Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критика седентаризма
195 Исследования мобильности тесно связаны с критикой традиционной социальной теории за ее слепоту в отношении разных видов движения в социальном пространстве. 195 В «Социологии помимо обществ» английский социолог Джон Урри [См.: Urry, 2000] противопоставил традиционную социологию, базирующуюся, по его мнению, на статичных структуре и социальном порядке, и мобильную социологию, которая должна основываться на движении, мобильности и случайном упорядочении. 195 Если традиционная социология рисует картину мира, поделенного на национальные государства, то это и антропологов, и урбанистов, и иных специалистов побуждает мыслить в терминах стабильных структур. 195 Дело не только е том, чтобы подробно описать самые разнообразные городские мобильно-196-сти (чем многие исследователи сейчас увлечены). 196 Важно сделать акцент на мобильности стимулом к новому мышлению о социальном мире, такому, которое бы не «вычитало движение из картины», по выражению канадского философа Брайана Массуми [см.: Massumi, 2002: 3]. 196 Перечислим основные составляющие этого нового мышления. 196 Во-первых, социальные науки должны стремиться зафиксировать мир как подвижный и текучий, а не как стабильный. 196 Во-вторых, социальный мир образован разнородной множественностью времен и пространств. 196 В-третьих, социальные науки должны исходить из того, что социальность составляют как человеческие, так и нечеловеческие силы, а технология и общество взаимозависимы. 196 В-четвертых, социальным наукам необходимо избавиться от «контейнерного» мышления, в частности от описания мира как поделенного на национальные государства. 196 В-пятых, социальные практики — главное в обществе. 196 В-шестых, эмоционально-аффективная составляющая социальной жизни должна в теоретических описаниях последней занять подобающее место. 196 Рассмотрим кратко некоторые из этих составляющих. 196 Тезис о подвижности и текучести социального мира трудно, конечно, назвать новым. 196 «То, что "все вещи изменяются", представляет собой первое смутное обобщение, которое было сделано несистематической и еще далекой от аналитичности человеческой интуицией. Это тема лучших образцов древнееврейской поэзии в Псалмах; как фраза Гераклита, она выступает одним из первых обобщений древнегреческой философии... и вообще на всех стадиях цивилизации воспоминание об этом способно вдохновлять поэзию», — справедливо пишет английский философ Альфред Уайтхед, подробно исследовавший п онятия процесса, протекания и креативности [см.: Уайтхед, 1990: 293]. 196 Дело в том, чтобы, во-первых, само мышление и метафоры, в которых оно фиксируется, сделать динамичными, а во-вторых, чтобы критически выявить общепринятые представления о подвижности и неподвижности, понять их связь с 197 моралью и политикой. 197 К примеру, не получается ли, что в наших представлениях о социальной жизни мы часто неосознанно предпочитаем то, что находится (и остается) на своем месте, тому, что движется? 197 Седентаризм, то есть точка зрения, отдающая предпочтение оседлому и неподвижному образу жизни перед кочевым и подвижным, до сих пор куда более популярен. 197 Я коснусь трех вариантов критики седентаризма, предпринятой антропологами Т.Ингсльдом и Л. Малки и философами Ж Делезом и Ф, Гватгари. 197 У популярности седентаризма много причин. 197 Начнем с того, что в период модерности сложилось воображаемое противопоставление познания и движения, то есть уравновешенного и находящегося в покое разума и перемещающегося тела. 197 Хождение мыслилось как удел простолюдинов, а возможность добраться до цели иными средствами свидетельствовала о более высоком социальном статусе. Вордсворт, Рёскин и другие романтики прославили зоркость, необходимую, чтобы должным образом воспринимать красоту Озерного края, и тем способствовали воцарению зрения как главного способа контакта с миром. Американка Ребекка Солнит, автор интересной книги о гулянии и ходьбе, убеждена, что первым событием, приведшим к тому, что ходьба сегодня так непопулярна, было торжественное открытие в 1830 году первой междугородной пассажирской железной дороги между Манчестером и Ливерпулем [см.: Soltiit, 2000: 256]. 197 Воспетые Нестором Кукольником первые российские поезда, которые с 1837 года стали курсировать между Петербургом и Царским Селом («Дым столбом — кипит, дымится Пароход... Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье... Православный веселится наш народ..»), также привели к тому, что люди отныне предпочитали добираться до места сидя и беседуя. 197 Пространство, понятое как вместилище, в котором тело и дух могут оставаться в покое, положившись на силу зрения, — такое подспудное отношение к пространству сформировалось, как ни парадоксально, с развитием железнодорожного транспорта, сделавшим возможными путеше-198-ствия, в ходе которых путешественников движение как таковое не интересовало. 198 Они стремились к пунктам назначения, удобно расположившись в вагоне. 198 По мнению шотландского антрополога Тима Ингольда, «ничто лучше не иллюстрирует ценность, придаваемую седентарному восприятию мира, опосредованному предполагаемо превосходящими все другие чувства зрением и слухом, не нарушенному никаким тактильным или синестическим ощущением ног», как то, что мы последние 200 лет живем в «сидящем обществе» [Ingold, 2004: 323]. 198 Так что, заключает он, для обитателей современных городов характерна беспочвенности их не только все время что-нибудь отделяет от земли, будь то асфальт, стул или подошвы ботинок, но они почти не ходят, а потому лишены возможности познавания мира в движении. 198 Однако скажем без обиняков: мало ли куда и как далеко люди могут зайти, если дать им волю. Это хорошо понимали и понимают все правители. 198 Необходимость эффективного управления передвижением населения, безусловно, нередко самым опосредованным образом, но все же отражалась в социальной теории. Движение и поток, возможно, потому так долго входили в «слепое пятно» социальной теории, что отождествлялись с животным, инстинктивным, иррациональным и примитивным [см.: Blackman, 2008: 38]. Антрополог Мэри Дуглас в работе «Чистота и опасносф». показал а, что мы считаем «грязью» те предметы и тех людей, что сходят со своих мест, нарушая привычный порядок вещей. Антрополог Лииса Малки, развивая эти идеи в книге «Чистота и изгнание» [см-.MalkU, 1995], показывает, какую сомнительную роль в современном коллективном воображении играет метафора дерева. 198 Она преобладает в описании отношений человека с местом: укорененность приветствуется, а люди-«перекати-поле» порицаются: «Наши седентаристские допущения о привязанности к месту приводят к тому, что мы определяем перемещение не как факт социополитического контекста, но как внутреннее патологическое 199 качество перемещенных» [Malkii, 1997: 62]. 199 «Седентаристская метафизика» проявляется в отношении ко всем, кто выпадает из своей нации в силу исторических событий или случайностей судьбы, ведь именно нация составляет сегодня преобладающий режим классификации, образуя «национальный порядок вещей». По Малки, это обитание в постоянном месте «мыслится как норма, а глобальный социальный факт, что сегодня больше, чем когда-либо, люди хронически мобильны и привычно перемещены, изобретая дома и родину в отсутствие территории», недооценивается [Ibid:. 52]. Date: 2015-08-07; view: 665; Нарушение авторских прав |