Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И прогуливаться с информантами?
212 На недавней конференции урбанистов, специализирующихся на исследовании постсоветских городов, состоявшейся в Тарту в сентябре 2009 года [см.: Cities After Transition, 2009], около десяти докладов восточноевропейских коллег были посвящены картографированию мобильности городских обитателей на основе данных, предоставленных провайдерами со-213-товой связи. 213 Речь шла, в частности, о том, что русские и эстонцы в Таллине проезжают разные расстояния до работы и что пражская молодежь проводит свободное время по преимуществу в центре. Возможность, так сказать, «сосчитать» мобильность сегодня привлекает многих. Масштабные сдвиги, вроде описываемого в этой главе, всегда обостряют соревнование между сторонниками количественных и качественных методов, и поскольку я гораздо больше верю в последние, их кратко и опишу. 213 Исследователи мобильности обращаются прежде всего к разнообразным практикам — практикам движения (ходьба, езда, полет), заблокированного движения (очередь, пробка, ожидание отложенного рейса), возможного движения (планы на выходной или отпуск), неподвижности (прикованность к постели или инвалидному креслу), обитания в мире (воображаемые путешествия, если ты стеснен в средствах), создания мест (продвижение своего музея или города среди образованной публики). Соответственно, используемые методы — антропологические и социологические, и прежде всего опробованные Ирвином Гофманом методы исследовательского слежения за людьми по мере того, как те движутся, и наблюдения за тем, как они взаимодействуют друг с другом или с каким-то местом. Так участники датского исследовательского проекта «Туристские практики и производство мест: репрезентации, сети и стратегии» исходили из того, что туристские места надо понимать как «гибриды, объединяющие людей и не-человеческие объекты», созданные «разнообразными видами мобильности и близости, потоков предвосхищений, "перформансов" и памяти, а также широкими социально-материальными сетями, стабилизирующими практики обитания, создающие туристские места» [Baerenholdt et ai., 2004: 2]. 213 Включенное наблюдение, интервью с экспертами и туристами позволило им, в частности, прийти к выводу, что популярность дач среди датчан делает неформальные некоммерческие сети, существующие вокруг их использования, куда более эффективными, чем те, что 214 существуют между туристскими фирмами. 214 Необычна установка членов этой команды на то, что «места подобны кораблям, перемещающимся и совсем не обязательно остающимся там, где были. Они путешествуют, быстро или медленно, на большие или меньшие расстояния, в рамках сетей, образованных людьми, и не только. Места связаны с отношениями, с размещением (placing) людей, материалов, образов и системами различий, что эта отношения и размещения создают» [Baerenboldt et ей., 2004: 146]. Насколько же последовательны они в выборе методов исследования? Акторно-сетевая теория (о ней подробно идет речь в главе «Город и природа»), составляющая концептуальную рамку исследования, приводит к тому, чтобы, к примеру, методы визуальной антропологии применять не для осмысления репрезентаций туристских впечатлений, но для того, чтобы вникнуть в «перфомансы», исполняемые туристами вместе с посещаемыми местами. Так, исследователи описали существенную разницу в использовании фотокамер для того, чтобы снимать те или другие сцены и пейзажи, с одной стороны, и для запечатления членов семьи — с другой. Фотографирование используется для «постановки социальных отношений и превращения мест в приватные театры счастливой семейной жизни» [Ibid.: 122]. Перформативность повседневных передвижений и неподвижности меняет представление о социологическом исследовании, о связи между теорией, наблюдением и вовлеченностью. Внимание к мобильности способно обернуться новыми объектами исследования. Так, английские географы детства подробно изучают особенности детской мобильности, стремясь проанализировать последствия ее изменения за последние пятьдесят лет, в частности состоящего в том, что по сравнению с предыдущими поколениями у сегодняшних детей гораздо меньше свободы независимого передвижения по городу, то есть возможности играть с друзьями на улице, самостоятельно добираться до родственников и так далее. 214 Если прежде во многих странах главным местом детской игры и других за-215-нятий была улица, то сегодня «улица» не случайно, по крайней мере по-русски, имеет пейоративное значение: от тех, кто приходит в буквальном смысле «с улицы», не ждут ничего хорошего. 215 Предмет обоснованных родительских страхов (от похищения до встречи с эксгибиционистом), улица соединяется в воображении горожан со скверами и парками — местами, где детям стоит появляться лишь в сопровождении взрослых. У городских властей, как правило, нет денег на освещение, обиход, оснащение таких мест. То, чем дети занимаются вне дома, активно регулируется, подвержено постоянному родительскому мониторингу. Воздействие физического и социального окружения на детскую мобильность изучается смешанными методами, включающими формальные и неформальные интервью с детьми и их родителями и учителями, визиты в дома, а также туры по окрестностям, во время которых дети показывают исследователям свои привычные маршруты, любимые места рядом с домом, в саду [см.: Christensen et al, 2003]. Это дает возможность исследовать самые разные измерения детского обитания» в локальном мире [см.: Karsten, Van Vliet, 2006]. 215 «Интервью на ходу», а также виртуальная этнография и видеоэтнография применяются и для решения множества иных исследовательских задач. Американский социолог Маргарет Кузенбах считает, что прогулку вместе с информантом (go- along) отличает от таких традиционных методов, как включенное наблюдение и интервьюирование, возможность с ее помощью привнести мобильность в этнографическое урбанистическое исследование. Прогулки в исследовательских целях — не только возможность доступа к рефлексивным сторонам опыта обитания в городских местах, но и выявление особенностей восприятия окружения, пространственных практик, биографий и социальных отношений [см.: Kusenbach, 2003]. 215 Дневники, запечатлевающие перемещения информантов в пространстве и времени, — рукописные, фото-, аудио-, видео- или комбинированные [см.: Palen, Salzman, 2002; Kenyon, 216 2006] — привлекательны тем, что позволяют информантам совмещать их рефлексию ежедневных практик с собственно практиками. 216 Поскольку исследования мобилыгостей на их сегодняшней стадии стремятся придавать столько же значения воображаемым перемещениям, сколько реальным, исследование возможностей, которые открывает для этого Интернет [см.: Bakardjieva, 2005], а также осмысление атмосферы привлекательных для посещения мест ведется на основе соединения качественных исследований с литературным, художественным и «воображаемым» исследованием [см~ Baerenboldt et al., 2004]. 216 Упомянутое выше стремление инициаторов «поворота к мобильности» не только обогатить социальное знание новым объектом исследования, но и побудить к пересмотру установок и методов не привело пока к отчетливым результатам, так как «повороту» (читатель может судить по приведенной литературе) нет еще и десяти лет. 216 Тем не менее смена исследовательских приоритетов и поиск новых способов, которыми можно было бы «схватить» передвижения людей и вещей, происходят очень активно.
Делёэ Ж, Гваттари Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна: Сб. переводов и рефератов. Минск, 1996. С. 7—31. Уайтхед АН. Избранные работы по философии / Под ред М А Кис- селя. м.; Прогресс, 1990. Adam В. Reflexive Modernization Tfemporalized // Theory, Culture a Society. 2003. Vol, 20, № 2. P. 59—78. ArmitageJ. Paul Virilio: An Introduction // Paul Virilia From Modernism to Hypermodemism and Beyond / Ed. J. Armitage. L: Sage, 2000. R 1—23- Baerenboldt et al. Performing Tourist Places. Aldershot: Ashgeit, 2004. Bakardjieva M. Internet Society; The Internet in Everyday Life L: Sage, 2005. Blackman L. Affect, Relationality and the «Problem of Personality» // Theory, Culture and Society. 2008. Vol. 25, № 1. P. 23—47. Buscher M., Urry J. Mobile Methods and the Empirical // European Journal of Social Theory. 2009. Vol. 12, № 1. P. 99—116, Cbristaller W. Die zentralen Orte in Suddeutschland. Eine Okonomisch- geographische Untersuchungen iiber die Gesetzeseinheit der Verbreitung und Enrwicklung der Siedlungen mit stadtischcn Funktionen. Darmstadt: Wissenscha ftlichc Buchgesellschaft, 1968. Christensen P. et aL Children in the City: Home, Neighbourhood and Community L: Routledge Falmer, 2003. Cities After Transition. Tartu, 2009. [Электрон, ресурс]. URL http:// citiesaftertransi tion.webnode.cz/new/ Cresswett T. On the Move. L: Routledge, 2006. Deleuze G, GuattariF. A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia // Trans. B. Massumi. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1987. Deleuze G, Guattari F. City-State // Rethinking Architecture: A Reader in Cultural Theory / Ed N. Leach. L: Routledge, 1997. P. 296—299. Delia Dora V. Travelling Landscape-Objects // Progress in Human Geography. 2009- № 33(3). P. 334—354. Fogelson R.M. Downtown: Its Rise and Fall, 1880—1950. New Haven: Yale University Press, 2001. Fotscb PM. Watching the Traffic Go By Transportation and Isolation in Urban America. Austin: University of Tfcxas Press, 2007. Gleick J. Faster: The Acceleration of Just About Everything N.Y.: Pantheon, 1999. GreenbergMR Environmental Policy Analysis and Practice. New Brunswick: Rutgers University Press, 2008. Gutfreund OD. Twentieth Century Sprawl: Highways and the Reshaping of the American Landscape, Oxford: Oxford University Press, 2004. Hanson S, Giuliano G. Geography of Urban Transportation, L: The Guilford Press, 2004- Harris CX>, Ullman EL. The Nature of Cities // The Urban Geography Reader / Ed, by N.E Fyfe and J.T. Kenny. L: Routledge, 2005. P. 46—56. Hart T. Transport and the City // Handbook of Urban Studies / Ed. by R Paddison. L: Sage, 2001. Harvey D. The Condition of Post modernity: An Enquiry into the Origins of Cultural Change. Oxford Blackwell, 1989. HaylesK Unfinished Work. From Cyborg to Cognisphere // Theory, Culture, and Society. 2006. Vol. 23, № 7-8. P 159-166. Ingold T. The Perception of the Environment: Essays on Livelihood, Dwelling and Skill L: Routledge, 2000. Ingold T. The Culture on the Ground: the world perceived through the feet//Journal of Material Culture. 2004. Vol. 9, № 3. P. 315—340. Ingold T. Lines: A Brief History. N.Y.: Routledge, 2007. Jackson K.T. Crabgrass Frontier: The Suburbanization of the United States- Oxford: Oxford University Press, 1985. Johansson О. Inter-Urban Competition and Air Transport in the Deregulated Era: The Nashville Case //Journal of Transport Geography 2007. № 15-P 368-379- JuddD. From Cowtown-to Sunbelt City // Restructuring the City / Ed. S. Fainstein. N.Y.: Longman, 1971. P. 167— 201. Karsten L, Van Vliet W. Increasing Children's Freedom of Movement // Children, Youth and Environments. 2006. № 1. E 69—73. Kenyan S. Reshaping Patterns of Mobility and Exclusion? The Impact of Virtual Mobility upon Accessibility, Mobility and Social Exclusion // Mobile Technologies of the City / Eds. M. Shelter, J. Urry. L: Routledge, 2006. KusenbachM. Street Phenomenology. The Go-Along as Ethnographic Research Tool // Ethnography. 2003. Vol. 4, № 3- P 455—485. Lefebvre H. Everyday Life in the Modern World. New Brunswick: Transaction Publishers, 1990. Lefebvre H. The Production of Space / Trans. D. Nicholson-Smith. Oxford: Blackwell, 1991. Lin II R.-G, Rabin J. The State MTA Approves Steep Hikes for Bus, Rail Fares // Los Angeles Times. 2007. May 25. P. Al. Lorimer H. Telling Small Stories: Spaces of Knowledge and the Practice of Geography // Transactions of the Institute of British Geographers. 2003. № 28. P 197-217. Lorimer H. Cultural geography: the Busyness of Being More-Than- Representational // Progress in Human Geography. 2005. № 29 R 83—94. Luke Г, O'TUaihail C.Thinking Geopolitical Space: The Spatiality of War, Speed and Vision in the Work of Paul Virilio // Thinking Space / Ed. N. Thrift, M. Crang. L: Routledge, 2000. P 360-379- MalkiiL Purity and Exile: Violence, Memory, and National Cosmology among Hutu Refugees in Tanzania. Chicago: University of Chicago Press, 1995- Malkii L National Geographic; The Rooting of Peoples and the Terri- torialization of National Identity among Scholars and Refugees // Culture, Power, Place: Explorations in Critical Anthropology / Ed. A Gupta, J. Ferguson. Durham: Duke University Press, 1997. P. 52—75. Mann E. Los Angeles Bus Riders Derail the MTA // Highway Robbery- Transportation Racism and New Routes To Equity / Eds. R. Bullard, G.S. Johnson and AO. Torres. Boston: South End Press, 2004. Massey D. Travelling thoughts // Without Guarantees: In Honour of Stuart Hall /Eds. P Gilroy, L Grossberg, A McRobbie. L; Verso, 2000. P 225— 232. Massumi B. Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durhem: Duke University Press, 2002. Merriman P. A New Look at the English Landscape: Landscape Architecture, Movement and the Aesthetics of Motorways in Early Postwar Britain //Cultural Geographies. 2006. № 13- P 78—105. Mobile "technologies and the City/Eds. M.SchellerJ. Urry. L; Routledge, 2006 Norton PD. Fighting Traffic: The Dawn of the Motor Age in the American City. Cambridge: MIT Press, 2008, Palen L, Salzman M. Voice-Mail Diary Studies for Naturalistic Data Capture under Mobile Conditions // Proceedings of the Computer Supported Cooperative Work Conference. New Orleans: CSCWC, 2002. IJIieger CZ, Kaufinann V, Pattaroni LJemetin Ch. How Does Urban Public Transport Change Cities? Correlations between Past and Present Transport and Urban Planning Policies//Urban Studies. 2009. Vol. 47, № 7. P. 1421 — 1437. Rosa H. Social Acceleration: Ethical and Political Consequences of a Desynchronized High-Speed Society // Constellations 2003- Vol. 10, № 1. p. 3-33. SchellerM. Mobile Publics: Beyond the Network Perspective // Environment and Planning D: Society and Space. 2004. № 22. E 39—52. Soja EW. Post metropolis: Critical Studies of Cities and Regions. Oxford: Wiley-Blackwell, 2000. SolmtR. Wanderlust: A History of Walking, N.Y.: Viking, 2000. Thomson FML. The Rise of Suburbia. Leicester: Leicester University Press, 1982. Urry J. Sociology Beyond Societies. L: Routledge, 2000. Urry J. Mobilities, Cambridge: Polity Press, 2007. VirilioP. The Aesthetics of Disappearance. N.Y.: Semiotext, 1991- Viriito P. Negative Horizon: An Essay in Dromoscopy. L: Continuum, 2005. Virilio, P.{2003) Unknown Quantity.London: Thames and Hudson, 2003. Virilio P, Lotringer S. Pure War. Cambridge: MIT, 2007. WylieJ. Depths and Folds: on Landscape and the Gazing Subject // Environment and Planning D: Society and Space. 2006. № 2. E 519—535-
Date: 2015-08-07; view: 517; Нарушение авторских прав |