Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы международного уголовного права





В международном уголовном праве выделяют основопола­гающие и специальные принципы.

Основополагающие принципы были заложены в Уставе Нюрнбергского трибунала, развиты во Всеобщей декларации прав человека и окончательно сформулированы в Международ­ном пакте о гражданских и политических правах. Общепринято, что данная группа принципов носит императивный характер. Вы­деляют следующие основополагающие принципы:

Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого чело­века. Оно охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

В странах, которые не отменили смертной казни, смерт­ные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие пре­ступления в соответствии с законом, который действовал во вре­мя совершения преступления. Каждый, кто приговорен к смерт­ной казни, имеет право просить о помиловании или смягчении приговора.

Смертный приговор не выносится за преступления, со­вершенные лицами моложе 18 лет, и не проводится в отношении беременных женщин.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.

Каждый человек имеет право на свободу и личную не­прикосновенность. Никто не может бьггь подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не может быть лишен свободы иначе как на основаниях и в соответствии с законом.

Каждому арестованному сообщаются при аресте причи­ны ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное ему обвинение.

Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или со­держания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде.

Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

Все лица равны перед судом. Каждый имеет право на рассмотрение любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела компе­тентным, независимым и беспристрастным судом.

Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет дока­зана согласно закону.

Никто не должен быть судим вторично или наказан за преступление, за которое уже был окончательно осужден или оп­равдан в соответствии с законом.

Никто не препятствует преданию суду и наказанию лю­бого лица за любое деяние, которое в момент совершения явля­лось уголовным преступлением.

Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо преступления вследствие какого-либо действия, ко­торое согласно действовавшему в момент совершения внутриго­сударственному законодательству или международному праву не являлось уголовным преступлением.

Многие из данных принципов Международного уголовного права предусмотрены в национальном уголовном праве, что под­тверждает неразрывную связь международного и внутригосудар­ственного уголовного права.

Специальные принципы Международного уголовного права были кодифицированы и закреплены в части III Статута Между­народного уголовного суда. К ним относятся следующие принципы:

1. Принцип ответственности только за деяние, признанное преступлением нормой международного уголовного права. Уго­ловная ответственность наступает за деяние, признававшееся преступлением нормами международного уголовного права на момент его совершения. Международный уголовный суд может рассматривать дела только о преступлениях, совершенных не ра­нее 1 июля 2002 г., однако это не исключает уголовного разбира­тельства по делу виновного лица другим международным судом или национальным судом государства.

«Нет преступления без указания на то в законе». Никто не может подлежать ответственности, если деяние на момент со­вершения не признавалось преступлением (Пакт о гражданских и политических правах 1948 г.). Если деяние является преступным в соответствии с другой нормой международного уголовного пра­ва до вступления в силу новой нормы, то оно подлежит квалифи­кации по той норме, которая действовала на момент совершения деяния (преступление «геноцид» до вступления в силу Статута должно быть квалифицировано в соответствии с Конвенцией о предупреждении преступления геноцида 1948 г.). При анализе данного принципа следует также учитывать существующее в ме­ждународном уголовном праве «правило о сомнениях», согласно которому любое сомнение в возможности или правильности ква­лификации по нормам международного уголовного права должно быть истолковано в пользу обвиняемого лица. Исключением яв­ляются преступления Второй мировой войны, поскольку в период привлечения к ответственности военных преступников данные правила еще не были приняты мировым сообществом.


Принцип индивидуальной ответственности. Ответствен­ности по международному уголовному праву могут подлежать только физические лица, достигшие 18 лет. Однако существует несоответствие в возрастном цензе субъекта ответственности по международному и национальному уголовному праву. Согласно УК РФ предусмотрена ответственность за преступления против мира и безопасности человечества с 16 лет. В нормах междуна­родного уголовного права практически нигде не указывается на минимальный возраст субъекта преступления. Поэтому в силу понимания положения о толковании любого сомнения в пользу лица, такое лицо не может нести ответственность по междуна­родному уголовному праву. Следовательно, данный субъект мо­жет быть привлечен к уголовной ответственности национальным судом.

Принцип неотвратимости уголовной ответственности. Виновное лицо подлежит ответственности независимо от того, предусматривается ли национальным уголовным законодательст­вом ответственность за совершенное деяние или нет. Данный принцип, закрепленный в Статуте Международного уголовного суда, сложно реализовать государствам, предусматривающим первостепенное действие норм национального уголовного зако­нодательства (например, Россия), поскольку по национальному закону нет основания привлечения лица к уголовной ответствен­ности. Помимо этого, возникает еще один вопрос - данные стра­ны обычно закрепляют запрет выдачи своих граждан другим го­сударствам, на территории которых было совершено преступле­ние. Следствием такого различного закрепления основ привлече­ния к уголовной ответственности является проблематичность для Российской Федерации ратифицировать Статут Международного уголовного суда.

Принцип «лицо, признанное виновным по международно­му уголовному праву, может быть подвергнуто наказанию, оп­ределенному нормой международного уголовного права». По­скольку большинство нормативных международных актов не со­держат ни вида наказания, ни его размера при реализации этого принципа возникает проблема. Исключением является только Статут Международного уголовного суда. В то же время нормы международного уголовного права допускают возможность при­менения национального уголовного права. С другой стороны, применение данного принципа можно рассматривать только в рамках деятельности Международного уголовного суда.

Принцип недопустимости ссылок на официальный ста­тус и приказ. Многие международные преступления являются результатом государственной политики правящих кругов, зачас­тую совершаются должностными лицами, в том числе первыми лицами государства. Данный принцип закреплен в ст. 7 Устава Нюрнбергского трибунала, в Уставах по бывшей Югославии и Руанде, Римском Статуте. Согласно последнему его положения применяются в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения. На ответст­венность официальных и должностных лиц не влияет наличие у них каких-либо иммунитетов от уголовной ответственности, пре­дусмотренных как в международном, так и в национальном зако­нодательстве. (Так, английский суд не принял во внимание нали­чие парламентского иммунитета бывшего чилийского диктатора А. Пиночета, обвиненного в совершении ряда военных преступ­лений.) Данный принцип подразумевает равенство всех лиц.


Составной частью данного принципа является ответствен­ность командиров и других военных начальников за совершение преступлений по международному уголовному праву. Согласно последнему военные командиры или лица, эффективно дейст­вующие в качестве военных командиров, подлежат ответственно­сти за деяния, преступные по международному уголовному пра­ву, если те совершены силами, находящимися под его эффектив­ным командованием, властью или контролем (ч. 1 ст. 28 Статута). Данные лица используют свой юридический статус, при этом са­ми непосредственно своими действиями могут и не совершать того, что подчиненные им лица выполняют их приказы и распо­ряжения. (Военный командир несет ответственность за действия своих подчиненных - когда он должен был знать, что вверенные ему силы совершают преступление, но не принял всех мер в пре­делах своих полномочий для предотвращения или пресечения его совершения.)

Международно-правовые акты в регламентации ответствен­ности за исполнение незаконного приказа исходят из концепции «умных штыков»: лица, совершившие преступление при испол­нении явно для них незаконного приказа, должны подлежать уго­ловной ответственности; а начальник должен нести ответствен­ность за совершенные преступления при исполнении отданного им незаконного приказа в любом случае.

В принятых в последнее время документах международного уголовного права содержится перечень обстоятельств, освобож­дающих исполнителя приказа от уголовной ответственности. При этом должны быть соблюдены следующие требования: исполни­тель был обязан исполнить приказ правительства или начальника; исполнитель не знал, что приказ был незаконным или сам приказ не носил незаконного характера. Смягчающим обстоятельством является факт исполнения приказа под страхом серьезных отри­цательных последствий для себя или своей семьи. Освобождение исполнителя приказа от ответственности по международному уголовному праву не означает автоматического освобождения лица, отдавшего такой приказ.

Исключение из данного принципа предусмотрено ч. 2 ст. 33 Статута - приказ о совершении акта геноцида или любого пре­ступления против человечности всегда расценивается как явно незаконный. Следовательно, исполнитель такого приказа не мо­жет освобождаться от ответственности ни при каких обстоятель­ствах.

7. Принцип неприменения срока давности. Принцип дейст­вует в отношении военных преступлений и преступлений против мира и безопасности человечества. В 1968 г. была принята Кон­венция о неприменимости срока давности к военным преступле­ниям и преступлениям против человечества, которая закрепляет рассматриваемый принцип. Однако на сегодняшний день, следу­ет внести изменения либо в Конвенцию, либо в Статут Междуна­родного уголовного суда. Эти изменения должны конкретизиро­вать составы международных преступлений, на которые сроки давности не будут распространяться. Данное нововведение необ­ходимо, поскольку национальными законодательствами госу­дарств по-разному рассматривается группа международных пре­ступлений и действие в отношении них сроков давности. Необ­ходимо создание единого правила о сроках давности в отноше­нии международных преступлений, поскольку это позволит ре­шить ряд вопросов, возникающих в теории и на практике.

 







Date: 2015-08-15; view: 6942; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию