Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №5





1. Понятие «профессиональная среда», характеристика феномена.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА – совокупность предметных и социальных условий труда.

К характеристикам профессиональной среды относятся:

· объект и предмет труда — характер и система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно и/или практически оперировать;

· цели и задачи труда — результат, которого требует или ожидает от человека общество;

· средства труда — приспособления, оборудование и любые другие средства, которые усиливают воздействия на предмет труда;

· физическая среда, включающая в себя внешние условия деятельности: микроклимат, температуру, освещенность, шум и другие специфические условия, и особенности рабочего места и помещения;

· социальная среда — психологический климат и социально-психологическая структура коллектива.

Производственная среда (предметные, информационные, организационные, пространственно-временные условия, «режимы»), как компонент эргатической системы, не сводится к зримой обстановке на рабочем месте.

Основными компонентами среды являются:

ü социально-контактные

ü информационные

ü витальные (соматические и предметные).

Социально-контактная часть среды характеризуется интегральной характеристикой – «микроклимат», которая включает в себя – социометрический статус человека в организации; внутренний социально-психологический климат коллектива. Кроме того компонентами социально-контактной среды являются учреждения, организации, группы и их представители, с которыми человеку реально приходится взаимодействовать; культура, опыт и образ жизни окружающих; уровень защищенности человека о различного рода посягательств.

Информационная часть среды распределяется между собственно социальным окружением и рабочим местом и включает:

▪ правила внутреннего распорядка, устав учреждения, предприятия

▪ оперативные деловые сообщения, сведения, приказы, адресованные как лично работнику, так и имеющие общезначимый характер;

▪ средства внутреннего оформления производственного помещения, состоящие из эстетического компонента и наглядной агитации (общеполитической или по технике безопасности);

▪ «неписаные законы», традиции трудового сообщества, проявляющиеся в оперативных реакциях, поведении, наставлениях.

Витальная часть среды субъекта труда включает соматические процессы («сома» - тело) – сигналы от тела о его состоянии и положении, влияющем на психику и самосознание человека, и обозначаемым термином «общее самочувствие». Соматические процессы находятся во взаимном влиянии и взаимной зависимости, т.е. не только состояние тела влияет на психику, но и психика влияет на внутреннюю среду организма. Например, переживаемый эмоциональный конфликт может вызвать у людей заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта и др.

Предметная часть среды субъекта труда может быть обобщенно представлена в виде перечня:

▪ материальные условия работы (оборудование) и быта(жилище, одежда, предметы питания, собственности);

▪ физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и пр.). Условия этой части предметной среды субъекта труда разрабатываются в науке и практике охраны труда.

Об этой категории факторов среды чаще всего говорят в связи с экологией человека и существующей области знания и практики – «психоэкологии».

Рабочее место, рабочая зона, являясь для человека внешней по отношению к нему средой, вместе с тем объединяют в себе множество рассмотренных составляющих трудового поста. Важнейшее научное требование к построению рабочего места состоит в том, чтобы оно соответствовало особенностям человека – анатомическим, физиологическим, психическим.

 

2. Трудограмма: определение, структура, назначение.

Трудограмма – описание труда в профессии.

Трудограмма включает в себя:

1. Предназначение, «миссию» профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека.

2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы – культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.).


4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.

5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата;

6. Средства труда - стороны окружающей действительности, которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.

7. Условия труда; режим труда и отдыха; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.

8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.

9. Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).

10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.

11. Права представителя данной профессии: безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда.

12. Обязанности представителя данной профессии: соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми. Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).

13. Позитивное влияние данной профессии на человека; возможность личностной самореализации, направления и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.

14. Негативные стороны профессии; зоны и типы трудностей и ошибок, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий («штрафов») за низкую эффективность, за нарушение этических норм.







Date: 2015-08-15; view: 2729; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию