Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
Семья - это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро. Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, обращаясь к ним А.С. Макаренко говорил: "Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека". Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период "первоначального фактического складывания" личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье. Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка. Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями. Из опыта воспитания детей огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы. Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого сознания, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия определяют характер поведения ребёнка в семье. Как известно, дошкольники являются в этот период очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, всё проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. По своей природе дети также являются некими исследователями уже в ранние годы своей жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни ребёнок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю последующую жизнь. Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет - это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства - это отец, который непосредственно должен владеть нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон. Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также и общеобразовательную и педагогическую подготовленность родителей. Концепция семейной педагогики - это создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребёнка счастливым. Все правила нравственности и доброжелательства должны передаваться детям чаще и скорее всего не словами, а фактами самой повседневной жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы собственная нравственность воспитания была безупречна. Воспитание в семье носит комплексный, естественный характер. Важнейшим фактором реализации воспитательного потенциала семьи выступает сознательная, целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность родителей, которая подчинена ценностному идеалу и направлена на то, чтобы способствовать самосовершенствованию ребёнка в его стремлении стать полноценной высоконравственной личностью. Пристальное внимание в формировании нравственной основы ребёнка, должно быть обращено на содержание и идейную направленность дошкольника. Руководя любимым видом деятельности, взрослые могут повлиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, формировать у него начало идейной направленности. Каждый вид детской деятельности в силу своей специфики создаёт наиболее благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания, например, в игре формируются коллективные навыки, нравственные качества. Хорошая семья представляет собой коллектив, где все члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну их величайших ценностей жизни. Как правило, семья должна оказывать на ребёнка только положительное влияние, но это бывает не всегда. Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребёнка, это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи конфликтная сторона семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности, и 88% детей в такой ситуации чувствуют себя ущербными и несчастными. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования нравственной основы личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает воспитания закладывается принцип "делай как я".
4.Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. (Понятие «трудная жизненная ситуация», приемная и замещающая семья, учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителе й) Трудная жизненная ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с выйти (не может найти достойного для него выхода). Типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. К ним относится утрата попечения родителей. Такое явление может иметьместо в ряде случаев: а) смерть родителей; б)отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной за щиты населения,воспитательныхлечебных и других учреждений; в) самостоятельное прекращение родителями выполнения родительских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустранение от воспитания ребенка); г)невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям (например, по состоянию здоровья — опасность заразить ребенка и пр.); д) длительное отсутствие родителей (например, длительная командировка); е) ограничение родителей в родительских правах. Решение принимается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не ж) лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребляющими родительскими правами. л)детижертвы насилия.Такое явление может наблюдаться в семье, когда имеет местозлоупотребление родительскими правами. дети, отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии; дети, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые самостоятельно не могут быть преодолены, в том числе и семьей. В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечительства — органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства призваны: выявлять детей, оставшихся без попечения родителей; брать таких детей на учет; подбирать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. При этом они стараются устроить их прежде всего в семью. В случае невыполнения своих обязанностей по отношению к приемным детям органы опеки и попечительства обязаны принимать меры по защите их прав.
Date: 2015-08-15; view: 977; Нарушение авторских прав |