Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внутрь и вовне»: взгляды Анри Лефевра
184 Одним из первых стал размышлять о связи города и мобильности французский неомарксистский урбанист Анри Лефевр. 184 В этой книге о его взглядах речь идет неоднократно, так что в данной главе я хотела бы лишь кратко проанализировать, как Лефевр понимал мобильность. Постижима ли мобильность города — этот вопрос для него связан с более масштабным: как возможно реальное знание о пространстве? Лефевр восстал против «контейнерного» представления о пространстве как статичном вместилище вещей, привлекая для этого самые разные концептуальные средства, в том числе и физическую теорию Фреда Хойла, рассматривавшего пространство как порождение энергии [см.: Lefebvre, 1991: 13],Такое знание должно одновременно учитывать прошлое и смотреть в будущее [см.: Ibid.-. 91], а точнее помочь понять, как именно общества порождают пространство и какие именно факторы стоит учесть в будущем, размышляя о «проекте... другого пространства и другого времени в другом (возможном или невозможном) обществе» [Ibid.]. 184 Тогда сегодняшнее, современное городское пространство подлежит критике, но не слишком ли абстрактны и «умственны» используемые для его критики термины вроде 185 «модернистской триады» «читаемости, видимости, постижимости» [Lefebvre, 1991: 96]? 185 Не слишком ли неосязаемы в городском пространстве результаты развития истории, общества и культуры? 185 Не скрывает ли пространство свое содержание за смыслами, избыточными или недостающими? К тому же иногда пространства нам лгут. 185 Так не попытаться ли проникнуть за фасад поверхностей? 185 Возможно, что ощущение стабильности, которым веет, к примеру, от шестиэтажного дома, обманчиво. Его строгий абрис и бетон, из которого он сделан, побуждают видеть в доме воплощение неподвижности. Но можно увидеть в нем и нечто совершенно другое: «В свете этого воображаемого анализа наш дом предстал бы как пронизываемый в каждом направлении потоками энергии, несомой внутрь и вовне любым вообразимым способом: с водой, газом, электричеством, телефонными линиями, радио- и телевизионными сигналами и так далее. Тогда его образ как неподвижного уступил бы образу комплекса мобильностей как сплетения путей, ведущих внутрь и вовне. Показывая соединение волн и течений, этот новый образ, куда точнее любого рисунка или фотографии, раскрыл бы в то же время тот факт, что этот объект недвижимости в действительности — двусторонняя машина, аналогичная активному телу: одновременно требующая массивного поступления энергии и основанная на информации, а потому требующая мало энергии. Обитатели дома воспринимают, получают и пользуются энергиями, которые активно потребляются самим домом (для лифта, кухни, ванной и так далее)» [Ibid:. 93]. Сопоставимые наблюдения, настаивает Лефевр, возможны в отношении улицы и города в целом, который потребляет «поистине колоссальные количества энергии, физической и человеческой» и представляет собой, по сути, постоянно горящий костер [Ibid], 185 Такое «энергийное» пространство не может быть нейтральным вместилищем живого опыта людей, которые, глядя вокруг, видят прежде всего движение [см.: Ibid:, 95]. 185 Мобильность свя-186-зана с проживаемым временем, «величайшим благом среди всех благ», запечатленным в пространстве подобно годовым кольцам дерева, но нам невидимым в силу действия особой оптики. 186 Модерность — а Лефевр был ее страстным критиком — отмечена тем, что проживаемое время «утрачивает свою форму и социальный интерес, за исключением времени, проведенного за работой» [Lefebvre, 1991]. Иными словами, «время оказывается подчинено экономическому пространству» [Ibid], оно в нем скрыто, оно «спрятано под кучей обломков, от которых надо избавиться как можно скорее» [Ibid.-, 96]. Логика капиталистической экспансии приводит к тому, что «пространство опустошено — и опустошает», «ограничивает», будучи превращенным в однородное и рационализированное, лишенное границ «между городом и деревней, центром и периферией, пригородами и городским центром, сферой автомобилей и сферой людей» [Ibid.-. 97]. Города превращаются в «коммерческие центры, напичканные товарами, деньгами и машинами» [Ibid: 50], а водитель автомобиля воплощает логику, по которой выхолащивается живое переживание пространства в пользу его функционального использования (прежде всего специалистами): «...человек, который делает чертежи и знает только, как оставлять следы на листе бумаги, человек, который ездит и знает только, как водить машину, — все они вносят вклад в порчу пространства, повсюду расчлененного. И все они дополняют друг друга: водитель озабочен только доставкой себя по адресу, глядя вокруг, он видит только то, что относится к делу, поэтому он видит только свой маршрут, материализованный, механизированный и технизированный, и видит его только под одним углом, а именно функциональности: скорость, постижимость, удобство» [Ibid.. 313]. Лефевра заботит, что таким образом теряется глубина восприятия людьми пространства, оно превращается в свой собственный «симулякр», уступая место поверхности, образованной визуальными знаками. 186 В работе, посвященной повседневности, Лефевр критикует стремительное изменение урбанистического ландшафта Франции, в ходе которого историческая городская среда раз-187-рушалась возведением все новых дорог, необходимых для все новых автомобилей. 187 Авто «занимают почетное место в системе заменителей» [Lefebvre, 1990:104] подлинных удовольствий, в принципе возможных в «подлинной» повседневности,.тогда как в ее капиталистической версии воображение людей подчинено «ложным нуждам». Циркуляция движения становится одной из основных функций общества, обусловливая «приоритет парковочных мест, улиц и дорог» [Ibid:. 100] по отношению к другим соображениям. Наблюдения Лефевра близки тем, что сделали американские урбанисты, к примеру Джейн Джекобс, сетуя на то, что поменялись функции городской улицы; из места встреч горожан и повседневной активности она превратилась в место хранения и перемещения машин. Конструируя абстрактное, геометрическое городское пространство, технократы-управленцы, чьи интересы совпадают с интересами производителей автомобилей, способствуют окукливанию автовладельцев в своих машинах и распаду общественного измерения городской жизни в силу исчезновения парков, рынков и других общественных мест. 187 Итог, подводимый Лефевром, грустен: «Автомобиль поработил повседневность, навязав ей свои законы» [Ibid:. 101]. Порабощение автомобилем повседневности Лефевр рассматривает в контексте плохого состояния французских дорог и соревнования водителей в агрессивности, столь знакомых нам по родным пенатам: «Движение машин позволяет людям собираться и смешиваться, не встречаясь, представляя поэтому яркий пример одновременности без обмена, заключенности каждого элемента в своем собственном отсеке, его замкнутости в своей скорлупе. Эти условия способствуют дезинтеграции городской жизни,., и усиливают особый "психоз" водителя; с другой стороны, реальные, но ограниченные и предустановленные опасности не мешают большинству людей "рисковать", ибо машина с ее свитой раненых и погибших, с ее кровавым следом — это все, что остается от повседневной жизни с ее жалким рационом волнения и опасности» [Ibid], 188 Эти мысли Лефевра резонируют со свежей статистикой, согласно которой, по данным последнего исследования ВОЗ, ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях гибнет 1,27 млн человек и около 50 млн получают травмы. 188 «Кровавый след» автомобилизации более чем наполовину оставлен пешеходами, мотоциклистами и велосипедистами. В России под колесами ежегодно габнет свыше 10 тыс. человек Возможно, Лефевр и погорячился,оназвав «жалким» «рацион волнения и опасности», которым мы вынуждены пробавляться в повседневности, но его диагноз переплетенности повседневной жизни и опасности, тревоги, неуверенности не только в завтрашнем дне, но и в исходе дня сегодняшнего весьма точен (я вернусь к этой тематике в главе о повседневности). 188 Мыслитель в то же время видит мощную экономическую логику, которая приводит к «расчленению, деградации и окончательному разрушению» городского пространства [Lefebire, 1991:359]- Нацеленный на демонстрацию противоречий капиталистического производства пространства, он рассуждает о разрыве между потреблением пространства, дающем прибавочную стоимость, и таким его потреблением, которое дает «только удовольствие» и в этом смысле не является продуктивным. Примером первого является создание скоростных дорог, мест парковки, гаражей. Это «продуктивное потребление пространства»: оно производит прибавочную стоимость. С ним связаны правительственные субсидии. А между тем «владельцы частных машин имеют в своем распоряжении пространство, которое лично им стоит очень немного, но обществу в целом его поддержание обходится очень дорого. Такое положение дел приводит кувеличению числа машин и автовладельцев, что очень устраивает производителей автомашин и усиливает их возможности влиять на расширение этого пространства» [см.: Ibid.]. Примером второго является разбивка парков и скверов и озеленение улиц. 188 За удовольствие же от зеленых насаждений, которое получает все городское сообщество, некому заплатить. 188 Вот чем объясняется, что они исчезают: чем больше дорог и 189 парковок, тем меньше деревьев и парков. 189 Эти рассуждения зафиксированы Лефевром в начале 1970-х годов, когда о капитализме в России еще мало кто помышлял, но сегодня трезвость (и постижимость) проведенного им анализа «автомобильности» трудно переоценить. 189 В стиле вождения, в спаянности статуса владельца и дороговизны автомашины, в поедании парковками зеленых мест проявляются социальные отношения капитализма. 189 Но Лефевр претендует на то, чтобы создать общую теорию капиталистического производства городского пространства, поэтому он завершает свою работу размышлениями о «субстрате», базисе, основании социальных отношений, каким является физическое пространство, что вновь приводит его к анализу мобильности. Места, обеспечивающие мобильность, подозревает он, обладают специфической природой, превышающей их материальность: «На это основание (физическое пространство. — £.7.) наложены - так, что преобразуют, вытесняют или даже угрожают его разрушить, — последовательные наслаивающиеся и запутанные сети, которые, хоть они по форме и всегда материальны, существуют все же помимо своей материальности: проходы, дороги, железные дороги, телефонные линии» [Lefebvre, 1991:403]. 189 Помимо товаров, лежащих в основе социальных отношений, нужно что-то еще: «Магазины и склады, где эти вещи хранятся, где они ждут, корабли, поезда и грузовые машины, которые их доставляют, — а поэтому и используемые маршруты — нужно тоже принять во внимание. <„> Мир товаров не имел бы "реальности" без подобных пристанищ или точек включения или без существования в качестве ансамбля» [Ibid]. 189 Два момента особенно значимы в этих рассуждениях. 189 Во-первых, это коэволюция социального и материально-технологического, на что впоследствии стали настойчиво обращать внимание акторно-сетевая теория, а затем и сторонники «поворота к мобильностям». 189 Во-вторых, это акцент на сложной сети, образованной потоками и структурами, которые эти потоки делают возможными, — местами стоянки, надежными 190 пристанищами, то есть сети, образованной мобильностью и иммобильностью. 190 Этот момент также стал ключевым в последующем изучении мобильности.
Date: 2015-08-07; view: 813; Нарушение авторских прав |