Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация контент-анализа





Рассмотрим последовательность операций в контент-анализе:

· 1-й этап. Составление программы исследования: определение задачи, теоретических основ и объекта исследования; подбор текста документов (при анализе средств массовой информации выбирается издание, затем номера за определенные периоды времени и типы сообщений (рубрики, типы публикаций и т.д.); подбор качественных (смысловых) единиц (категорий, подкатегорий, индикаторов категорий) и количественных единиц (единиц контекста, единиц частоты и объема упоминаний) контент-анализа. Качественные единицы контент-анализа показывают, что надо считать в тексте. Категории — ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования; они могут делиться на подкатегории, например, индивидуальные внутренние и внешние индивидуальные характеристики и индикаторы — единицы содержания, которые служат качественными признаками соответствующих категорий и подкатегорий. Количественные единицы показывают, как надо считать. К ним относятся единицы контекста (обозначают сегмент текста, В пределах которого определяется частота упоминаний соответствующих категорий и подкатегорий (предложение, статья, интервью)) и единицы счета, к которым относятся объем (площадь текста, например число строк, печатных знаков, квадратных сантиметров печатной площади, метраж киноленты) и частота (терминологическая или тематическая). Требования к выделяемым единицам анализа предельно просты. Они должны иметь одно значение, легко идентифицироваться, их количество в изучаемом массиве документов должно быть достаточным для того, чтобы с этими единицами можно было работать. В тексте единица анализа может быть обозначена как отдельное понятие или как устойчивое словосочетание,

· 2-й этап. Разработка кодировочной инструкции, которая обязательно содержит обоснование выбора материала, единицы анализа, категории анализа. Всем категориям присваиваются определенные цифровые или буквенные обозначения (код). Кроме того, фиксируется обозначение знака информации («+»—положительное отношение; «-»—отрицательное; «0»—нейтральное; «+»—сбалансированное).

· 3-й этап. Пилотажная кодировка текста (испытание методики на обоснованность и устойчивость). Приведем приемы, используемые в пилотажной стадии: а) обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц. Выделяются все смысловые единицы из первого текста, затем из второго — те же, а также не встречавшиеся раньше, затем из третьего — смысловые единицы из предыдущих плюс новые и т. д. После изучения 3—5 очередных текстов, в которых не встретилось ни одной новой единицы, ранее не фиксированной в предыдущих документах, можно считать, что «поле» смысловых единиц из изучаемого материала исчерпано; б) контроль за обоснованностью содержания смысловых единиц проводится с помощью экспертов-специалистов по данной теме; в) обоснованность по независимому критерию выявляется посредством получения аналогичных данных другими методами (опрос, наблюдение, тестирование); г) определение устойчивости данных при помощи повторного кодирования тех же документов тем же кодировщиком («устойчивость во времени») или разными кодировщиками по единой инструкции («устойчивость среди аналитиков»). Если данные разных кодирований примерно соответствуют друг другу (расхождение составляет не более 5%, а коэффициент корреляции на уровне значимости 0,05), то считается, что методика позволяет получить надежные результаты. После проведения пилотажного исследования в кодировочную инструкцию вносят соответствующие изменения.

· 4-й этап. Кодировка всего массива исследуемых текстов, этап «квалификации» (перевод в цифровое выражение всей совокупности анализируемых текстов). Данные фиксируются в заранее подготовленные таблицы, на отдельных карточках или перфокартах,

· 5-й этап. Статистическая обработка полученных количественных данных (вручную или на ПК(ЭВМ).

Качественный вариант контент-анализа.

Качественный вариант методики контент-анализа ориентируется не на количественное измерение, а учитывает соотношение количественных и качественных показателей, роль предварительных гипотез сведена до минимума, результат анализа заранее неизвестен.

Единицы анализа в этом случае выделяются на основании критерия «целостность суждения о предмете», а затем в ходе анализа структурируются в виде проблемного графа, включающего несколько заданных уровней: содержательно-установочный (на этом уровне фиксируется название текстового массива, подвергнутого анализу), тематический (выделяются основные темы информационного массива), проблемный (выделяются проблемы в рамках отдельных тем), атрибутивный (указываются характеристики, признаки ситуации), целевой (дается информация о желаемом или реальном состоянии рассматриваемых объектов) и т.д.

В граф должны быть включены все без исключения элементы анализируемого авторского текста. После этого элементы текста в зависимости от их расположения в графе (рис. 8) индексируются (им приписывается некоторое числовое или буквенное обозначение) в соответствии с классификатором понятий по теме исследования, использующихся в политологии (этот классификатор разработчик составляет сам)

После заполнения матричного классификатора производятся квантификация информационного массива и математическая обработка результатов. Данный вариант обработки текстовых материалов сложен и требует высокой квалификации исследователей.

10. Интент-анализ: понятие, виды интенций, история становления метода.

Интент-анализ — один из методов анализа документов (более точно — психологический метод анализа речи, предполагающий экспертное оценивание характера намерений говорящего и степени «размытости и неясности их понимания»), который был разработан в психологии и достаточно легко принят на вооружение политической наукой, поскольку с его помощью можно решать важные задачи анализа так называемой микрополитики (микроанализ политических установок политических акторов, в том числе находящихся в ситуации коммуникации, конфликта и т.д.).

Особенностью речи является не только то, что она отражает внутреннее состояние личности, но и то, что она является некоторым вектором, отражающим возможную направленность действий. В психологии интенция — субъективная направленность на некий объект, активность сознания субъекта. Фактически интенция — некоторое намерение (скрытое или явное, осознаваемое или не осознаваемое самим говорящим и его слушателями). В процессе общения слушатели воспринимают проговариваемое во многом именно благодаря интенцио-нальным основаниям речи.

Считается, что с помощью интент-анализа можно определить:

· ■ существенные черты психологического состояния говорящего;

· ■ способ выражения говорящим своих разнообразных меняющихся субъективных состояний (впечатлений, мыслей, эмоций);

· ■ наиболее значимые способы для речевого выражения психологического состояния индивида;

· ■ условия и причины, ограничивающие способность говорящего адекватно и полно вербализовать свои субъективные состояния;

· ■ условия, ограничивающие способность слушающего адекватно и полно понимать говорящего.

Данный метод анализа ориентирован на определение особенностей интенциональной направленности сознания человека и ее проявление в процессе речи. Считается, что его основы были заложены еще в XIX в. психологами и позднее — лингвистами. Само понятие «интенция» встречается в научных публикациях, по крайней мере, более столетия.

В работе, относящейся к 1874 г., Ф. Брентано предложил учение об «интенциональных актах сознания». Э. Гуссерль использовал понятие «интенция» и проанализировал конкретные формы интенциональных направленностей сознания. Тема интенции развивалась последователями Брентано Э. Гуссерлем, К. Штумпфом, Т. Липпсом. Эта категория встречается в теории речевых актов, относящихся к 1980-м годам (Дж. Серль и др.). В российской науке интент-анализ политических текстов в 1990—2000 гг. стали выполнять Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова. В речевом механизме функционируют интенции двух типов:

1) интенции первого уровня, первичные по происхождению и связан не с функционированием нервной системы человека, например, «говорящее выражение лица» или «эгоречевое поведение», когда человек говорит главным образом о себе или все сказанное другими «пропускает через себя», т.е. даже самые абстрактные вещи относит к собственной личности;

2) интенции второго уровня — коммуникативные, опирающиеся на социальный опыт. Интенции второго типа и представляют интерес для политологов, занимающихся проблемами микрополитики.

Коммуникативные интенции имеют двусоставную структуру: они обозначают объект и фиксируют отношение к этому объекту. Очевидно, что у читателя не останется никаких сомнений в политической направленности изданий и степени лояльности к власти их владельцев, если в одном из них президента иначе как главнокомандующим, главой государства, главой исполнительной федеральной власти и гарантом конституции называть не будут, а в другом будут встречаться весьма вольные обозначения типа «первый второй», «вчерашний доцент», «знаток исключительно римского права», «жертва тандемократии» и т.д.

Интенцию можно высказать интонационно. Существуют ситуации, когда одно и то же высказывание может выражать совершенно разные мысли, свидетельствовать о совершенно различных состояниях говорящего (например, «да», с помощью которого можно высказать абсолютное согласие и непримиримое отрицание, восхищение, пренебрежение — в зависимости от интонации говорящего). Аналогичным образом любое выражение, например, восклицание «вот это политик!», можно произнести с интонацией восхищения, уважения, удивления, пренебрежения, недоумения и т.д.

Наконец, форма построения сказуемого в тексте может тоже прояснить многое в установках политика. Выделяют локутивные, иллокутивные и перлокутивные речевые акты. Локутивный акт ориентирован на информирование о некотором действии, событии, например: «Во время встречи со своим американским коллегой президент Д. А. Медведев сказал, что...». Иллокутивный акт фиксирует наличие якобы определенного

намерения, цели у описываемого объекта, которое известно автору текста и о котором он сообщает читателю или слушателю: «Во время встречи со своим американским коллегой президент Д. А. Медведев стремился показать, что...». Соответствует ли это действительности? Элемент манипуляции налицо. Наконец, существует перлокугивный акт, который фиксирует якобы реальный результат действия описываемого объекта: «Во время встречи со своим американским коллегой президент Д. А. Медведев блестяще доказал, что...». Идет откровенное навязывание определенного мнения. Если в тексте превалируют иллокутивные и перлокутивные речевые акты, то мы имеем дело не с объективно отражаемым событием, а с неприкрытой агиткой.

Итак, существует несколько способов интенционального выражения: с помощью слов, грамматических конструкций, интонаций. При проведении интент-анализа следует учесть их все.

Считается, что начало психологического исследования текстов в нашей стране положено Н. И. Жинкиным, который предложил предикатный метод анализа внутреннего строения текста. В каждом тексте есть предмет описания, который характеризуется системой предикатов, последовательно раскрывающих его признаки. Задача исследователя — обнаружить эти предикаты и выстроить их в иерархическом порядке, охарактеризовав главные, дополнительные и дополнительные к дополнительным признаки. А. И. Новиков предложил в развитие к предикатному «денотатный» анализ, который строится на описании содержания текста через структуру обозначаемых объектов.

И. Ф. Неволин разработал анализ «смысловых зон текста», который строится на выделении нескольких уровней текста. Он считает, что каждый текст содержит фактографическую информацию. Это объектный уровень текста (соответствующий объектам действительности). Кроме того, есть еще в тексте и метауровни (включающие теоретическую информацию, анализирующие, оценочные, эмоциональные и другие суждения).

Т. М. Дридзе предложила информационно-целевой (мотивационноцелевой) подход к анализу текста («текстовой деятельности»), который состоит в выявлении: цели сообщения (замысла автора) — предикация 1 -го порядка; основных элементов общего содержания — предикация 2-го порядка; дополнительных элементов общего содержания — предикации 3-4-го порядков. Современный вариант выполнения интент-анализа мы предлагаем ниже.

 

Date: 2015-08-15; view: 1432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию