Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №3. 1. Методы психологии труда: общая характеристика





1. Методы психологии труда: общая характеристика

Методы психологии – это приемы и средства, при помощи кото­рых происходит получение достоверных фактов и сведений, используемых далее для построения научных теорий и разработки практичес­ких рекомендаций.

Значение того или иного психологического метода зависит от его валидности и надежности, от возможности его примене­ния, часто связанной с трудоемкостью овладения данным методом, временем и уровнем сложности его реализации, а также временем и сложностью расчета и интерпретации полученных результатов.

Валидность метода отражает его адекватность и действенность, ха­рактеризует точность измерения данным методом психического свой­ства, а также насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме. Валидность метода определяется корреляцией его резуль­татов с другими критериями измеряемого свойства.

Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью ре­зультатов, получаемых при помощи данного психологического мето­да. Надежность метода определяется путем установления корреляции между результатами первого и повторного применения данного мето­да или путем сопоставления данных, полученных при помощи данно­го метода, и результатов, полученных при помощи другого, эквивален­тного метода.

Трудоемкость овладения методом проявляется в том, какое время требуется для овладения данным методом специалистом-психологом или специалистом из другой, смежной профессиональной области. Трудоемкость метода проявляется также и в том, какой уровень ква­лификации необходим для специалиста, реализующего данный метод. В некоторых случаях овладение методом требует сравнительно не­значительного времени и общей профессиональной квалификации специалиста. В других случаях для овладения методом необходи­мы дополнительный период стажировки и высокий уровень специаль­ной квалификации психолога.

Кроме того, трудоемкость психологического метода определяется еще и тем, насколько сложным выступает способ анализа и расчета полученных результатов. Многие валидные и надежные психологиче­ские методы имеют нетрудоемкую форму анализа результатов. К таким методам можно отнести, например, дифференциально-диагностиче­ский опросник, направленный на выявление сферы предпочтений че­ловека (автор Е.А. Климов), уже много лет очень популярный среди психологов-диагностов.

Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, на­полняя их специфическим содержанием. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо об­щепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:

▪ для психологического анализа профессиональной дея­тельности;

▪ для проведения разнообразных прикладных исследова­ний (профотбора, профессиональной консультации, рацио­нализации труда и отдыха и т. д.);

▪ для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

Существует несколько классификаций методов психоло­гии труда, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов психологии труда, которая включает две больших категории методов:

 

 

группа неэкспериментальных методов, представляющая собой целенаправленное изучение профессиональной дея­тельности в естественных условиях   группа эксперимен­тальных методов, включающая целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности

 

В первую группу входят два основных метода: метод на­блюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных ме­тодов и вспомогательных средств.

Вторая группа включает эксперимент в двух своих разно­видностях: лабораторный и естественный (производствен­ный), а также метод тестов.

Date: 2015-08-15; view: 970; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию