Тема 4. Методика обучения детей старшей (выпускной) группы использованию цвета для создания образа в рисунке
План
1. Введение.
2. Цветовое восприятие и его значение в жизни человека.
3. Использование цвета детьми старшего дошкольного возраста для создания образа в рисунке.
4. Методы и приемы формирования умения создавать цветовой образ в рисунке.
5. Практическая часть.
6. Выводы.
Литература
1. Васильева Г. Как краски друг другу в гости ходили // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 12.
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1988.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
4. Золочевский С.А. Какого цвета мир. – М., 1994.
5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М., 1961.
6. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. – Минск, 1986.
7. Левинских Н. В королевстве красок // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 12.
8. Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей // Вопросы психологии. – 1975. - № 4.
9. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.
10. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1985.
11. Прокопович О. Цвет как средство выразительности детского рисунка // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6.
12. Рогаткина Т. Как краски искали друзей // Дошкольное воспитание. -2000. - № 11.
13. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 1965.
Рекомендации к выполнению практической части
В первой части проанализируйте детские рисунки, выполненные ими в свободное время. В беседе выясните, почему ребенок использовал для изображения героев (предметов) именно такой цвет. Ответы зафиксируйте и проанализируйте. Для уточнения понимания детьми выразительной функции цвета используйте диагностическое задание № 10 с. 144 из «практикума по детской психологии» Г. Урунатевой, С. Афонькиной (М., 1988), оцените детские рисунки по предложенным критериям. Результаты занесите в таблицу и проанализируйте:
Имя, фамилия ребенка
| Оценки в баллах
| Эмоциональная реакция на задание
| Особо отметьте наличие в рисунках оттенков и смешанных цветов.
Во второй части проведите 5-6 занятий, направленных на развитие цветовосприятия и умение использовать цвет как выразительное средство. Если есть необходимость отдельно познакомьте детей с приемами получения нового оттенка и цвета, а также нетрадиционными техниками рисования. На занятиях особое внимание уделите методам и приемам, направленным на обучение детей умению использовать цвет в соответствии с характером создаваемого образа, замыслом.
В третьей части, после проведения формирующего этапа, вновь проанализируйте рисунки детей в самостоятельной деятельности, отметьте изменения в них. Повторно проведите диагностическое задание № 10. Результаты двух этапов занесите в сравнительную таблицу и проанализируйте:
Фамилия, имя ребенка
| Оценки в баллах
| Эмоциональная реакция на задание
| В 1-й части
| В 3-й части
| В 1-й части
| В 3-й части
| | | | | |
Приложение
Таблицы с данными анализа детских рисунков; детские рисунки со всех занятий; конспекты занятий.
Date: 2015-08-15; view: 833; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|