной техники, условий труда, более совершенных средств защиты, способствующих охране труда. Среди различных условий производства выделяют опасные производственные факторы, воздействие которых на рабочего приводит к травме, и вредные, воздействие которых влечет за собой производственное заболевание. Опасные производственные факторы разделяют на:
Под производственной опасностью подразумевают виды угрозы воздействия на работающего опасных и вредных факторов, под производственной вредностью – воздействие только вредных факторов. Несчастный случай – это внезапное непреднамеренное повреждение организма человека (препятствующее нормальному осуществлению деятельности), происшедшее в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного опасного поведения работника. Как правило, несчастному случаю предшествует опасная ситуация, в которой у человека имеется возможность осознать сложившее положение вещей и предпринять адекватные действия. В этой связи выделяют также опасные зоны – определенные пространственные области, сопряженные с временем действия, интенсивностью фактора, границами физического пространства (например, стрела крана, груз и пр.), которые могут быть как стабильными, так и перемещающимися. Несчастный случай есть событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и стечения определенных обстоятельств чаще всего в период нахождения человека в опасной зоне. Опасная ситуация – это условия, в которых создаются возможности возникновения несчастных случаев. Катастрофа – нарушения в работе техники, приводящие к несчастным случаям и вызывающие гибель хотя бы одного человека. Несчастный случай есть функция «опасной ситуации», «нарушений техники безопасности и технологий» и «косвенных обстоятельств». Например, дорожно-транспортное происшествие, как правило, происходит вследствие обгона, сочетающегося с особыми метеоусловиями, временем суток, наличием и своеобразным маневром встречного транспорта. Основными причинами неадекватного поведения работника в опасных ситуациях чаще всего бывают: - несоблюдение правил безопасности труда; - отклонения от нормы в состоянии организма работающего; - неоптимальная организация производственной среды. Под организацией безопасности труда на производстве подразумевается широкий круг мероприятий, начиная от закладывающегося уже в процессе проектирования общего усовершенствования техники, технологического процесса и условий труда в целях снижения уровня опасных производственных факторов до организации безопасных условий труда на отдельных рабочих местах. Последнее предполагает, в частности, использование индивидуальных средств защиты, обучение безопасной работе и соответствующие контроль, пропаганду и воспитание работников.
|