Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И прогуливаться с информантами?





212 На недавней конференции урбанистов, специализирую­щихся на исследовании постсоветских городов, состоявшейся в Тарту в сентябре 2009 года [см.: Cities After Transition, 2009], около десяти докладов восточноевропейских коллег были по­священы картографированию мобильности городских обита­телей на основе данных, предоставленных провайдерами со­-213-товой связи.

213 Речь шла, в частности, о том, что русские и эстон­цы в Таллине проезжают разные расстояния до работы и что пражская молодежь проводит свободное время по преимуще­ству в центре. Возможность, так сказать, «сосчитать» мобиль­ность сегодня привлекает многих. Масштабные сдвиги, вроде описываемого в этой главе, всегда обостряют соревнование между сторонниками количественных и качественных мето­дов, и поскольку я гораздо больше верю в последние, их крат­ко и опишу.

213 Исследователи мобильности обращаются прежде всего к разнообразным практикам — практикам движения (ходьба, езда, полет), заблокированного движения (очередь, пробка, ожидание отложенного рейса), возможного движения (планы на выходной или отпуск), неподвижности (прикованность к постели или инвалидному креслу), обитания в мире (вообра­жаемые путешествия, если ты стеснен в средствах), создания мест (продвижение своего музея или города среди образован­ной публики). Соответственно, используемые методы — антро­пологические и социологические, и прежде всего опробован­ные Ирвином Гофманом методы исследовательского слежения за людьми по мере того, как те движутся, и наблюдения за тем, как они взаимодействуют друг с другом или с каким-то местом. Так участники датского исследовательского проекта «Турист­ские практики и производство мест: репрезентации, сети и стратегии» исходили из того, что туристские места надо пони­мать как «гибриды, объединяющие людей и не-человеческие объекты», созданные «разнообразными видами мобильности и близости, потоков предвосхищений, "перформансов" и памя­ти, а также широкими социально-материальными сетями, ста­билизирующими практики обитания, создающие туристские места» [Baerenholdt et ai., 2004: 2].

213 Включенное наблюдение, интервью с экспертами и туристами позволило им, в частно­сти, прийти к выводу, что популярность дач среди датчан де­лает неформальные некоммерческие сети, существующие вок­руг их использования, куда более эффективными, чем те, что

214 существуют между туристскими фирмами.

214 Необычна установ­ка членов этой команды на то, что «места подобны кораблям, перемещающимся и совсем не обязательно остающимся там, где были. Они путешествуют, быстро или медленно, на боль­шие или меньшие расстояния, в рамках сетей, образованных людьми, и не только. Места связаны с отношениями, с разме­щением (placing) людей, материалов, образов и системами раз­личий, что эта отношения и размещения создают» [Baerenboldt et ей., 2004: 146]. Насколько же последовательны они в выборе методов исследования? Акторно-сетевая теория (о ней подроб­но идет речь в главе «Город и природа»), составляющая концеп­туальную рамку исследования, приводит к тому, чтобы, к при­меру, методы визуальной антропологии применять не для осмысления репрезентаций туристских впечатлений, но для того, чтобы вникнуть в «перфомансы», исполняемые туриста­ми вместе с посещаемыми местами. Так, исследователи описа­ли существенную разницу в использовании фотокамер для того, чтобы снимать те или другие сцены и пейзажи, с одной стороны, и для запечатления членов семьи — с другой. Фото­графирование используется для «постановки социальных от­ношений и превращения мест в приватные театры счастливой семейной жизни» [Ibid.: 122].

Перформативность повседневных передвижений и не­подвижности меняет представление о социологическом ис­следовании, о связи между теорией, наблюдением и вовле­ченностью. Внимание к мобильности способно обернуться новыми объектами исследования. Так, английские географы детства подробно изучают особенности детской мобильности, стремясь проанализировать последствия ее изменения за пос­ледние пятьдесят лет, в частности состоящего в том, что по сравнению с предыдущими поколениями у сегодняшних детей гораздо меньше свободы независимого передвижения по горо­ду, то есть возможности играть с друзьями на улице, самостоя­тельно добираться до родственников и так далее.

214 Если прежде во многих странах главным местом детской игры и других за­-215-нятий была улица, то сегодня «улица» не случайно, по крайней мере по-русски, имеет пейоративное значение: от тех, кто при­ходит в буквальном смысле «с улицы», не ждут ничего хороше­го.


215 Предмет обоснованных родительских страхов (от похище­ния до встречи с эксгибиционистом), улица соединяется в воображении горожан со скверами и парками — местами, где детям стоит появляться лишь в сопровождении взрослых. У го­родских властей, как правило, нет денег на освещение, обиход, оснащение таких мест. То, чем дети занимаются вне дома, ак­тивно регулируется, подвержено постоянному родительскому мониторингу. Воздействие физического и социального окру­жения на детскую мобильность изучается смешанными мето­дами, включающими формальные и неформальные интервью с детьми и их родителями и учителями, визиты в дома, а также туры по окрестностям, во время которых дети показывают ис­следователям свои привычные маршруты, любимые места рядом с домом, в саду [см.: Christensen et al, 2003]. Это дает воз­можность исследовать самые разные измерения детского оби­тания» в локальном мире [см.: Karsten, Van Vliet, 2006].

215 «Интервью на ходу», а также виртуальная этнография и ви­деоэтнография применяются и для решения множества иных исследовательских задач. Американский социолог Маргарет Кузенбах считает, что прогулку вместе с информантом (go- along) отличает от таких традиционных методов, как вклю­ченное наблюдение и интервьюирование, возможность с ее помощью привнести мобильность в этнографическое урба­нистическое исследование. Прогулки в исследовательских целях — не только возможность доступа к рефлексивным сто­ронам опыта обитания в городских местах, но и выявление особенностей восприятия окружения, пространственных практик, биографий и социальных отношений [см.: Kusenbach, 2003].

215 Дневники, запечатлевающие перемещения информантов в пространстве и времени, — рукописные, фото-, аудио-, видео- или комбинированные [см.: Palen, Salzman, 2002; Kenyon,

216 2006] — привлекательны тем, что позволяют информантам совмещать их рефлексию ежедневных практик с собственно практиками.

216 Поскольку исследования мобилыгостей на их се­годняшней стадии стремятся придавать столько же значения воображаемым перемещениям, сколько реальным, исследова­ние возможностей, которые открывает для этого Интернет [см.: Bakardjieva, 2005], а также осмысление атмосферы привлека­тельных для посещения мест ведется на основе соединения качественных исследований с литературным, художественным и «воображаемым» исследованием [см~ Baerenboldt et al., 2004].

216 Упомянутое выше стремление инициаторов «поворота к мобильности» не только обогатить социальное знание новым объектом исследования, но и побудить к пересмотру установок и методов не привело пока к отчетливым результатам, так как «повороту» (читатель может судить по приведенной литерату­ре) нет еще и десяти лет.

216 Тем не менее смена исследовательс­ких приоритетов и поиск новых способов, которыми можно было бы «схватить» передвижения людей и вещей, происходят очень активно.

 

Делёэ Ж, Гваттари Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна: Сб. переводов и рефератов. Минск, 1996. С. 7—31.

Уайтхед АН. Избранные работы по философии / Под ред М А Кис- селя. м.; Прогресс, 1990.

Adam В. Reflexive Modernization Tfemporalized // Theory, Culture a Society. 2003. Vol, 20, № 2. P. 59—78.


ArmitageJ. Paul Virilio: An Introduction // Paul Virilia From Modernism to Hypermodemism and Beyond / Ed. J. Armitage. L: Sage, 2000. R 1—23-

Baerenboldt et al. Performing Tourist Places. Aldershot: Ashgeit, 2004.

Bakardjieva M. Internet Society; The Internet in Everyday Life L: Sage, 2005.

Blackman L. Affect, Relationality and the «Problem of Personality» // Theory, Culture and Society. 2008. Vol. 25, № 1. P. 23—47.

Buscher M., Urry J. Mobile Methods and the Empirical // European Journal of Social Theory. 2009. Vol. 12, № 1. P. 99—116,

Cbristaller W. Die zentralen Orte in Suddeutschland. Eine Okonomisch- geographische Untersuchungen iiber die Gesetzeseinheit der Verbreitung

und Enrwicklung der Siedlungen mit stadtischcn Funktionen. Darmstadt: Wissenscha ftlichc Buchgesellschaft, 1968.

Christensen P. et aL Children in the City: Home, Neighbourhood and Community L: Routledge Falmer, 2003.

Cities After Transition. Tartu, 2009. [Электрон, ресурс]. URL http:// citiesaftertransi tion.webnode.cz/new/

Cresswett T. On the Move. L: Routledge, 2006.

Deleuze G, GuattariF. A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizo­phrenia // Trans. B. Massumi. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1987.

Deleuze G, Guattari F. City-State // Rethinking Architecture: A Reader in Cultural Theory / Ed N. Leach. L: Routledge, 1997. P. 296—299.

Delia Dora V. Travelling Landscape-Objects // Progress in Human Geography. 2009- № 33(3). P. 334—354.

Fogelson R.M. Downtown: Its Rise and Fall, 1880—1950. New Haven: Yale University Press, 2001.

Fotscb PM. Watching the Traffic Go By Transportation and Isolation in Urban America. Austin: University of Tfcxas Press, 2007.

Gleick J. Faster: The Acceleration of Just About Everything N.Y.: Pan­theon, 1999.

GreenbergMR Environmental Policy Analysis and Practice. New Brun­swick: Rutgers University Press, 2008.

Gutfreund OD. Twentieth Century Sprawl: Highways and the Reshaping of the American Landscape, Oxford: Oxford University Press, 2004.

Hanson S, Giuliano G. Geography of Urban Transportation, L: The Guilford Press, 2004-

Harris CX>, Ullman EL. The Nature of Cities // The Urban Geography Reader / Ed, by N.E Fyfe and J.T. Kenny. L: Routledge, 2005. P. 46—56.

Hart T. Transport and the City // Handbook of Urban Studies / Ed. by R Paddison. L: Sage, 2001.

Harvey D. The Condition of Post modernity: An Enquiry into the Origins of Cultural Change. Oxford Blackwell, 1989.

HaylesK Unfinished Work. From Cyborg to Cognisphere // Theory, Culture, and Society. 2006. Vol. 23, № 7-8. P 159-166.

Ingold T. The Perception of the Environment: Essays on Livelihood, Dwelling and Skill L: Routledge, 2000.

Ingold T. The Culture on the Ground: the world perceived through the feet//Journal of Material Culture. 2004. Vol. 9, № 3. P. 315—340.


Ingold T. Lines: A Brief History. N.Y.: Routledge, 2007.

Jackson K.T. Crabgrass Frontier: The Suburbanization of the United States- Oxford: Oxford University Press, 1985.

Johansson О. Inter-Urban Competition and Air Transport in the Dere­gulated Era: The Nashville Case //Journal of Transport Geography 2007. № 15-P 368-379-

JuddD. From Cowtown-to Sunbelt City // Restructuring the City / Ed. S. Fainstein. N.Y.: Longman, 1971. P. 167— 201.

Karsten L, Van Vliet W. Increasing Children's Freedom of Movement // Children, Youth and Environments. 2006. № 1. E 69—73.

Kenyan S. Reshaping Patterns of Mobility and Exclusion? The Impact of Virtual Mobility upon Accessibility, Mobility and Social Exclusion // Mobile Technologies of the City / Eds. M. Shelter, J. Urry. L: Routledge, 2006.

KusenbachM. Street Phenomenology. The Go-Along as Ethnographic Research Tool // Ethnography. 2003. Vol. 4, № 3- P 455—485.

Lefebvre H. Everyday Life in the Modern World. New Brunswick: Tran­saction Publishers, 1990.

Lefebvre H. The Production of Space / Trans. D. Nicholson-Smith. Oxford: Blackwell, 1991.

Lin II R.-G, Rabin J. The State MTA Approves Steep Hikes for Bus, Rail Fares // Los Angeles Times. 2007. May 25. P. Al.

Lorimer H. Telling Small Stories: Spaces of Knowledge and the Practice of Geography // Transactions of the Institute of British Geographers. 2003. № 28. P 197-217.

Lorimer H. Cultural geography: the Busyness of Being More-Than- Representational // Progress in Human Geography. 2005. № 29 R 83—94.

Luke Г, O'TUaihail C.Thinking Geopolitical Space: The Spatiality of War, Speed and Vision in the Work of Paul Virilio // Thinking Space / Ed. N. Thrift, M. Crang. L: Routledge, 2000. P 360-379-

MalkiiL Purity and Exile: Violence, Memory, and National Cosmology among Hutu Refugees in Tanzania. Chicago: University of Chicago Press, 1995-

Malkii L National Geographic; The Rooting of Peoples and the Terri- torialization of National Identity among Scholars and Refugees // Culture, Power, Place: Explorations in Critical Anthropology / Ed. A Gupta, J. Fer­guson. Durham: Duke University Press, 1997. P. 52—75.

Mann E. Los Angeles Bus Riders Derail the MTA // Highway Robbery- Transportation Racism and New Routes To Equity / Eds. R. Bullard, G.S. Johnson and AO. Torres. Boston: South End Press, 2004.

Massey D. Travelling thoughts // Without Guarantees: In Honour of Stuart Hall /Eds. P Gilroy, L Grossberg, A McRobbie. L; Verso, 2000. P 225— 232.

Massumi B. Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durhem: Duke University Press, 2002.

Merriman P. A New Look at the English Landscape: Landscape Archi­tecture, Movement and the Aesthetics of Motorways in Early Postwar Britain //Cultural Geographies. 2006. № 13- P 78—105.

Mobile "technologies and the City/Eds. M.SchellerJ. Urry. L; Routledge, 2006

Norton PD. Fighting Traffic: The Dawn of the Motor Age in the American City. Cambridge: MIT Press, 2008,

Palen L, Salzman M. Voice-Mail Diary Studies for Naturalistic Data Capture under Mobile Conditions // Proceedings of the Computer Sup­ported Cooperative Work Conference. New Orleans: CSCWC, 2002.

IJIieger CZ, Kaufinann V, Pattaroni LJemetin Ch. How Does Urban Public Transport Change Cities? Correlations between Past and Present Transport and Urban Planning Policies//Urban Studies. 2009. Vol. 47, № 7. P. 1421 — 1437.

Rosa H. Social Acceleration: Ethical and Political Consequences of a Desynchronized High-Speed Society // Constellations 2003- Vol. 10, № 1. p. 3-33.

SchellerM. Mobile Publics: Beyond the Network Perspective // Envi­ronment and Planning D: Society and Space. 2004. № 22. E 39—52.

Soja EW. Post metropolis: Critical Studies of Cities and Regions. Oxford: Wiley-Blackwell, 2000.

SolmtR. Wanderlust: A History of Walking, N.Y.: Viking, 2000.

Thomson FML. The Rise of Suburbia. Leicester: Leicester University Press, 1982.

Urry J. Sociology Beyond Societies. L: Routledge, 2000.

Urry J. Mobilities, Cambridge: Polity Press, 2007.

VirilioP. The Aesthetics of Disappearance. N.Y.: Semiotext, 1991-

Viriito P. Negative Horizon: An Essay in Dromoscopy. L: Continuum, 2005.

Virilio, P.{2003) Unknown Quantity.London: Thames and Hudson, 2003.

Virilio P, Lotringer S. Pure War. Cambridge: MIT, 2007.

WylieJ. Depths and Folds: on Landscape and the Gazing Subject // Environment and Planning D: Society and Space. 2006. № 2. E 519—535-

 







Date: 2015-08-07; view: 517; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию