Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирико-познавательные методы





Наблюдение ( является классическим методом психологии) может рассматриваться либо как деятельность, либо как методика, либо как процедура или как метод. Если рассматривать наблюдение как деятельность, работу, то его можно определить как специально организованное установление фактов, опирающееся функции органов чувств человека (как субъекта познания) и не предполагающее специального создания условий для провоцирования изучаемых процессов. В этом смысле наблюдение является общенаучным средством движения от незнания к знанию. И не только общенаучным, но и «общепрактическим», если бы было такое слово. Очевидно, что многие виды практической (разъяснительной, обучающей, коррекционной, консультатив­ной) работы

Все методы сбора эмпирических данных имеют признаки, свойственные наблюдению. В частности, это пять важных тре­бований:

объективности,

систематичности,

• предварительной программы,

• учета внешних и внутренних условий активности исследуемого,

фиксации полученных результатов.

В рамках каждого метода структурируются методики – систе­мы материально представленных средств. Они должны включать следующие составляющие:

• некоторое исходное теоретическое представление об изучаемой реальности, выраженное на понятном для специалистов языке;

• программу исследования в виде общего его плана и перечня единиц рассмотрения с указанием их признаков;

• описание требований к процедуре проведения исследования как деятельности, к организации работы исследователя, включая описание возможных ошибок, изложение правил, советов, предостережений;

• описание и фактическое наличие необходимых вещественных средств (начиная от бланка протокола и карандаша при про­стейшем наблюдении и кончая сложными приборными комп­лексами, сооружениями);

• описание порядка первичной обработки и представления эмпи­рических данных в определенных показателях. Вопросы интер­претации, истолкования этих данных уже выходят за рамки собственно методики их сбора в том смысле, что собирать может один человек, а интерпретировать – другой. Это может быть принципом исследования и (или) реализа­цией «принципа незнания», гарантирующего беспристраст­ность сбора и разбора (анализа) данных.

Ниже кратко охарактеризованы специфические особенности некоторых психологических методов сбора эмпирических данных.

Эксперимент – это метод психологического исследования, при по­мощи которого целенаправленно и продуманно создается искусствен­ная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается. Основное достоинство эксперимента заключается в том, что он позволяет сделать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, тем самым науч­но объяснив происхождение изучаемых явлений и событий.

Различают такие виды эксперимента, как лабораторный экспери­мент, формирующий эксперимент и естественный эксперимент.

В ходе лабораторного эксперимента при помощи специальной измерительной аппаратуры исследуется отдельный психический процесс. Например, предметом исследования могут выступить объем, точность и механизм восприятия человека или время реакции человека на статичные или движущиеся объекты. Как правило, лабораторный эксперимент направ­лен на выявление, измерение и оценку психологического процесса в том виде и на том уровне развития, на котором он находится в деятельности испытуемого человека в данный момент. Лабораторный эксперимент, тем самым, это точная фиксация и количественная оценка развития процесса или функции во время исследования.

Формирующий эксперимент строится таким образом, чтобы произ­вести изучение выделенной психологической функции или процесса в ходе их развития. Следовательно, в начале формирующего эксперимен­та производится констатирующая диагностика уровня развития психо­логической функции, затем реализуется развивающая или формирую­щая программа педагогических или психологических воздействий на данную функцию, и только после этого осуществляется повторное кон­статирующее психодиагностическое исследование того уровня развития, который был достигнут в результате целенаправленного воздействия. Формирующий эксперимент строится на основе разработанного перед началом эксперимента понятия о формируемом свойстве или функ­ции.

Применение формирующего эксперимента основано на положении о том, что развитие психических функций и процессов, в целом пси­хики человека является естественно-искусственным. Естественную компоненту в ходе развития психических явлений составляют воз­растные и индивидуальные процессы внутреннего развития челове­ка. Искусственная компонента задается обществом и социокультур­ными требованиями: необходимостью посещения ребенком школы, обучением его по определенным школьным предметам, выполнением им требований школьной дисциплины и проч.


Естественный эксперимент был разработан А. Ф. Лазурским и со­стоит в том, что ребенка специально и целенаправленно (т.е. экспери­ментально) помещают в ту естественную среду его жизнедеятельности, в которой, по мнению психолога, у него происходит наиболее интен­сивное развитие исследуемой психологической функции. Например, поскольку в процессе игровой деятельности осуществляется развитие социальных навыков общения детей, при изучении социального ком­понента деятельности детям предлагается заняться игрой. В ходе иг­ровых взаимодействий детей осуществляется исследование развития у них навыков общения и социального взаимодействия.

Метод беседы применяется при изучении ин­дивидуальной психологической структуры труда, при изучении профессий, некоторых функциональных состояний людей в труде, личных профессиональных планов (в системе профконсультации при выборе профессии или вынужденной перемене труда), при оценке рабочих мест (в системе их эргономической проработки) и т.д. Беседа обычно применяется в сочетании с другими методами.

Предмет рассмотрения здесь – высказывания, их содержа­ние, выразительные средства речи, динамические ее характерис­тики (темп, ритм).

Основные требования к беседе как методу:

• наличие нежесткой, гибкой программы, но заранее продуман­ной (с мысленным «проигрыванием» возможных вариантов ее развития), позволяющей оперативно строить общение в зави­симости от высказываний испытуемого, его реакций, состоя­ний;

• наличие специального доверительного социального контакта психолога с испытуемым;

• беседа не должна вырождаться в устную анкету (или опрос). Вопросы должны естественно вытекать из контекста общения и, возможно, перемежаться с высказываниями психолога и о себе. Тем более беседа не должна вырождаться в допрос (вслед­ствие, например, тенденции инициатора беседы к доминиро­ванию в ходе общения);

• вопросы не должны ставиться во внушающей, «подсказываю­щей», «подталкивающей» форме;

• вопросы должны ставиться не столько в прямой форме, сколько в косвенной, провоцирующей свободное вы­сказывание. Например: «А что если бы...?», «Как Вы думае­те...?», «Что бы нужно сказать о Вашей профессии школьни­кам...?» и т.п.;

• система вопросов должна допускать взаимопроверку ответов, (спрашивать о чем-то одном в разных контекстах, разными словами);

• ход беседы должен как-то фиксироваться (по соображениям этики, условиям общения и при согласии рес­пондента-испытуемого, звуко- или видеозапись. При прото­колировании – дослов­но без малейшего редактирования. Иногда, чтобы не сковывать испытуе­мого, беседу протоколируют после ее завершения;

• беседа не обязательно происходит одномоментно, но может складываться из обмена репликами, разобщенными во времени и пространстве. Если беседа проводится в рабочее время, то она не может не быть фрагментарной, поскольку занятый работой испытуемый, как правило, не может надолго отвлекаться от дела. А проявлять назойливость со стороны исследователя в таких случаях бестактно.


интервью (устный опрос) применяется в тех случаях, когда же­лательно вести наблюдение за поведением и реакциями отвечающего человека. В данном случае специально фиксируются такие моменты беседы, как время обдумывания ответа, переспрашивание и уточне­ние вопроса, возгласы и оценки отвечающего, длительное молчание и отказ от ответа. Ответы опрашиваемых людей и их поведение во многом зависят от установления во время беседы психологического контакта и доверия между спрашиваемым и отвечающим, от инди­видуальных особенностей отвечающего, его стремления к открытости и искренности.

анкета (письменный опрос) позволяет охватить большое количество людей, но не обладает такой глубиной и подробностью в получении инфор­мации, как устный опрос. Получаемые в результате анкетирования данные имеют несколько нивелированный характер, содержат мини­мум индивидуальных характеристик и больше относятся к социоло­гическим, нежели к психологическим данным. Однако стандартизиро­ванный письменный опрос, или анкетирование, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и ограниче­ны достаточно узкими рамками, более экономичен по времени и мате­риальным затратам, нежели свободный устный опрос (беседа).

Для получения достоверной информации с помощью ме­тода анкетирования необходима правильная организация исследования:

- наличие вступительной статьи с изложением целей и за­дач исследования и инструкций по заполнению анкеты;

- правильная формулировка вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов по­ведения и деятельности работника, не содержать малоупотребляемых иностранных слов и узкоспециальных терминов, не носить внушающего характера, предполагать равновероятность выбора всех предложенных вариантов ответа;

- подготовка анкеты, которая легко читается, на­печатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.

Отбор испытуемых для проведения анкетирования дол­жен соответствовать целям и задачам исследования. Он может быть случайным, когда анкета выдается каждому рабо­чему на предприятии, или проведенным в соответствии с оп­ределенными критериями, когда выбирается определенный контингент (например, молодые рабочие до 25 лет).

метод изучения документации - это способ сбо­ра объективной информации о процессе труда, трав­матизме, составе работающих, их профессиональной подготовке и квалификации. Эту информацию извле­кают из следующей документации:

- технологических карт, характеризующих последо­вательность действий работников, способы их вы­полнения, требования к качеству работы;

- технических характеристик оборудования, аппара­туры и приборов, определяющих психофизиологи­ческую и психологическую нагрузку на человека;


- сведений о возрасте, стаже, образовании, профес­сиональной подготовке, квалификации работников, текучести кадров, ее причинах и др.;

- информации о производственных авариях и трав­матизме, а также о состоянии здоровья работни­ков.

Из профессионально ориентированной документа­ции по заранее составленной программе извлекают информацию, необходимую для работы с персоналом: планирования повышения квалификации, профилакти­ки текучести кадров, проведения аттестации, профес­сиональной экспертизы, определения профпригодно­сти и др.

метод экспертной оценки - системати­зированный опрос компетентных лиц или опытных специалистов по определенным вопросам с представлением их обоснованных выводов и рекомендаций. Может быть врачебно-трудовая, судебная и психоло­гическая экспертиза.

Метод экспертных оценок, или экспертизы предполагает разнообразные методы, приемы, методики, но общим их признаком является преимущественное использование внутрен­них средств деятельности. Выделим варианты этого метода.

1) Индивидуальная психологическая экспертиза. Специалист-психолог, используя доступную информацию и логические сред­ства, должен построить заключение (о психологических причинах определенной аварии, достоинствах и недостатках рабочего места, личных качествах выбирающего профессию или профес­сионала и т.п.). Результатом экспертизы может быть и прогнозная оценка – о возможных неблагоприятных влияниях особенностей рабочего места, предметных или социальных, организационных условий труда на того или иного человека или группу людей. Экспертная оценка называется здесь индивидуальной потому, что субъектом ее является один-единственный специалист, в то время как объектом оценки оказывается не обязательно один че­ловек или одна производственная ситуация, а множество людей, ситуаций.

Применение метода экспертизы переплетается с применением других методов сбора данных (проведением допол­нительных бесед, опросов, наблюдений, экспериментов).

2) Психологический консилиум. В этом случае специалист-пси­холог, вырабатывающий заключение, опирается на согласован­ное мнение группы коллег, к которой обращается в связи с тем, что затрудняется решать поставленную задачу индивидуально (понятно, что применение этого варианта ограничено – не всегда психолог работает в окружении коллег). Простейший вариант консилиума – коллективное обсуждение задачи, ситуации, казуса, оснащения рабочего места, средств, стиля деятельности профес­сионала (или бригады) и пр. Задача руководителя обсуждения – добиться максимально согласованного мнения группы экспертов (консенсуса).

метод анализа ошибок Метод критических инцидентов. Метод разработан американ­ским психологом Джоном Фланаганом в начале 50-х гг. XX в. Суть метода состоит в том, что психологи проводят опрос работников изучаемой профессии, просят их опи­сать критическую ситуацию в работе и ее исход. Инцидентом мо­жет стать любая, поддающаяся наблюдению и анализу человече­ская деятельность, позволяющая по особенностям ее осуществле­ния сделать определенные выводы о работнике. Критическим ин­цидент становится в том случае, если цель деятельности четко представлена наблюдателю и определены последствия трудового поведения (успешные, неуспешные). Сами описания не должны содержать истолкований с использованием научно-психологиче­ской терминологии, допускается обычный, житейский язык. Осо­бо обращается внимание на то, чтобы как можно более точно и полно была описана сама ситуация.

метод анализа продуктов (результатов) деятельности заключается в психологическом изучении результатов труда испыту­емых: различных поделок, технических устройств, про­изводственных изделий, чертежей и т.п. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об уровне развития профессионально важных качеств испытуемого: аккуратности, ответственности, точнос­ти. Анализ количества и качества изделий, изготовлен­ных в течение определенного промежутка времени, позволяет обнаружить продолжительность врабатывания, период наивысшей производительности труда, время наступления утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда.

Продукты деятельности могут быть не только вещест­венными, но и информационными, процессуальными, могут представлять собой некоторые временные функциональные эффекты. Областью существования продуктов может быть и внутренний мир человека. Продукты деятельности можно разделить на две группы:

Материальные, материализованные, документально фиксированные продукты работы Функциональные (процессуальные) продукты деятельнос­ти
▪ продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, строитель­ства, промышленности, народных художественных промыслов и т.п. ▪ созданные работником инструменты, приспособления, вари­анты оформления рабочего места ▪ составленные документы, деловые записи (например, в сменных журналах и пр.), докладные записки, распоряжения, приказы, планы, отчеты, методические разработки, публикации, рукописи, компьютерные програм­мы, и другие проявления письменной речи; заявки на изобрете­ния и пр. ▪ результаты изобразительного, графического труда (чертежи, схемы, карты, рисунки, эскизы, шрифты, гравировки и пр.) ▪ результаты труда по упорядочению вещественных и информа­ционных материалов (набранные тексты, если речь идет об операторе фотонаборного аппарата, наборщике; подобранные информационные материалы, библиографические указатели и пр.) ▪ общественное настроение в контактном коллективе, создавае­мое тем или иным его членом или руководителем, "психологи­ческий климат" в группе (бригаде, экипаже, экспедиции, от­ряде и подобном сообществе). Это делается средствами лично­го примера, генерированием напряженности, конструктивны­ми предложениями, «миротворческими» функциями, интрига­ми и пр. ▪ устные выступления на производственных совещаниях, доклады, лекции, циклы лекций и другие акции, формирующие образ мыслей людей (а также и приращения к этому образу мыслей, если его удается зафиксировать), акты делового обще­ния (начиная от реплик и кончая поступками в критических ситуациях), Факты активного участия в совещаниях, совеща­тельных органах, акты обмена опытом (или утаивания опыта), консультирования, наставничества в широком смысле и вы­полнения других педагогических, организаторских функций, инновации

 

Анализ продуктов деятельности как метод целесо­образно использовать при исследовании обучаемости профессии. Поскольку результаты профессиональной деятельности различны, требуется определение количественных характеристик и оценка качественных пока­зателей, в том числе новизны и индивидуальности.

Статистическая обработка результатов такого ана­лиза крайне затруднена. Речь скорее идет о психоло­гической интерпретации полученных данных в форме описания профессионального профиля. Возможно при­менение данного метода при исследовании продуктов труда предшествующих поколений и реконструкции на этой основе профессионального облика работников предшествующих эпох.

трудовой метод - это метод исследования про­фессии непосредственно на рабочем месте. Психолог, осваивая и выполняя профессиональную деятельность, совмещает в одном лице исследователя и работника. В основе данного метода лежит самонаблюдение. Метод включает анализ условий тру­да, выделение физических и умственных действий и операций, характеристику психической напряженно­сти, рассмотрение взаимоотношений между работни­ками. Изучение профессий осуществляется по зара­нее разработанной программе, после каждого дня ра­боты заполняется протокол по стандартизированной схеме.

Применение трудового метода оправданно при исследовании профессионального обучения на рабо­чем месте и профессиографии несложных видов тру­да. Использование этого метода требует много време­ни. В настоящее время трудовой метод изучения про­фессий уже не применяется.

метод обобщения независимых характеристик используется при описании профессионально важных качеств конкретного про­фессионала. Его сущность заключается в получении информа­ции о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, под­чиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста. Психолог рассматривает в качестве экспертов таких людей, которые, не будучи психологами, могут быть ис­точником сведений, представляющих ценность для психолога. Экспертам в количестве 5-7 чело­век предлагается оценить ту или иную особенность личности по предложенной шкале. При этом оценка данной черты дол­жна опираться на предложенную им систему жизненных по­казателей, представляющих собой описание типичных ситуа­ций из жизни и деятельности данного человека, в которых эта черта проявляется. Разработка такого подробного списка не требует от экспертов специальных знаний, психологическую интерпретацию их суждении дает психолог. Полученные бал­лы от каждого эксперта усредняются путем подсчета средне­арифметической оценки.

Метод анамнеза, БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД сводится (в контексте нашей науки) к сбору данных об истории развития данного человека как субъекта труда. Это бывает необходимо для обоснования оценок устойчи­вости мотивов, для демаскировки некоторых способностей и дру­гих личных качеств, не обнаруживающихся, например, в наблю­даемой деятельности. Анамнез может пролить свет на объяснение поступков, может быть полезен для построения прогнозов разви­тия личности, для обоснования наиболее эффективных средств воспитательного воздействия на определенного человека и т.д. В методологическом плане этот метод реализует принцип изучения психики в развитии.

Предметом рассмотрения являются высказывания, докумен­ты, вещи, характеризующие испытуемого. Высказывания испы­туемого о событиях своего прошлого объединяют иногда поняти­ем «субъективный анамнез» (субъектный). Высказывания же о нем других лиц и характеризующие его документы обозначают как «объективный анамнез».

В качестве документальных и вещных источников анамнести­ческого исследования могут быть: личное дело, аттестационные документы (дипломы, аттестаты, удостоверения о принадлеж­ности к той или иной партии, справки и пр.) знаки отличия, почетные грамоты, библиотечный абонемент (как свидетельство читательских интересов, их на­правленности), групповые, сюжетные фотографии, медицинская карта, переписка, личная библио­тека, поделки, предметы рукоделия и т.д.

В качестве респондентов для сбора материалов объективного анамнеза могут выступать: родители, родные, знакомые, учителя, классный руково­дитель, преподаватели, мастера произ­водственного обучения, спортивные тренеры, непосредственные руководители, друзья.







Date: 2015-08-15; view: 1655; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию